лоскуток к лоскутку для овз ШЕВЛЯКОВА Г.И с титульником

3

Разработчик: Шевлякова Г. И. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр
детского творчества».

Шевлякова, Г. И. Лоскуток к лоскутку: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа / Г. И. Шевлякова. - Гурьевский муниципальный округ:
МБУ ДО ЦДТ, 2020. - 35 с.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лоскуток к
лоскутку» для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает развитие
творческих способностей, ускорение процесса самореализации, поднимает самооценку
учащихся через декоративно-прикладной вид творчества – шитье из лоскутов.

4

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик…………………………..5
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..5
1.2. Цель и задачи программы…………………………………….……….9
1.3. Содержание программы………………………………………...........11
1.4. Планируемые результаты……………………………………….....…25
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий………..25
2.1. Календарный учебный график…….....................................................26
2.2. Условия реализации программы………………………………….….27
2.3. Формы аттестации…………………………………………………….28
2.4. Оценочные материалы…………………………………………….… 28
2.5. Методическое обеспечение…………………………………………. 28
Список литературы………………………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………...30

5

Раздел I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Лоскуток к лоскутку» для детей с ограниченными возможностями здоровья
разработана

с

образовательных

учетом

требований

программ

к

содержанию

дополнительного

и

образования

оформлению
детей

и

в

соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (Министерство образования
и науки России Федеральное государственное автономное учреждение
«Федеральный институт развития образования»);
- Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента
образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»
(от 05.05.2019 г. № 740);
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
6

общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского
творчества».
Дополнительное образование – составная часть образовательной системы
России, показатель реализации прав детей на реализацию потребностей в
развитии. Дополнительное образование направлено на создание условий для
развития

личности

обеспечивает

учащегося,

эмоциональное

мотивации

благополучие,

к

познанию

профилактику

и

творчеству;
асоциального

поведения; укрепляет психическое и физическое здоровье учащегося.
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование.
Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения
которого

представляют

собой

предметы,

обладающие

определенными

художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие
непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально
предназначенные для украшения.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Лоскуток к лоскутку» (далее Программа), помогает приобщить учащихся с
ограниченными возможностями здоровья к истокам прикладного искусства,
традициям русского быта, художественным ценностям, созданию изделий
самобытных и неординарных в технике «patchwork», к занятиям творческого
направления. Аппликация – один из видов декоративно-прикладного искусства,
применяется для создания декоративных панно.
Направленность Программы – художественная.
Уровень освоения Программы – ознакомительный.
Актуальность Программы и позитивное отношение в настоящее время
приобрела мировая тенденция к ручной работе (hand maid). Утилитарность
вещей, созданных вручную, дополнена эксклюзивностью, эстетикой, стилем,
более совершенными техниками исполнения. Современное видение и модные
тенденции позволяют создавать вещи хендмейд красивыми, уютными,
самобытными.
7

Лоскутная техника работы в данном смысле является очень удобным и
доступным способом самовыражения, возможности совершенствования своей
одежды, аксессуаров, преобразования интерьера дома, зарабатывания денег.
Разнообразие цветовой гаммы и фактуры ткани притягивает детей и увлекает в
яркий, добрый, колоритный мир творчества. Пэчворк является одним из
направлений профориентации.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что
реализуются задачи творческого характера посредством предлагаемых видов
деятельности. Осуществляется межпредметная связь, т.к. затрагиваются
вопросы истории культуры разных стран и этнических групп, проблемы
социально–бытовой ориентировки, активно используется геометрический
материал.
Новизна Программы в содержании занятий и методах реализации,
адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она
имеет коррекционную направленность,

доступность, последовательность,

принцип социализации. Новизна программы носит системный характер от
поставленных

целей

и

задач

до

конечного

результата.

