Хореогрфической иск-во 1 год

Разработчики:
Князева Ольга Александровна, педагог дополнительного образования МБУ
ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района;
Шубина Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ
ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района

Князева О.А, Шубина С.В. Хореографическое искусство [Текст]:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
/Князева О.А., Шубина С.В. - Гурьевский муниципальный район: МБУ ДО
ЦДТ Гурьевского района, 2020. – 41 с.

Рецензент: В.Ю. Флягина – Заведующий кафедрой проблем воспитания и
дополнительного образования КРИПКиПРО канд.ист.наук, доцент.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Хореографическое искусство» направлена на развитие творческих
способностей младших школьников посредством искусства хореографии.
Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия
в рамках художественной направленности.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ………….………..3
1.1. Пояснительная записка ……………………….………………….………..3
1.2. Цель и задачи программы …….……………………..…………………….8
1.3. Содержание программы ……….…………………..……………….…...…9
1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……….....21
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..…………....25
2.1. Календарный учебный график ..……………………………...………...…25
2.2. Условия реализации программы ………………………….........................26
2.3. Формы аттестации ……………………………………..…………….….....27
2.4. Оценочные материалы ..………….………………………………….…......28
2.5. Методические материалы ………………………………..…………….......29
2.6. Список литературы ………………………………………………………...32
Приложения
Приложение 1. «Диагностические материалы»……….……………………....34
Приложение 2. «Итоговая диагностика»……………….……………………....40

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Хореографическое искусство» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
-

Конвенция

о

правах

ребенка

(принята

резолюцией

44/25

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
-

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от

29.12.2012 №273-ФЗ);
-

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 –

2025 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. №1642);
-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2025 года

(распоряжение Правительства РФ 29.05.2015 №996-р);
-

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от
05.05.2018 г. №298н);
-

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности гражданина России;
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
3

детей»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №

-

09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 №

09-3564

«О

внеурочной

деятельности

и

реализации

дополнительных

общеобразовательных программ» (вместе с «Методические рекомендации по
организации

внеурочной

деятельности

и

реализации

дополнительных

общеобразовательных программ»);
«Об

Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области
утверждении

Правил

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей» (от 5.04.2019 №740);
-

Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от

03.07.2013 №86-ОЗ;
-

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО
«Центр детского творчества» Гурьевского района, утверждённым приказом
директора № 24 от 01.09.2016 года.
-

Локальные акты Центра детского творчества: Устав, Учебный

план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике
безопасности.
Направленность
общеразвивающей

дополнительной

программы

общеобразовательной

«Хореографическое

искусство»

–

художественная.
Актуальность
общеразвивающей

дополнительной
программы

«Хореографическое

общеобразовательной
искусство»

задаётся

современными тенденциями развития дополнительного образования детей.

4

Она обусловлена социальным заказом на эстетическую направленность
образования и необходимостью

художественного воспитания ребёнка,

формирования общей культуры, возможностью последующей самореализации
в жизни.
Новизна

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Хореографическое искусство» состоит в том, что в ней учтены и
адаптированы возможности учащихся младшего школьного возраста и
основные направления хореографии: гимнастика, классический и народносценический танцы. Такой подход направлен на раскрытие творческого
потенциала каждого учащегося, а также на предоставление возможности
применять полученные знания и умения в разнообразных танцевальных
направлениях.
Отличительной
общеобразовательной

особенностью

общеразвивающей

дополнительной

программы

«Хореографическое

искусство» является предоставление возможности учащимся выбирать
собственный темп и объем учебного материала. Предлагаемый объём
материала может быть использован или изменён с учётом состава детского
коллектива, физических данных и возможностей учащихся, а также с учетом
особенности

организации

учебного

процесса:

разновозрастных,

разноуровневых групп детей. Содержание программы распределено

в

соответствии с базовым уровнем сложности.
«Базовый

уровень»

нацеливает

на

изучение

программы,

использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают

трансляцию

общей

и

целостной

картины

в

рамках

содержательно-тематического направления программы. На данном уровне
учащиеся: знают хореографическую терминологию в пределах изучаемого
материала, знают и выполняют основные позиции рук и ног, имеют
устойчивое положение в выворотных позициях, освоили правильную
5

