ПРОГРАММА Шевлякова Г.И.Конструирование и моделирование одежды

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
МБУ ДО ЦДТ
«2» сентября 2020 года

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДТ
В. В. Булатова __________
« 2» сентября 2020 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Конструирование и моделирование одежды»
(модифицированная)
Форма обучения: очная

Возраст учащихся: 10 -16 лет
Нормативный срок освоения программы: 3 года
Разработчик: Шевлякова Галина Игоревна
Педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории

Гурьевский округ 2020

1

Разработчик: Шевлякова, Г.И. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр
детского творчества».

Шевлякова,
Г.И.
Конструирование
и
моделирование
одежды:
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа / Г.И.Шевлякова. - Гурьевский
муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. - 37с.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Конструирование и
моделирование одежды

"

предполагает

создание

условий

для

развития

творческих

способностей, художественного вкуса на основе освоения технологий шитья. Учащиеся
изучают различные техники декоративно-прикладного искусства, учатся применять их,
используя комплексно, при проектировании на предметов одежды, интерьера, и всего, что так
или иначе окружает нашу жизнь. Программа предназначена для учащихся 10-16 лет,
норматиный срок обучения 3 года

2

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик………………………...4
1.1. Пояснительная записка…………………………………………....4
1.2. Цель и задачи программы………………………………………....8
1.3. Содержание программы…………………………………………10
1.4. Планируемые результаты………………………………………..26
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий…...27
2.1. Календарный учебный график……...............................................27
2.2. Условия реализации программы………………………………...28
2.3. Формы аттестации………………………………………………...29
2.4. Оценочные материалы……………………………………………29
2.5. Методическое обеспечение………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….33
Приложение…………………………………………………………….34

3

Раздел I. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Конструирование и моделирование

одежды» разработана с

учетом

требований к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей и в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-

Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
-

Региональные

и

муниципальные

документы

по

ПФДО

(Приказ

Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении
Правил

персонифицированного

финансирования

образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
4

дополнительного

-

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества».
Дополнительное образование – составная часть образовательной
системы России, показатель реализации прав детей на реализацию
потребностей в развитии. Дополнительное образование направлено на
создание условий для развития личности учащегося, мотивации к познанию и
творчеству; обеспечивает эмоциональное

благополучие,

профилактику

асоциального поведения; укрепляет психическое и физическое здоровье
учащегося.
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится
эффективность системы дополнительного образования, так как этот вид
образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов
и форм деятельности, развитии познавательной мотивации и способностей.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя
национальных традиций декоративно-прикладного творчества важнейшей
задачей становится повышение эффективности художественно-эстетического
образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Конструирование и моделирование одежды» (далее Программа), поможет
решить

эту

актуальную

задачу

художественно-эстетического

через

вкуса,

формирование

самосознания

и

у

учащегося

уважения

к

историческому и культурному наследию России.
Программа

«Конструирование

и

моделирование

одежды»

предназначена для обучения учащихся в учреждениях дополнительного
образования

детей

(далее

Программа).

Программа

адресована

всем

желающим учащимся, в том числе не имеющим начальной художественной
подготовки.

5

Направленность Программы – художественная.
Уровень освоения Программы – ознакомительный.
Принцип построения Программы концентрический: последующий год
обучения углубляет, расширяет содержание, усложняет практические навыки
и технологии.
Актуальность

Программы

Современный

социальный

заказ

на

образование обусловлен задачами художественного образования учащихся,
которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования
(Министерство образования РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность
художественного
воспитательных

образования,
возможностей

использования
предметов

познавательных

и

художественно-эстетической

направленности, формирующих у обучающихся творческие способности,
чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Педагогическая целесообразность Программы (мера педагогического
вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности
и возможностей для самовыражения самому учащемуся) –предполагает
работу над индивидуальными и коллективными работами в творческом
объединении как одну из форм развития интереса

в художественном

обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся
любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует
себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение
коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в
этом процессе очень значима, и он, осознавая эту значимость, старается
исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию
чувства ответственности и значимости каждого участника творческого
коллектива.
Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных
творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания
дизайн - проекта (например, коллекции одежды и изготовление ее).
6

Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной
Программы состоит в формировании у учащихся чувства ответственности в
исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе
(коллекция

моделей

одежды),

с

одной

стороны,

и

формировании

самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с
использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства
при выполнении индивидуальных заданий.
Новизна Программы заключается
возможность

не

только

изучить

в том, что Программа дает

различные

техники

декоративно-

прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при
проектировании на предметов одежды, интерьера, и всего, что так или иначе
окружает нашу жизнь.
Отличительные особенности Программы от других программ по
конструированию и моделирование одежды заключаются в том, что
Программа «Конструирование и моделирование одежды» предполагает
обязательное использование моделирования и дизайна одежды, изготовление
и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. Особенно ценно, при
реализации данной Программы, самостоятельное изготовление коллекции
одежды, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник
декоративно-прикладного искусства.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальная,
групповая.
Адресат Программы
Настоящая программа рассчитана на детей 10 -16 лет.

