1 Разработчик: Максимова А. К. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества». Максимова, А. К.: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа / А. К. Максимова. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО «Центр детского творчества», 2020. - 31с. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный пешеход» предполагает формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечат развитие новых социальных ролей учащихся как участников дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет. Срок реализации Программы 144 часа. Программа адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в рамках социально-гуманитарной направленности. 2 Содержание Раздел I. Комплекс основных характеристик программы …………….… 4 1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….…………. 4 1.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………… 7 1.3. Содержание программы ……….…………………..…………………... 9 1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……… 17 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий.……….. 19 2.1. Календарный учебный график..……………………………...……….. 19 2.2. Условия реализации программы ………………………….................... 19 2.3. Формы аттестации ……………………………………..………………. 21 2.4. Оценочные материалы ..………….……………………………………. 21 2.5. Методические материалы ………………………………..……………. 21 Список литературы …………………………………..……………….......... 23 Приложение………………………………………………………………… 24 3 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Дополнительная Пояснительная записка общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный пешеход» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации общеобразовательных по проектированию общеразвивающих дополнительных программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»); - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества»; - Правила персонифицированного финансирования. Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социогенных и технических факторов. 4 В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками, либо жертвами дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Охрана жизни и здоровья детей - это приоритетная задача как государства в целом, так и каждой образовательной организации в частности. Обществу сегодня необходима система образования, обеспечивающая детей навыками безопасного поведения в разных сферах жизни. Решение этой проблемы предполагает формирование у учащихся системы устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения ПДД, их практической отработки во всех видах деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный пешеход» (далее Программа) направлена на формирование у учащихся представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Специфика Программы заключается в том, что наряду с изучением ПДД, она ориентирована на многостороннее видение дорожно-транспортной ситуации, позволяет учащимся младшего школьного возраста получить представление о социальной роли и ответственности участников дорожного движения за обеспечение безопасности дорожного движения. Программа разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. 5 Направленность Программы – социально-гуманитарная. Актуальность Программы исходит из того, что сегодня дети ведут себя на улицах и дорогах неосторожно, выходят на проезжую часть дороги из-за деревьев, стоящих машин и других препятствий. В результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Но, исследовав причины проблемы детского дорожно-транспортного травматизма, можно установить, что не только неосторожное поведение влечёт за собой дорожное происшествие, а в большей степени - нежелание выполнять те требования, которые предъявляются к каждому участнику дорожного движения. Немаловажно отметить, что не все юные пешеходы достаточно информированы и обучены основам безопасного движения и поведения на дорогах. Педагогическая целесообразность определяется возможностью оптимального развития каждого учащегося младшего школьного возраста на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной деятельности, позволяющей в игровой форме становиться участником ролевых событий, возможных в транспортной среде, и дающее возможность адекватной самооценки своих действий. Отличительная особенность Программы заключается в том, что в содержании предусматривается привлечение учащихся к информационно– агитационной деятельности по профилактике дорожно–транспортного травматизма. В Программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности учащихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности. Практическая значимость Программы Программа создает условия для социальной практики учащегося, освоения теоретического и практического опыта поведения на дороге. 