Применение

коррекционных заданий с использованием свойств материалов (цвет, рисунок,
фактура, качество, форма) для работы в лоскутной технике помогают
осуществить задачи Программы.
На занятиях Программы учащийся приобщается к самостоятельной
художественно-творческой деятельности, что способствует развитию интереса к
творчеству, ускорению процесса самореализации, поднимает самооценку.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальная,
групповая.
Адресат Программы
Настоящая программа рассчитана на детей 7-14 лет без специальной
подготовки. Количество часов, отведенное на определенные темы Программы,
может варьироваться в зависимости от условий реализации Программы и
8

индивидуальных

особенностей

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение учащихся ограниченных возможностей
здоровья

к работе в технике лоскутного шитья, получение ими основ

теоретических знаний и практических умений.
Обучающие задачи:
- ознакомить учащихся с техникой выполнения и историей лоскутного шитья;
- обучить учащихся простейшим приемам и способам работы в технике
пэчворк;
- обучить учащихся работать с тканью разной фактуры, качества, цвета;
- обучить учащихся изготавливать несложные предметы домашнего обихода и
одежды с применением лоскутов ткани;
- обучить учащихся выполнять разнообразные декоративные стежки и строчки;
- обучить учащихся украшать

изделия с помощью тесьмы, пуговиц,

пайеток, вышивки, аппликации;
- обучит учащихся различать геометрические формы.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития у учащихся стремление к творчеству;
- создать условия для развития у учащихся желание индивидуально
изготавливать изделие;
- создать условия для развития у учащихся коммуникативных способностей;
- создать условия для развития у учащихся глазомера, мелкой моторики рук,
пространственного, тактильного, зрительного, цветового восприятия, памяти,
произвольного внимания, наглядно – образного, творческого мышления;
- развивать способность анализировать и синтезировать свойства лоскутов по
форме, размеру, качеству, цвету.
Воспитательные задачи:
- создать условия для воспитания у учащихся интереса к работе с тканью;
- создать условия для воспитания у учащихся требовательности к достижению
9

поставленной задачи, заинтересованности в конечном результате;
- создать условия для воспитания у учащихся взаимопомощи и взаимоконтроля,
трудолюбия, аккуратности;
- создать условия для воспитания у учащихся бережного, рационального
отношения к материалу и инструментам.

10

1.3. Содержание Программы
Учебно-тематический план Программы
1 год обучения
№ п/п

1.1
1.2

1.3

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

3.1
3.2

3.3
3.4
3.5
3.6
4.1
4.2
4.3

Наименование разделов,
подразделов, тем

Всего
часов

I. Введение
Вводное занятие
Знакомство с видом ДПИ:
лоскутным шитьем
аппликацией.
Колорит (сочетание
цветовых соотношений).
II. Виды ручных стежков и
строчек
Терминология ручных работ.
«Шов вперед иголку»
«Шов назад иголку»
«Петельный шов»
«Шов козлик»
Приемы выполнения
ручных стежков и строчек
III. Изготовление сувениров из
лоскутков
Рекомендации по выбору тканей,
декоративной отделки изделия
Особенности технологии
изготовления изделий из
лоскутов.
«Цветочки в горшочках»
«Снеговики»
«Дед мороз»
«Сувениры по выбору»
IV. Аппликация
Предметная аппликация.
Сюжетная аппликация

3
1
1

2
1

наблюдение

2

1

1

наблюдение

10

2

8

1

1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
образцы

1

1
1
1
1
4

30

4

26

2

1

1

наблюдение

2

1

1

наблюдение

2
5
2
3

3
3
3
15
22
4
6

наблюдение
наблюдение
наблюдение
выставка

12

Выставка

72

11

наблюдение

1
1
1
1
5

12

Итого

Практика Форма
контроля

5
1
2

3
3
3
17
27
6
9

Изготовление изделий с
использованием аппликации

Теория

14

58

наблюдение
наблюдение

Содержание учебно-тематического плана Программы
1 год обучения
I Раздел. Введение (5 часов)
Тема 1.1 Вводное занятие
История лоскутного шитья. Цели и задачи обучения. Содержание
программы творческого объединения. Правила техники безопасности.
Практическая работа
Загадки.
Тема

