1 ЮНЫЙ воин Пронина с титульником

1

Разработчик: Пронина И. Н. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр
детского творчества».

Пронина, И. Н.: Юный воин: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа / И. Н. Пронина. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО «Центр
детского творчества», 2020. - 24с.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный воин»
предполагает формирование у учащихся общественно-значимых ориентаций, готовности
к военной службе, способствует воспитанию патриотизма у учащихся. Программа
рассчитана для юношей и девушек 14-18 лет. Срок реализации Программы 216 часов.
Программа адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в
рамках социально-гуманитарной направленности.

2

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы …………….…

4

1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….………….

4

1.2. Цель и задачи программы …….……………………..…………………

6

1.3. Содержание программы ……….…………………..…………………...

8

1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……… 16
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий.………..

18

2.1. Календарный учебный график..……………………………...………..

18

2.2. Условия реализации программы ………………………….................... 18
2.3. Формы аттестации ……………………………………..………………. 20
2.4. Оценочные материалы ..………….……………………………………. 20
2.5. Методические материалы ………………………………..……………. 20
Список литературы …………………………………..………………..........

3

24

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
-

Дополнительная

Пояснительная записка

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Юный воин» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-

Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
-

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества»;
- Правила персонифицированного финансирования.

4

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения
всегда стояла в центре внимания педагогической науки, всего общества, так
как любовь к Родине, стремление к её процветанию является основой
могущества государства. Условия, в которых сегодня находится российское
общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего
поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие
гражданские идеалы. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе,
социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на
нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Подростки,
неохотно принимают участие в общественной жизни, не интересуются ею,
стремятся уклониться от службы в Российской армии.
Особая роль в решении данных проблем отводится детско-юношеским
военно-патриотическим организациям и объединениям. Их деятельность
направлена на воспитание и развитие у подрастающего поколения лучших
человеческих

качеств,

формирование

мировоззрения,

социально-

нравственных ценностей, норм поведения, уважения и любви к Родине, её
героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный

воин»

(далее

Программа)

подрастающего поколения

направлена

на

формирование

у

формирования у них высоконравственных

принципов, выработки определенных норм поведения, должной физической
и начальной военной подготовки.
Программа разработана с учетом требований к содержанию и
оформлению образовательных программ дополнительного образования
детей.
Направленность Программы – социально–гуманитарная.
Актуальность

данной

Программы

способствует

формированию

знаний, умений и навыков, необходимых для начальной подготовки будущих
защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию
5

социальной

активности

учащихся,

решению

проблемы

расширения

образовательного пространства.
Педагогическая

целесообразность

Программы

допризывной

подготовки «Юный воин», заключается в том, что патриотическое
воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс
педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и
физическое

развитие

подростков

с

целью

формирования

у

них

высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения,
должной физической и начальной военной подготовки.

Она позволяет

усилить ориентацию учащихся на развитие интересов и способностей в
выбранной деятельности, приобретении знаний и практических навыков,
необходимых при прохождении службы, опыта вхождения в коллектив,
межличностных отношений и коллективной деятельности.
Отличительная особенность Программы заключается в формировании
начальных основ военной и строевой подготовки, мотивации учащихся к
военной службе. Программа включает в себя направления: историческое,
военное дело, медицинская подготовка, общая физическая подготовка.
Практическая значимость Программы
Реализация Программы будет способствовать углублению знаний
учащихся по истории Российской государственности и воинской славы
Отечества, воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны и
труда, приобретению высоких духовных и физических качеств, пропаганде и
утверждению среди подростков ценностей военной службы, готовности
успешно выполнять свои конституционные обязанности в мирное и военное
время.
Социальная значимость Программы
Программа
способствовать

решать

проблему

формированию

у

патриотического

учащихся

ориентаций, готовности к военной службе.
Сроки реализации Программы – 1 год.
6

воспитания,

общественно-значимых

Форма обучения – очная.
При реализации Программы возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
Реализация Программы может осуществляться в дистанционном
режиме с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога
согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского
творчества».