6 Социальная значимость Программы Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает учащимся младшего школьного возраста уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Сроки реализации программы -1 год, 144 часа. Форма обучения – очная. Форма организации образовательного процесса – групповая, занятия проводятся в разновозрастной группе, численный состав до 20 человек. К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой персонал Учреждения в котором реализуется Программа. Адресат Программы Программа предназначена для учащихся 7-11 лет. Набор учащихся на обучение по Программе - свободный. 1.2. Цель и задачи Программы Целью Программы является: формирование знаний и умений, которые обеспечат развитие новых социальных ролей у учащихся как участников дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. Задачи Программы: обучающие: - создать условия для формирования у учащихся устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения; - создать условия для формирования самоконтроля и самоорганизации поведения учащихся в дорожной среде; - создать условия для расширения у учащихся общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах; 7 - создать условия для формирования знаний у учащихся о регулировании движения пешеходов, транспортных средств, велосипедистов на дорогах; - создать используемой условия в дорожном для освоения движении, учащимися способствующее терминологии, осознанному использованию и усвоению основ безопасного поведения на улицах и дорогах; воспитательные: - создать условия для формирования у учащихся культуры участника дорожного движения; - создать условия для формирования у учащихся отрицательного отношения к нарушителям ПДД; - создать условия для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к своей безопасности на дороге; развивающие: - развивать у учащихся навыков безопасного поведения на дороге; - развивать у учащихся умения предвидеть скрытую опасность на дороге; - развивать у учащихся внимание, воображение, мышление, речь, память. 8 1.3. Содержание Программы Учебно-тематический план Программы «Юный пешеход» (144 часа) № п/п Наименование разделов, тем подразделов I. Введение в Программу Количество часов Всего часов 4 Форма контроля Теория Практика 2 2 2 1 1 2 1 1 44 9 35 4 1 3 Наблюдения, опрос 2.1 Введение. Знакомство с Программой История правил дорожного движения II. Изучение правил дорожного движения Правила дорожного движения 2.2 Дороги и их элементы 4 1 3 Наблюдения, опрос 2.3 «Дом – школа – дом» 2 1 1 2.4 Населенные пункты 4 1 3 Наблюдения, викторина Наблюдения, опрос 2.5 Дорожные знаки 6 1 5 Наблюдения, тест 2.6 Светофор 6 1 5 Наблюдения, тест 2.7 Распределение приоритета между участниками дорожного движения Регулируемые перекрестки 4 1 3 Наблюдения, тест 4 1 3 Наблюдения, тест 4 1 3 Наблюдения, тест 6 1 5 наблюдения III. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи Первая помощь при ДТП 24 4 20 24 4 12 IV. Дорожные ситуации– «ловушки» Дорожные ситуации– «ловушки» Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях 24 4 20 18 2 16 наблюдения 6 2 4 наблюдения 1.1 1.2 2.8 Движение через железнодорожные пути 2.10 ПДД для велосипедистов 2.9 3.1 4.1 4.2 9 Наблюдение, вопрос - ответ Наблюдения, практическая работа 5.1 6.1 V. Фигурное вождение велосипеда Фигурное вождение велосипеда VI. Традиционно-массовые мероприятия Традиционно-массовые мероприятия 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 Всего часов: 144 27 117 10 Наблюдения, тест, практическая работа Наблюдения, тест, конкурсы, соревнования Содержание учебно-тематического плана Программы «Юный пешеход» (144 часа) I Раздел. Введение в Программу (4 часа) Тема 1.1. Введение. Знакомство с Программой (2 часа) Цели, задачи Программы. Практическая работа Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Тема 1.2. История правил дорожного движения (2 часа) История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Практическая работа Просмотр видеоролика. Тест. Беседа с сотрудниками ГИБДД. Раздел II. Изучение правил дорожного движения (44 часа) Тема 2.1. Правила дорожного движения (4 часа) Правила Обязанности Проблемы дорожного пешеходов, безопасности движения в России. Общие водителей, велосипедистов движения, причины и положения. пассажиров. дорожно-транспортных происшествий. Практическая работа Просмотр видеоролика. Тест. Тема 2.2. Дороги и их элементы (4 часа) Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. 