Забавные фигурки ОВЗ Трошкова

Управление образования администрации Гурьевского муниципального
округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Центр детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
МБУ ДО ЦДТ
«2» сентября 2020 года

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДТ
В. В. Булатова __________
« 2» сентября 2020 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Забавные фигурки»
для детей с ограниченными возможностями
(адаптированная)
Форма обучения: очная

Возраст учащихся: 7 -11 лет
Нормативный срок освоения программы: 1 года
Разработчик: Трошкова Надежда Юрьевна
Педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории

1

Разработчик: Трошкова Н.Ю. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр
детского творчества».

Забавные фигурки. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа /
разработчик Н.Ю. Трошкова. Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ. 2020.20 с.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Забавные
фигурки» направлена на приобретение учащимися с ограниченными возможностями
здоровья социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни и
на развитие творческих способностей через бумажное конструирование в технике
«оригами». Программа предназначена для детей 7-11 лет.
Программа адресована педагогам дополнительного образования, реализующим
занятия в рамках художественной направленности.

2

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик………………………………..4
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………4
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………...6
1.3. Содержание программы……………………………………………………8
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………12
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий……………13
2.1. Календарный учебный график……………………………………………13
2.2. Условия реализации программы…………………………………………13
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………15
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………15
2.5. Методическое обеспечение……………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17
Приложение………………………………………………………………………18

3

Раздел I. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной

направленности

«Забавные

фигурки»

разработана

в

соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-

Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
-

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества».
Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого
человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ.
Основная идея Программы – создание условий для возможности учащемуся
реализовать свой творческий потенциал, раскрыть в себе новые качества.
4

Особое внимание уделяется формированию духовности ребенка, культурных
потребностей,

созданию

условий

для

обретения

комфортности,

защищенности.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование
занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с
эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение
особенности

восприятия

человеком

окружающего

мира:

природы,

общественной жизни, а также особенности развития воображения. В
конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй,
наиболее ярко-творческое воображение и мышление. Одним из видов
конструирования является «оригами».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Забавные фигурки» (далее Программа)

направлена на приобретение

учащимися с ограниченными возможностями здоровья социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни и на развитие
творческих способностей через бумажное конструирование в технике
«оригами».
Направленность Программы – художественная.
Уровень освоения Программы – стартовый.
Актуальность Программы заключается в том, что учащихся с
ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в
частности к творческому труду, и

самостоятельности. Занятия ручным

трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, учащиеся учится
четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества,
появляется потребность в самосовершенствовании.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена важностью
создания

условий

для

эффективного

формирования

у

учащихся

с

ограниченными возможностями здоровья пространственных представлений,
логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и
глазомера.
5

Отличительная особенность Программы
Данная

Программа

обладает

следующими

отличительными

особенностями: возможность корректировки заданий в процессе обучения в
зависимости от опыта детей, от их заболевания, степени усвоения ими
учебного материала; использование в ходе занятий аудиоматериалов с
записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и
излишней возбудимости у детей с ограниченными возможностями здоровья.
На занятиях создаётся специальная развивающая образовательная
среда,

для

получения

знаний

и

умений

детьми,

используются

адаптированные методы и приёмы обучения, различные методические
пособия и дидактические материалы. Для детей ОВЗ складывание несложной
фигурки это ещѐ и прекрасная разминка для пальцев.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальная,
групповая.
Адресат Программы
Программа предназначена для детей 7-11 лет, проявляющих интерес к
бумажному конструированию, желающих мастерить поделки своими руками.
Возрастные

особенности

учитываются

в

процессе

обучения

через

индивидуальный подход к учащимся. Учащиеся могут заниматься в группе
так и индивидуально.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель

Программы:

ограниченными

творческое

возможностями

развитие

здоровья

через

личности

детей

приобщение

с

его

к

- познакомить учащихся ограниченными возможностями здоровья

с

моделированию из бумаги «оригами».
Задачи:
воспитательные задачи:
обучающие:
базовыми формами оригами;
6

- познакомить учащихся ограниченными возможностями здоровья

с

основными геометрическими понятиями;
- научить учащихся читать схемы, по которым складываются «оригами» и
представлять по ним изделия в объеме.
- научить учащихся с приемами работы с бумагой.
развивающие:
- создать условия для развития у учащихся способность работать руками под
контролем сознания, приучить к точным движения пальцев;
- создать условия для развития у учащихся мелкой моторики рук, глазомера;
- создать условия для развития у учащихся художественного вкуса и
творческих способностей, активизирования их воображения и фантазии;
-создать условия для совершенствования трудовых умений, формирования
культуры труда;
воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся интереса к искусству оригами;
- способствовать формированию у учащихся культуры труда, аккуратности,
умения бережно и экономно использовать материал, содержания в порядке
рабочее место;
Коррекционно–развивающие:
-развивать и совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие и
узнавание, уточнять и активизировать словарный запас учащихся;
-стимулировать и развивать познавательную сферу, память, внимание,
наблюдательность,
эмоциональную

познавательную

сферу,

воображение

активность,
и

продуктивную

пространственное

мышление

учащихся ограниченных возможностей здоровья;
- формировать и расширять сенсорные представления (цвет, величина,
пропорция, форма);
- повышать уровень самооценки.

