3.Настольный теннис+ Баталов - копия

1

Автор-составитель: Баталов А.С. – педагог дополнительного образования МБУ ДО
«Центр детского творчества».

Баталов А. С. Настольный теннис + [Текст]: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа / А. С. Баталов/ - Гурьевский муниципальный округ: МБУ
ДО ЦДТ, 2020. - 32 с.
Программа «Настольный теннис + » реализуется в МБУ ДО «Центр детского творчества»
с 2016 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Настольный теннис
+" предполагает развитие физических качеств, личностных качеств, овладения способами
оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий настольным
теннисом.
Программа адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в
рамках физкультурно-спортивной направленности.

2

Содержание

Раздел I. Комплекс основных характеристик………………………………………4
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………….4
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………….7
1.3. Содержание программы…………………………………………………………10
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………… 22
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий………………… 25
2.1. Календарный учебный график………………………………………………....25
2.2. Условия реализации программы……………………………………………….25
2.3. Формы аттестации………………………………………………………………27
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………….28
2.5. Методическое обеспечение……………………………………………………. 28
Список литературы…………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………..34

3

Раздел I. Комплекс основных характеристик
1.1.
-

Дополнительная

Пояснительная записка

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Настольный теннис +» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ

МБУ ДО

«Центр

детского творчества»;
-Положение о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского
творчества»;
- Правилами персонифицированного финансирования.
4

Настольный теннис - это спорт и развлечение, полезное для здоровья.
Настольный теннис - это бодрость, жизнерадостность, превосходное
самочувствие.
Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень
популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной
спортивной

игрой,

представляющей

собой

эффективное

средство

физического воспитания и всестороннего физического развития.
При
программы

разработке

данной

программы

использовались

авторские

С. И. Пивкиной «Настольный теннис», П. Н. Майданского

«Обучение юных искусству тенниса».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Настольный теннис + » (далее Программа) реализует физкультурноспортивную направленность.
Уровни, модули освоения Программы
Обучение происходит после обучения по Программе «Техника и
тактика игры настольный теннис»
Уровень продвинутый,

первый модуль обучения - на данном этапе

обучения совершенствуются техника и тактика игры в настольный теннис,
развиваются навыки планирования самостоятельной работы в развитии и
совершенствовании, осваиваются инструкторские и судейские навыки.
Уровень продвинутый, второй модуль обучения – продолжение
совершенствование профессиональных навыков игры в настольный теннис
(совершенствование техники и тактики игры в настольный теннис, развитие
навыков

планирования

самостоятельной

работы

в

развитии

и

совершенствовании игры, осваиваются инструкторские и судейские навыки).
Актуальность
необходимостью

программы

современного

«Настольный
подхода

к

теннис

+»

физическому

связана

с

воспитанию,

формированию здорового образа жизни, приобщением учащихся к спорту.
Здоровье сбережение это одно из основных требований организации досуга
5

в образовательных учреждениях в современных условиях. Реализация
оздоровительно-восстановительной функции проходит в увлекательной
игровой форме активного отдыха. Постоянная смена поз, быстрое изменение
фокуса зрения, чередование активных и пассивных двигательных действий,
тренировка моторики рук лежат в основании этой здоровье сберегающей
программы востребованного досуга.
Выбор спортивной игры – настольный теннис популярностью,

доступностью,

широкой

востребованностью среди учащихся и

определился

распространенностью

и

родителей, как одно из средств

формирования спортивно активной личности и реализации потребностей в
занятиях спортом.
Педагогическая целесообразность создания

данной Программы

«Настольный теннис +» состоит в том, что в совместной деятельности
педагога с учащимися, создаются оптимальные условия для общего
физического развития, специальной подготовки для игры в настольный
теннис, освоения базовых технических и тактических приёмов и правил
игры. Осуществляется укрепление здоровья, формирование двигательных
навыков, приобщение воспитанников к здоровому образу жизни через
занятия физическими упражнениями.
Игры, особенно спортивные, являются эффективным средством
физического

воспитания

учащихся.

Спортивные

игры,

в

частности,

настольный теннис, в значительной степени, восполняют недостаток
движения,

а

также

предупреждают

умственное

переутомление

и

способствуют повышению работоспособности учащихся.
Занятия

настольным

совершенствованию
координации

теннисом

основных

движений,

способствуют

физических

скоростно-силовых

качеств

–

качеств,

развитию

и

выносливости,
формированию

различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют
личностные

качества

учащихся:

коммуникабельность,

волю,

чувство

товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
6

товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает учащихся мобилизовывать
свои

возможности,

действовать

с

максимальным

напряжением

сил,

преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия
для воспитания у учащихся умения управлять эмоциями, не терять контроля
над своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче
не падать духом.
Отличительная особенность Программы «Настольный теннис +»
является введение в Программу русских народных игр, как дополнительного
средства для общего физического развития, воспитания нравственных и
патриотических качеств учащихся, также

Программа

направлена на

достижение личностного успеха учащихся, их социальной адаптации в
обществе, а также на развитие физических и моральных качеств.
Адресат Программы
Программа предназначена учащимся 7-18 лет. Учащиеся организуются
в учебную группу постоянного состава не более 15 человек.
На обучение по Программе «Настольный теннис +» принимаются как
девочки, так и мальчики, после окончания обучения по Программе «Техника
и тактика игры в настольный теннис», не имеющие медицинских
противопоказаний (принимаются при наличии справки о медицинском
заключении врача).