Программа

рассчитана на учащихся без специальной подготовки. Количество часов,
отведенное на определенные темы Программы, может варьироваться в
зависимости

от

условий реализации Программы

особенностей детей
7

и индивидуальных

Программа «Конструирование и моделирование одежды» ориентирована
на углубленное изучение основ дизайна, так как занятия дизайном являются
не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и могут
служить предпрофессиональной подготовкой
1.2.Цель и задачи Программы
Цель

Программы

«Конструирование

и

моделирования

одежды»

создание условий для развития творческих способностей, художественного
вкуса на основе освоения технологий шитья.
Основные задачи Программы заключаются в следующем:
обучающие задачи:


изучить

с

учащимися

основы

различных

техник

декоративно-

прикладного творчества;


создать условия для освоения учащимися технологических знаний
проектирования и художественного конструирования швейных изделий
и предметов быта;



создать условия для овладения практическими навыками и приёмами
изготовления и декорирования изделий;



обучить учащихся основам дизайна и познакомить с профессией
дизайнера



познакомить учащихся с основными законами композиции;



научить учащихся пользоваться законами цветоведения;



создать условия для формирования художественно-образного мышления
у учащихся;



создать условия для формирования у учащихся практических навыков
работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества;
воспитательные задачи:



создать условия для организации содержательного досуга учащихся;



создать условия для

формирования у учащихся эмоциональной

отзывчивости на явления художественной культуры;
8



создать

условия

для

формирования

у

учащихся

аккуратности,

прилежания в работе, трудолюбия;


создать условия для формирования у учащихся чувство сопричастности
к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями,
культурой своей страны, своего народа;
развивающие задачи:



создать условия для развития у учащихся общего кругозора;



создать условия для развития у учащихся художественно-эстетического
вкуса при составлении композиции костюма и объектов предметного
дизайна;



формировать интерес к различным видам декоративной отделки и
положительную

мотивацию

к

совершенствованию

в

данных

направлениях декоративно-прикладного искусства у учащихся;


создать условия для развития у учащихся личностного развития,
укрепления

здоровья,

профессионального

самоопределения

и

творческого труда обучающихся;


создать условия для развития у учащихся зрительное восприятие,
чувства цвета, композиционной культуры;



содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;



развивать творческую деятельность учащегося.

9

1.3. Содержание Программы
Учебно-тематический план Программы
1 год обучения
№

Наименование

разделов, Всего

подразделов, тем

часов

I.Материаловедение

6

Вводное занятие
1.1 Виды и свойства тканей
II. Ручные швейные работы
2.1 Виды ручных стежков и строчек

Теория

Практика

Форма
контроля

3

3
Наблюдение

2

2

4

1

3

18

4

14

2

1

1

2.2 Накладное шитье:

Образцы
накладной

Виды накладного шитья

16

3

13

III. Машинные работы

44

8

36

3.1 Устройство швейной машины

2

1

1

3.2 Работа на швейной машине

4

1

3

3.3 Изготовление сувениров из лоскутов,

38

6

32

8

2

6

4.1 Конструирование юбок

2

1

1

4.2 Конструирование платья

6

1

5

6

1

5

6

1

5

отделки

Наблюдение
образцы

тесьмы, кожи и т.п.
IV. Конструирование одежды

V. Моделирование одежды
5.1 Моделирование одежды

Чертежи
Эскизы
моделей

VI. Изготовление одежды из х\б

62

18

44

6.1 Изготовление конической юбки

6

2

4

6.2 Изготовление клиньевой юбки

6

2

4

6.3 Изготовление плечевого изделия с

50

14

36

144

37

107

тканей

цельнокроеным рукавом
Всего часов:

10

Наблюдение
образцы

Содержание учебно-тематического плана Программы
1 год обучения
I.Раздел. Материаловедение (6 часов)
Вводное занятие (2часа)
Задачи работы творческого объединения. План работы. Знакомство с
изделиями,

выполненными

учащимися

объединения.

Оборудование

кабинета, организация рабочего места. Инструменты и принадлежности для
работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.
Тема 1.1 Виды и свойства ткани (4часа)
Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве
тканей.

Виды тканей.

Определение

лицевой и изнаночной сторон.

Определение нитей основы и утка. Краткие сведения о профессиях ткацкого
и швейного производства.
Практическая работа
Подбор тканей по виду, цвету, назначению. Определение в образцах
тканей нитей основы и утка, Лицевой и изнаночной сторон.
II. Раздел. Ручные швейные работы (18 часов)
Тема 2.1 Виды ручных стежков и строчек (2часа)
Терминология ручных работ. Организация рабочего места. Техника
безопасности при ручных работах. Виды ручных швов:
«Шов вперед иголку», «Шов назад иголку», «Петельный шов», «Шов
козлик».

Копировальные стежки – силки, прокладочные стежки, стежки

ручной сборки, сметочные стежки.
Практическая работа
Приемы выполнения ручных стежков и строчек.
Тема 2.2 Накладное шитье. Виды накладного шитья. (16часов)
Виды накладного шитья. Технические условия и приемы выполнения
накладной отделки.

11

Практическая работа
Выбор отделки.

Перевод рисунка.

Подбор тканей для отделки.