7

1.3. Содержание Программы
Учебно-тематический план Программы «Забавные фигурки»
№
п/п

1.1
1.2

Количество часов

Наименование разделов, тем
подразделов

Форма
контроля

Всего
Теория Практика
часов
Первый модуль обучения (16 часов)
I.Оригами искусство или
16
4
12
головоломка
Введение в программу. Понятие
4
1
3
«оригами»,
Условные обозначения в оригами
2
1
1

1.3. Базовые формы оригами

10

2

8

Второй модуль обучения (16 часов)

2.1

II.Фигурка своими руками

16

4

12

наблюдение

Фигурки птиц

4

1

3

наблюдение

4
4
4

1
1
1

3
3
3

наблюдение
наблюдение
Наблюдение
обсуждение

2.2 Фигурки животных
2.3. Фигурки цветов
2.4 Фигурки фруктов, овощей

3.1
3.2
3.3
3.4

4.1
4.2

Третий модуль обучения (18 часов)
III.Композиции «Оригами»
18
4
14
Ваза с цветами
4
1
3
Композиция «Насекомые»
4
1
3
Композиция «Подводный мир»
4
1
3
Самостоятельная творческая
6
1
5
работа
Четвертый модуль обучения (14 часов)
IV. Я и «Оригами»
14
2
12
Итоговая творческая работа за год
10
1
9
Подготовка к выставке
4
1
3

8

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

выставка

Содержание учебно-тематического плана
Программы «Забавные фигурки»
I Раздел. Оригами искусство или головоломка (16 часов)
Тема 1.1. Введение в программу. Понятие «оригами» (4 часа)
О задачах Программы и плане на учебный год. Правила техники
безопасности. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения
на

занятиях

и

технике

безопасности.

Знакомство

с

учреждением

дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Знакомство с
выставкой работ учащихся прошлых лет. Знакомство с историей искусства
оригами,

коллекцией

бумаги,

материалами

для

занятий

оригами.

Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор
бумаги.

Беседа

о

разновидностях

изделий

в

технике

«Оригами».

Традиционные и новые техники оригами.
Практическая работа
Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4 частей.
Изготовление «квадрата» из бумаги формата А4.
Тема 1.2. Условные обозначения в оригами (2 часа)
Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и
схем. Рассказ о работе с технологической картой и схемами.
Практическая работа
Просмотр схем, разбор условных обозначения.
Тема 1.3. Базовые формы оригами (10 часов)
Знакомство с основными базовыми формами оригами: треугольник,
книга,

дверь,

блин.

Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Приемы складывания бумаги. Складывание базовых форм оригами:
треугольник, книга, дверь, блин. Изготовление оригами согласно базовым
формам. Складывание модулей - прямой треугольник.

9

Раздел II. Фигурки своими руками
Тема 2.1. Фигурки птиц (4 часа)
Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа.
Изготовление оригами фигурки птиц: подготовка модулей по цвету, по
количеству; сборка фигурки (Приложение 1).
Тема 2.2. Фигурки животных (4 часа)
Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Изготовление оригами фигурки животных: подготовка модулей по
цвету, по количеству; сборка фигурки.
Тема 2.3 Фигурки цветов (4 часа)
Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Изготовление оригами фигурки цветов: подготовка модулей по цвету,
по количеству; сборка фигурки.
Тема 2.4. Фигурки фруктов, овощей (4 часа)
Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Изготовление оригами фигурки фруктов, овощей : подготовка модулей
по цвету, по количеству; сборка фигурки.
III Раздел. Композиции (18 часов)
Тема 3.1. Ваза с цветами (4 часа)
Динамические

технологические

изготовлением. Образцы готовых изделий.

