Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Принята на заседании педагогического совета МБУ ДО ЦДТ «2» сентября 2020 года Утверждаю: Директор МБУ ДО ЦДТ В. В. Булатова __________ « 2» сентября 2020 года Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Забавные фигурки» для детей с ограниченными возможностями (адаптированная) Форма обучения: очная Возраст учащихся: 7 -11 лет Нормативный срок освоения программы: 1 года Разработчик: Трошкова Надежда Юрьевна Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории 1 Разработчик: Трошкова Н.Ю. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества». Забавные фигурки. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа / разработчик Н.Ю. Трошкова. Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ. 2020.20 с. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Забавные фигурки» направлена на приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни и на развитие творческих способностей через бумажное конструирование в технике «оригами». Программа предназначена для детей 7-11 лет. Программа адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в рамках художественной направленности. 2 Содержание Раздел I. Комплекс основных характеристик………………………………..4 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………4 1.2. Цель и задачи программы………………………………………………...6 1.3. Содержание программы……………………………………………………8 1.4. Планируемые результаты…………………………………………………12 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий……………13 2.1. Календарный учебный график……………………………………………13 2.2. Условия реализации программы…………………………………………13 2.3. Формы аттестации…………………………………………………………15 2.4. Оценочные материалы……………………………………………………15 2.5. Методическое обеспечение……………………………………………….15 Список литературы………………………………………………………………17 Приложение………………………………………………………………………18 3 Раздел I. Комплекс основных характеристик 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Забавные фигурки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации общеобразовательных по проектированию общеразвивающих дополнительных программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»); - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества». Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ. Основная идея Программы – создание условий для возможности учащемуся реализовать свой творческий потенциал, раскрыть в себе новые качества. 4 Особое внимание уделяется формированию духовности ребенка, культурных потребностей, созданию условий для обретения комфортности, защищенности. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является «оригами». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Забавные фигурки» (далее Программа) направлена на приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни и на развитие творческих способностей через бумажное конструирование в технике «оригами». Направленность Программы – художественная. Уровень освоения Программы – стартовый. Актуальность Программы заключается в том, что учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и самостоятельности. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, учащиеся учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании. Педагогическая целесообразность Программы обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у учащихся с ограниченными возможностями здоровья пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера. 5 Отличительная особенность Программы Данная Программа обладает следующими отличительными особенностями: возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, от их заболевания, степени усвоения ими учебного материала; использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях создаётся специальная развивающая образовательная среда, для получения знаний и умений детьми, используются адаптированные методы и приёмы обучения, различные методические пособия и дидактические материалы. Для детей ОВЗ складывание несложной фигурки это ещѐ и прекрасная разминка для пальцев. Форма обучения – очная. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая. Адресат Программы Программа предназначена для детей 7-11 лет, проявляющих интерес к бумажному конструированию, желающих мастерить поделки своими руками. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к учащимся. Учащиеся могут заниматься в группе так и индивидуально. 