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, долевой и уточной нити.
Выполнение накладной отделки.
III. Раздел. Машинные работы (44 часа)
Тема 3.1 Устройство швейной машины (2часа)
Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе.
Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила техники
безопасности. Приемы выполнения машинных строчек.
Практическая работа
Упражнения в работе на швейной машине. Заправка нижней и верхней
нитей. Регулировка длины стежка. Выполнение закрепок. Намотка ниток на
шпульку.
Тема 3.2 Работа на швейной машине (4часа)
Терминология машинных работ. Виды машинных швов: стачной,
накладной, настрочной, обтачной. Технические условия на выполнение
машинных швов.
Практическая работа
Выполнение машинных швов на образцах.
Тема 3.3 Изготовление сувениров из лоскутов, тесьмы, кожи и т.д.
(38часов)
Рекомендации по выбору тканей, декоративной отделки изделия.
Природа

цвета.

Закономерности

цветовых

сочетаний.

Особенности

технологии изготовления изделий из лоскутов.
Практическая работа
Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой изделия.
Соединение частей изделия: стачивание на швейной машине, обвязывание
крючком, плетение из тесьмы.

12

IV. Раздел. Конструирование одежды (8 часов)
Тема 4.1 Конструирование юбок (2 часа)
Правила снятия мерок. Необходимость снятия мерок. Прибавки на
свободное облегание. Расчеты для построения чертежей клиньевой и
конической юбки. Типы линий для выполнения чертежа.
Практическая работа
Снятие мерок. Выполнение расчетов. Построение чертежей клиньевой
и конической юбок в масштабе 1:1 на бумаге. Приемы работы с чертежными
инструментами: линейкой, треугольником, циркулем, лекалом.
Тема 4.1 Конструирование платья (6 часов)
Правила снятия мерок. Необходимость снятия мерок. Прибавки на свободное
облегание.

Расчеты для построения

чертежей

плечевого

изделия

с

цельнокроеным рукавом. Типы линий для выполнения чертежа.
Практическая работа
Снятие мерок. Выполнение расчетов. Построение чертежей плечевого
изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:1 на бумаге. Приемы работы
с чертежными инструментами: линейкой, треугольником, циркулем, лекалом.
V Раздел. Моделирование одежды
Тема 5.1Моделирование одежды (6часов)
Понятие о моделировании. Эскиз модели (фигура, пропорции, силуэт).
Практическая работа
Выбор модели исходя из имеющейся ткани. Изменения выреза
горловины, длины изделия, длины рукава, моделирование накладных
карманов и оборок. Работа с журналами мод. Подготовка выкроек к раскрою.
VI Раздел. Изготовление одежды из хлопчатобумажных тканей
(62 часа)
Тема 6.1 Изготовление конической юбки (6часов)
Раскладка выкроек на ткани. Припуски на швы. План обработки изделия по
узлам.
13

Практическая работа
Обмеловка выкроек. Раскрой. Сметывание боковых швов. Примерка,
внесение исправлений после примерки. Стачивание швов, обработка срезов,
ВТО изделия. Обработка пояса юбки с использованием резинки. Обработка
низа юбки. Обработка застежки. Пришивание пуговиц.
Тема 6.2 Изготовление клиньевой юбки (6часов)
Раскладка выкроек на ткани. Припуски на швы. План обработки изделия по
узлам.
Практическая работа
Обмеловка выкроек. Раскрой. Сметывание клиньев юбки. Примерка,
внесение исправлений после примерки. Стачивание швов, обработка срезов,
ВТО изделия. Обработка пояса юбки. Обработка застежки. Обработка низа
юбки. Пришивание пуговиц.
Тема 6.3 Изготовление плечевого изделия с цельнокроеным
рукавом (50часов)
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Приемы
обводки контурных линий. Способы перевода контурных линий выкройки на
парные детали кроя. Припуски на швы. План обработки изделия по узлам
(последовательность

изготовления

изделия).

Технология

изготовления

изделия.
Практическая работа
Обмеловка

выкроек.

Раскрой.

Сметывание

изделий.

Примерка,

внесение исправлений после примерки. Стачивание швов, обработка срезов,
ВТО изделия. Поузловая обработка изделия (обработка горловины бейкой
или обтачкой, обработка оборок и т.д.). Окончательная отделка изделия.

14

Учебно-тематический план Программы
2 год обучения
№
п/п

Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теор Прак
часов
ия
тика
3
3

I. Материаловедение

18

4

14

1.1.

Производство тканей, переплетение нитей

3

1

2

1.2.
1.3.

Гобелен
Гобелен «Речка»

3
6

1
1

2
5

1.4.

6

1

5

75
6

6
1

51
5

6

1

5

Наблюдение
образцы

2.3.

Ворсовое ткачество.
Изготовление махровой подушки
II. Техника лоскутной мозаики
Виды техники лоскутной мозаики
Техника «Шитье из полос»
Техника
«Шитье
из
прямоугольных
треугольников»
Техника «Шитье из многоугольников»

6

1

5

2.4.

Прихватки для горячего

12

1

11

2.5.

Мешочки для подарков

12

1

11

2.6.

Выполнение изделий из лоскутов по выбору

33

1

32

Наблюдение
образцы
Наблюдение
образцы
Наблюдение
образцы
Наблюдение
образцы

III. Конструирование одежды
Конструирование плечевого изделия с
втачным рукавом
Построение рукавов
Построение воротников
IV. Моделирование одежды
Моделирование платья, кокеток, рельефов

18
12

5
3

13
9

3
3
6
6

1
1
1
1

2
2
5
5

18
9

78
30

9

30
18
175

2.1.
2.2.