11 Тема 2.3. «Дом – школа – дом» (2 часа) Что такое маршрут. Какой маршрут называют безопасным. Короткая дорога – не всегда безопасная. Основные дороги в районе расположения образовательного учреждения. Маршрут от дома до школы и обратно. Практическая работа Обсуждение составленных совместно с родителями маршрутов учащихся из дома в школу и обратно. Правила поведения на маршруте . Целевая прогулка. Тема 2.4. Населенные пункты (4 часа) Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Экскурсия. Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Тема 2.5. Дорожные знаки (6 часов) Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Информационно указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Целевая прогулка. Тема 2.6. Светофор (6 часов) Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. 12 Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Тема 2.7. Распределение приоритета между участниками дорожного движения (4 часа) Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Целевая прогулка. Тема 2.8. Регулируемые перекрестки (4 часа) Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Целевая прогулка. Тема 2.9. Движение через железнодорожные пути (4 часа) Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Целевая прогулка. 13 Тема 2.10. ПДД для велосипедистов (6 часов) ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств Практическая работа Решение задач, карточек по ПДД. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ПДД. Целевая прогулка. Раздел III. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (24 часа) Тема 3.1. Первая помощь при ДТП (24 часа) Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Виды повязок и способы их наложения. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Сердечный приступ, первая помощь. Практическая работа Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. 14 Раздел IV. Дорожные ситуации–«ловушки» (24 часа) Тема 4.1. Дорожные ситуации–«ловушки» (18 часов) Ловушка «Закрытый обзор». Ловушка «Отвлечения внимания». Ловушка «Пустынная улица». Ловушка «На автобусной остановке». Ловушка «На пешеходном переходе». Ловушка «У светофора». Ловушка «На перекрѐстке». Ловушка «Возле дома». Практическая работа Моделирование дорожных ситуаций-«ловушек» на напольном и настольных перекрестках. Решение задач ситуационного минимума. Игра «НЕ ИГРА». Викторина «Дорожные ловушки». Целевая прогулка. Тема 4.2. Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (6 часов) Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд). Практическая работа Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Раздел V. Фигурное вождение велосипеда (24 часа) Тема 5.1. Фигурное вождение велосипеда (24 часа) Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного переход. Движение групп велосипедистов. Препятствия (прохождение трассы): - змейка; - восьмерка; - качели; - слалом; - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - скачок; - коридор из коротких досок. 15 Практическая работа Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Отработка фигур. Составление памятки: «Юному велосипедисту». Подготовка к конкурсу «Крутой водила». Раздел V. Традиционно-массовые мероприятия Тема 6.1. Традиционно-массовые мероприятия (24 часа) Подготовка и проведение соревнований по ПДД в классах. Подготовка к соревнованию «Безопасное колесо». Выступление в классах по пропаганде ПДД. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Участие в различных соревнованиях по ПДД. 16 1.4. Планируемые результаты В результате прохождения программного материала учащиеся, как правило: будут знать: - этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте; - все виды знаков, их назначение и места установки на улицах и дорогах; - схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу; - особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд); - вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее; - общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода; - правила поведения школьников при движении колонной по улице; - основные правила поведения езды на велосипеде, самокате и других средствах движения; - значение световых и звуковых сигналов подаваемых, водителями транспортных средств; - способы оказания неотложной медицинской помощи; будут уметь: - выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда; - определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома; - пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта; - выполнять условия, обеспечивающие маршрутных транспортных средств; 17 безопасность, на остановке - выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств. - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; - в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; в процессе обучения учащиеся учатся: - работать в группе, учитывать мнение партнеров; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; - уважительно относиться к другим участникам дорожного движения. 