1.2. Цель и задачи Программы Цель Программы: ограниченными творческое возможностями развитие здоровья через личности детей приобщение с его к - познакомить учащихся ограниченными возможностями здоровья с моделированию из бумаги «оригами». Задачи: воспитательные задачи: обучающие: базовыми формами оригами; 6 - познакомить учащихся ограниченными возможностями здоровья с основными геометрическими понятиями; - научить учащихся читать схемы, по которым складываются «оригами» и представлять по ним изделия в объеме. - научить учащихся с приемами работы с бумагой. развивающие: - создать условия для развития у учащихся способность работать руками под контролем сознания, приучить к точным движения пальцев; - создать условия для развития у учащихся мелкой моторики рук, глазомера; - создать условия для развития у учащихся художественного вкуса и творческих способностей, активизирования их воображения и фантазии; -создать условия для совершенствования трудовых умений, формирования культуры труда; воспитательные: - способствовать формированию у учащихся интереса к искусству оригами; - способствовать формированию у учащихся культуры труда, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, содержания в порядке рабочее место; Коррекционно–развивающие: -развивать и совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие и узнавание, уточнять и активизировать словарный запас учащихся; -стимулировать и развивать познавательную сферу, память, внимание, наблюдательность, эмоциональную познавательную сферу, воображение активность, и продуктивную пространственное мышление учащихся ограниченных возможностей здоровья; - формировать и расширять сенсорные представления (цвет, величина, пропорция, форма); - повышать уровень самооценки. 7 1.3. Содержание Программы Учебно-тематический план Программы «Забавные фигурки» № п/п 1.1 1.2 Количество часов Наименование разделов, тем подразделов Форма контроля Всего Теория Практика часов Первый модуль обучения (16 часов) I.Оригами искусство или 16 4 12 головоломка Введение в программу. Понятие 4 1 3 «оригами», Условные обозначения в оригами 2 1 1 1.3. Базовые формы оригами 10 2 8 Второй модуль обучения (16 часов) 2.1 II.Фигурка своими руками 16 4 12 наблюдение Фигурки птиц 4 1 3 наблюдение 4 4 4 1 1 1 3 3 3 наблюдение наблюдение Наблюдение обсуждение 2.2 Фигурки животных 2.3. Фигурки цветов 2.4 Фигурки фруктов, овощей 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 Третий модуль обучения (18 часов) III.Композиции «Оригами» 18 4 14 Ваза с цветами 4 1 3 Композиция «Насекомые» 4 1 3 Композиция «Подводный мир» 4 1 3 Самостоятельная творческая 6 1 5 работа Четвертый модуль обучения (14 часов) IV. Я и «Оригами» 14 2 12 Итоговая творческая работа за год 10 1 9 Подготовка к выставке 4 1 3 8 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение выставка Содержание учебно-тематического плана Программы «Забавные фигурки» I Раздел. Оригами искусство или головоломка (16 часов) Тема 1.1. Введение в программу. Понятие «оригами» (4 часа) О задачах Программы и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с учреждением дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Знакомство с выставкой работ учащихся прошлых лет. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги, материалами для занятий оригами. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор бумаги. Беседа о разновидностях изделий в технике «Оригами». Традиционные и новые техники оригами. Практическая работа Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4 частей. Изготовление «квадрата» из бумаги формата А4. Тема 1.2. Условные обозначения в оригами (2 часа) Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Рассказ о работе с технологической картой и схемами. Практическая работа Просмотр схем, разбор условных обозначения. Тема 1.3. Базовые формы оригами (10 часов) Знакомство с основными базовыми формами оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Приемы складывания бумаги. Складывание базовых форм оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Изготовление оригами согласно базовым формам. Складывание модулей - прямой треугольник. 9 Раздел II. Фигурки своими руками Тема 2.1. Фигурки птиц (4 часа) Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа. Изготовление оригами фигурки птиц: подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурки (Приложение 1). Тема 2.2. Фигурки животных (4 часа) Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Изготовление оригами фигурки животных: подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурки. Тема 2.3 Фигурки цветов (4 часа) Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Изготовление оригами фигурки цветов: подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурки. Тема 2.4. Фигурки фруктов, овощей (4 часа) Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Изготовление оригами фигурки фруктов, овощей : подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурки. III Раздел. Композиции (18 часов) Тема 3.1. Ваза с цветами (4 часа) Динамические технологические изготовлением. Образцы готовых изделий. 