постановку

корпуса,

грамотно

исполняют

упражнения

классического

экзерсиса, владеют основами народного танца, исполняют небольшие
танцевальные комбинации на основе русского, украинского, белорусского
танца.
Программа «Хореографическое искусство» предоставляет учащимся
возможность занятий независимо от способностей и общего уровня развития,
а также разную степень освоения содержания детьми, исходя из диагностики и
стартовых возможностей каждого учащегося.
Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся
7-11 лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей
младшего школьного возраста.
Возраст от 7 до 11 лет наиболее благоприятный для развития как
физических, так и умственных сил ребёнка. В это время идет довольно
пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более
крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что
способствует его интенсивной работе. Мышление младшего школьника –
наглядно-действенное,

развивается

словесно-логическое,

закладываются

базовые мыслительные способности.
Занятия хореографией позволяют сочетать развитие понятийного
мышления с совершенствованием образного. Цели и задачи работы педагогахореографа заключаются в дальнейшем развитии координации и танцевальной
выразительности, совершенствовании и усложнении танцевальной техники,
формировании чувства мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже
способны осваивать разные танцевальные направления.
Младший школьный возраст является узловым в становлении
самооценки ребёнка, которая строится на оценке значимых для него взрослых
и сверстников. Педагог для него – авторитет, поэтому личность педагога
имеет большое значение для ребёнка в формировании положительного к себе
отношения. Младшие школьники болезненно воспринимают критику, им
6

свойственны душевные переживания, если что-то не получается. Подобное
состояние может проявляться в эмоциональном возбуждении (нервозность,
слезы), в мышечной зажатости, скованности движений. Педагогу-хореографу
важно

создать

на

уроке

благоприятную

эмоциональную

атмосферу,

комфортную для психического состояния ребенка. Важно, чтобы ребенок
научился правильно и спокойно воспринимать замечания и исправления
педагога, без которых не обойтись в процессе обучения.
Формы деятельности ребёнка постепенно переходят от игровых к
учебным. В возрасте 7-11 лет происходит интенсивное развитие способностей
к

пространственной

ориентировке,

дифференцированного

мышечного

ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения.
В возрасте 7-8 лет дети начинают осваивать классический экзерсис,
что требует от них особой внимательности, мобилизации всех сил организма.
Болевые ощущения мышц, физическая нагрузка и напряжение, неудобные и
непривычные положения ног – это то, с чем приходится сталкиваться детям на
уроках. Поэтому очень важным моментом для педагога становится воспитание
у детей волевых качеств, трудолюбия и упорства.
На уроках хореографии педагог решает целый ряд образовательных
и развивающих задач, одна из которых заключается в умении сделать процесс
обучения танцу интересным и увлекательным. Успешность этого процесса
зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями,
которые выдвигает возраст ребенка.
Срок освоения программы – один год. Содержание программы
рассчитано на 216 часов: из них 36 часов теоретических занятий и 180 часов
практической работы.
По учебному плану занятия проводятся 3 раза в неделю по 2
академических часа, с перерывом 10 минут после каждого часа занятий.
Форма проведения учебных занятий

7

Основная

форма

организации

занятий

–

групповая.

При

необходимости занятия могут проводиться не только по группам, но и
индивидуально или всем составом объединения.
Группа формируется из детей, имеющих различные базовые знания
и умения. Во время приема и формирования групп происходит первичная
диагностика творческих способностей ребенка, его знаний, умений, навыков и
хореографических данных.
Программой предусмотрены занятия:
 теоретические;
 практические;
 комбинированные.
Чаще всего занятия проходят по комбинированному типу, так как
включают в себя повторение пройденного материала, объяснение нового,
закрепление материала и подведение итогов.
Также они могут проходить в форме:
 сводных репетиций;
 академических или учебных концертов.
Численный состав группы: 12 -18 человек;
Программа имеет базовый уровень освоения.
Цели и задачи дополнительной общеобразовательной

1.2.

общеразвивающей программы «Хореографическое искусство»
Цель:
развитие творческих способностей младших школьников посредством
искусства хореографии.
Задачи:


изучать основы ритмики и танца, гимнастики, классического
8

и народного танца;


развивать чувство ритма, музыкальный слух, пластику

движений, способность передавать посредством танца определенное
эмоциональное состояние;


способствовать формированию эстетических, культурных и

нравственных ценностей, посредством обучения искусству хореографии.