3.1.
3.2.
3.3.
4.1.

5.1.
5.2.
5.3.

Наименование разделов,
подразделов, тем

V. Изготовление одежды для себя
Изготовление делового комплекта
платья
Изготовление летнего ансамбля
Подготовка к выставке
Всего часов:

15

96
или 39
39
18
216

41

Форма
контроля

Наблюдение
образцы
Наблюдение
образцы
Наблюдение
образцы
Наблюдение
образцы

Чертежи
Чертежи
Чертежи
Эскизы
моделей
Наблюдение
образцы
Выставка

Содержание учебно-тематического плана Программы
2 год обучения
Вводное занятие (3часа)
Задачи работы творческого объединения. План работы. Знакомство с
изделиями второго года обучения. Принадлежности, необходимые для
работы в объединении. Организационные моменты. Правила безопасности
труда.
I. Раздел. Материаловедение (18 часов)
Тема 1.1 Производство тканей, переплетение нитей (3часа)
Ассортимент тканей с узорным и ручным ткачеством. Роль узорного
ткачества предметов домашнего убранства крестьян и других сословий.
Мотивы в русском узорном ткачестве. Виды переплетений.
Практическая работа
Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из
цветной бумаги.
Тема 1.2 Гобелен (3часа)
История развития искусства гобелена. Гобеленовое ткачество. Ворсовое
ткачество.
Практическая работа
Натягивание основы на рамку. Выбор пряжи. Выполнение образцов
различными видами ткачества.
Тема 1.3 Гобелен «Речка» (6 часов)
Гобеленовое ткачество. Методы и приемы выполнения гобеленового
ткачества.
Практическая работа
Подготовка технического рисунка, пряжи.

Натягивание основы.

Изготовление гобелена «Речка», гобеленовым ткачеством.

16

Тема 1.4 Ворсовое ткачество. Изготовление махровой подушки
(6 часов)
Ворсовое ткачество. Методы и приемы выполнения ворсового ткачества.
Практическая работа
Подготовка технического рисунка, пряжи. Натягивание основы.
Изготовление махровой подушки ворсовым ткачеством.
II. Раздел. Техника лоскутной мозаики (75 часов)
Тема 2.1. Техника «Шитье из полос» (6 часов)
Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Виды техники лоскутной
мозаики. Схемы, по которым собираются изделия из полос «Елочка»
(«Паркет»), «Колодец», «Пашня».
Практическая работа
Шитье из полос по схемам: «Елочка», «Колодец», «Пашня».
Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой
и сборка образца по схемам.
Тема 2.2. Техника «Шитье из прямоугольных треугольников»
(6 часов)
Схемы,

по

которым

собираются

изделия

из

прямоугольных

треугольников «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате».
Практическая работа
Шитье из прямоугольных квадратов треугольников по схемам:
«Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Выполнение эскиза изделия.
Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка образца по схемам.
Тема 2.3. Техника «Шитье из многоугольников» (6 часов)
Шитье из шестиугольников. Шитье из ромбов.
Практическая работа
Изготовление шаблонов. Подбор тканей. Раскрой. Сборка образца по
выбранной схеме.

17

Тема 2.4. Прихватки для горячего (12 часов)
Разновидности прихваток. Подбор тканей. Цветовое решение изделия.
Практическая работа
Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек. Подбор тканей,
раскрой и сборка прихваток.
Тема 2.5. Мешочки для подарков (12 часов)
Мешочек из бархата, драпа, мешочек-носочек, мешочек-рукавичка, мешочек
с елочками.
Практическая работа
Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек. Подбор тканей,
раскрой и изготовление изделия.
Тема 2.6. Выполнение изделий из лоскутов по выбору (33 часа)
Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор
техники лоскутной мозаики.
Практическая работа
Работа с журналами. Выполнение эскиза изделия. Построение схем
лоскутной техники. Подбор тканей, раскрой, сборка изделий.
III. Раздел. Конструирование одежды (18 часов)
Тема 3.1 Конструирование плечевого изделия (12 часов)
Мерки, необходимые для построения чертежей плечевого изделия. Правила
снятия мерок, условные обозначения мерок.
Практическая работа
Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежей.
Построение чертежей плечевого изделия в масштабах 1:4 и 1:1.
Тема 3.2 Построение рукавов (3 часа)
Мерки, необходимые для построения чертежей рукава. Правила снятия
мерок, условные обозначения мерок.
Практическая работа
Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежей.
Построение чертежей рукава в масштабах 1:4 и 1:1.
18

Тема 3.3 Построение воротников (3часа)
Мерки, необходимые для построения чертежей воротника. Правила
снятия мерок, условные обозначения мерок.
Практическая работа
Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежей.
Построение чертежей воротников в масштабах 1:4 и 1:1.
IV. Раздел. Моделирование одежды (6 часов)
Тема 4.1 Моделирование платья, кокеток, рельефов (6часов)
Выполнение эскиза модели. Расчет ткани для изделия. Правила перемещения
вытачек,

построения

кокеток,

рельефов.