1.2

Знакомство

с

видом

ДПИ,

лоскутным

шитьем

и

аппликацией (2 часа)
История аппликации у различных народов. Материалы и инструменты,
используемые в работе (ножницы, бумага, ткань, клей и др.).
Практическая работа
Знакомство с правилами аппликации. Организация рабочего места,
овладение навыками работы.
Тема 1.3 Колорит (сочетание цветовых соотношений) (2 часа)
Гармония цветовых сочетаний. Зрительные иллюзии, возможность их
использования в изделии.
Практическая работа
Ознакомление

с

орнаментом,

ритмом,

симметрией,

асимметрией,

правильное использование сочетаний цветов.
II Раздел. Виды ручных стежков и строчек (10 часов)
Тема 2.1 Терминология ручных работ (1 час)
Терминология ручных работ. Организация рабочего места. Техника
безопасности при ручных работах
Практическая работа
Приемы выполнения ручных стежков и строчек.
Тема 2.2 «Шов вперед иголку» (1 час)
12

Знакомство с условиями и приемами выполнения ручного шва «Шов
вперед иголку».
Практическая работа
Подготовка рабочего места. Выполнение шва «вперед иголку».
Тема 2.3 «Шов назад иголку» (1 час)
Знакомство с условиями и приемами выполнения ручного шва: «Шов
назад иголку».
Практическая работа
Организация

рабочего

места.

Техника

безопасности

при

работе.

Выполнение ручного шва «Шов назад иголку».
Тема 2.4 «Петельный шов» (1 час)
Знакомство

с

условиями и

приемами выполнения

ручного шва

«петельный».
Практическая работа
Организация

рабочего

места.

Техника

безопасности

при

работе.

Выполнение ручного шва «петельный».
Тема 2.5 Шов «козлик»
Знакомство с условиями и приемами выполнения ручного шва «козлик».
Практическая работа
Организация

рабочего

места.

Техника

безопасности

при

работе.

Выполнение ручного шва «козлик».
Тема 2.6 Приемы выполнения ручных стежков и строчек (5 часов)
Виды ручных стежков. Основные правила шитья.
Практическая работа
Организация

рабочего

места.

Техника

безопасности

при

работе.

Выполнение ручных стежков и строчек на образцах.
III Раздел. Изготовление сувениров из лоскутков (30 часов)
Тема 3.1 Рекомендации по выбору тканей, декоративной отделки
изделия (2 часа)
Познакомить с рекомендациями по выбору тканей, декоративной отделки
13

изделия. Природа цвета. Закономерности цветовых сочетаний.
Практическая работа
Подбор образцов тканей по виду, цвету, назначению.
Тема 3.2 Особенности технологии изготовления изделий из лоскутов
(2 часа)
Условия и приемы изготовления изделий из лоскутов.
Практическая работа
Рекомендации по поэтапному выполнению изделий из лоскутов.
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
Тема 3.3 «Цветочки в горшочках» (3 часа)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
Тема 3.4 «Снеговики» (3 часа)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
Тема 3.5 «Дед мороз» (3 часа)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
Тема 3.6 «Сувениры по выбору» (17 часов)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
14

Практическая работа
Рекомендации по поэтапному выполнению изделий из лоскутов.
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой изделия.
Соединение частей изделия.
Тема 3.3 «Цветочки в горшочках» (3 часа)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия
Тема 3.4 «Снеговики» (3 часа)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
Тема 3.5 «Дед мороз» (3 часа)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
Тема 3.6 «Сувениры по выбору» (17 часов)
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление сувенира.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой
изделия. Соединение частей изделия.
IV Раздел. Аппликация (27 часов)
Тема 4.1 Предметная аппликация (6 часов)
Изготовление

предметов из

геометрических фигур.

Расположение

элементов на плоскости.
Практическая работа
Организация

рабочего

места.

Техника
15

безопасности

при

работе.