При наличии организационно-педагогических условий

возможен добор учащихся в группу в течение учебного года.
1.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для развития физических
качеств,

личностных качеств,

овладения

способами оздоровления

и

укрепления организма учащихся посредством занятий настольным теннисом.

7

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
Задачи первого модуля
обучающие:
- пополнить необходимыми дополнительными знаниями в области раздела
физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- дать основы специальной физической подготовки;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса (топ -спим, блок,
укоротка, бумеранг, контр -топ- спин, свеча защитная).
- обучить правилам спортивного поведения;
развивающие:
- развивать познавательные процессы (тактическое мышление; память,
внимание);
- развивать физические способности

(координацию движений, скорость,

выносливость, быстроту реакции через различные упражнения (упражнения:
для выработки реакции, укрепления мышц ног, для развития кистей рук, для
ловкости);
- развить специальные двигательные качества, позволяющие выполнять
движения в заданном темпе, ритме, сочетании;
воспитательные:
- формировать потребность в самоорганизации и в здоровом образе жизни;
-

воспитать

волевые

качества:

настойчивость,

смелость,

упорство,

терпеливость.
-

воспитать

нравственные

качества:

честность,

доброжелательность,

самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм.
Задачи второго модуля
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- дать основы специальной физической подготовки;
8

- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
- обучить правилам спортивного поведения;
развивающие:
- развивать познавательные процессы (тактическое мышление; память,
внимание);
- развивать физические способности

(координацию движений, скорость,

выносливость, быстроту реакции);
- развить специальные двигательные качества, позволяющие выполнять
движения в заданном темпе, ритме, сочетании;
воспитательные:
- формировать потребность в самоорганизации и в здоровом образе жизни;
-

воспитать

волевые

качества:

настойчивость,

смелость,

упорство,

терпеливость.
-

воспитать

нравственные

качества:

честность,

доброжелательность,

самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм.

9

1.3. Содержание Программы
Учебно-тематический план Программы «Настольный теннис +»
Первый модуль обучения (4 месяца, 32 часа)
№

Наименование

разделов, Всего

Теория

Практика

подразделов, тем
I.

Общая

и

Формы
контроля

специальная 14

1

13

1

1

физическая подготовка
1.1

Вводное занятие

1.2

Упражнения

2
для

выработки 2

2

наблюдение

для

укрепления 2

2

наблюдение

Упражнения для развития кистей 2

2

наблюдение

выработки 2

2

наблюдение

реакции
1.3

Упражнения
мышц ног

1.4

рук
1.5

Упражнения

для

ловкости
1.6

Элементы акробатики

2

2

наблюдение

1.7

Проверочная работа

2

2

Сдача
нормативов

II. Техника

18

2

16

наблюдение

2.1

Топ-спин

2

1

1

наблюдение

2.2

Блок

2

2

наблюдение

2.3

Укоротка

2

2

наблюдение

2.4

Бумеранг

2

2

наблюдение

2.5

Контр-топ-спин

2

2

наблюдение

2.6

Свеча защитная

2

2

наблюдение

2.7

Проверочная работа

6

1

5

наблюдение

Итого:

32

12

29

10

Содержание учебно-тематического плана
Программы «Настольный теннис +»
Первый модуль обучения (4 месяца, 32часов)
Раздел 1. Общая и специальная физическая подготовка (14 часов)
Тема 1.1 Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с программой 3 года, ее целями и задачами. Характеристика
настольного тенниса как вида спорта. Основные, наиболее характерные
этапы развития настольного тенниса в России. Спортивный инвентарь и
оборудование.
Практическая работа
Отработка приемов игры.
Тема 1.2 Упражнения для выработки реакции (2 часа)
Правила определения промежутка времени.
Практическая работа
Отработка ловли мяча с длинного и короткого расстояния. Выполнения
прыжков, работа с таблицами.
Тема 1.3 Упражнения для укрепления мышц ног (2 часа)
Техника бега на короткую дистанцию.
Практическая работа
Выполнение «челночного бега». Выполнение ходьбы на согнутых ногах.
Выполнение прыжков вверх на носках с прямыми ногами. Выполнение
бега с ускорением, чередование бега с ходьбой. Выполнение приседаний на
двух и одной ноге. Выполнение поднимания туловища на носках.
Тема 1.4 Упражнения для развития кистей рук (2 часа)
Техника отжимания от пола на кулаках.
Практическая работа
Выполнение отжимания от пола на пальцах. Использование резинового
эспандера. Использование легких гантелей. Использование специальных
утяжелителей. Использование специального эспандера.
11