Изменения

фасона

рукавов

(крылышко, фонарик, зауженный с защипами по головке).
Практическая работа
Внесение изменений в выкройку, нанесение конструктивных линий на
основу, изменение формы рукавов. Моделирование рукавов. Моделирование
воротников. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет количества ткани.
V. Раздел. Изготовление одежды для себя (96 часов)
Тема 5.1 Изготовление делового комплекта или платья (39часов)
Рекомендации тканей и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза.
Нормы расхода тканей для изготовления комплекта. Моделирование
подборта. Прокладочные материалы. Раскладка выкроек на ткани.
Практическая работа
Работа
Определение

с

журналами
нормы

мод

расхода

(зарисовка
ткани.

и

выполнение

Выполнение

эскиза).

моделирования

соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на
ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделия с поузловой
ВТО. Подготовка изделия к первой примерке, проведение первой примерки,
внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек,
складок и т.д., обработка карманов, обметывание срезов, обработка края
борта полочки, обработка застежки юбки или брюк. Обработка верхнего
срезе юбки или пояса брюк, заметывание низа юбки или брюк. Обработка
19

воротника и вметывание его в горловину. Обработка рукавов и вметывание
их в проймы. Вторая примерка. Внесение исправлений после примерки.
Втачивание воротника и рукавов, обметывание срезов пройм, обработка низа
изделий, петель, окончательная ВТО и чистка изделия, пришивание пуговиц.
Тема 5.2 Изготовление летнего ансамбля (39часов)
Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой.
Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани на платье. Моделирование платья
с использованием чертежа основы. Последовательность технологической
обработки платья.
Практическая работа
Работа с журналами мод, определение нормы расхода ткани.
Моделирование платья соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технология изготовления
платья с поузловой ВТО. Подготовка платья к первой примерке. Первая
примерка, внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов,
вытачек, складок и т. д., обработка карманов, выполнение отделки,
стачивание всех швов платья. Обработка застежки, обработка воротника и
втачивание его в горловину или обработка горловины подкройной обтачкой,
обработка рукавов и вметывание их в проймы, заметывание низа юбки,
приметывание лифа платья к юбке. Вторая примерка, внесение исправлений
после нее. Втачивание воротника и рукавов,
обработка срезов пройм, притачивание лифа платья к юбке. Обработка низа
платья, петель, окончательное ВТО, чистка платья, пришивание пуговиц.
Тема 5.3 Подготовка к выставке (18часов)
Выбор изделий с учетом тематики выставок, назначение,
художественное оформление работы. Использование в их оформлении
народных мотивов.
Практическая работа
Работа
Определение

с

журналами
нормы

мод

расхода

(зарисовка
ткани.
20

и

выполнение

Выполнение

эскиза).

моделирования

соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на
ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделия с поузловой
ВТО.

Окончательная отделка изделий. ВТО изделия. Выполнение

декоративной отделки изделий.

21

Учебно-тематический план Программы
3 год обучения
№
п/п

Наименование разделов,
подразделов, тем

Количество часов
Всего
Теор Прак
часов
ия
тика

Форма
контроля

I. Материаловедение
1.1.

Вводное занятие

3

3

1.2.

Свойства тканей

6

1

5

10

53

2.1.

II. Лоскутная техника
аппликация
Аппликация из ткани

24

6

18

Интерьер квартиры и дачи
III. Художественное оформление одежды
Образцы декоративных отделок для одежды

39
57
57

4
18
18

35
39
39

IV. Конструирование одежды
Конструирование брюк
V. Моделирование одежды
Элементы технического моделирования

9
9
6
6

1
1
1
1

8
8
5
5

14
14

58
58

48

168

2.2.
3.1.

4.1.
5.1.

6.1.

и

техника 63

VI. Изготовление одежды для себя
72
Изготовление одежды с использованием 72
декоративных отделок
216
Всего часов:

22

Наблюдение
образцы

Наблюдение
образцы
Выставка
Наблюдение
образцы
Чертежи
Эскизы
моделей
Наблюдение
образцы

Содержание учебно-тематического плана Программы
3 год обучения
I Раздел. Материаловедение
Тема 1.1. Вводное занятие (3часа)
Цель и задачи работы творческого объединения. Знакомство с
изделиями,

выполненными

Принадлежности,

учащимися

необходимые

для

третьего
работы

года

обучения.

в

объединении.

(прочность,

сминаемость,

Организационные моменты. Правила безопасности труда.
I Раздел. Материаловедение
Тема 1.2. Свойства тканей (6часов)
Свойства

современных

тканей

драпируемость, осыпаемость, раздвижка нитей). Использование современных
тканей для изготовления одежды. Декоративные ткани.
Практическая работа
Определение свойств тканей.
II Раздел. Лоскутная техника и техника аппликации (63 часа)
Тема 2.1 Аппликация из ткани (24часа)
Применение аппликации. Разновидности техники аппликации

–

простая, полуобъемная, многослойная, аппликация с вышивкой. Лоскутное
панно.Техника художественных квилтов.
Практическая работа
Проработка композиции лоскутного пейзажа. Выполнение

квилтов.

Выбор рисунка. Подбор ткани. Цветовое решение изделия. Заготовка
шаблонов. Раскрой. Составление лоскутного пейзажа. Техника лоскутного
пейзажа.
Тема 2.2 Интерьер квартиры и дачи (39часов)
Комплекты для кухни, для детской, для спальни, для дачи.

