Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от «02» сентября 2020 г. Утверждаю: Директор МБУ ДО «Центр детского творчества В. В. Булатова _____________ «02» сентября 2020 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир кукол» Для детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная) Возраст учащихся: 7-10 лет Нормативный срок освоения программы: 1 года Разработчик: Кулебакина Наталья Александровна. Педагог дополнительного образования, Гурьевский муниципальный округ 2020 1 Разработчик: Кулебаки6на Н А. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» Кулебакина, Н. А Мир кукол. Н.А. Кулебакина. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. - 29с. направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, через овладение технологическими приемами изготовления интерьерных игрушек и кукол. В процессе реализации Программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Учащиеся учатся общаться. Программа адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в рамках художественной направленности. Содержание 2 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы …………….… 4 1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….…………. 4 1.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………… 7 1.3. Содержание программы ……….…………………..…………………... 8 1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……… 22 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий.……….. 23 2.1. Календарный учебный график..……………………………...……….. 23 2.2. Условия реализации программы ………………………….................... 24 2.3. Формы аттестации ……………………………………..………………. 25 2.4. Оценочные материалы ..………….……………………………………. 25 2.5. Методические материалы ………………………………..……………. 25 Список литературы…………………………………………………………. 27 Приложение………………………………………………………………… 28 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская кукол» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации по общеобразовательных проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»); - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества»; - Правила персонифицированного финансирования. Сегодня все большую популярность приобретают куклы и игрушки ручной работы. Слово «кукла» родом из детства. Многие из нас, в детстве, играли в кукол, придумывали себе сказочный кукольный мир. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе и для каждого там найдется свой уголок. 4 Кукла или игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья введена программа «Мир кукол» поскольку она развивают мелкую моторику, позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки, что способствует формированию адекватной самооценки. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир кукол» (далее Программа) направлена на разнообразную творческую деятельность, в которой создаются благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся ОВЗ, через изготовление кукол, игрушек своими руками. Направленность Программы – художественная. Уровень освоения Программы – стартовый. Актуальность Программы обусловлена её практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам, для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд, подарок для друзей. То есть учащиеся учатся своими руками создавать творческие работы. Практическая значимость Программы обусловлена тем, что все занятия направлены на развитие у учащихся самостоятельного творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой создаётся новое, оригинальное, активизируется воображение, и реализуется замысел, находя средства для его воплощения. На занятиях учащиеся учатся формулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Занимаясь по данной Программе, учащиеся с удовольствием изготавливают новые изделия, это позволяет ему выразить себя, давая возможность почувствовать себя успешным творцом. 5 Педагогическая целесообразность Программы В процессе реализации Программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Учащиеся учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно. Отличительная особенность Программы заключается в форме проведения занятий, занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке. Занятие выстроено в форме мастер-класса. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы. Форма обучения – очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий. Реализация Программы может осуществляться в дистанционном режиме с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского творчества». Формы организации образовательного процесса в дистанционном режиме: e-mail; дистанционное обучение в сети Интернет, видеоконференции, оп-line тестирование, интернет-занятия, надомное обучение с дистанционной поддержкой, skype-общение, облачные сервисы, мессенджеры и т.д. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая. В связи с психологическими и физиологическими возможностями, дети могут организовать в учебную группу постоянного состава, 2-3 человека или индивидуально в зависимости от запроса родителей. 