10 таблицы с последовательным Практическая работа Изготовление оригами вазы с цветами: выбор цветов (тюльпаны, ромашки, подсолнухи и т.д.), подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурки. Складывание цветов на основе базовой формы треугольник. Оформление композиций (Приложение2). Тема 3.2. Композиция «Насекомые» (4 часа) Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Изготовление оригами композиции насекомые: выбор насекомых подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурки. Складывание насекомых на основе базовой формы треугольник. Оформление композиций. Тема 3.3. Композиция «Подводный мир» (4 часа) Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Изготовление оригами композиции «Подводный мир»: выбор рыбок, подводные растения, подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурок. Складывание рыбок на основе базовой формы треугольник. Оформление композиций (Приложение 2). Тема 3.4. Самостоятельная творческая работа (6 часов) Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Выбор темы композиции, подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурок. Складывание композиции на основе базовой формы треугольник. Оформление композиций. IV Раздел. Я и «Оригами» (14 часов) Тема 4.1. Итоговая творческая работа за год (10 часов) 11 Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа Выбор темы творческой работы, подготовка модулей по цвету, по количеству; сборка фигурок. Складывание композиции на основе базовой формы треугольник. Оформление итоговой работы. Тема 4.2. Подготовка к выставке (4 часа) Подготовка работ к выставке. Практическая работа Выставка. Обсуждение. 1.4. Планируемые результаты В результате освоения образовательной программы учащиеся будут знать: - терминологию оригами; - все базовые формы в оригами; - основные приёмы складывания; - основные геометрические понятия; - основы цветоведения; - основы композиции; - стандартный набор фигурок, выполненных в технике оригами; - свойства и виды бумаги; - краткую историю оригами и бумаги; - правила чтения схем; - требования охраны труда при работе с различными инструментами и материалами. Будут уметь: - складывать базовую форму треугольник; - применять основные приемы складывания; - складывать простые фигурки по памяти; - изготавливать простые фигурки самостоятельно; - безопасно работать с ножницами, клеем и др. материалами; 12 - содержать рабочее место в порядке; - использовать полученные знания и навыки в изобретении собственных изделий. Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 1. Продолжительность учебного года: Начало учебного года – не позднее 15.09. Продолжительность учебного года– 36- 40 недель 2. Календарь занятий Год обучен ия 1 полуго дие Количест во недель образоват ельного процесса 1 год обучен ия не 16 недель поздне е 15.09 – не поздне е 30.12. Праздни чные дни 2 полуг одие Ноябрь 04 не поздн ее 10.01 – не поздн ее 31.06 Количес тво недель образова тельного процесс а 24 -28 недель Праздничн ые дни Летни Всего е в год каник улы Январь: 01.07- 36-40 01,02,03,04, 31.08 недель 05,06,07,08 Февраль: 23 Март:08 Май:01,09 Продолжительность академического часа групповых занятий –30 минут-40 минут в зависимости от заболевания и утомляемости учащихся ОВЗ. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. 2.2. Условия реализации программы Для успешной реализации данной программы созданы следующие материально- технические условия: 13 Материально-техническое обеспечение - Материальные: пособиями, кабинет, мебелью. специально Магнитная оборудованный доска. Тематические наглядными картинки. Демонстрационные материалы. - Наглядно-плоскостные: инструкционные карты наглядные плакаты, фонд методические работ учащихся, пособия, настенные иллюстрации. - Демонстрационные: демонстрационные модели. - Электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы; - Аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, фонотека. Для занятий необходимы следующие инструменты и принадлежности: 1) линейки, треугольники; 2) простые карандаши, ластики; 3) лекала, трафареты, трафареты с кругами; шаблоны; 4) кисточки для клея; 5) ножницы небольшие с острыми концами для вырезания деталей, а также с длинными лезвиями; 6) зубочистки для фиксации мелких деталей при склеивании; 7) подложки из линолеума; 8) паспарту и багетные рамки; 9) ѐмкости для воды; 10) шило для прокалывания бумаги; 11) фигурные дыроколы. Для реализации программы необходимы канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага офисная; клей; степлер; файлы; папки. 