Формы

организации

образовательного

процесса

в

дистанционном режиме: e-mail; дистанционное обучение в сети Интернет,
видеоконференции,

оп-line

тестирование,

интернет-занятия,

надомное

обучение с дистанционной поддержкой, skype-общение, облачные сервисы,
мессенджеры и т.д.
Форма организации образовательного процесса – групповая, занятия
проводятся в разновозрастной группе, численный состав до 20 человек.
Адресат Программы
Программа предназначена для юношей и девушек, в возрасте от 14 до
18 лет. Набор учащихся, на обучение по Программе - свободный. На
вакантные учебные места в течение года может проводиться дополнительный
набор учащихся по уровню их подготовленности.
1.2. Цель и задачи Программы
Целью образовательной Программы является совершенствование
гражданского и патриотического воспитания подростков и ориентирование
их на службу в армии и других силовых структурах РФ.
Задачи Программы
обучающие:
- формировать знания об истории военного дела;
- сформировать знания о Вооруженных Силах Российской Армии;
- способствовать профессиональной ориентации подростков;

7

- обучить практическим приемам по физической и строевой подготовке,
умению работать с картой, знанию правил оказания первой медицинской
помощи.
развивающие:
- развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности,
духовные и нравственные качества личности;
-

развивать

физические

способности

подростков,

способствовать

комплексной подготовке к службе в Вооруженных силах России;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
воспитательные:
-

способствовать

формированию

нравственных

и

волевых

качеств,

патриотического самосознания, коллективизма;
- способствовать формированию чувства уверенности в своих силах,
самостоятельности;
- формировать потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;
- воспитывать чувство долга и гордости за свою страну и Вооруженные
Силы.

8

1.3. Содержание Программы
Учебно-тематический план Программы «Юный воин» (216 часов)
№ Наименование разделов, тем
п/п подразделов

I. Введение в Программу
1.1
1.2

2.1
2.2

3.1
3.2

Введение.
Знакомство с Программой.
Защита Отечества –
конституционная обязанность
гражданина Российской
Федерации
II. История вооруженных сил
России
История вооруженных сил России
от Рюрика до конца XX века
Вооруженные Силы современной
России
III. Практические основы
военной службы
Общевоинские уставы. Устав
внутренней службы.
Автомат Калашникова

Количество часов
Всего
часов
9

Форма контроля

Теория Практика
2

7

3

1

2

наблюдения

6

1

5

Вводный тест

30

18

12

15

9

6

Наблюдения,
опрос, тест

15

9

6

Наблюдения

60

8

52

6

2

4

Наблюдения

18

2

16

Наблюдения

опрос, тест

опрос, тест
норматив по
разборке-сборке
автомата

3.3

Пневматическая винтовка
калибра 4,5 мм

18

2

16

Наблюдения

3.4

Строевая подготовка

18

2

16

Наблюдения

IV. Средства коллективной и
индивидуальной защиты
Оружие массового поражения.
Способы защиты от них.
Противогазы, респираторы,
общевойсковой защитный
костюм

18

9

9

9

6

3

Наблюдения

9

3

6

Наблюдения

24

4

20

6

1

5

4.1
4.2

V. Виды ранений и травм.
Общие правила оказания первой
помощи при ранениях и травмах.
5.1 Виды кровотечений. Способы
остановки кровотечений

9

норматив по
стрельбе

опрос, тест
опрос, тест,
практические
задания

Наблюдения

опрос, тест

Иммобилизация конечностей и
транспортировка раненых
Правила наложения повязок

6

1

5

Наблюдения

6

1

5

Наблюдения

5.4

Первая помощь при остановке
сердца

6

1

5

Наблюдения

27

3

24

6.1

9

1

8

6.2

VI. Общая и специальная
физическая подготовка
Общая и специальная физическая
подготовка
Рукопашный бой

9

1

8

опрос, тест
практические
задания

6.3

Военная топография

9

1

8

Наблюдения

VII. Традиционно-массовые
мероприятия, итоговые занятия
Всего часов:

48

3

45

216

47

169

5.2
5.3

10

опрос, тест
опрос, тест
опрос, тест,
практические
задания

Наблюдения

практические
задания
Участие в
мероприятиях

Содержание учебно-тематического плана
Программы «Юный воин» (216 часов)
I Раздел. Введение в Программу
Тема 1.1. Введение. Знакомство с Программой (2 часа)
Вводное занятие. Правила техники безопасности и поведения в
кабинете учащихся.
Практическая работа
Выполнение проверочной работы.
Тема 1.2. Защита Отечества – конституционная обязанность
гражданина Российской Федерации (6 часов)
Защита