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Хореографическое искусство»
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Хореографическое искусство» отражено в учебном плане,
который

определяет

перечень,

трудоемкость,

последовательность

и

распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы
аттестации учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47,
п. 5).
Учебный план программы включает разделы: «Вводное занятие»,
«Ритмика

и

танец»,

«Гимнастика»,

«Основы

классического

танца»,

«Подготовка концертных номеров».

Разделы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Хореографическое искусство»
Вводное занятие
Знакомство с детьми. Беседа о значении хореографии в жизни
людей. Введение в курс обучения данной программы, объяснения правил

9

поведения и внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности.
Постановка целей и задач на учебный год.
Ритмика и танец.
Раздел состоит из ритмических упражнений, музыкальных
заданий, прослушивания и анализа танцевальной музыки, движений под
музыку. Упражнения этого раздела должны научить детей вслушиваться в
музыку, различать выразительные средства, сформировать умение
согласовывать движения с музыкой.
Гимнастика
Упражнения

гимнастики

направлено

на

укрепление

общефизического состояния учащихся, развитие двигательных функций,
исправление недостатков в осанке, обучение акробатических упражнений.
Основы классического танца
Классический танец является фундаментом всей хореографической
подготовки и основой высокой исполнительской культуры, так как эти
упражнения помогают приобретать навыки правильного положения рук, ног,
головы, корпуса, развивают и укрепляют мышцы корпуса тела, вырабатывают
легкие четкие движения. Поэтому классический экзерсис, после изучения
основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на
репетициях коллектива.
Подготовка концертных номеров
Каждый ребёнок, с первых дней обучения хореографии, мечтает о
концертных выступлениях. Выходя на сцену, артист несет с собой людям
целый мир мыслей, образов, чувств. Работа над постановками влияет на
воспитание и развитие самого артиста, на формирование его художественного
вкуса.

10

Учебный план
Количество часов
№

Формы аттестации/

Наименование
разделов, тем

Вводное занятие

Всего
2

контроля

Теори Прак
я

тика

2

-

Беседа, материалы
анкетирования и
тестирования.

Раздел 1. Ритмика и танец (70 часов)
1.1

Упражнения на

8

1

7

ориентировку в

занятие, практическая

пространстве
1.2

Упражнения с

Наблюдение, открытое
работа.

10

2

8

музыкально-

Наблюдение, открытое
занятие, практическая

ритмическими

работа.

предметами
1.3

Упражнения с

15

2

13

предметами танца

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

1.4

Танцевальные

20

2

18

движения

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

1.5

Музыкально-

17

2

ритмические

15

Наблюдение, открытое
занятие, практическая

11

упражнения и игры
Итого

работа.
70

9

61

Раздел 2. Гимнастика (36 часов)
2.1

Упражнения для стоп

2

-

2

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.2

Упражнения на

6

1

5

выворотность

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.3

Упражнения на

11

1

10

гибкость

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.4

Силовые упражнения

7

1

6

для мышц живота

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.5

Силовые упражнения

6

1

5

для мышц спины

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.6

Упражнения на

4

1

3

развитие шага.

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

Итого

36

5

31

Раздел 3. Основы классического танца (72 часа)
3.1

Экзерсис у станка

30

9
12

21

Наблюдение, открытое

занятие, практическая
работа.
3.2

Экзерсис на середине

23

5

18

зала

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

3.3

Allegro

15

4

11

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

3.4

Вращения

4

1

3

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

Итого

72

19

53

Раздел 4. Подготовка концертных номеров (36 часов)
4.1

Композиционно-

11

2

9

постановочная работа.

Практическая работа,
концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

4.2

Репетиционная работа

20

-

20

Практическая работа,
концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

13

4.3

Наработка отдельных

6

-

Практическая работа,

6

элементов

концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

Итого
Итого за год:

37

2

35

216

36

180

Содержание учебного плана
«Вводное занятие».
Теория. В занятие входит рассказ педагога о программе обучения,
знакомство с родителями, требования к танцевальной форме, обуви, о
культуре поведения в коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике
безопасности.
Раздел 1. «Ритмика и танец».
Теория.


Понятие о ритме.



Понятие о звуке.



Характер музыки.



Динамические оттенки.