Шаблоны.
Раскрой лоскутов. Выполнение предметной аппликации.
Тема 4.2 Сюжетная аппликация (9 часов)
Понятие «сюжет». Выбор сюжета для панно. Сочетание цвета и размера.
Расположение в пространстве.
Практическая работа
Подбор ткани. Раскрой. Изготовление декоративного панно на свободную
тему.
Тема 4.3 Изготовление изделий с использованием аппликации (12
часов)
Выбор изделий с учетом тематики выставок, назначение, художественное
оформление работы. Использование в их оформлении народных мотивов.
Практическая работа
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе. Подбор
ткани. Раскрой. Изготовление декоративного панно на свободную тему.

16

Учебно-тематический план Программы
2 год обучения
№
п/п

Наименование разделов,
подразделов, тем

Теория

2
1
1

2
1
1

49

7

42

2.1

1. Введение
Вводное занятие
Работа с тканью. Цветовой
круг
II. Изготовление сувениров из
лоскутков
Подушечка из полосок

7

1

6

2.2

Декоративное панно

7

1

6

2.3

Сапожок для подарков

7

1

6

2.4

Прихватка «Елочка»

7

1

6

2.5

Декоративное панно «Ангел»

7

1

6

2.6

Панно «Сердечки»

7

1

6

2.7

Прихватка «Пасхальное яйцо»

7

1

6

21

2

19

20

2

18

наблюдение
образцы
выставка

11

1
61

1.1
1.2

III. Лоскуты и фантазия)
3.1
3.2

Изготовление выставочных
работ
Итоговая работа

1
Итого 72

17

Практика

Форма
контроля

Всего
часов

наблюдение
наблюдение

наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
выставка

Содержание учебно-тематического плана Программы
2 год обучения
3
I.Раздел. Введение (2 часа)
Тема 1.1 Вводное занятие. История лоскутного шитья (1 час)
Цели

и

задачи

обучения.

Содержание

программы

творческого

объединения. Правила техники безопасности.
Тема 1.2 Работа с тканью. Цветовой круг (1 час)
Цветовой круг. Подбор лоскутов ткани соответственно цветовому
решению.
Практическая работа
Подбор образцов тканей по виду, цвету, назначению.
II Раздел. Изготовление сувениров из лоскутков (49 часов)
Тема 2.1 Подушечка из полосок ткани (7 часов)
Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор
техники.
Практическая работа
Схема для пэчворка «колодец». Изготовление подушечки: спланировать
работу по изготовлению подушечки, выкроить детали по шаблонам, соединить
детали, выполнить пошив подушечки.
Тема 2.2 Декоративное панно (7 часов)
Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор
техники.
Практическая работа
Схема

для

пэчворка

«колодец».

Объединение

блоков

в

квилт.

Изготовление блока «колодец» План работы по изготовлению блока,
выкраивание деталей по шаблонам, соединение деталей в блок. Объединение
блоков в квилт.
Тема 2.3 Сапожок для подарков (7 часов)
Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор
18

техники.
Практическая работа
Новогодние традиции дарения подарков. Изготовление сапожков: план
работы по изготовлению сапожков, выкраивание деталей по шаблонам,
соединение деталей ручным способом, пошив сапожка.
Тема 2.4 Прихватка «Елочка» (7 часов)
Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор
техники.
Практическая работа
Ткани с новогодней тематикой. Выбор и подготовка лоскутов.
Изготовление прихватки: планирование работы по изготовлению прихватки,
выкраивание деталей по шаблонам, пошив прихватки.
Тема 2.5 Декоративное панно «Ангел» (7 часов)
Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор
техники.
Практическая работа
Способы отделки изделий. Применение тесьмы в отделке лоскутных
работ. Изготовление панно: планирование работы, пошив блока «ангел»,
соединение блоков в панно.
Тема 2.6 Панно «Сердечки» (7 часов)
Аппликация из ткани. Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение
изделия. Выбор техники.
Практическая работа
Аппликация: виды, способы выполнения. Изготовление панно: план
работы по изготовлению панно, выполнить блок «изба», выполнить на блоке
аппликацию «сердечко».
Тема 2.7 Прихватка «Пасхальное яйцо» (7 часов)
Русские народные традиции. Пасха. Ткани с рисунком под гжель.
Практическая работа
Изготовление прихватки: план работы по изготовлению прихватки,
19

соединение лоскутов в свободной форме, пошив прихватки.
III Раздел. Лоскуты и фантазия (20 часов)
Тема 3.1 Изготовление выставочных работ (20 часов)
Выбор изделий с учетом тематики выставок, назначение, художественное
оформление работы. Использование в их оформлении народных мотивов.
Практическая работа
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров.
Выполнение изделий и использование в их оформлении народных мотивов.
Тема 3.2 Итоговая работа (1 часа)
Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства).
Анализ результатов выставки и проделанной за год работы. Подведение итогов.