Тема 1.5 Упражнения для выработки ловкости (2 часа)
Техника жонглирования мячом.
Практическая работа
Выполнение подкрутки мяча правой стороной ракеты. Выполнение бросков
мячом по летящей цели. Выполнение чеканки мяча при ходьбе по
гимнастической скамейке.
Тема 1.6 Элементы акробатики (2 часа)
Техника кувырков вперед и назад.
Практическая работа
Выполнение стойки на лопатках, стойки на руках, стойки на голове.
Выполнение

«моста»

из

положения

лежа

на

спине.

Выполнение

полушпагата. Выполнение прыжков - полетов. Выполнение кувырков в
длину с места и с разбега.
Тема 1.7 Проверочная работа (2 часа)
Правила выполнения итоговой проверочной работы. Сдача нормативов.
Практическая работа
Выполнение заданий.
Раздел 2. Техника (18 часов)
Тема 2.1 Топ-спин (2часа)
Техника сверхсильного удара верхнего вращения. Определение траектории
полета.
Практическая работа
Отработка

отскока

от

стола.

Выполнение

быстрого

«топ-спина».

Выполнение медленного «топ-спина». Выполнение зависающего «топспина».

Выполнение

ложного

«топ-спина».

Отработка

перекрутки.

Отработка контр «топ-спина», «топ-спина» слева, «топ-спина» справа.
Тема 2.2 Блок (2 часа)
Техника активного блока, пассивного блока. Отработка контр-нападающего
блока. Отработка смягчающего блока. Отработка блока открытой ракетой,
12

блока

закрытой

ракеткой,

короткого

блока,

длинного

блока,

амортизированного блока.
Тема 2.3 Укоротка (2 часа)
Техника имитации наката.
Практическая работа
Отработка

«посадки»

медленного

короткого

мяча.

Выполнение

амортизированной «укоротки», «укоротки» блоком, «укоротки» открытой
ракеткой, «укоротки» закрытой ракеткой. Отработка обманной «укоротки»,
«укоротки» движением кисти.
Тема 2.4 Бумеранг (2 часа)
Техника подрезки горизонтальной ракеткой.
Практическая работа
Отработка возврата мяча. Отработка подрезки по вогнутой траектории.
Отработка подрезки горизонтальной ракеткой. Отработка срезки по
выпуклой траектории. Отработка срезки высокого мяча. Отработка косой
подрезки.
Тема 2.5 Контр - топ-спин (2 часа)
Техника контр – топ - спин высокой траектории.
Практическая работа
Отработка медленного контр - топ-спина. Отработка низкого контр - топспина. Отработка быстрого контр - топ-спина. Отработка бокового контртоп-спина. Отработка ложного контр - топ-спина. Отработка конр-топ-спина
на контр «топ-спин».
Тема 2.6 Свеча защитная (2 часа)
Техника плоского удара с высокого отскока мяча.
Практическая работа
Отработка удара с вогнутой траекторией полета мяча. Отработка удара
против сильного удара «накатом». Отработка удара боковая свеча.
Отработка удара в прыжке.
13

Тема 2.7 Проверочная работа (6 часов)
Правила выполнения итоговой проверочной работы.
Практическая работа
Выполнение заданий. Зачет.

14

Учебно-тематический план Программы «Настольный теннис +»
Второй модуль обучения (6 месяцев, 48 часов)
№

Тема

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

I. Техника

16

1.1

Запил

2

2

наблюдение

1.2

Смеш резаный

2

2

наблюдение

1.3

Совершенствование

подачи 2

2

наблюдение

подачи 2

2

наблюдение

обманной 4

4

наблюдение

3

Одиночная

1

15

«Маятник»
1.4

Совершенствование
«Веер»

1.5

Совершенствование
подачи

1.6

Соревнования

4

1

игра на счет
II. Тактика

18

2.1

Тактика ближней зоны

2

1

наблюдение

2.2

Совершенствование

тактики 2

2

наблюдение

тактики 2

2

наблюдение

1

17

нападения
2.3

Совершенствование
защиты

2.4

Тактика парной игры

2

2

наблюдение

2.5

Передвижение в паре

2

2

наблюдение

2.6

Расстановка игроков в паре

2

2

наблюдение

2.7

Подачи в парной игре

2

2

наблюдение

2.8

Розыгрыш очка в парной игре

2

2

наблюдение

2.9

Проверочная работа

2

1

2

Зачет

3

9

4

1

3

наблюдение

организации 4

1

3

наблюдение

4

1

3

Судейство

III. Судейство и организация 12
соревнований
3.1

Правила судейства

3.2

Правила
соревнований

3.3

Проверочная работа

15

соревнований
Итого:

48

16

5

43

Содержание учебно-тематического плана
Программы «Настольный теннис +»
Второй модуль обучения (6 месяцев, 48 часов)
Раздел I. Техника (16 часов)
Тема 1.1 Запил (2 часа)
Техника удара резким движением локтя.
Практическая работа
Отработка удара резким движением кисти. Отработка смешанного удара.
Отработка сильного нижнего вращения. Отработка удара вперед под мяч.
Отработка удара по диагонали со смешанным вращением мяча.
Тема 1.2 Смеш резаный (2 часа)
Техника удар по высокому мячу.
Практическая работа
Отработка удара по высокому короткому мячу. Отработка срезки мяча в низ.
Отработка срезки мяча в сторону. Выполнение вращения мяча вправо и
вниз. Выполнение удара круговым вращением руки.
Тема 1.3 Совершенствование подачи «Маятник» (2 часа)
Техника подачи по диагонали.
Практическая работа
Отработка подачи в центр стола. Отработка подачи в край стола. Отработка
ближней подачи. Выполнение подачи в сочетании с атакующими ударами
слева и справа. Отработка маскировки подачи. Отработка ускоренной
подачи.
Тема 1.4 Совершенствование подачи «Веер» (2 часа)
Техника низкого подброса мяча.
Практическая работа
Выполнение подачи ладонной стороной ракетки. Отработка короткой
подачи в правый угол. Отработка ускоренной подачи. Отработка подачи со
смешанным вращением. Выполнение подачи различными частями ракетки.
17

Тема 1.5 Совершенствование обманной подачи (4 часа)
Техника обманной подачи «Веер».
Практическая работа
Отработка обманной подачи «маятник». Выполнение ложного замаха.
Выполнение

ложного

удара.

Наскакивающая

подача

с

коротким

вращением. Отработка чередования подач. Отработка обманной подачи с
прямым ударом. Отработка обманной подачи «челнок».
Тема 1.6 Соревнования (4 часа)
Правила соревнований. Одиночная игра на счет.
Практическая работа
Выполнение заданий.
Раздел II. Тактика (18 часов)
Тема 2.1. Тактика ближней зоны (2 часа)
Правила передвижения в ближней зоне.
Практическая работа
Отработка игры в ближней зоне между двумя нападающими. Отработка
игры в ближней зоне нападающего против защитника. Отработка игры в
ближней зоне двух защитников. Отработка перехода игры с дальней зоны в
ближнюю. Отработка перехода игры с ближней зоны в дальнюю.
Тема 2.2 Совершенствование тактики нападения (2 часа)
Правила сочетания сложных подач.
Практическая работа
Отработка чередования косых мячей средней силы с сильным завершающим
ударом. Отработка начала «атак» с подачей «накат». Отработка завершения
атаки «топ-спина». Отработка сильного удара с угла. Совершенствование
точного атакующего удара. Отработка атаки в быстром темпе.
Тема 2.3 Совершенствование тактики защиты (2 часа)
Тактика игры в средней зоне защитника против нападающего.
Практическая работа
18

Отработка игры в ближней зоне защитника против нападающего «срезкой».
Отработка

игры

в

дальней

зоне

защитника

против

нападающего

«подрезкой». Отработка защиты блоком.
Тема 2.4 Тактика парной игры (2 часа)
Тактика парной игры с леворуким напарником.
Практическая работа
Отработка парной игры в ближней зоне. Отработка парной игры в средней
зоне. Отработка парной игры в дальней зоне. Подбор партнера.
Отработка согласованных действий в паре. Определение позиции.
Использование слабых сторон соперника.
Тема 2.5 Передвижение в паре (2часа)
Техника отработки согласованных передвижений в паре. Выбор правильной
позиции.
Практическая работа
Отработка линейного передвижение в паре. Отработка отхода влево, отхода
вправо,

отхода

назад.

Выполнение

Т-образного

передвижения.

Выполнение перехода с ближней зоны в среднюю. Выполнение перехода
с ближней зоны в дальнюю. Выполнение перехода с дальней зоны в
среднюю. Выполнение перехода с дальней зоны в ближнюю. Выполнение
перехода со средней зоны в ближнюю.
Тема 2.6 Расстановка игроков в паре (2 часа)
Правила преимущества принимающей стороны. Сильный игрок против
слабого принимающего. Расстановка игроков в смешанных парах.
Практическая работа
Отработка

игры

защитника

против нападающего.

защитника против защитника. Отработка игры
нападающего.
Тема 2.7 Подача в парной игре (2 часа)
Тактика выбора направления подачи.
19

Отработка

игры

нападающего против

Практическая работа
Отработка короткой подача к средней линии. Отработка условных
сигналов с партнером. Отработка короткой подачи к боковой линии.
Использование слабых сторон соперника при приеме. Отработка средней
подачи к средней линии. Выполнение средней подачи к боковой линии.
Выполнение длинной подачи к средней линии, длинной подачи к боковой
линии.
Тема 2.8 Розыгрыш очка в парной игре (2 часа)
Техника удара мяча в разные направления.
Практическая работа
Отработка ударов мяча по прямой, ударов мяча в середину игровой зоны.
Отработка

сочетания

длинных

накатов

с

укороченными

срезками.