Музыкальный размер.



Длительность нот.



Музыкальный темп.



Понятие «сильная доля» и «слабая доля».
14

Практика.
Упражнения на ориентировку в пространстве


нумерация точек,



шеренга,



колонна.

Упражнения

с

музыкально-ритмическими

предметами


ложки,



барабан,



бубен,



маракасы,



погремушки,



трещотки.

Упражнения с предметами танца


с платком,



с лентой.

Танцевальные движения


поклон (простой, поясной),



шаги (маршевый, с пятки, сценический, на высоких

полупальцах с поджатой ногой назад, на полупальцах с поднятым
коленом вперёд),


бег (сценический, на полупальцах, лёгкий бег),



прыжки (на месте по VI позиции, с продвижением вперед, в

повороте на 90),


работа рук (понятие «правая» и «левая рука», положение рук

на талии, перед грудью, в кулаки),


позиции ног (понятие «правая» и «левая нога», первая

позиция свободная, первая позиция параллельная, вторая позиция
параллельная),
15



работа головы (наклоны, повороты),



движения корпуса (наклоны вперёд, назад, в сторону, с

сочетанием работы головы).
Музыкалъно-ритмические упражнения и игры
 притопы (простой, двойной, тройной),
 хлопки (простые, в ритмическом рисунке),
 игра «Самолетики-вертолетики»,
 игра «Паровозик»,
 игра «Танцующие человечки».
Раздел 2. «Гимнастика».
Теория.


Техника исполнения упражнений для развития подвижности



Техника исполнения упражнений для развития

стоп.
тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра, выворотности.


Техника исполнения упражнений для развития гибкости

плечевого и поясного суставов, подвижности позвоночника.


Техника исполнения упражнений на укрепление мышц

брюшного пресса.


Техника исполнения упражнений на растяжку и развитие

танцевального шага.
Практика.
Упражнения для стоп


Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.



Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы

по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы
так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть
стопы по 1 позиции.
16

Упражнения на выворотность


Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.



"Лягушка";



Сидя на полу - руки продеть с внутренней стороны голени и,

сцепив кисти в "замок", подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить
корпус, колени максимально отвести от корпуса;


Лежа на спине, подъем ног на 90° по 1 позиции с

одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
Упражнения на гибкость


"Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы.



Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки

опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись
(стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в
тазобедренных суставах).


В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней

стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить
колени с одновременным наклоном туловища.


Спиной

к

станку:

"кошечка",

т.е.

последовательный

волнообразный прогиб из положения "стоя" в наклон вперед. Прогиб
начинается с верхних звеньев позвоночника. Движение делается и в
обратном порядке.


Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья,

ладони вниз - поза «сфинкса».


Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.



"Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги

согнуть в коленях, носками коснуться головы.


"Корзиночка". В положении лежа на животе, взяться руками

за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить,

17

чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении
"мостик").


Из положения "стоя" опуститься на "мостик" и вернуться в

исходное положение.
Силовые упражнения для мышц живота


Лежа на коврике, ноги поднять на 90° (в потолок) и

опустить, руки в стороны ладонями вниз:


"Уголок": а) из положения - сидя, колени подтянуть к груди

б) из положения - лежа.


«Берёзка» - стойка на лопатках с поддержкой под спину.

Силовые упражнения для мышц спины


Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки

вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).


Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части

туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках):


"Самолет". Из положения - лежа на животе, одновременное

подъем и опускание ног и туловища.


"Лодочка". Перекаты на животе вперед и обратно.



Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание

туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.


Стоя в 1 позиции, поднять руки вверх, сделать глубокий

наклон вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно
переступая руками вперед, принять положение "упор лежа". При этом
стараться удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в
тазобедренных суставах, подтянуть ноги в 1 позиции, как можно ближе
к рукам. Подняться в исходное положение.
Упражнения на развитие шага.


Лежа на полу, battements releve lent на 90° по 1 позиции во

всех направлениях.
18



Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции во всех

направлениях


Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90° (в

потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в
1 позицию вверх.


Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.



Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до

прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных
суставах, перевести их в "лягушку" на животе. Проделать все в обратном
порядке.


Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с

сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой, б) левой рукой.
Раздел 3. «Основы классического танца».
Теория.