20

Учебно-тематический план Программы
3 год обучения
№ Наименование разделов,
п/п подразделов, тем

Всего
часов

Теория

Практика

Форма
контроля

1
1
35
5

1
1
7
1

28
4

2.2

I. Введение
Вводное занятие
II.Техника лоскутной мозаики
Виды техники лоскутной
мозаики
Разноцветная спираль

5

1

4

2.3

Полоска к полоске

5

1

4

2.4

Веселые квадратики

5

1

4

2.5

Удивительные треугольники

5

1

4

2.6

Необычные ромбы

5

1

4

2.7

Забавные уголки
III. Лоскуты и фантазия

5
36

1
4

4
32

3.1

Выполнение изделий – комплектов
из лоскутов по выбору

34

4

30

наблюдение
образцы

3.2

Итоговое занятие

2
72

выставка

12

2
60

1.1
2.1

Итого

21

наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
наблюдение
образцы
образцы

Содержание учебно-тематического плана Программы
4 год обучения
I.Раздел. Введение (1 час)
Тема 1.1 Вводное занятие
Техника безопасности. Организационные вопросы. Инструктаж по
технике безопасности. План работы объединения, цели и задачи занятий.
История рукоделия.
II.Раздел. Техника лоскутной мозаики (35 часов)
Тема 2.1 Виды техники лоскутной мозаики (5 часов)
Вид искусства пэчворк. Виды изделий, выполненные в этой технике.
Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Виды техники лоскутной
мозаики.
Практическая работа
Работа с книгами, журналами. Выполнение эскиза изделия. Схема
сборки Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка образца по
схемам.
Тема 2.2 Разноцветная «спираль» (5 часов)
Схемы, по которым собираются изделия из «спирали».
Практическая работа
Способы сшивания по спирали. Цветовое решение. Изготовление
шаблонов. Подбор тканей. Раскрой. Сборка образца по выбранной схеме.
Тема 2.3 Полоска к полоске (5 часов)
Схемы, по которым собираются изделия из полос «Елочка» («Паркет»),
«Колодец», «Пашня».
Практическая работа
Шитье из полос по схемам: «Елочка», «Колодец», «Пашня». Выполнение
эскиза изделия. Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка
образца по схемам.
Тема 2.4 Веселые квадратики (5 часов)
22

Техника «Шитье из квадратов». Схемы, по которым собираются изделия
из квадратов.
Практическая работа
Правила сшивания квадратиков, цветовое сочетание. Шитье из квадратов
по схеме «Шахматка». Работа с журналами. Выполнение эскиза изделия. Схема
Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка образца по схеме
«Шахматка».
Тема 2.5 Удивительные треугольники (5 часов)
Схемы,

по

которым

собираются

изделия

из

прямоугольных

треугольников «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате».
Практическая работа
Шитье из прямоугольных треугольников по схемам: «Мельница»,
«Звезда», «Квадрат в квадрате». Выполнение эскиза изделия. Изготовление
выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка образца по схемам.
Тема 2.6 Необычные ромбы (5 часов)
Шитье из ромбов. Схемы, по которым собираются изделия из ромбов.
Практическая работа
Способы сшивания ромбов. Цветовое решение. Изготовление шаблонов.
Подбор тканей. Раскрой. Сборка образца по выбранной схеме.
Тема 2.7 Забавные уголки (5 часов)
Шитье из уголков. Схемы, по которым собираются изделия из уголков.
Практическая работа
Способы сшивания уголков. Цветовое решение. Изготовление шаблонов.
Подбор тканей. Раскрой. Сборка образца по выбранной схеме.
III. Раздел. Лоскуты и фантазия (36 часов)
Тема 3.1 Выполнение изделий – комплектов из лоскутов по выбору
(34 часа)
Выбор изделий с учетом тематики выставок, назначение, художественное
оформление работы. Использование в их оформлении народных мотивов.
Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор техники лоскутной мозаики.
23