Отечества

–

конституционная

обязанность

гражданина

Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Основные положения федеральных законов «Об обороне» и «О военной
службе и воинской обязанности».
Практическая работа
Дискуссия «На службе Отечеству». Выполнение проверочной работы.
II Раздел. История вооруженных сил России (30 часов)
Тема 2.1. История вооруженных сил России от Рюрика до конца XX
века (15 часов)
Вооруженные формирования Древней Руси. Состав, вооружение.
Военные походы. Битвы. Нашествие монголо-татар на Русь. Угроза с Запада.
Победа Александра Невского над шведами на Неве. Разгром немецких
рыцарей на Чудском озере. Куликовская битва. Русская армия начала XIX
века. Россия в первой мировой войне. Послевоенное строительство Красной
Армии.

Полководцы

Великой

Отечественной

войны.

Маршалы.

Вооруженные Силы СССР в послевоенное время. Появление новых видов
оружия, видов и родов Вооруженных Сил. Появление ядерного и ракетного
оружия,

атомных

стратегического

подводных

назначения.

лодок.

Холодная

Создание
война.

ракетных

Достижение

войск
военно-

стратегического паритета с США. Борьба ССР за мирное сосуществование.
11

Создание НАТО и Варшавского договора. Холодная война. Состояние армии
и флота после распада СССР, Распад Советского Союза. Реформирование
Вооруженных Сил России в начале XXI века. Реорганизация структуры
Вооруженных

Сил,

системы

управления

войсками.

Программа

перевооружения армии и флота. Меры по повышению боеготовности
Вооруженных Сил. Дни Воинской Славы России. Дни воинской славы России
и т.д.
Практическая работа
Просмотр видеоматериалов. Выполнение тестовых заданий. Выполнение
проверочной работы.
Тема 2.2. Вооруженные Силы современной России (15 часов)
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации, виды и рода войск
Вооруженных РФ. Руководство и управление Вооруженными Силами.
Сухопутные войска. Состав, предназначение, вооружение и военная техника.
Росгвардия, пограничные войска, спасательные воинские формирования,
железнодорожные войска и другие воинские формирования. Участие
Вооруженных Сил Российской Федерации в антитеррористической операции в
Сирии.Причины участия ВКС и других воинских формирований России в
боевых действиях против террористических формирований «Исламского
государства» и «Джебхат ан-Нусра» на стороне правительственных войск
Сирии. Итоги операции.
Практическая работа
Тест. Выполнение проверочной работы.
III. Раздел. Практические основы военной службы (60 часов)
Тема 3.1. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы
(6 часов)
Права

и

обязанности

военнослужащих

Вооруженных

Сил

и

взаимоотношения между ними. Обязанности основных должностных лиц
воинской части. Общевоинские уставы. Дисциплинарный устав. Сущность
воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению.
12

Виды поощрений и взысканий и права командиров по их применению. Устав
гарнизонной и караульной служб. Предназначение, порядок организации и
несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных
лиц гарнизона и караула. Строевой устав. Строевые приемы и движение без
оружия и с оружием, строи подразделения и воинских частей.
Практическая работа
Строевые приемы и движение без оружия и с оружием, строи
подразделения и воинских частей.
Тема 3.2. Автомат Калашникова (18 часов)
История

создания.

Модификации,

тактико-технические

характеристики. Устройство и принцип работы. Порядок неполной разборки и
сборки автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка АК-74.
Снаряжение магазина патронами. Действующие нормативы разборки-сборки
АК-74.
Практическая работа
Отработка

практических

навыков

разборки-сборки

автомата

Калашникова. Выполнение нормативов.
Тема 3.3. Пневматическая винтовка калибра 4,5 мм (18 часов)
Пневматическая винтовка калибра 4,5 мм. Меры безопасности при
стрельбе. Устройство, принцип действия.
Практическая работа
Учебные стрельбы.
Тема 3.4. Строевая подготовка (18 часов)
Строевая подготовка. Одиночные строевые приемы и движение без
оружия. Движение строевым шагом. Повороты на месте и в движении.
Практическая работа
Строевая подготовка. Одиночные строевые приемы и движение без
оружия. Движение строевым шагом. Повороты на месте и в движении.
Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Строевые приемы в
составе отделения. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
13

«Вольно», «Разойдись». Перестроение из одной шеренги в две шеренги и
обратно. Размыкание и смыкание строя от середины. Отдание воинского
приветствия в движении. Исполнение песни в строю.
IV. Раздел. Средства коллективной и индивидуальной защиты (18
часов)
Тема 4.1. Оружие массового поражения. Способы защиты от них
(9 часов)
Оружие

массового

поражения.