10

таблицы

с

последовательным

Практическая работа
Изготовление оригами вазы с цветами: выбор цветов (тюльпаны,
ромашки, подсолнухи и т.д.), подготовка модулей по цвету, по количеству;
сборка фигурки. Складывание цветов на основе базовой формы треугольник.
Оформление композиций (Приложение2).
Тема 3.2. Композиция «Насекомые» (4 часа)
Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Изготовление оригами композиции насекомые: выбор насекомых
подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурки. Складывание
насекомых на основе базовой формы треугольник. Оформление композиций.
Тема 3.3. Композиция «Подводный мир» (4 часа)
Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Изготовление оригами композиции «Подводный мир»: выбор рыбок,
подводные растения, подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка
фигурок. Складывание рыбок на основе базовой формы треугольник.
Оформление композиций (Приложение 2).
Тема 3.4. Самостоятельная творческая работа (6 часов)
Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Выбор темы композиции, подготовка модулей по цвету, по количеству;
сборка фигурок. Складывание композиции на основе базовой формы
треугольник. Оформление композиций.
IV Раздел. Я и «Оригами» (14 часов)
Тема 4.1. Итоговая творческая работа за год (10 часов)
11

Динамические

технологические

таблицы

с

последовательным

изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа
Выбор темы творческой работы, подготовка модулей по цвету, по
количеству; сборка фигурок. Складывание композиции на основе базовой
формы треугольник. Оформление итоговой работы.
Тема 4.2. Подготовка к выставке (4 часа)
Подготовка работ к выставке.
Практическая работа
Выставка. Обсуждение.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения образовательной программы учащиеся будут знать:
- терминологию оригами;
- все базовые формы в оригами;
- основные приёмы складывания;
- основные геометрические понятия;
- основы цветоведения;
- основы композиции;
- стандартный набор фигурок, выполненных в технике оригами;
- свойства и виды бумаги;
- краткую историю оригами и бумаги;
- правила чтения схем;
- требования охраны труда при работе с различными инструментами и
материалами.
Будут уметь:
- складывать базовую форму треугольник;
- применять основные приемы складывания;
- складывать простые фигурки по памяти;
- изготавливать простые фигурки самостоятельно;
- безопасно работать с ножницами, клеем и др. материалами;
12

- содержать рабочее место в порядке;
- использовать полученные знания и навыки в изобретении собственных
изделий.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – не позднее 15.09.
Продолжительность учебного года– 36- 40 недель
2. Календарь занятий
Год
обучен
ия

1
полуго
дие

Количест
во недель
образоват
ельного
процесса

1 год
обучен
ия

не
16 недель
поздне
е 15.09
– не
поздне
е 30.12.

Праздни
чные
дни

2
полуг
одие

Ноябрь
04

не
поздн
ее
10.01
–
не
поздн
ее
31.06

Количес
тво
недель
образова
тельного
процесс
а
24 -28
недель

Праздничн
ые дни

Летни Всего
е
в год
каник
улы

Январь:
01.07- 36-40
01,02,03,04, 31.08 недель
05,06,07,08
Февраль:
23
Март:08
Май:01,09

Продолжительность академического часа групповых занятий –30
минут-40 минут в зависимости от заболевания и утомляемости учащихся
ОВЗ. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий
перерыв 10 минут.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы созданы следующие
материально- технические условия:

13

Материально-техническое обеспечение
- Материальные:

пособиями,

кабинет,

мебелью.

специально

Магнитная

оборудованный

доска.

Тематические

наглядными
картинки.

Демонстрационные материалы.
- Наглядно-плоскостные:

инструкционные

карты

наглядные
плакаты,

фонд

методические
работ

учащихся,

пособия,
настенные

иллюстрации.
- Демонстрационные: демонстрационные модели.
- Электронные

образовательные

ресурсы:

сетевые

образовательные

ресурсы;
- Аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

фонотека.
Для занятий необходимы следующие инструменты и принадлежности:
1) линейки, треугольники;
2) простые карандаши, ластики;
3) лекала, трафареты, трафареты с кругами; шаблоны;
4) кисточки для клея;
5) ножницы небольшие с острыми концами для вырезания деталей, а также с
длинными лезвиями;
6) зубочистки для фиксации мелких деталей при склеивании;
7) подложки из линолеума;
8) паспарту и багетные рамки;
9) ѐмкости для воды;
10) шило для прокалывания бумаги;
11) фигурные дыроколы.
Для реализации программы необходимы канцелярские принадлежности:
ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага
офисная; клей; степлер; файлы; папки.