Практическая работа
Выбор рисунка и материалов. Цветовое решение. Изготовление
шаблонов. Подбор тканей. Раскрой. Сборка образца по выбранной схеме.
Изготовление блоков лоскутных узоров. Выполнение изделий – комплектов
из лоскутов по выбору.
Тема 4.2 Итоговое занятие (2 часа)
Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства).
Анализ результатов выставки и проделанной за год работы. Подведение
итогов.

24

1.4. Планируемые результаты
В результате прохождения программного материала учащиеся, как
правило, будут знать:
 способы соединения лоскутов;
 способы работы по инструкционным картам и схемам;
 виды отделки изделия;
 основные цвета и близкие оттенки;
 названия тканей.
учащиеся, как правило, будут уметь:


шить простые предметы домашнего обихода с применением техники

лоскутного шитья;


работать с шаблоном;



выполнять декоративные строчки и стежки;



применять отделочный материал для декорирования изделий;



сочетать лоскуты ткани по фактуре, цвету, качеству, рисунку;



подбирать нитки соответствующего цвета.

владеют навыками:


выбирать необходимый материал для декоративного панно



подбирать сюжет для аппликации;



умело составлять цветовое решение изделия;



самостоятельно выполнить художественное изделие;



использовать полученные знания в повседневной жизни.

25

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – не позднее 15.09
Продолжительность учебного года – 36 недель.

КоличествоПраздничные
дни
недель
образоват
ельного
процесса

1 год
15 недель
04.09 обучен 26.12.20
ия
20

Ноябрь: 04

2 полугодие

Года
обучен
ия

1 полугодие

2. Календарь занятий
Количество
Праздничны
е дни
недель

Летние Всего
каникулы в год

образовател
ьного
процесса

15.01- 21неделя
28.05.
2021

Январь:
01.06-31.08 36 недель
01,02,03,0
4,05,06,07
,08,09
Февраль: 23
Март: 08
Май: 01, 09

1 год
15 недель
02.09обучен 30.12.20
ия
20

Ноябрь 04

13.01- 21 неделя
19.05.
2021

Январь:
01.06-32.08 36 недель
01,02,03,0
4,05,06,07
,08,09
Февраль: 23
Март: 08
Май: 01, 09

1 год
15 недель
04.09 обучен 25.12.20
ия
20

Ноябрь: 04

15.01- 21неделя
21.05.
20

Январь:
01.06-31.08 36 недель
01,02,03,0
4,05,06,07
,08,09
Февраль: 23
Март: 08
Май: 01, 09

26

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
занятия
Перерыв между
занятиями
Окончание
учебного года

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

04 сентября

02 сентября

04 сентября

36 недель

36 недель

36 недель

Младший, средний,
старший школьный
возраст - 40 минут
Не меньше 10 минут

Младший, средний,
старший школьный
возраст - 40 минут
Не меньше 10
минут
19 мая

Младший, средний,
старший школьный
возраст - 40 минут
Не меньше 10 минут

28 мая

21 мая

2.2. Условия реализации Программы
Для успешной реализации данной Программы созданы следующие
условия:
Кадровые условия реализации Программы:
Педагог

дополнительного

образования,

реализующий

данную

Программу, владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
- имеет средне специальное или высшее педагогическое образование,
квалификацию (по диплому) – учитель обслуживающего труда или педагог
дополнительного образования;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.