Классический танец – фундамент хореографического

творчества. Беседа с показом видеоматериала о балете.


Терминология классического танца.



Функции того или иного упражнения.



Понятия опорной и работающей ноги.



Понятие угла 25, 45, 90 градусов. Изучение схемы

исполнения «крестом».


Понятие an dehors и an dedans.

Практика.


Постановка корпуса;



Позиции ног I, II, III.
19

Экзерсис у станка


Demi-plie (по I, II позициям).



Battement tendu из I позиции в сторону, вперед, назад;



Passé par terre;



Demi rond de jambe par terre en dehor, en dedan;



Battements tendu jeté из I позиции в сторону, вперед и назад;



Положение ноги sur le cou-de-pied спереди (основное и

условное), сзади;


Battement frappé в сторону, вперед и назад носком в пол и на



Relevé на полупальцах по I, II, III позиции.



Battement fondu в сторону, вперед и назад носком в пол;



Grand plié по I, II;



Battement relevé lent лицом к станку;



Grand battement jeté из I позиции;



Перегибы корпуса назад и в сторону;

25°;

Экзерсис на середине зала


Позиции рук: I, II, III, подготовительное положение;



Demi-plié по I, II позиции;



Battement tendu из I позиции в сторону, вперед и назад;



Battement tendu jeté из I позиции в сторону, вперед и назад;



Demi rond de jambe par terre en dedan, en dehor;



Port de bras I, II
20

Allegro


Saute по I, II, III позиции;



Pas échappé во II позицию (из I позиции)

Вращения
 Tour chaines
Раздел 4. «Подготовка концертных номеров».
Теория.


Прослушивание музыкального материала,



Объяснение смысла и идеи танца,



Разводка музыкальной композиции,



Работа над актёрским мастерством ребёнка.

Практика.


Композиционно-постановочная работа.



Репетиционная

работа:

отработка

номеров

или

определённых комбинаций. Выработка синхронности.


Наработка

отдельных

элементов

(трюков,

вращений,

сольных частей).
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореографическое
искусство»
Результат

освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Хореографическое искусство» - развитие
личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование

его

готовности

к
21

саморазвитию

и

непрерывному

самообразованию на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира.
В итоге освоения программы должны быть достигнуты:
Личностные результаты
 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 Формирование

морально-этических

чувств

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
 Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях;
 Владение приёмами самоконтроля и взаимоконтроля;
 Проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и
упорства в достижении поставленных целей;
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
 Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты


Проявление творческой инициативы в коллективной деятельности;



Развитие

компетентности

в

работе

с

разными

источниками

информации.


Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкального и
хореографического материала;



Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её
22

реализации в процессе познания музыкально-хореографических образов,
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;


Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог;

 Приобретение

нравственно-этического

опыта

взаимодействия

со

сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии
с общепринятыми нравственными нормами.
Предметные результаты
В итоге освоения программы, учащиеся знают/понимают:


Историю возникновения и развития классического танца;



Историю возникновения и развития народного танца;



Стилистические особенности танцев народов мира;



Хореографическую терминологию в пределах изучаемой

программы;


Основные элементы музыкальной грамоты;



Методику

исполнения

основных

элементов

ритмики,

гимнастики, классического и народного танцев.
умеют:


Определять стилистику, жанр и форму хореографических

композиций;


Применять

теоретические

знания

в

исполнительской

практике;


На базовом уровне исполнять учебные комбинации и

хореографические композиции;


Передавать посредством танца определенное эмоциональное

состояние.
приобретают:
23



Устойчивый интерес к искусству хореографии;



Средний уровень мотивации и познавательной активности;



Базовые музыкально-хореографические умения и навыки;



Навыки коллективной творческой деятельности;



Навыки сценического мастерства.

24

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

288 дней

Даты начала и окончания учебного 16.09.2019г. по 31.05.2020г.
периода:

Количество учебных недель, дней:

36 недель, 108дней

Режим работы:

3 раза в неделю по 2 часа

Выходные дни

Воскресенье

Праздничные дни

Установленные

законодательством

Российской Федерации
Продолжительность зимних каникул 16 дней
(даты

начала

и

окончания 31.12.2020г. – 08.01.2021г.

каникулярного периода):

Продолжительность летних каникул
(даты

начала

и

96 дней

окончания 01.06.2021г. – 31.08.2022г.