6 Адресат Программы Программа предназначена для учащихся 7-10 лет. Набор учащихся на обучение свободный (по письменному заявлению родителей, законных представителей). 1.2. Цель и задачи Программы Цель Программы: создание условий для формирования и развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями, через овладение технологическими приемами изготовления интерьерных игрушек и кукол. В процессе обучения реализуются следующие задачи: обучающие: - создать условия для обучения учащихся ОВЗ мастерству ручного шитья (технологическим процессам шитья и изготовления игрушек); - создать условия для овладения учащимися ОВЗ искусством цветовых сочетаний; - создать условия для овладения учащимися корректировки выкройки; - создать условия для освоения учащимися технологии самостоятельной разработки выкройки; - познакомить учащихся с современными популярными видами рукоделия; развивающие: - создать условия для развития у учащихся ОВЗ художественного и эстетического вкуса; - создать условия для развития у учащихся ОВЗ образного мышления, внимания, фантазии; воспитательные: - создать условия для формирования у учащихся трудовых навыков; - создать условия для формирования у учащихся трудолюбия, аккуратности, самостоятельности; - создать условия для формирования у учащихся мотивации успеха и достижений, творческой самореализации. 7 1.3 . Содержание Программы Учебно-тематический план Программы «Мастерская кукол» первый год обучения первый модуль (64 часа) № Наименование разделов, подразделов, тем Количество часов практ всего теория ика 20 6 14 I. Введение в Программу Форма контроля 1.1 Вводное занятие 2 1 1 Беседа, наблюдение 1.2 История кукол 2 1 1 Беседа, наблюдение 1.3 Материалы и инструменты 2 1 1 наблюдение 1.4 Виды швов, выполнение различных видов швов 10 2 8 наблюдение 1.5 Создание образа 4 1 3 наблюдение II. Удивительный мир игрушек 44 9 35 2.1 Игрушки из фетра. 10 2 8 наблюдение 2.2 Объёмные игрушки из флиса 10 2 8 наблюдение 2.3 Объёмные игрушки из меха 10 2 8 наблюдение 2.4 Комбинированные игрушки 10 2 8 наблюдение 2.5 Подведение итогов 4 1 3 Выставка. ИТОГО ЧАСОВ 64 15 49 Содержание учебно-тематического плана Программы «Мастерская кукол» 8 первый год обучения первый модуль I Раздел. Введение в Программу (20 часов) Тема 1.1. Вводное занятие (2 часа) Знакомство с Программой и правилами работы творческого объединения. Техника безопасности на занятиях. Практическая работа Просмотр слайдовой презентации. Знакомство. Тема 1.2. История кукол Знакомство с историей возникновения куклы. Функции куклы. Место куклы в искусстве. Особое место в искусстве – авторская кукла. Виды кукол. (Приложение 1). Практическая работа Просмотр слайдовой презентации. Просмотр выставки готовых кукол. Тема 1.3. Материалы и инструменты Первичный инструктаж на рабочем месте. Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении кукол. Основные и вспомогательные инструменты. Практическая работа Работа с инструментами. Тема 1.4. Виды швов, выполнение различных видов швов (10 часов) Виды швов. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Техника работы с инструментами. Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек. Практическая работа Выполнение швов. Тема 1.4. Создание образа 9 Образ будущей куклы. Эскизы. Основы и правила кукольной композиции. Практическая работа Создание эскиза образа куклы. Раздел II.Удивительный мир игрушек Тема 2.1. Игрушки из фетра (10 часов) Народные традиции в изготовлении современной игрушке. Используемые материалы, их цветосочетание. Способы обработка различных поверхностей тканей. Виды фетра и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек - лекал, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей оформление игрушки. Подбор необходимые для работы цветовые сочетания. Практическая работа Эскиз. Выкройка. Изготовление игрушки: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение деталей, оформление игрушки. Тема 2.2. Объёмные игрушки из флиса (10 часов) Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности края и пошива. Моделирование лекал. Особенности оформления мордочки, утяжка. Правила раскроя парных деталей. Фурнитура для мягкой игрушки. Практическая работа Эскиз. Выкройка. Изготовление игрушки: раскрой флиса, пошив и набивка деталей, соединение деталей, оформление игрушки. Тема 2.3. Объёмные игрушки из меха (10 часов) Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя. Правила кроя из трикотажа. Технология раскроя трикотажа и других стрейчевых тканей. Технология изготовления объемной игрушки и художественное оформление. Разновидности меха. Особенности края и пошива игрушек из меха. Моделирование лекал. Практическая работа 10 Эскиз. Выкройка. Изготовление игрушки: раскрой меха, пошив и набивка деталей, соединение деталей, оформление игрушки. Тема 2.4. Комбинированные игрушки (10 часов) Сочетание разных видов ткани. Технология изготовления плоской комбинированной игрушки. Материалы и инструменты для работы. Раскрой