Ядерное,

химическое

и

бактериологическое оружие. Их поражающие факторы. Способы защиты от
них.
Практическая работа
Тест. Выполнение проверочной работы.
Тема 4.2. Противогазы, респираторы, общевойсковой защитный
костюм (9 часов)
Защитные

сооружения,

противорадиационные

укрытия,

щели.

Средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи. Противогазы ГП-7 и ГП-9, респираторы.
Общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм Л-1.
Практическая работа
Отработка практических навыков применения средств индивидуальной
защиты органов дыхания и кожи. Надевание противогаза ГП-7, ОЗК.
Выполнение нормативов.
V. Раздел. Виды ранений и травм. Общие правила оказания первой
помощи при ранениях и травмах (24 часа)
Тема 5.1. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений
(6 часов)
Способы

остановки

кровотечений.

Артериальное,

венозное,

капиллярное кровотечения. Их признаки. Способы остановки кровотечений:
наложение жгута, закрутки, пальцевое прижатие, давящая повязка.
14

Практическая работа
Отработка практических навыков остановки кровотечений. Наложение
жгута, закрутки, пальцевое прижатие, давящая повязка.
Тема 5.2. Иммобилизация конечностей и транспортировка раненых
(6 часов)
Иммобилизация конечностей и транспортировка раненых. Способы
иммобилизации верхних и нижних конечностей при травмах и переломах.
Способы транспортировки раненых и пострадавших.
Практическая работа
Отработка практических навыков иммобилизации конечностей и
транспортировки раненых.
Тема 5.3. Правила наложения повязок (6 часов)
Правила наложения повязок. Общие правила наложения повязок.
Наложение повязок на руку, ногу и голову.
Практическая работа
Отработка практических навыков наложения повязок.
Тема 5.4. Первая помощь при остановке сердца (6 часов)
Первая помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация.
Признаки жизни и смерти. Порядок проведения искусственной вентиляции
легких и непрямого массажа сердца.
Практическая работа
Отработка практических навыков сердечно-легочной реанимации на
тренажере «Максим».
VI. Раздел. Общая и специальная физическая подготовка (27 часов)
Тема 6.1 Общая и специальная физическая подготовка (9 часов).
Техника

безопасности

и

охрана

здоровья

на

занятиях

ОФП.

Самостраховка, элементы специальной акробатики (падения, кувырки,
перекаты). Марш – бросок с различными вводными, полосы препятствий.

15

Практические работа
Соблюдение

техники

безопасности

на

занятиях.

Выполнение

гимнастических упражнений на перекладине, брусьях, лазание по канату,
прыжки через спортивные снаряды. Выполнение силовых упражнений без
снарядов, со снарядами, на перекладине. Отработка легкоатлетических
упражнений: челночный бег, бег на разные дистанции (500 м, 800 м, 1000 м,
1500 м), бег на длинные дистанции (дев. - 2000 м, мал. - 3000 м.), бег по
пересеченной местности (кросс) 2-3км., интервальный и переменный бег.
Отработка прыжков в длину и высоту (с места, с разбега). Метание малого
мяча и гранаты. Прохождение марш-броска с различными вводными, полосы
препятствий.
Тема 6.2 Рукопашный бой (9 часов)
Анатомические и физиологические особенности ударной техники.
Правовые

основы

применения

рукопашного

боя.

Разминочные

и

подготовительные упражнения. Основные стойки и передвижения в
рукопашном бою. Техника ударов руками и ногами. Техника защиты,
освобождение

от

захватов.

Броски.

Комбинации

ударной

техники.

Рукопашный бой без оружия и с оружием.
Практическая работа
Соблюдение

техники

безопасности

на

занятиях.