Использование зависающих «топ - спинов». Отработка серийного
нападения

накатами.

Отработка

ударов

в

направлении

отхода

соперника. Отработка ударов в противоположном направлении.
Тема 2.9 проверочная работа (2 часа)
Правила выполнения итоговой проверочной работы.
Практическая работа
Выполнение заданий. Зачет.
Раздел III. Судейство и организация соревнований (12 часов)
Тема 3.1. Правила судейства (4 часа)
Правила игры. Жребий. Ведение протокола.

Права и обязанности

участников соревнований. Права и обязанности ведущего судьи.
Практическая работа
Слежение за правилами подачи. Слежение за правилами приема.
Слежение за правилами перехода игроков при парной игре. Слежение за
правилами перехода сторон. Слежение за правилами ведения счета.
Тема 3.2 Правила организации соревнований (4 часа)
Ознакомление

с

различными

способами

проведения

соревнований.

Круговой способ. Способ выбывания проигравших. Способ выбывания
20

проигравших. Смешанный способ. Виды соревнований. Мужские и женские.
Парные встречи. Смешанные парные встречи. Характер соревнований.
Личные, командные и лично-командные.
Практическая работа
Проведение соревнований.
Тема 3.3 Проверочная работа (4 часа)
Правила

выполнения

итоговой

проверочной

соревнований.
Практическая работа
Выполнение заданий.

21

работы.

Судейство

1.4. Планируемые результаты
В результате прохождения программного материала учащиеся, как
правило:
1 модуль:
знают:
- основные знания и термины игры в настольный теннис;
- историю настольного тенниса и его роль в современном обществе;
- правила игры и требования техники безопасности при проведении занятий
настольным теннисом;
- основные навыки двигательных способностей, присуще игре «Настольный
теннис».
- основы техники и тактики ведения игры;
- основные виды ударов и подач.
- знание правил игры подкрепляется знаниями таких понятий как
«наступление в игре» и «защите»;
умеют, владеют:
- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с
отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям
(линия, диагональ);
- останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку»
(отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах
ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление
отскока мяча;
- выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным
балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара
с поднятым локтем на уровне плеч;
- выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только
справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание
мяча в игре;
22

- перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с
чередованием ударов срезкой справа – слева;
- уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в
правильной стойке;
- иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре
на счет;
- активно сотрудничать с

другими детьми на

занятии,

проявлять

положительные эмоции при двигательной активности.
- демонстрировать все умения, приобретенные за 1-ый год обучения;
- выполнять удары накатом справа и слева одиночными ударами, серией
ударов только справа или только слева, чередованием справа – слева;
- вводить мяч в игру подачей с укороченным замахом и правильным
ритмическим рисунком удара, выполнять быстрый накат;
- при розыгрыше очка выполнять прием подачи, уметь отвечать ударами с
высокой, средней и низкой траекторией полета мяча;
- свободно перемещаться при игре по площадке на 1-3 шага в сторону и 1-2
вперед-назад;
- понимать процесс соревновательной деятельности, уметь бороться за очки,
активно взаимодействовать с другими детьми в позициях «соперничество» и
«сотрудничество»;
- уметь самостоятельно проводить короткие соревновательные игры на счет.
2 модуль:
знают:
- знают все нормативы по общей физической подготовке;
- историю настольного тенниса и его роль в современном обществе;
- правила игры и требования техники безопасности при проведении занятий
настольным теннисом;
- основные технические приемы;
- тактику и технику одиночной и парной игры;
- правила организации соревнований и ведения протокола;
23

умеют, владеют:
- умеют выполнять все нормативы по общей физической подготовке;
- умеют играть со спарринг -партнером через сетку и использовать в игре все
изученные приемы;
- умеют играть на счет и судить соревнования по теннису;
- могут продолжать свои занятия самостоятельно (цель занятия ставит
педагог);
- умеют применять спортивные и медицинские знания;
- могут участвовать в соревнованиях для получения спортивного разряда;
- тактическими и техническими навыками парной и одиночной игры.
В течение всего периода обучения, также получат развитие такие качества
учащихся, как:
 доброта, отзывчивость и внимание к окружающим людям;
 культура общения, чувства коллективизма и взаимопомощи;
 усердие, терпение, трудолюбие, самоорганизация.

24

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1.Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09.
Продолжительность учебного года – 40 недель, 10 месяцев (1 модуль - 4
месяца, 2 модуль - 6 месяцев).
2.Календарь занятий
Года
обучен
ия

1
модуль

Количест
во недель
образоват
ельного
процесса

Праздни
чные
дни

год
обучен
ия

не
поздне
е
01.09.31.12.