23

Практическая работа
Работа с журналами. Выполнение эскиза изделия. Изготовление
выкроек, подбор тканей, раскрой и изготовление комплекта. Технологии
стежки. Обработка краев изделия окантовочным швом.
III Раздел. Художественное оформление одежды
Тема 3.1 Образцы декоративных отделок для одежды (57часов)
Отделка одежды в виде вытачных рельефных швов, драпировок, складок,
буфов, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек. Отделка одежды
деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки,
рюши,

воланы,

окантовочные

швы,

банты,

галстуки.

Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур,
бахрома, лента, цветы. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами.
Отделка
полотном.

мехом,

кожей,

Отделка

замшей,

деталей

трикотажем,

изделия

бархатом,

печатным

кружевным

рисунком.

Отделка

фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки –
«молнии».
Практическая работа
Выполнение образцов декоративных отделок по технологическим
картам.
IV. Раздел. Конструирование одежды (9 часов)
Тема 4.1 Конструирование брюк (9часов)
Мерки, необходимые для построения чертежа брюк. Правила снятия мерок,
условные обозначения мерок.
Практическая работа
Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежа брюк.
Построение чертежа брюк в масштабах 1:4 и 1:1.

24

V Раздел. Моделирование одежды (6 часов)
Тема 5.1 Элементы технического моделирования (9часов)
Разработка конструкций одежды с использованием приемов технического
моделирования. Метод параллельного расширения. Метод конического
расширения.
Практическая работа
Выполнение эскиза модели. Внесение изменений в выкройку, с
использованием

приемов

технического

моделирования.

Нанесение

конструктивных линий на основу.
VI Раздел. Изготовление одежды для себя (72 часа)
Тема 6.1 Изготовление одежды с использованием декоративных
украшений (72часа)
Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой.
Обсуждение эскиза. Норма расхода ткани для одежды с использованием
декоративной отделки. Последовательность технологической обработки
изделия. Особенности работы эксперементальных цехов и домов моделей.
Краткие сведения о работе закройщика, швеи. Требования к качеству
готового изделия.
Практическая работа
Работа
Определение

с

журналами
нормы

мод

расхода

(зарисовка
ткани.

и

выполнение

Выполнение

эскиза).

моделирования

соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на
ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделия с поузловой
ВТО. Подготовка изделия к первой примерке, проведение первой примерки,
внесение исправлений после нее. Поузловая обработка деталей. Вторая
примерка, внесение исправлений после нее. Окончательная отделка изделий.
ВТО изделия. Выполнение декоративной отделки изделий.

25

1.4. Планируемые результаты
В результате прохождения программного материала учащиеся, как
правило, будут знать:


правила техники безопасности на всех занятиях;



сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме;



иметь представление о пропорции;



сведения о цветовом сочетании;



композиционное построение узоров;



виды самоклеящихся декоративных материалов;



традиционная художественная вышивка;



гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;



современное направление моды;



моделирование одежды с использованием народного костюма как
источника творчества;



особенности работы со сложными тканями (шифон, бархат, органзой и
др.);



требования к качеству готового изделия;



компоненты творческого проекта.
учащиеся, как правило, будут уметь:



осуществлять поиск необходимой информации в области дизайна и
моделирования, работать с журналами мод и предметному дизайну;



пользоваться различными инструментами;



пользоваться схематическим описанием рисунка;



изготавливать сувенирные изделия;



работать по рисунку;



в процессе работы ориентироваться на качество изделий;

26

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

1 год
обучен
ия

2 год
обучен
ия

3 год
обучен
ия

Не
позд
нее
15.09
31.12
Не
позд
нее
02..0
931.12
Не
позд
нее.0
231.12

Количеств
о
недель
образоват
ельного
процесса
15 недель

15 недель

15 недель

Празднич
ные дни

Количеств
о
недель
образовате
льного
процесса

2 полугодие

Года
обучен
ия

1 полугодие

1. Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – не позднее 15.09
Продолжительность учебного года – 36 недель
2. Календарь занятий

Ноябрь: 04 Не
21неделя
позд
нее
15.01
31.05
Ноябрь 04 Не
21 неделя
позд
нее
15.01
31.05
Ноябрь: 04 Не
21неделя
позд
нее
15.01
31.05

27

Праздничные
дни

Январь:
01,02,03,04,05,06
,07,08,09
Февраль: 23
Март: 08
Май: 01, 09
Январь:
01,02,03,04,05,06
,07,08,09
Февраль: 23
Март: 08
Май: 01, 09
Январь:
01,02,03,04,05,06
,07,08,09
Февраль: 23
Март: 08
Май: 01, 09

Летние Все
канику го
лы в
год

01.0631.08

36
неде
ль

01.0632.08

36
неде
ль

01.0631.08

36
неде
ль

2.2. Условия реализации Программы
Для успешной реализации данной Программы созданы следующие
условия:
Кадровые условия реализации Программы:
Педагог

дополнительного

образования,

реализующий

данную

Программу, владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
- имеет средне специальное или высшее педагогическое образование,
квалификацию (по диплому) – учитель обслуживающего труда или педагог
дополнительного образования;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.
Материально-техническое обеспечение
- Материальные:

кабинет,

специально

оборудованный

наглядными

пособиями, мебелью. Ткань, иглы, ножницы, наперсток, нитки, фурнитура,
карандаши. Магнитная доска. Тематические картинки. Демонстрационные
материалы.
- Наглядно-плоскостные:

наглядные

методические

пособия,

инструкционные карты (Приложение 1), плакаты, фонд работ учащихся,
настенные иллюстрации.
- Демонстрационные: демонстрационные модели.
- Электронные

образовательные

ресурсы:

ресурсы;

28

сетевые

образовательные

- Аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

фонотека.
2.3. Формы аттестации/контроля
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля позволяют
объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит
через участие их в выставках, конкурсах.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где проходят занятия;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка творческих работ учащихся.
2.4. Оценочные материалы
Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение,
вопросы (Приложение 2).
2.5.

Методическое обеспечение

Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации
познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил,
обучающего взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, с
природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве
познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися
знаний, овладении умениями и навыками. Прием, конкретный способ
представляет собой часть, элемент метода
Методы,

используемые

педагогом

для

«Конструирование и моделирование одежды»:
1. комплексный метод;
2. обучению проблемного характера;
29

реализации

Программы

3. метод применения образных моделей;
4. система усложняющихся творческих заданий (методический принцип);

Техники,

используемые

педагогом

для

реализации

Программы

«Конструирование и моделирование одежды»:
Аппликация
Понятие аппликации, знакомство с историей ее развития. Аппликация в
искусстве народов России. Классификация аппликации. Знакомство с
инструментами,

приспособлениями

и

материалами

для

аппликации.

Освоение технологии изготовления накладных аппликаций и коллажей.
Одноцветные и многоцветные аппликации.
Знакомство с технологией изготовления плоских накладных аппликаций
и коллажей:
-изготовление лекал (трафаретов) для аппликаций;
-перенесение рисунка аппликации на основу;
-раскрой деталей аппликации;
-правила соединения деталей аппликации (сшивание ручным способом,
сшивание машинным способом, склеивание);
-технология

соединения

элементов

композиции

петельным

швом

и

свободной гладью;
-правила выполнения коллажей.
Варианты заданий:
-разработка творческих эскизов-вариантов изделий бытового назначения с
аппликацией (сумка, салфетка, футляр для очков, кошелёк, прихватка,
диванная подушка и т, п.);
-разработка серии творческих эскизов-вариантов декоративного панно для
оформления интерьера в технике коллажа по мотивам русских народных
сказок;
-выполнение изделий по эскизу учащегося.
Лоскутное шитье (Пэчворк — по-европейски, квилтинг — поамерикански)

-

на

сегодняшний

день,
30

пожалуй,

один

из

самых

распространенных видов рукоделия. Может быть потому, что не требует
особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков используются
старые, ненужные тряпичные и трикотажные вещи.
Лоскутки можно брать откуда угодно, например, из старых одеял или
рубашек, - словом из вещей, которые вам больше не пригодятся.
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской
среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы.
Лоскутные одеяла, коврики-кругляшки, дорожки, сотканные из полосок
ткани. Лоскутные вещи были очень популярны в те времена, все хотели
украсить свои дома оригинальной и практичной вещью.
Интересным сочетанием цветов и геометрических фигур можно
добиться удивительных, а главное эксклюзивных вещей.
Лоскутное шитьё можно прекрасно использовать и применять для
организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные,
так и масштабные коллективные и декоративные композиции, восхищающие
взгляды людей. Они могут использоваться в оформлении различных
помещений, для участия в выставках, что, в свою очередь, является
дополнительным стимулом к развитию творчества.
Обеспечение Программы методическими видами продукции
Программа обеспечена:
1.

Разработанными планами учебных занятий.

2.

Дидактическим материалом:
-набор дидактических карточек;
-наглядный

раздаточный

материал

по

темам

учебного

курса

(индивидуальный для каждого учащегося).
3.

Лекционным материалом.
Материально-техническое обеспечение Программы
Швейная машина, электроплитка, электроутюг, доска гладильная, булавки,
нитки, иголки, ручные ткацкие станки, линейки металлические, шило,
31

стекло, картон, природный материал (соломка, засушенные части растений,
кожа).
Рабочая

коробка

учащегося

(РКР),

в

которую

входят

следующие

инструменты и иглы: ножницы, кисточка для клея, шариковая ручка,
небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех,
поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных
деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на
каждом конкретном этапе.
Плакаты: «Техника безопасности при работе с электроприборами», «Техника
безопасности при работе с колющими и режущими инструментами», «Виды
орнамента», «Цветовой круг», «Примеры построений перспективного
изображения», «Законы композиции».
Наглядные

пособия:

«Этапы

выполнения

элементов

композиции»,

«Объемная аппликация. Этапы выполнения», «Оформление изнаночной
стороны панно», «Поузловая обработка изделия»
Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые
образцы изделий, и др.; образцы рисунков и фотографий.
Расходные материалы: канцтовары (карандаши, ластики, скетч, линейки),
бумага (для рисования, калька, бархатная, копировальная}, клей ПВА, ткань
для работы, цветные нитки).