каникулярного периода):
первый год обучения

25

2.2.

Условия реализации программы.

Успешной реализации программы способствует наличие рабочих
помещений

(кабинетов)

со

всеми

необходимыми

материалами

и

оборудованием:
•

Кабинет хореографии площадью не менее 40 кв.м (на 12-14

учащихся), имеют пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол,
специальный профессиональный линолеум), балетные станки (палки) длиной
не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на
одной стене;


музыкальный инструмент в хореографическом классе;



костюмерная, располагающая необходимым количеством

костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических
выступлений;


раздевалки для учащихся (мальчики и девочки отдельно).

Материально-техническое обеспечение:


Ноутбук «Samaung»;



Аккордеон «Вельтмайстер»;



Музыкальный центр «Soni».

Информационное обеспечение:


CD-

Disk.

«Русские

народные

танцы».

Для

класса

«Агенство

ЗВУК»

Для

класса

хореографии


DVD

«Todes».

ООО

хореографии


DVD - Disk. Латинская разминка. ООО «Агенство ЗВУК»

Для класса хореографии

26



Набор

Аудиопособие

компакт
на

дисков

уроках

-

3

шт.

теоретического

Ридерз

Дайджест

цикла

(истории

хореографического искусства, современному и классическому танцу).


Набор DVD дисков - 3 шт. «Волшебный мир балета». ООО

«Видеофильм Сервис»
Программное обеспечение:
Операционная система: Windows 7
Методическое обеспечение:
- Учебные и методические пособия;
- Материалы интернет-сайтов;
- Иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и фотографии).
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования имеет высшее образование,
первую

квалификационную

дополнительной

категорию,

профессиональной

курсы

программе

ПК

120

«Теория

часов
и

по

практика

организации деятельности педагога дополнительного образования, педагогаорганизатора».
Формы аттестации

2.3.

Для определения результативности в соответствии с учебным планом и
календарным

учебным

отражающие

достижение

дополнительной

графиком
цели

разработаны

и

выполнения

общеобразовательной

формы
задач

по

общеразвивающей

аттестации,
освоению
программы

«Хореографическое искусство».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по
дополнительной

общеобразовательной

27

общеразвивающей

программе

«Хореографическое искусство»: наблюдение, беседа, журнал посещаемости,
материалы анкетирования и тестирования, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Хореографическое искусство» открытое занятие, концертная деятельность,
творческий отчет коллектива, видео- и фотоматериалы, выступления перед
родителями, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Метапредметные

результаты

(личностные,

регулятивные,

познавательные, коммуникативные) отслеживаются на протяжении всего
обучения через наблюдение за детьми в разных моментах жизнедеятельности:
экскурсии, игры, общение, творческая работа, творческие задания и т.д.

2.4.

Оценочные материалы

Для выявления динамики качества усвоения программного материала
каждым ребенком предусматриваются следующие формы педагогического
контроля:
Начальная аттестация - диагностика стартовых возможностей ребёнка
при приёме в объединение. В ходе тестирования детей определяется уровень
их

природных

физических

данных,

музыкальности,

ритмичности,

воображения и возможности их развития.
Итоговая аттестация – в конце учебного года (проходит в виде
открытого занятия, отчётного концерта коллектива, отслеживания результатов
концертно-конкурсной деятельности). Это определение уровня освоения
учащимися программы по каждому учебному разделу и отслеживание
динамики индивидуального развития.
Результаты начальной аттестации оформляются в оценочном листе
учащегося. (Приложение 1)
28

Результаты итоговой аттестации оформляются в диагностической
карте группы. (Приложение 2)
Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию по уважительным
причинам,

считаются

освоившими

программу

по

решению

педагога

дополнительного образования и на основании результатов (достижений)
учащегося в течение всего периода обучения.

2.5.

Методические материалы

Предполагаемые методы и приемы организации образовательного
процесса:
1. По способу организации занятия:
- словесные – устное объяснений элементов, беседа, диалог, опрос;
- наглядные – показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение) педагогом комбинаций;
- практические – выполнение упражнений учащимися.
2. По уровню деятельности детей:
-

объяснительно-иллюстративные

–

восприятие

и

усвоение

информации;
-

репродуктивные

–

воспроизведение

полученных

знаний

освоенных способов деятельности.
3. По форме организации деятельности учащихся:
- фронтальные, индивидуально-фронтальные, индивидуальные;
- коллективные, коллективно-групповые, групповые, в парах.
Используемые дидактические материалы:
- Учебные и методические пособия;
- Материалы интернет-сайтов;
- Иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и фотографии).