16 недель

Ноябрь
04

2
Количес
модул тво
ь
недель
образова
тельного
процесс
а
не
24недел
поздн ь
ее
09.01не
поздн
ее
31.05.

Праздничн
ые дни

Летни Всего
е
в год
каник
улы

Январь:
01,02,03,04,
05,06,07,08
Февраль:
23
Март:08
Май:01,09

Не
поздн
ее
01.07
до
31.08.

40
недель

Продолжительность академического часа групповых занятий –
40-45 минут, для учащихся младшего школьного возраста – 30минут. После
каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10
минут.
2.2. Условия реализации Программы
Подбор оборудования для занятий определяется задачами Программы.
Количество инвентаря определяется из расчёта участия всех учащихся в
процессе занятий.
Для успешной реализации данной Программы созданы следующие
материально- технические условия:
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая

база

санитарным и противопожарным нормам.
25

соответствует

действующим

Для реализации Программы используются:
- спортивный зал, предназначенный для проведения спортивных игр;
оснащённый оборудованием и инвентарём для настольного тенниса.
1. спортивный инвентарь и оборудование:
- теннисные ракетки и мячи на каждого учащегося;
- набивные мячи;
- волейбольные мячи;
- хоккейные мячи;
- перекладины для подтягивания в висе;
- скакалки для прыжков на каждого учащегося;
- секундомер;
- гимнастические скамейки – 2-4 штуки;
- теннисные столы - 7 штук;
- сетки для настольного тенниса – 7 штук;
- гимнастические маты – 2 штуки;
-табло для подсчёта очков.
Кадровые условия реализации Программы:
Педагог
учащихся

дополнительного

реализующий

образования

данную

творческого

Программу

владеет

объединения
следующими

профессиональными и личностными качествами:
- обладает высшим образованием;
- владеет навыками и приёмами организации занятий по настольному
теннису;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
-

умеет видеть

и раскрывать

творческие,

физкультурно-спортивные

способности учащихся;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
26

уровень квалификации по специальности.
2.3. Формы аттестации/контроля
Для определения результативности освоения Программы разработаны
различные

формы контроля,

фиксации и демонстрации результатов

учащихся, которые отражают достижения цели и задач Программы.
Оценка эффективности обучения по Программе «Настольный теннис +»
проводится систематически в течение года посредством следующих способов
и форм проверки: сдача нормативов, одиночная игра на счёт, тестирование;
соревнования по настольному теннису и др.
Формы контроля: вводный, текущий, итоговый.
Вводный контроль используют для предварительного выявления уровня
знаний и умений.
Методы вводного контроля:

анкетирование, диагностическая беседа;

наблюдение; опрос.
Текущий контроль осуществляется в процессе усвоения каждой темы.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая
ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры
незаменимы при подготовке к соревнованиям. Главная функция текущей
проверки – обучающая.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года – в форме зачетов,
товарищеских встреч, соревнований. Итоги заносятся в протокольные
таблицы (Приложение 1).
Формы

Формы отслеживания и Формы предъявления и

аттестации/контроля

фиксации

демонстрации

образовательных

образовательных

результатов

результатов

Опрос, анкетирование,
беседа, теоретический
опрос, опрос на знания
терминов, зачетные
упражнения
Контрольные игры

Журнал
посещаемости Аналитические
Аналитический
протокольные
(Приложение 1).
Наблюдение

справки,
таблицы

Аналитические
справки,
протоколы
соревнований,

27

игр
Грамоты,
дипломы,
протоколы
соревнований,
товарищеских встреч
фото,
отзывы
детей,
родителей,
протокольные
таблицы (Приложение 1).

Сдача нормативов – зачет,
Наблюдение
соревнования, товарищеские
встречи

2.4. Оценочные материалы
Способом проверки результата обучения являются повседневное
систематическое наблюдение за учащимися и собеседование.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное
усвоение Программы, прирост спортивных достижений, участие в турнирах,
соревнованиях по теннису. Контрольные нормативы для определения
технической подготовленности в настольном теннисе учащихся определяется
по таблице (Приложение 2).
Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в
выбранном

виде

деятельности,

развитие

чувства

ответственности

и

товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых людей.
Форма зачетов: мини – соревнования, выполнение тестовых заданий.
Оценка: результативности освоения Программы проводится в середине и
конце учебного года в форме спортивных соревнований, демонстрирующих
сформированность специальных двигательных умений.
В качестве оценочных материалов используются турнирные таблицы
результатов соревнований.
2.5. Методическое обеспечение
Общая продолжительность обучения учащихся в объединении равна
360 часам, в том числе:
1 модуль обучения 32 часа, 2 модуль 48 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу с
перерывом 10 минут в рамках каждого часа.