18 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 1. Продолжительность учебного года: Начало учебного года – не позднее 15.09. Продолжительность учебного года (модулей) – 36 недель 1. Календарь занятий Год обучен ия 1 год обучен ия Количество Праздничн недель ые дни образовательн ого процесса 36 недель Ноябрь 04 Праздничные дни Летние каникулы Январь: 01,02,03,04,05,06,07,08 Февраль: 23 Март:08 Май:01,09 01.07-31.08 Продолжительность академического часа групповых занятий – 4045 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. Программа рассчитана на детей 7–11 лет, срок реализации 1 год. Оптимальное количество учащихся – до 20 человек. 2.2. Условия реализации Программы Работа на занятиях осуществляется в соответствии с разработанной Программой, которая включает 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Работа ведется с учетом местных условий и учебновоспитательного режима Учреждения. Группы комплектуются с учетом возраста учащихся. Занятия по Программе строятся в занимательной, игровой форме; беседы с сотрудниками ГИБДД, с медицинскими работниками; наблюдения за транспортом; экскурсии; целевые прогулки. Для успешной реализации данной Программы созданы следующие материально-технические условия: Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий: в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14. Для 19 организации учебного процесса необходим кабинет из расчета 2 м2 на каждого учащегося с возможностью проветривания, и зонирования пространства, как для индивидуальной, так и для групповой работы. Мебель для занятий: в кабинете располагаются стулья, количество соответствует количеству учащихся, мобильные парты, которые обеспечивают возможность, как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах и коллективной работы. Оборудование для занятий: проектор, экран, ноутбук, звуковое оборудование, магнитная доска, интерактивная доска. Для оснащения занятий: маркеры, раздаточный материал - канцелярские принадлежности для творческих работ, модели транспортных средств, макеты дорог, дорожные знаки и т.д.. Кадровые условия реализации Программы: Педагог учащихся дополнительного реализующий образования данную творческого Программу владеет объединения следующими профессиональными и личностными качествами: - обладает специальным педагогическим образованием - педагог дополнительного образования; - владеет навыками и приёмами организации занятий; - знает физиологию и психологию детского возраста; - умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; - умеет создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся; - умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся; - систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. 20 2.3. Формы аттестации/контроля Способы проверки знаний учащихся: собеседование, контрольное упражнение, задания, практическая работа, тестирование, участие в конкурсах, выставках и др. мероприятиях. Формы подведения итогов реализации Программы: фронтальный опрос, конкурсы по безопасности дорожного движения, выступление агитбригады, тестирование, соревнования, викторины, и др. массовые мероприятия. Критериями выполнения Программы служат: стабильный интерес учащихся к изучению, выполнению и пропаганде правил дорожного движения; массовость и активность участия в мероприятиях по данной направленности. 2.4. Оценочные материалы Оценка эффективности Программы Итоги освоения учащимися программного материала подводятся в форме тестирования (Приложение 3). 2.5. Методическое обеспечение Содержание Программы спланировано с учётом специфики возраста обучаемых, их интересов, уровня интеллектуального и физического развития. Учебная деятельность Методы обучения: - словесный - беседы, описания, объяснения, указания, убеждение, инструктаж, оценка. - практический - выполнение упражнений, заданий, отработка умений и навыков, создание, проигрывание и анализ ситуаций. Формы учебной работы на занятиях: - предметно-тематическое общение. Разбор новых понятий, терминов; - наглядный метод или объяснительно-иллюстративный. Просмотр документов, видеофильмов, слайдовых презентаций; - объяснение темы, понятий с использованием слайдовых презентаций; 21 - применение активных форм обучения - мастер-класс, встречи с профессионалами; - игровой метод, стимулирующий рост мотивации к обучению, развивающие потребности самостоятельной работы с различными источниками знаний (Приложение 2); Методики/технологии воспитания: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, пример, упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации; соревнования, поощрение, здоровьесберегающие технологии. 