14

2.3. Формы аттестации/контроля
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода
реализации Программы: наблюдение, конкурс, выставка, опрос. Важным
показателем эффективности реализации программы являются выставки
творческих работ учащихся, участие в конкурсах, фестивалях, выставках.
Для большинства учащихся основным результатом является произведение
собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый
в ходе освоения Программы. При этом успехи, достижения детей с
ограниченными возможностями здоровья сравниваются не с каким-то
стандартом, а с исходными возможностями.
2.4. Оценочные материалы
Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение,
вопросы.
2.5. Методическое обеспечение
Весь курс обучения по Программе включает один год и условно
подразделяется на четыре модуля. Первый, второй этап, более простой и
лёгкий, направлен на освоение азов оригами. Третий модуль: от простого - к
сложному. Он направлен на совершенствование технических умений,
закрепление приобретённых навыков, освоение более сложных приёмов
складывания. Четвертый модуль – подведение итогов программы.
Содержание,

методы

и

приемы

обучения

данной

Программы

направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать
субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности
путем организации познавательной деятельности.
Программа обучения составлена так, чтобы учащиеся не слишком
утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими
и не слишком трудными.
Основной формой организации работы по программе является –
занятие. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей
заинтересованности

учащимся

предлагаются
15

дидактические

игры

и

упражнения на внимание, сообразительность.
Инструктаж

по

технике

безопасности

при

проведении

работ

проводится на каждом занятии.
Формы организации занятий по Программе:
Работа по Программе с детьми с ОВЗ, наиболее приемлемым и
целесообразным
учащимися.

является

Когда

индивидуальный

учащиеся

получат

метод

взаимодействия

определенную

физическую

с
и

психологическую подготовку, можно переходить к включению учащегося в
групповые занятия.

16

Список литературы
для учащихся и их родителей
1. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей:
учебное пособие / Е.Ф.Черенкова. – СПб. : Дом XXI век. Рипол Классик,
2007. - 154с.
2. Броди, В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди – М. : Мой мир, 2008. –
96 с. - (Мастерим с мамой).
для педагога:
1. Афонькин, С. Ю. Все об оригами. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина
— СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2004. — 272 с.
2. Афонькин, С.Ю. Игрушки. / С.Ю. Афонькин — М. : ЭКСМО-Пресс,
2002. — 128 с. - (Библиотека оригами).
3. Афонькин, С. Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. / С.Ю. Афонькин,
Е.Ю. Афонькина — СПб. : Литера, 2003. – 68 с.
4. Афонькин, С. Ю. Оригами. Цветы и вазы. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю.
Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2002. – 110 с.
5. Бич, Р. Оригами: Большая иллюстрированная энциклопедия. / Рик
Бич - М. : Эксмо, 2004. – 256 с.
6. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Энциклопедия: техника, приемы,
изделия. /Фиона Джоунс – М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 160 с. – (Золотая
библиотека увлечений).
7. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. / Г.И. Долженко —
Ярославль : Академия развития, 2006. – 142 с.
8. Соколова, С.Н. Сказка оригами. / С.Н. Соколова – М. : Эксмо-Пресс,
СПб. : Валери СПД, 2004. – 240 с. – (Академия «Умелые руки»).
9. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. / Донателла Чиотти –
М. : Мир книги, 2008. – 96 с. – (Детское творчество).
10.

Шаульская,

Н.А.

Калейдоскоп

конкурсных

программ

для

школьников. / Н.А. Шаульская. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 224
с. – (Серия «После уроков»).
17

Приложение 1
Пингвин
Модульное оригами для начинающих позволяет заниматься этой
техникой с раннего возраста. Например, собрать пингвина под силу ребёнку.
Чтобы собрать эту птицу, берут 129 чёрных, 1 оранжевый и 76 белых модуля.
Источник: https://handsmake.ru/modulnoe-origami-dlya-nachinayuschih.html

Последовательность действий:
Ряд 1 собирают из 10 чёрных и 6 белых деталей, установленных вверх
короткой стороной.
Во 2 ряду – 7 белых и 10 чёрных, их размещают длинной стороной наверх.
В 3 ряду 6 белых и 10 чёрных заготовок надевают длинным основанием
вверх. Сворачивают трёхрядную полосу в кольцо и формируют чашу.
В 4 ряду – 9 чёрных и 7 белых,
в 5 ряду – 10 чёрных и 6 белых,
в 6 ряду – 7 белых и 9 чёрных треугольников.
Ряд 7 — 10 чёрных и 6 белых элементов.
8 ряд — начало головы, 9 чёрных и 7 белых деталей.
В 9 ряду размещают 10 чёрных и 6 белых деталей.
В 10 ряду – 9 чёрных и 7 белых заготовок.
11 ряд – 10 чёрных и 6 белых, следующая полоса аналогична 10 ряду.
В 13 ряду располагают 11 чёрных модулей.
Верхушку фигуры сжимают. Оранжевый модуль-клюв вставляют в центре
головы, по бокам размещают чёрные треугольники – крылья. Вырезают и
приклеивают пингвину глаза.
18

Приложение 2
Композиция «Подводный мир»

Композиция «Подводный мир»

Композиция Цветы в вазе

Композиция «Насекомые»

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».