28

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Настольный теннис +» составлена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в
ней задач.
При проведении занятий используются групповые, индивидуальные и
коллективные формы работы.
На занятиях используются различные методы организации занятий.
Метод по способу подачи материала:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (демонстрация правил и техники игры);
 практический (выполнение игровых упражнений, отработка тактических
навыков, является основной формой работы)
Метод по характеру деятельности учащихся:
 объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
Занятия построены на основных дидактических принципах:
 доступности (от простого, к сложному);
 систематичности и последовательности;
 дифференцированного подхода к учащимся;
 учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
 принцип разнообразия форм обучения;
Программа «Настольный теннис +» состоит из
связанных между собой:
Раздел: Общефизическая подготовка.
Раздел: Техника.
Раздел: Тактика.
29

разделов, логически

Каждый раздел имеет определённую цель.
№
Название раздела
Цель раздела
раздела
I
Общефизическая подготовка. Развитие
общефизических
и
специально-физических
качеств,
необходимых для освоения игры в
настольный теннис.
II
Техника.
Обучение учащихся основным
техническим приёмам.
III
Тактика.
Обучение учащихся основным
тактическим приёмам.
Теоретический материал Программы вводится в процессе выполнения
двигательной деятельности.
Практические навыки и умения игры в теннис (техника и тактика)
отрабатываются в процессе выполнения специальных упражнений.
Введение в Программу подвижных народных игр вызывает активную
работу

мысли,

способствует

расширению

кругозора,

уточнению

представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических
процессов. Сочетание упражнений на общефизическую подготовку учащихся
с подвижными народными играми стимулирует переход детского организма
к более высокой ступени развития.
Планирование

и

проведение

учебных

занятий

проводятся

в

соответствии с требованиями к здоровьесбережению: выполнение санитарногигиенических

требований,

создание

психологической

комфортности,

создание условий для реализации коммуникативных навыков учащихся,
дозирование физической нагрузки в течение занятия.
Это способствует формированию у учащихся представления о
ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.
Рефлексивные и коммуникативные умения и навыки развиваются при
подведении итогов занятия.
Для

стимулирования

творческой,

физкультурно-спортивной

деятельности на занятиях используются методы стимулирования интереса к
30

учению:

создание

на

занятиях

доброжелательного

психологического

климата, внимательное и бережное отношение к достижениям учащихся,
индивидуальный подход.
Ниже приведенная таблица представляет собой систематизацию форм
занятий,

основных

приемов

и

методов,

дидактического

материала,

технического оснащения занятий и форм подведения итогов по каждому
разделу Программы.
Форма

Основные

занятий

приёмы

методы

и Дидактический

материал Формы

и техническое оснащение подведения
занятия

итогов

Тестирование;

Сдача

Раздел. Общефизическая подготовка
Практическое

Показ;

занятие;

Практическое выполнение Задания, упражнения;

Игра.

упражнений;

Скакалки,

Общеразвивающие

палки,

упражнения

гимнастические Занесение в
теннисный

гантели, (Приложени

акробатики, гимнастическая

упражнения на снарядах, брусья,
подвижные

или протокольну

без хоккейный мяч, набивной ю таблицу

предметов, с предметами; мяч,
элементы

нормативов

игры

стенка, е 1)

канат,

шведская

и лестница, бревно, скамейка,

эстафеты;

кольца, трамплин.

Раздел. Техника
Комбинирова

Наглядные (демонстрация, Задания, упражнения,

нное

показ);

занятие;

Практические упражнения; столы, ракетки;

Практическое

Просмотр

занятие.

выполнение специальных

Одиночная

DV-диски, телевизор, мячи, игра на счёт

DVD-записей;

упражнений;
Раздел. Тактика
Комбинирова

Наглядные (демонстрация, Задания,

нное занятие; показ);
Практическое

упражнения, Зачет

схемы;

Практические упражнения; DVD-диски,

занятие.

Занесение в
телевизор, протокольну

мячи, столы, ракетки;

31

ю таблицу

(Приложени
е 1)

Метапредметные

результаты

(личностные,

регулятивные,

познавательные, коммуникативные - отслеживаются на протяжении всего
обучения по Программе через наблюдение за учащимися в разных моментах
жизнедеятельности (игры, общение, выполнение обучающих упражнений,
соревнования и т.д.).