и соединение деталей изделия. Оформление работы. Способы раскроя и выполнения игрушки. Практическая работа Эскиз игрушки. Подбор материалов. Раскрой, сметывание, стачивание деталей. Набивка деталей. Сборка изделия. Оформление игрушки. Разработка сюжета и составление композиций. Тема 2.5. Подведение итогов (4 часа) Подведение итогов за модуль. Выставка работ. Учебно-тематический план Программы «Мастерская кукол» 11 второй модуль (80 часов) № Наименование разделов, подразделов, тем Количество часов практ всего теория ика 80 14 66 III. Творческие проекты Форма контроля 3.1 Чердачная кукла и игрушка 20 4 16 наблюдение 3.2 Текстильная кукла 16 2 14 наблюдение 3.3 Современные куклы из капрона 20 4 16 наблюдение 3.4 Авторская будуарная кукла 16 2 14 наблюдение 3.5 Подведение итогов за год 8 2 4 Наблюдение ,выставка, защита ИТОГО ЧАСОВ 80 14 66 Содержание учебно-тематического плана 12 Программы «Мастерская кукол» первый год обучения второй модуль III Раздел. Творческие проекты (80 часов) Тема3.1. Чердачная кукла и игрушка (2 часа) Просмотр слайдовой презентации. Понятие «Чердачная кукла». Знакомство с чердачной куклой. Интерьерная кукла, традиции. Чердачная (или игрушка-примитив) отличается по технологии изготовления и способам декорирования ткани. Как и из чего мы будем делать куклу. Обзор материалов и инструментов. Происходит знакомство с декупажем по ткани и росписью по ткани акриловыми красками. Куклы дополнительно грунтуются ароматическими растворами. Варианты выкроек. Практическая работа Создание выкройки. Раскрой. Пошив куклы. Изготовление чердачных кукол. Сборка куклы. Приготовление кофейного раствора. Тонировка куклы. Основы росписи лица. Способы оформления прически. Создаем образ. Изготовление одежды и обуви для куколки. Аксессуары для куклы (подставка, крылышки, что дать в руки). Тема3.2. Текстильная кукла Ткани ручной окраски. Работа с чертежами и выкройками. Создание авторских выкроек. Особенности и последовательность кроя. Раскрой с учётом экономичности раскладки Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Сборка куклы. Особенности набивки. Виды креплений (пуговичное, шарнирное). Оформление лица куклы. Рисование глаз куклы. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми для росписи кукол. Декоративное оформление куклы. Бережное использование и экономное расходование материалов. Одежда для кукол - тыквоголовок. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Декоративное оформление куклы. 13 Практическая работа Изготовление Куклы «Тыквоголовки». Раскрой с учётом экономичности раскладки. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Сборка куклы. Оформление лица куклы. Рисование глаз куклы. Изготовление волос куклы разными способами. Декоративное оформление куклы. Тема3.3. Современные куклы из капрона Современные куклы из капрона. Материалы и инструменты для создания кукол из капрона. Формирование лица методом валяния. Создание каркасного тела. Обтягивание куклы капроном. Декоративное оформление куклы. Тонировка лица и тела куклы. Создание причёски. Практическая работа Построение эскиза куклы. Подготовка капрона к работе (отбеливание капрона). Изготовление современной куклы из капрона. Мимика лиц, формирование лиц при помощи валяния. Установка глаз. Изготовление мелких частей – ушки, ручки. Создание каркаса для тела куклы. Обтяжка куклы капроном. Декоративное оформление куклы. Кукольная одежда и обувь, создание аксессуаров. Тонировка лица и тела куклы. Материалы для изготовления волос Создание причёски. Декоративная отделка куклы. Тема3.4. Авторская будуарная кукла Понятие «будуарная кукла». Планирование работы. Этапы работы. Практическая работа Работа над образом будущей куклы. Пластика головы. Работа над пластикой рук. Работа над пластикой ног. Каркас тела куклы. Сборка деталей куклы (соединение вылепленных частей с каркасом, придание задуманной позы). Подставка для куклы. Формирование туловища из ваты или других материалов. Изготовление одежды для куклы. Изготовление обуви для куклы. Роспись лица. Создание причёски. Тема3.5. Подведение итогов за год Подготовка выставки. Выставка кукол. Защита своих работ. 14 Учебно-тематический план Программы «Мастерская кукол» второй год обучения 15 первый модуль (96 часов) № Наименование разделов, подразделов, тем Количество часов практ всего теория ика 96 16 80 I. Я мастер Форма контроля 1.1 Вводное занятие. 3 1 2 наблюдение 1.2 Народная тряпичная кукла 24 4 20 наблюдение 1.3 Тряпичная кукла в одежде 24 4 20 наблюдение 1.4 Куклы в стиле «Тильды» 24 4 20 наблюдение 1.5 Мастер-класс 24 3 21 Подведение итогов по модулю Выставка ИТОГО ЧАСОВ 96 16 80 Содержание учебно-тематического плана Программы «Мастерская кукол» 16 второй год обучения первый модуль I Раздел. Я мастер Тема 1.1. Введение Цели и задачи на год. Техника безопасности. Практическая работа Повторяются, темы, изученные в первый год обучения. Повторяются правила работы с инструментами и приспособлениями для работы. Тема 1.2 Народная тряпичная кукла Народная кукла в культуре и традициях народов России. Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления «Кувадка», и оформления «Колокольчик», народной куклы. «Крупеничка», Куклы «Пеленашка», «Рябинка», «Желанница», «Кубышка-травница», «Благополучница», «Десятиручка», «Коса –девичья краса» и их роль в быту. Показ готовых изделий. Практическая работа Изготовление народных кукол «Пеленашка», «Кувадка», «Неразлучники», «Колокольчик», «Крупеничка», «Рябинка», «Желанница», «Кубышка - травница», «Благополучница», «Десятиручка», «Коса – девичья краса». Этапы изготовления изделия: Подбор материала. Крой деталей. Изготовление куклы Обработка изготовленных кукол. Тема 1. 3.Тряпичная кукла в одежде История зарождения тряпичной куклы. Шитая кукла в одежде. Показ работ мастериц (модели кукол). Инструменты и приспособления для шитья. Виды тканей и их применение в шитье. Сочетание цвета, пропорции. Виды ручных швов. Советы по шитью одежды для куклы. Подбор и изготовление эскиза тряпичной куклы. Подбор материала. Изготовление выкройки основы и одежды куклы. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Показ изготовленных изделий. Техника безопасности с ручными швейными 17 инструментами. Практическая работа Упражнения по: работе с иглой и ножницами, технике выполнения ручных швов. Работа с цветовым кругом Технология выполнения швейных работ тряпичной куклы. Этапы изготовления изделия: Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Подбор материала. Изготовление выкройки тряпичной куклы и одежды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Пошив и набивка синтепоном туловища, рук, ног и головы. Пришивание волос. Рисование лица куклы. Сбор основы куклы. Пошив и обработка внутренних швов. Примерка. Изготовление украшений одежды для куклы. Изготовление аксессуаров, обуви. Тема 1. 4.Куклы в стиле «Тильды» «Кто придумал игрушки-тильды?». Подбор и изготовление эскиза куклы - тильды и одежды. Изготовление выкройки основы и одежды куклытильды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Беседа-опрос пройденного материала с показом изготовленных кукол. Техника безопасности с режущими и колющими предметами. Практическая работа Технология выполнения швейных работ куклы-тильды. Этапы изготовления изделия: Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Подбор материала. Изготовление выкройки куклы и одежды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Пошив и набивка синтепоном туловища, рук, ног. Пришивание волос и вышивка лица. Сбор основы куклы. Пошив и обработка внутренних швов одежды. Примерка. Обработка готового изделия. Тема 1. 5 Мастер-классы учащихся по выбранным темам для родителей, учащихся. Выставка работ учащихся. Подведение итогов. Учебно-тематический план Программы «Мастерская кукол» второй год обучения 18 второй модуль (120 часов) № Наименование разделов, подразделов, тем Количество часов практ всего теория ика 120 10 110 II. Творческая мастерская Форма контроля 1.1 Вводное занятие. 3 1 2 наблюдение 1.2 Проект 48 3 45 наблюдение 1.3 Мастер-класс 45 1 44 Наблюдение , мастерклассы 1.4 Итоговое занятие 18 4 14 Наблюдение , мастерклассы 1.5 Итоговая выставка 6 1 5 Подведение итогов по модулю Выставка ИТОГО ЧАСОВ 120 10 110 Содержание учебно-тематического плана Программы «Мастерская кукол» 19 второй год обучения второй модуль II Раздел. Творческая мастерская (120 часов) Тема 1.1. Вводное занятие (3 часа) Цели и задачи творческой мастерской Практическая работа Повторяются правила работы с инструментами и приспособлениями для работы. Тема 1.2. Проект Самостоятельное создание куклы Выбор темы проекта, исходя из личного опыта, предпочтений, возможностей. Учатся четко определять цель, составлять план работы (шаги), публично презентовать проект, анализировать, обсуждать не только свой проект, но проекты других учащихся. В результате проектной деятельности рождаются авторские, неповторимые, самобытные произведения – куклы. Тема 1.3. Мастер-класс Мастер-классы учащихся по выбранным темам для родителей, учащихся. Выставка работ учащихся. Приглашение профессиональных мастеров-прикладников для показа своих мастер-классов. Тема 1.4. Итоговое занятие Подготовка работ к выставке. Основы оформления выставочного пространства. Основы составления выставочной композиции. Подведение итогов по выставкам, конкурсам и мастер-классам. Практическая работа Подготовка экспонатов – работ учащихся творческого объединения. Размещение экспонатов в пространстве учебного кабинета. Консервация (упаковка на хранение) экспонатов – работ учащихся. Фотосессия работ учащихся. Тема 1.5. Итоговая выставка 20 Праздничное мероприятие с приглашением родителей. Путешествие по выставке. Вручение грамот и подарков. 