27

Материально-техническое обеспечение
- Материальные:

кабинет,

специально

оборудованный

наглядными

пособиями, мебелью. Ткань, иглы, ножницы, наперсток, нитки, фурнитура,
карандаши. Магнитная доска. Тематические картинки. Демонстрационные
материалы.
- Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, инструкционные

карты

1),

(Приложение

плакаты,

фонд

работ

учащихся,

настенные

иллюстрации.
- Демонстрационные: демонстрационные модели.
- Электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;
- Аудиовизуальные:

слайд-фильмы,

видеофильмы,

учебные

кинофильмы,

фонотека.
2.3. Формы аттестации/контроля
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую

функции.

Разнообразные

формы

контроля

позволяют

объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит
через участие их в выставках, конкурсах.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где проходят занятия;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем (Приложение 2);
- итоговые – в конце года организуется выставка творческих работ учащихся.
2.4. Оценочные материалы
Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение,
вопросы (Приложение 3).
28

2.5. Методическое обеспечение
Содержание, методы и приемы обучения данной Программы направлены,
прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого
учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной
деятельности.
Программа обучения составлена так, чтобы учащиеся не слишком
утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и
не слишком трудными.
Основной формой организации работы по программе является – занятие.
Для

создания

разнообразия

проводимых

занятий

и

для

большей

заинтересованности учащимся предлагаются дидактические игры и упражнения
на внимание, сообразительность.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на
каждом занятии.
Формы организации занятий по Программе:
- индивидуальная (каждый учащийся должен сделать свою поделку). Структура
занятий может быть разнообразной в зависимости от целей и характера
деятельности. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного

материала.

Основное

место

на

занятиях

отводится

практической творческой работе.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- эмоциональный настрой – использование музыкальных и литературных
произведений;
- практические – упражнения, игровые методы;
- словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
- словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
- наглядные методы и приемы – наблюдение, рассматривание, показ образца,
показ способов выполнения и др.

29

Список литературы
1. Белова, Н. Р. Азбука кроя и шитья / Н. Р. Белова, Т. Кононович. - М.:
Рипол Классик; СПб.: Валерии СПД, 2012. - 336 с. – Текст:
непосредственный.
2. Блондель, А. Школа лоскутной техники / А. Блондель, С. Деон. – М.: Мир
книги, 2016. - 64 с. – Текст: непосредственный.
3. Войдинова, Н. Аппликация / Н. Войдинова. - М.: Эксмо, 2013. - 160 с. –
Текст: непосредственный.
4. Грин, М. Шитье из лоскутков / М. Грин. – М.: Просвещение, 2014. – 64 с.
– Текст: непосредственный.
5. Докучаева, В. Лоскутное шитье / В. Докучаева, Е. Вальнова. - М.:
Финансы и статистика, 1996. - 80 с. – Текст: непосредственный.
6. Денисова, Н. Шьем сами / Н. Денисенко. - М.: Айрис-пресс, 2016. – 160
с.– Текст: непосредственный.

30

Приложение 1
Календарный учебный график
реализации программы
1. Продолжительность учебного года:

Начало учебного года – 01.09.20

г. Начала учебных занятий:

1 год обучения: 2 группа –

г.

2 год обучения: 3 группа –

г.

3 год обучения: 4 группа -

г. Продолжительность учебного года –

36 недель
2. Календарь занятий
Года
обуче
ния

1
полугод
ие

Количество
недель
образовател
ьного
процесса

Праздн
ичные
дни

2
полугод
ие

Количест
во недель
образова
тельного
процесса

Праздничны
е дни

Летни
е
каник
улы

3 год
обуче
ния
4
групп
а
2 год
обуче
ния
3
групп
а
1 год
обуче
ния 1
групп
а

Этапы образовательного процесса
Этапы
образовательного
процесса

1 год обучения

2 год обучения

Начало учебного года
31

3 год обучения

Всего в
год

Продолжительность
учебного года
Продолжительность
занятий
Перерыв между
занятиями
Окончание учебного
года
Каникулы летние

Младший, средний,
старший школьный
возраст – 40 минут
Не меньше 10
минут

Младший, средний,
старший школьный
возраст – 40 минут
Не меньше 10 минут

32

Младший, средний,
старший школьный
возраст – 40 минут
Не меньше 10 минут

Приложение 2
Календарно–тематический план 1 года обучения
«Лоскуток к лоскутку»
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема

Дата

Вводное занятие
Виды ручных стежков
Шов «Вперед иголкой»
Шов назад иголкой
Петельный шов
Шов «козлик»
Шов крестиком
Шов цепочкой
Воздушная петелька
Пришивание пуговиц с двумя и 4 отверстиями
Пришивание пуговиц на ножке
Изготовление сувениров из лоскутков (20 час)
Изготовление сувенира из лоскутов
(выполнение эскиза, подбор ткани).
«Снеговик»
Изготовление сувенира из лоскутов (раскрой).
«Снеговик»
Сувенир из лоскутов (пошив изделия)
«Снеговик»
Сувенир из лоскутов (пошив изделия).
«Снеговик»
Сувенир из лоскутов (пошив изделия).
«Снеговик»
Сувенир «Снеговик»
Сувенир «Снеговик» (пошив сувенира).
Сувенир «дед мороз» (пошив сувенира).
Сувенир «дед мороз» (пошив сувенира).
Сувенир «дед мороз» (пошив сувенира).
Изготовление сувенира из лоскутов
(выполнение эскиза, подбор ткани) «Дед Мороз»
Изготовление сувенира из лоскутов (раскрой).
«Дед Мороз»
Изготовление сувенира из лоскутов (пошив

33

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

изделия) «Дед Мороз»
Сувениры (игрушки) по выбору
Сувениры (игрушки) по выбору
Сувениры (игрушки) по выбору
Сувениры (игрушки) по выбору
Сувениры (игрушки) по выбору
Сувениры (игрушки) по выбору
Знакомство с видами декоративно-прикладного
творчество
Аппликация
Колорит
Колорит
Изготовление предметов из геометрических
фигур
Расположение элементов на плоскости
Ваза с цветами из осенних листьев
Ваза с цветами из осенних листьев
Ваза с цветами из осенних листьев
Ваза с цветами из осенних листьев
Ваза с цветами из осенних листьев
Снеговик» - панно из ваты
Снеговик» - панно из ваты
Снеговик» - панно из ваты
Снеговик» - панно из ваты
Дед Мороз и Снегурка» - тканевое панно
Дед Мороз и Снегурка» - тканевое панно
Дед Мороз и Снегурка» - тканевое панно
Дед Мороз и Снегурка» - тканевое панно
Дед Мороз и Снегурка» - тканевое панно
Понятие «сюжет».
Выбор сюжета для панно
Сочетание цвета и размера
Панно «Осенний листопад»
Панно «Осенний листопад»
Панно «Осенний листопад»
Панно «Зимние забавы»
Панно «Зимние забавы»
Панно «Зимние забавы»
Панно «Чаепитие»
Панно «Чаепитие»
Панно «Чаепитие»
Панно «Весна - красна»
Панно «Весна - красна»
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66
67
68
69
70
71
72

Панно «Весна - красна»
Декоративное панно на свободную тему
Декоративное панно на свободную тему
Декоративное панно на свободную тему
Декоративное панно на свободную тему
Итоговая выставка
Итоговая выставка
Итого:

35

1
1
1
1
1
1
1
72

Приложение 3
Вопросник по материаловедению
№ п\п

Вопросы

1.

Какие два вида волокон ты знаешь? Искусственные и натуральные

2.

Шелк – волокно растительного или

Волокно животного

животного происхождения?

происхождения

Какая ткань лучше сохраняет

Шерсть

3.

Ответы

тепло- шелк или шерсть?
4.

5.

Какие ткани можно стирать в

В горячей воде ткани х/б; в

горячей (40*-90*) воде, а какие

теплой-шелк, вискоза; в

только в теплой (до 30*)

прохладной - шерсть.

Твид, букле, кашемир-какой вид

Шерстяные ткани

ткани?
6.

Что такое фурнитура?

Пуговицы, пряжки, крючки и
т.д.

7.

Какая ткань называется «деним»?

Джинсовая

8.

Назови несколько видов тканей для Тафта, шелк, атлас, креп-сатин
вечерней одежды

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».