32

Список литературы
1. Амелин, А.Н. Настольный теннис [Текст] /А.Н. Амелин. – М.: Физкультура и
спорт, 1999.- 53с.
2. Балйшите, Л. От семи до…[Текст] /Л. Балйшите. – М.: Физкультура и спорт,
1999.- 50с.
3. Богушас, М.В. Играем в настольный теннис [Текст] /М.В. Богушас. – М.:
Просвещение, 2000.- 65с.
4. Иванов, В.С. Теннис на столе [Текст] /В.С. Иванов. – М.: Физкультура и
спорт, 2001.- 25с.
5. Кудряшов, В.А. Спортивные игры [Текст] /В.А. Кудряшов. – М.: Высшая
школа, 2002.- 75с.
6. Корбут, Е.В. Теннис. Техника и тактика чемпионов [Текст] /Е.В. Корбут. –
М.: Физкультура и спорт, 2001.- 45с.
7. Майдайский, П.Н. Обучение юных искусству тенниса [Текст] /П.Н.
Майданский. – М.: Физкультура и спорт, 2000.- 38с.
8. Ормай, Л. Современный настольный теннис [Текст] /Л. Ормай

– М.:

Физкультура и спорт, 2003.- 57с.
9. Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания [Текст] / Ю.И.
Портных – М.: Физкультура и спорт, 2001.- 85с.

33

Приложение 1
Тестовые задания
Теннисные умения
Протокол тестирования «работа с мячом»
Группа ___________ Дата проведения теста: ____________________
Навыки

ФИ
учащегося

Броски мяча
об пол и
ловля двумя
руками
(количество
раз за 30 сек)

Подброс
вверх
и
ловля мяча
двумя
руками
(количество
раз за 30 сек)

«Чеканка» отбивание
мяча от пола
ракеткой
(количество
раз за 30 сек)

Подбивание
мяча
на
ракетке
через раз об
пол
(количество
раз за 30 сек)

«Чеканка» набивание
мяча
на
ладонной и
тыльной
сторонах
ракетки
(количество
раз за 30 сек)

Теннисные умения
Протокол тестирования «удар срезкой»
Группа ___________ Дата проведения теста: ____________________
Навыки

ФИ
учащегося

Удар справа срезкой
Имитация удара Игра
срезкой с места срезкой в
(экспертная
паре
оценка)
учащийсяучащийся
(количество
отбитых
ударов)

Удар слева срезкой
Имитация удара Игра
срезкой с места срезкой в
(экспертная
паре
оценка)
учащийсяучащийся
(количество
отбитых
ударов)

Игра
срезкой в
паре
учащийсяучащийся
(количество
отбитых
ударов)

Для проведения тестов «школа мяча» учащиеся делятся на пары. После
сигнала педагога – один выполняет задание, второй считает. Попытка сразу
фиксируется. Далее учащиеся меняются ролями. В зачет идет лучшая из трех
попыток.
34

Тестовые задания
Теннисные умения
Протокол тестирования «удар срезкой»
Группа ___________ Дата проведения теста: ____________________
Навыки

Удар справа срезкой
Имитация удара Игра
срезкой с места срезкой в
(экспертная
паре
оценка)
учащийсяучащийся
(количество
отбитых
ударов)

Удар слева срезкой
Имитация удара Игра
срезкой с места срезкой в
(экспертная
паре
оценка)
учащийсяучащийся
(количество
отбитых
ударов)

ФИ
учащегося

35

Поочередное
выполнение
ударов
справа
–
слева
срезкой
с
наброса
педагога
(количество
отбитых
ударов из 10
попыток)

Приложение 2
Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в
настольном теннисе
Теннисные умения
Контрольные нормативы
Имитация
удара срезкой с
места (баллы,
экспертная
Удар справа
оценка
Игра срезкой в
паре ребенокребенок
(количество
отбитых
ударов) 3
попытки
Имитация
срезкой с места
(баллы,
экспертная
оценка)
Удар слева
Игра срезкой
слева в паре
ребенокребенок
(количество
отбитых
ударов) -3
попытки.
Поочередное выполнение
ударов справа – слева срезкой
с наброса учителя (количество
отбитых ударов) -2 попытки.

Нормативная шкала
Удовлетворительно
Хорошо
до 2
3-5

Отлично
5

до 5

5-8

8 и более

до 5

6-10

11-15

до 5

5-8

8 и более

до 6

5-10

10 и более

36

Контрольные нормативы для определения технической
подготовленности в настольном теннисе
Теннисные умения
Тест «удары накатом»
Техническая

Контрольные

Нормативная шкала

подготовленность

нормативы

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Удар справа с лета

Имитация удара

до 2

3-5

5

до 4

5-6

7-10

до 2

3-5

5

до 4

5-6

7-10

с места (баллы,
экспертная
оценка)*
Выполнение
ударов накатом
справа с наброса
учителя
(количество
отбитых
одиночных
ударов из 10 раз)
- 2 попытки
Удар слева

Имитация

накатом

наката слева с
места (баллы,
экспертная
оценка
Выполнение
накатов слева с
наброса учителя
(количество
отбитых
одиночных
ударов из 10 раз)
- 2 попытки

37

*Имитация удара накатом оценивается по следующим критериям: Исходное
положение: правильное -1 балл, неправильное – 0 баллов. Правильный замах
(счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов. Выполнение
ударного движения (удар, счет «два»): правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.
Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов. Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл,
неправильное – 0 баллов.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».