1.4. Планируемые результаты 21 В результате прохождения программного материала учащиеся ОВЗ , как правило, будут: - знать основные техники выполнения куклы; - оценивать свою работу и работу других детей; - уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол; - знать названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними, правильно использовать инструменты. - знать названия материалов, из которых делают кукол; - знать названия кукол, выполненных в течение учебного года. Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 22 2.1. Календарный учебный график 1. Продолжительность учебного года: Начало учебного года – не позднее 15.09. Продолжительность учебного года (модулей) – 36 недель 2. Календарь занятий 1 год обучения 144 часа; 2 год обучения 216 часов Год обучен ия 1 модуль Количест во недель образоват ельного процесса Праздни чные дни 1 год обучен ия (два модул я) не поздне е 15.09 – 31.12. 16 недель Ноябрь 04 2 год обучен ия (2 модул я) не поздне е 15.09 – 31.12. 16 недель Ноябрь 04 2 Количес модул тво ь недель образова тельного процесс а не 20 поздн неделя ее 09.01 – не поздн ее 31.06 не 20 поздн неделя ее 09.01 – не поздн ее 31.06 Праздничн ые дни Летни Всего е в год каник улы Январь: 01.07- 36 01,02,03,04, 31.08 недель 05,06,07,08 Февраль: 23 Март:08 Май:01,09 Январь: 01.07- 36 01,02,03,04, 31.08 недель 05,06,07,08 Февраль: 23 Март:08 Май:01,09 Продолжительность академического часа индивидуальных, групповых занятий – 30-40 минут в зависимости от заболевания и утомляемости учащихся ОВЗ. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. 23 2.2. Условия реализации Программы Для успешной реализации данной Программы созданы следующие условия: Кадровые условия реализации Программы: Педагог дополнительного образования, реализующий данную Программу, владеет следующими профессиональными и личностными качествами: - имеет средне специальное или высшее педагогическое образование, квалификацию (по диплому) – педагог дополнительного образования; - знает физиологию и психологию детского возраста; - умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; - умеет создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся; - умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся; - систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. Материально-техническое обеспечение Техническое оснащение: кабинет, имеющий хорошее освещение, стулья, рабочие столы, доска, компьютер, фотоаппарат, лампа для подсветки ширмы изнутри 1 шт., для освещения кукол. Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, игольницы, приспособления для набивки изделий. Материалы: различная ткань, капроновые колготки, хлопчатобумажные и шерстяные нитки, тесьма, кружево, сутаж, синтепон, вата, крупы, различная бумага, краски, линейки. Дидактическое обеспечение: таблицы с поэтапным выполнением кукол; иллюстрации; образцы готовых кукол; шаблоны для изготовления одежды; разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ 24 2.3. Формы аттестации/контроля Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации Программы: наблюдение, конкурс, выставка, опрос. Важным показателем эффективности реализации Программы являются выставки творческих работ учащихся, участие в конкурсах, фестивалях, выставках. Для большинства учащихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения Программы. При этом успехи, достижения детей с ограниченными возможностями здоровья сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями. 2.4. Оценочные материалы Критерии оценивание творческих работ учащихся: - аккуратность исполнения; - соблюдение технологии; - творческий подход к работе. 2.5. Методическое обеспечение Фомы и методы занятий: Методы, в основе которых лежи способ организации занятий: - словесный: устное изложение темы, беседа, рассказ; - наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; показ (мастер-класс) педагогом, работа по образцу, выполнение творческой работы по инструкционным картам, схемам. Основными методическими приёмами, используемыми в занятиях, являются: – отсутствие излишней опеки педагога над учащимися, выработка у них самостоятельности; – использование наставничества мастерства более опытных и способных учащихся для помощи менее одаренным и младшим по возрасту; 25 – индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся в соответствии с его интересами и склонностями и индивидуальными особенностями личности; - сотворчество педагога и учащихся. Работа по Программе с детьми с ОВЗ, наиболее приемлемым и целесообразным учащимися. является Когда индивидуальный учащиеся получат метод взаимодействия определенную физическую с и психологическую подготовку, можно переходить к включению учащегося в групповые занятия. 26 Список литературы 1. Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240с. 2. Бывальцева, М. В. Мягкая игрушка своими руками / М. В. Бывальцева. - М.: Книги «Искателя», 2004. - 29с. 3. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей/М. И. Нагибина. - Ярославль. : Академия развития, 1997. - 189с. 27 Приложение 1 Игрушки из фетра Игрушки из флиса Игрушки из меха Чердачная кукла 28 Текстильная кукла Куклы из капрона Будуарная кукла Кукла «Тильда» Народная тряпичная кукла 29