22 Список литературы 1. Гончаров, Е. В. Дополнительное образование детей в схемах, таблицах и определениях: учебное пособие / Е. В.Гончарова, И. С. Телегина.— Нижневартовск: Издво Нижневарт. гос. ун-та, 2013.—139с. -Текст: непосредственный. 2. Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников: серия «Здравствуй, школа!» / В. П. Дмитрук. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 160с. -Текст: непосредственный. 3. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы / В. И. Ковалько. – Москва: ВАКО, 2014. – 191с. -Текст: непосредственный. 4. Надеждина В. Правила дорожного движения для детей / В. Надеждина. – Москва: АСТ, 2016. – 192с. -Текст: непосредственный. 5. Соколова, Т. Б. Основы Правил дорожного движения - педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений / Т. Б. Соколова.Кемерово: ГЦДТТ, 2007. -34 с. - Текст: непосредственный. 23 Приложение 1 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ • 7 раз погляди, а потом иди. • Опасностей много, а жизнь одна. • При матушке прекрасно, со светофором безопасно. • Правила дорожные знай и соблюдай. • На дороге не зевай, Правила соблюдай. • Начинаешь переход, сделай влево поворот. • Назвался ЮИДовцем ты, младших друзей обучи. • Вперёд смотри, где народ -там ты иди. • Правила дорожные знать, легко по дороге шагать. • Здоровье береги, на дорогу смотри. • На дороге шутить – себе навредить. • На светофор надейся, а сам не оплошай. • Дорожный знак не говорит, а Правилу учит. • Умному на дороге всегда добро. • За ЮИДовцем пойдёшь – ума наберёшь. • Любишь кататься – люби Правила соблюдать. 24 Приложение 2 ФИЗМИНУТКИ «Машины» «На улице нашей Машины, машины, дети держат воображаемый руль, идут по кругу Машины малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчаться, поворачиваются в другую сторону Как будто живые. Эй, машина, сигнал «стоп» Я примерный пешеход: руки на пояс, выполняют полуприседания. Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю. «Мы – пешеходы» Постовой стоит упрямый (ходьба на месте) Людям машет: Не ходи! (движение руками в стороны, вверх, в стороны) Здесь машины едут прямо (руки перед собой) Пешеход, ты погоди! (руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс) Приглашает нас идти (шагаем на месте) Вы, машины, не спешите (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (прыжки на месте) «Мы путешествуем» «За руль садится наш шофёр (Показываем руль) И включает свой мотор. Мы в автобусе сидим (Показываем руками окошечко) И в окошечко глядим Мы видим скалистые горы, (Руки вверх) 25 Широкое синее море (Раздвигаем руки в стороны) Мы видим поляны, луга (Руки перед собой) И посмотрите – радуга. (Руки вверх) Игра «Светофор» В светофор мы поиграем Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы считать (потянуться на носочках) В светофор мы поиграем (ходьба на месте) Руки, ноги разминаем (встряхивание руками, ногами) Красный свет нам «Стой!» кричит. Ждать зелёного велит. Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад, и вперёд. (наклоны) Влево, вправо поворот (наклоны туловища) Левой, правой, левой, правой, (бег на месте) Смело мы идём вперёд. (ходьба на месте) Светофор – помощник славный Уставать нам не даёт. 26 Приложение 3 Оценочные материалы ТЕСТ по ПДД пешеходов 1. Кто являются участниками дорожного движения? 1. водитель, велосипедист; 2. пешеход, пассажир, водитель; 3. пешеход, водитель, велосипедист; 4. пассажир, водитель. 2. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. 1. тротуар; 2. дорожка; 3. дорога; 4. пешеходный переход. 3. Часть дороги, предназначенная для движения безрельсового транспорта. 1. дорога; 2. обочина; 3. проезжая часть; 4. трасса. 4. Недостаточная видимость – это видимость дороги: 1. менее 100м; 2. менее 150м; 3. менее 200м; 4. менее 300м. 5. Что означает мигание зеленого сигнала светофора? 1. светофор неисправен; 2. запрещает движение; 3. разрешает движение, но скоро будет включен запрещающий сигнал; 4. будет включен желтый сигнал. 6. С какой максимальной скоростью разрешается двигаться транспорту в жилой зоне? 1. 10 км/ч; 2. 20 км/ч; 3. 30 км/ч; 4. 40 км/ч. 7. Где могут двигаться пешеходы в жилой зоне? 1. только по тротуарам; 2. по бордюрам; 3. по тротуарам и в один ряд по краю проезжей части; 4. по тротуарам и по всей ширине проезжей части. 8. С какого возраста разрешается сидеть на заднем сиденье мотоцикла? 1. с 12 лет; 2. с 13 лет; 3. с 14 лет; 4. с 15 лет. 9. С какого возраста разрешается на велосипеде выезжать на проезжую часть? 