14 2.3. Формы аттестации/контроля Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации Программы: наблюдение, конкурс, выставка, опрос. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ учащихся, участие в конкурсах, фестивалях, выставках. Для большинства учащихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения Программы. При этом успехи, достижения детей с ограниченными возможностями здоровья сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями. 2.4. Оценочные материалы Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение, вопросы. 2.5. Методическое обеспечение Весь курс обучения по Программе включает один год и условно подразделяется на четыре модуля. Первый, второй этап, более простой и лёгкий, направлен на освоение азов оригами. Третий модуль: от простого - к сложному. Он направлен на совершенствование технических умений, закрепление приобретённых навыков, освоение более сложных приёмов складывания. Четвертый модуль – подведение итогов программы. Содержание, методы и приемы обучения данной Программы направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Программа обучения составлена так, чтобы учащиеся не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком трудными. Основной формой организации работы по программе является – занятие. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности учащимся предлагаются 15 дидактические игры и упражнения на внимание, сообразительность. Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Формы организации занятий по Программе: Работа по Программе с детьми с ОВЗ, наиболее приемлемым и целесообразным учащимися. является Когда индивидуальный учащиеся получат метод взаимодействия определенную физическую с и психологическую подготовку, можно переходить к включению учащегося в групповые занятия. 16 Список литературы для учащихся и их родителей 1. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие / Е.Ф.Черенкова. – СПб. : Дом XXI век. Рипол Классик, 2007. - 154с. 2. Броди, В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди – М. : Мой мир, 2008. – 96 с. - (Мастерим с мамой). для педагога: 1. Афонькин, С. Ю. Все об оригами. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2004. — 272 с. 2. Афонькин, С.Ю. Игрушки. / С.Ю. Афонькин — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 128 с. - (Библиотека оригами). 3. Афонькин, С. Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : Литера, 2003. – 68 с. 4. Афонькин, С. Ю. Оригами. Цветы и вазы. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2002. – 110 с. 5. Бич, Р. Оригами: Большая иллюстрированная энциклопедия. / Рик Бич - М. : Эксмо, 2004. – 256 с. 6. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Энциклопедия: техника, приемы, изделия. /Фиона Джоунс – М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 160 с. – (Золотая библиотека увлечений). 7. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. / Г.И. Долженко — Ярославль : Академия развития, 2006. – 142 с. 8. Соколова, С.Н. Сказка оригами. / С.Н. Соколова – М. : Эксмо-Пресс, СПб. : Валери СПД, 2004. – 240 с. – (Академия «Умелые руки»). 9. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. / Донателла Чиотти – М. : Мир книги, 2008. – 96 с. – (Детское творчество). 10. Шаульская, Н.А. Калейдоскоп конкурсных программ для школьников. / Н.А. Шаульская. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 224 с. – (Серия «После уроков»). 17 Приложение 1 Пингвин Модульное оригами для начинающих позволяет заниматься этой техникой с раннего возраста. Например, собрать пингвина под силу ребёнку. Чтобы собрать эту птицу, берут 129 чёрных, 1 оранжевый и 76 белых модуля. Источник: https://handsmake.ru/modulnoe-origami-dlya-nachinayuschih.html Последовательность действий: Ряд 1 собирают из 10 чёрных и 6 белых деталей, установленных вверх короткой стороной. Во 2 ряду – 7 белых и 10 чёрных, их размещают длинной стороной наверх. В 3 ряду 6 белых и 10 чёрных заготовок надевают длинным основанием вверх. Сворачивают трёхрядную полосу в кольцо и формируют чашу. В 4 ряду – 9 чёрных и 7 белых, в 5 ряду – 10 чёрных и 6 белых, в 6 ряду – 7 белых и 9 чёрных треугольников. Ряд 7 — 10 чёрных и 6 белых элементов. 8 ряд — начало головы, 9 чёрных и 7 белых деталей. В 9 ряду размещают 10 чёрных и 6 белых деталей. В 10 ряду – 9 чёрных и 7 белых заготовок. 11 ряд – 10 чёрных и 6 белых, следующая полоса аналогична 10 ряду. В 13 ряду располагают 11 чёрных модулей. Верхушку фигуры сжимают. Оранжевый модуль-клюв вставляют в центре головы, по бокам размещают чёрные треугольники – крылья. Вырезают и приклеивают пингвину глаза. 18 Приложение 2 Композиция «Подводный мир» Композиция «Подводный мир» Композиция Цветы в вазе Композиция «Насекомые» 19