Выполнение

разминочных и подготовительных упражнений. Отработка ударной техники
по воздуху, по предметам. Отработка основных стоек и способов
передвижения в рукопашном бою. Отработка ударов ногами и руками,
способов защиты и освобождения от захватов, бросков. Комплексная
отработка техники учебного боя. Комплексная отработка техники учебного
боя с оружием и без оружия.
Тема 6.3 Военная топография (9 часов)
Понятие о топографической карте. Местность, основные способы
изучения местности. Ориентирование и целеуказание. Ориентирование на
местности. Устройство компаса, движение по азимутам. Движение в заданном
16

направлении. Умение передвигаться по заданным направлениям в любых
условиях.
Практическая работа
Работа с картой. Определение по карте своего местонахождения.
Определение расстояний (по времени движения, по размерам, по звуку, на
слух), Движение на местности по карте. Движение по азимуту. Выполнение
проверочной работы.
VI. Раздел. Традиционно-массовые мероприятия, итоговые занятия
(48 часов)
Подготовка и участие в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях,
участие в профильных сменах.

17

1.4. Планируемые результаты
учащийся, как правило, будет знать:
- историю создания и развития вооруженных сил на протяжении периода
российской государственности;
- памятные даты важнейших побед российских вооруженных сил;
- Дни воинской славы России, города-герои и города воинской славы;
- виды и рода войск современных Вооруженных Сил Российской Федерации,
их назначение, состав, вооружение;
- поражающие факторы современных средств поражения;
- требования безопасности при выполнении стрельб;
- основные положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ в части
выполнения одиночных строевых приемов и строевых приемов в составе
отделения;
- назначение и правила применения средств индивидуальной защиты;
- основные тактико-технические характеристики и порядок неполной
разборки-сборки автомата Калашникова;
-правила оказания первой помощи при ранениях и травмах.
учащийся, как правило, будет уметь:
- выполнять строевые приемы одиночные и в составе отделения;
- выполнять неполную разборку-сборку автомата

АК-74,

снаряжать

патронами магазин автомата;
- выполнять нормативы по стрельбе из пневматической винтовки калибра 4,5
мм;
- правильно использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания
и кожи;
- оказывать первую помощь при ранениях и травмах, в т.ч. останавливать
кровотечения,

проводить

иммобилизацию

конечностей,

эвакуировать

раненых, накладывать простые повязки, проводить сердечно-легочную
реанимацию.
18

В процессе реализации данной программы формируются следующие
личностные качества:
- чувство патриотизма, готовности служения Отечеству
- мотивация к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- чувство долга и гордости за свою страну;
- готовность к саморазвитию и самообразованию;
- ответственное отношение к учению;
- отзывчивость к своим сверстникам, навыки работы в коллективе;
-

чувство

ответственности,

дисциплинированность,

наблюдательность, внимательность;
- потребность в здоровом образе жизни.

19

исполнительность,

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – не позднее 15.09.
Продолжительность учебного года (модулей) – 36 недель
1. Календарь занятий
Год
обучен
ия
1 год
обучен
ия

Количество
Праздничн
недель
ые дни
образовательн
ого процесса
36 недель
Ноябрь 04

Праздничные дни

Летние каникулы

Январь:
01,02,03,04,05,06,07,08
Февраль: 23
Март:08
Май:01,09

01.07-31.08

Продолжительность академического часа групповых занятий – 40-45
минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий
перерыв 10 минут. Программа рассчитана на детей 14–18 лет, срок
реализации 1 год. Оптимальное количество учащихся – до 20 человек.
2.2. Условия реализации Программы
Работа на занятиях осуществляется в соответствии с разработанной
Программой, которая включает 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 3 часа. Работа ведется с учетом местных условий и учебновоспитательного режима Учреждения. Группы комплектуются с учетом
возраста учащихся.
К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов,
медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой
персонал Учреждения в котором реализуется Программа.
Для успешной реализации данной Программы созданы следующие
материально-технические условия:
Материально-техническое обеспечение
Помещение

для

занятий:

в

соответствии

с

Санитарно-

эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.4.3172- 14. Для
20

организации учебного процесса необходим кабинет из расчета 2 квадратных
метра на каждого учащегося с возможностью проветривания, и зонирования
пространства, как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Мебель для занятий: в кабинете располагаются стулья, количество
соответствует