1. с 12 лет; 2. с 13 лет; 3. с 14 лет; 4. с 15 лет. 10. В каких случаях допускается движение транспорта по тротуарам и пешеходным дорожкам? 27 1. если водитель рядом живет; 2. если не будут созданы помехи пешеходам; 3. только если этот транспорт обслуживает торговые или другие предприятия, расположенные непосредственно у этих тротуаров и дорожек; 4. для объезда затора на проезжей части. 11. Являются ли тротуары и обочины частью дороги? 1. являются; 2. не являются; 3. являются только обочины; 4. являются только тротуары. 12. Где пешеходам разрешается пересекать проезжую часть, если в поле зрения нет пешеходного перехода? 1. там, где ближе и удобнее; 2. там, где дорога просматривается в обе стороны; 3. в любом месте, где нет транспорта; 4. переходить запрещено. 13. Разрешается ли водителю пользоваться телефоном во время движения? 1. разрешается; 2. не разрешается; 3. разрешается только при движении со скоростью менее 40 км/ч; 4. разрешается только при использовании технических устройств, позволяющего вести переговоры без использования рук. 14. Что означает мигание желтого сигнала светофора? 1. светофор неисправен; 2. разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода; 3. запрещает движение; 4. вскоре будет включен красный сигнал. 15. Сколько групп дорожных знаков существует в ПДД? 1. 5 групп; 2. 6 групп; 3. 7 групп; 4. 8 групп. 16. Разрешена ли перевозка детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье легкового автомобиля? 1. запрещается; 2. разрешается, только с использованием детских удерживающих устройств; 3. разрешается, только на руках у взрослых; 4. можно сидеть с любого возраста. 17. Какая группа знаков вводит или отменяет определенные режимы движения? 28 1. запрещающие; 2. предупреждающие; 3. информационные; 4. предписывающие. 18. Водители и пассажиры, каких транспортных средств при движении должны быть пристегнуты ремнями безопасности? 1. только легковых автомобилей; 2. всех автомобилей; 3. всех транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности; 4. всех транспортных средств, кроме автобусов. 19. Какой стороны должны придерживаться пешеходы, идя по тротуарам, пешеходным дорожкам? 1. левой; 2. любой; 3. правой; 4. посередине. 20. Желтая зигзагообразная линия разметки обозначает… 1. стоянка разрешена; 2. место остановки маршрутных транспортных средств; 3. запрещена остановка; 4. разрешена остановка. ОТВЕТЫ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 2 1 3 4 3 2 4 1 3 3 2 4 2 4 1 3 3 2 1 2 ТЕСТ по ПДД велосипедистов 1 вариант 1. Группе велосипедистов разрешено движение по дороге? А) в два ряда Б) в один ряд В) в три ряда 2. Велосипедисту запрещается выезжать на дорогу при неисправностях. А) тормозной системы Б) тормозной и рулевой системы В) тормозной, рулевой системы и осветительных фонарях. 3. Вытянутая в сторону и согнутая в локте правая рука велосипедиста обозначает. А) Левый поворот Б) Правый поворот В) Остановку 4. При плохой видимости или в темное время суток велосипедист обязан. А) Включить спереди фонарь белого цвета, сзади красного света Б) Включить фонари белого света В) Может двигаться без фонарей по обочине 29 5. Вам исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город? А) да; Б) нет; В) да, при наличии удостоверения на право управления 2 вариант 1. Велосипедист придерживается правил. А) для пешеходов Б) для велосипедистов В) для транспортных средств 2. Велосипедистам запрещено ездить. А) по тротуарам и пешеходным дорожкам Б) по проезжей части и обочине В) по бездорожью 3. Вытянутая в сторону правая рука велосипедиста обозначает. А) Левый поворот Б) Правый поворот В) Остановку 4. Движение на велосипеде по дорогам разрешено. А) с 16 лет Б) с 14 лет В) в любом возрасте 5. Движение по обочине велосипедистам. А) Разрешено Б) Запрещено В) Разрешено, если это не создает помех пешеходам. 6. Вам исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город? А) да; Б) нет; В) да, при наличии удостоверения на право управления 3 вариант 1. Велосипедист придерживается правил. А) для пешеходов Б) для велосипедистов В) для транспортных средств 2. Велосипедистам запрещено ездить. А) по тротуарам и пешеходным дорожкам Б) по проезжей части и обочине В) по бездорожью 3. Велосипедистам запрещено ездить. А) по тротуарам и пешеходным дорожкам Б) по проезжей части и обочине В) по бездорожью 4. Вытянутая в сторону правая рука велосипедиста обозначает. А) Левый поворот Б) Правый поворот В) Остановку 5. Движение на велосипеде по дорогам разрешено. А) с 16 лет Б) с 14 лет В) в любом возрасте 30 6. Движение по обочине велосипедистам. А) Разрешено Б) Запрещено В) Разрешено, если это не создает помех пешеходам. 31