32

Список литературы
1. Белова, Н. Р. Азбука кроя и шитья / Н. Р. Белова, Т. Кононович. - М.:
Рипол Классик; СПб.: Валерии СПД, 2012. - 336 с. – Текст:
непосредственный.
2. Блондель, А. Школа лоскутной техники / А. Блондель, С. Деон. – М.:
Мир книги, 2016. - 64 с. – Текст: непосредственный.
3. Войдинова, Н. Аппликация / Н. Войдинова. - М.: Эксмо, 2013. - 160 с. –
Текст: непосредственный.
4. Грин, М. Шитье из лоскутков / М. Грин. – М.: Просвещение, 2014. – 64
с. – Текст: непосредственный.
5. Докучаева, В. Лоскутное шитье / В. Докучаева, Е. Вальнова. - М.:
Финансы и статистика, 1996. - 80 с. – Текст: непосредственный.
6. Денисова, Н. Шьем сами / Н. Денисенко. - М.: Айрис-пресс, 2016. –
160 с.– Текст: непосредственный.

33

Приложение 1
Инструкционная карта.
Разметить схему рисунка и склеить орнамент из лоскутов.
Материалы и инструменты:
бумага в клетку, картон, клей, кисти, карандаши, линейка, ножницы,
хлопчатобумажная ткань.
Этапы работы
1. Еще раз рассмотри орнамент 2 . Сколько деталей одной формы и размера ты
видишь, сколько другой и т.д.? Как они расположены?
2. На бумаге в клетку разметь схему рисунка в натуральную величину. Сторону
квадрата возьми не менее 12 см.

34

3. Пронумеруй детали рисунка.

4. Сделай картонные шаблоны для деталей, отличающихся по форме и
размерам. Сколько разных шаблонов надо приготовить?
5. Подбери хлопчатобумажные ткани. Сколько разных тканей надо
приготовить?
6. Определи долевую нить в тканях.
7. Выкраивай детали из тканей по шаблонам. Шаблоны располагай так,
чтобы ДН (долевая нить) проходила вдоль сторон треугольника или
квадрата. Обводи шаблоны мягким карандашом. На лицевой или
изнаночной стороне будете делать разметку?
8. Разложи вырезанные детали по схеме рисунка и приклей их.
Таким способом ты можешь склеить любой орнамент из лоскутков.

35

Приложение 2
Вопросник по моделированию и конструированию одежды
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

вопросы
Какой город считается законодателем моды?
Как называется создатель одежды ( от кутюр)?
Стиль «Шанель» - классический или спортивный?
Как называется смешение стилей?
Как называется длина рукава ниже локтя?
Какая самая главная при пошиве юбки?
Что такое капри?
«Куринная лапка» - это название рисунка на ткани или
вышивка?
Как называется квадратный плед с отверстием для
головы?
Как называется специалист по моделированию одежды?
Какой острый предмет из швейных принадлежностей
можно использовать в одежде как декор?
Юбка с запахом – это юбка-тюльпан или юбка-портфель?
Дли юбки до колена – итальянская или американская?

ответы
Париж.
Кутюрье.
Классический.
Диффузный стиль
3\4
Обхват бедер
Укороченные брюки
Рисунок на ткани
Пончо
Модельер
Булавка
Юбка-портфель
Итальянская

Вопросник по истории костюма
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вопросы
Что является предшественником одежды?
Что составляло костюм человека в
древности?
Из чего были изготовлены первые иглы?
В каком веке изобрели швейную машину?
На какую принадлежность указывала
одежда в разные эпохи?
Что использовали в качестве красителей
холста в старину?
Что выращивали в старину для
производства ткани?
Какой старинный вид изготовления
одежды в настоящее время является очень
модным?

36

Ответы (устно)
Татуировка
Украшения, татуировка,
прическа, головной убор.
Из кости
В 19 веке
На национальную и
сословную.
Кору деревьев, траву,
листья, цветы.
Лен и коноплю.
Лоскутная техника.

Вопросник по моделированию
Отметьте знаком + детали и отделки одежды, которые относятся к
предлагаемым стилям.
К спортивному стилю
Рюши

К романтическому стилю
Вышивка

К деловому стилю
Хлястики

Клапаны

Кружева

Шлевки

Драпировки

Кулисы

Паты

Буфы

Накладные карманы

Карман - портфель

Молнии

Аппликации

Отделка тесьмой

Погоны

Канты

Отделочные строчки

Воланы

Бахрома

Вопросник по материаловедению
№ п\п
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.

Вопросы
Какие два вида волокон ты знаешь?
Шелк – волокно растительного или
животного происхождения?
Какая ткань лучше сохраняет теплошелк или шерсть?
Какие ткани можно стирать в горячей
(40*- 90*) воде, а какие только в теплой
(до 30*)
Твид, букле, кашемир-какой вид ткани?
Что такое фурнитура?
Какая ткань называется « деним»?

Ответы
Искусственные и натуральные
Волокно животного происхождения

Назови несколько видов тканей для
вечерней одежды

Тафта, шелк, атлас, креп-сатин

37

Шерсть
В горячей воде ткани х/б; в теплойшелк, вискоза; в прохладной шерсть.
Шерстяные ткани
Пуговицы, пряжки, крючки и т. д..
Джинсовая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».