количеству

учащихся,

мобильные

парты,

которые

обеспечивают возможность как индивидуальной работы, так работе в
микрогруппах и коллективной работе.
Оборудование для занятий: проектор, экран, ноутбук, звуковое
оборудование, магнитная доска, интерактивная доска, тренажер сердечнолегочной и мозговой реанимации взрослого и ребенка, комплекс лазерных
стрельб по мишеням.
Для отработки практических навыков используются противогазы ГП-7,
ОЗК, пневматические винтовки калибра 4,5 мм, массогабаритный макет
автомата АК-74, медицинские перевязочные средства, шины медицинские,
носилки.
Для

оснащения

занятий:

маркеры,

раздаточный

материал

-

канцелярские принадлежности для творческих работ.
Кадровые условия реализации Программы:
Педагог
учащихся

дополнительного

реализующий

образования

данную

творческого

Программу

владеет

объединения
следующими

профессиональными и личностными качествами:
-

обладает

специальным

педагогическим

образованием

-

педагог

дополнительного образования;
- владеет навыками и приёмами организации занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
21

- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.
2.3. Формы аттестации/контроля
Усвоение Программы проверяется путем обсуждения, тестирования,
подготовки сообщений и презентаций по темам занятий, выполнения
нормативов по стрельбе, разборке-сборке автомата, надеванию средств
индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, выполнения практических
заданий по оказанию первой помощи, участия учащихся в военноспортивных играх и мероприятиях, проводимых по линии военнопатриотического движения «Юнармия».
2.4. Оценочные материалы
Для оценки эффективности усвоения программного материала и
подведения итогов реализации Программы используется:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов,
опросов,

выполнения

учащимися

диагностических

заданий,

участия

учащихся в мероприятиях (конкурсы, профильные смены и др.), активности
учащихся на занятиях и т.п.);
Одной из форм подведения итогов реализации Программы являются:
соревнования, сдача нормативов, комплексное тактико–специальное учение,
мероприятия и т.д..
2.5. Методическое обеспечение
Эффективность обучения и воспитания учащихся достигается за счет
использования различных форм обучения (групповые, индивидуальные и
коллективные), включающих:
- теоретические и практические занятия;
- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
- профильные смены, знакомящие подростков с жизнью и деятельностью
войск, позволяющие продемонстрировать, скорректировать и приобрести
новые знания в практической военной подготовке.
22

На занятиях используются различные методы обучения:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (демонстрация презентаций, приемов тактической подготовки и
медицинской подготовки и др.);
- практический (отработка практических умений и навыков допризывной
(начальной) подготовки, является основной формой работы).
- репродуктивный – учащиеся демонстрируют полученные знания;
Занятия построены на основных дидактических принципах:
- доступности (от простого к сложному);
- систематичности и последовательности;
- дифференцированного подхода к учащимся;
- учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
- принцип разнообразия форм обучения.

23

Список литературы
1. Воронин, А. В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы
воинской чести / А. В. Воронин. – М. «Армпресс», 2001 - 95 с.-Текст
непосредственный.
2. Коледа, С. И. Выживание / – Мн: ООО «Лазурак», 1996-465 с. -Текст
непосредственный.
3. Маслов, А. Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся
«Школа безопасности»: Учебное пособие

/ А. Г. Маслов. –

М. Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС, 2000 – 160 с. -Текст
непосредственный.
4. Кузнецов, А. Г. Особенности военной службы / А. Г. Кузнецов. – М:
«Армпресс», 2000-95с. - Текст непосредственный.
5. Марков, М. Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник
своего Отечества / М. Ю. Марков. – М. «Армпресс», 2000 – 96 с.- Текст
непосредственный.
6. Меримский, В. А. Приемы и способы действия солдата в бою /
В. А. Меримский. – М. Военное издательство. 1988- 136 с. - Текст
непосредственный.
7. Михайлов,

Г.

И.

Символы

России

и

Вооруженных

Сил

/

Г. И Михайлов.- М. «Армпресс», 2000-87с. - Текст непосредственный.
8. Смирнов, А. Т. Основы военной службы / А. Т. Смирнов.- М:
Издательский

Центр

«Академия»,

2000-239с.

-

Текст

непосредственный.
9. Фролов, М. П. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс:
Учебник для образовательных учреждении / М. П. Фролов – М.: ООО
«Издательство Астрель», 2001 – 366 с. - Текст непосредственный.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».