29

и

При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими
принципами:
- нагрузку увеличивать постепенно;
- чередовать упражнения быстрые и медленные;
- темп исполнения

упражнений должен быть медленным с

последующим ускорением;
- важно следить за дыханием и самочувствием учащихся.
Основные методы работы педагога на занятии – показ движений
и объяснение методики исполнения с акцентом на наиболее важных
моментах и основных понятиях. Методы показа и объяснения варьируются.
При этом главная задача – активизировать мышление и творческие
способности учащихся в процессе напряженной физической работы по
овладению танцевальными навыками.
Особое внимание следует уделять правильной постановке
корпуса, рук, головы, овладению навыками координации движений,
которые предполагают согласованность работы всех частей тела, развитию
физических профессиональных данных учащихся.
Движения, танцевальные связки и композиции осваиваются
постепенно: сначала в медленном темпе, удобном для выработки внимания,
памяти, эластичности мышц ног т. д., затем – с ускорением. Новые
элементы изучаются в чистом виде, затем комбинируются в различных
сочетаниях.
На
движениям

начальных этапах обучения
отводится

большая

часть

различным

урока,

танцевальным

впоследствии

время

исполнения сокращается за счет ускорения темпа и соединения отдельных
движений в комбинации.
Реализация программы подразумевает участие учащихся в
разнообразных концертах (учебных, отчетных, родительских собранияхконцертах), фестивалях и конкурсах. Подобные мероприятия способствуют
30

приобщению детей и родителей к культурной форме проведения
досугового времени, духовно сближают их и формируют новые интересы
семьи. Конкурсы позволяют детям быстрее продвигаться в художественном
и техническом развитии, становясь мощным средством мотивации к
занятиям хореографией.
В целях повышения профессионального и творческого опыта
рекомендуется посещение открытых уроков в других учебных заведениях,
мастер-классов, творческих фестивалей, концертов профессиональных
хореографических коллективов, спектаклей театров оперы и балета,
творческих встреч с мастерами хореографического искусства.

31

2.6.

1.

Список литературы

Андреева, Ю. «Танцетерапия» / Ю. Андреева. - М.: Диля, 2015. –

256 с. – Текст: непосредственный.
2.

Базарова, Н., Мей В. Азбука классического танца: учебно-

методическое пособие. 2-е изд. / Н. Базарова. - Л.: Искусство, 1983. – 207 с. –
Текст: непосредственный.
3.

Барышникова, Т. Азбука хореографии: методические указания в

помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов,
балетных школ и студий / Т. Барышникова. - СПб.: «Люкси» «Респекс», –
2014. – 256 с. – Текст: непосредственный.
4.

Бочкарёва, Н. И. Ритмика и хореография: учебно-методический

комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ
искусств / Н.И. Бочкарёва. - Кемерово: Кемеровск.гос. академия культуры и
искусств, 2000. – 101 с. – Текст: непосредственный.
5.

Володина, О.В. Самоучитель клубных танцев / О.В. Володина. -

Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 155 с. – Текст: непосредственный.
6.

Григорьева, И.В. Лабиринты танца / И.В. Григорьева. – СПб.:

Феникс, 2016. – 134 с. – Текст: непосредственный.
7.

Пуртова, Т. В. и др. Учите детей танцевать: учебное пособие / Т.В.

Пуртова. – М.: Владос, 2013. – 256 с. – Текст: непосредственный.
8.

Слуцкая, С.Л. «Танцевальная мозаика» / С.Л. Слуцкая. - М.: Линка

– Пресс, 2016. – 269 с. – Текст: непосредственный.
9.

Холл, Джим. Уроки танцев: лучшая методика обучения танцам /

Джим Холл; [пер. с англ. Т. В. Сидориной]. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 409 с.
– Текст: непосредственный.
10.

Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий

хореографией.

URL:

http://balletpro.narod.ru/school.html
32

(дата

обращения

28.04.2019). – Текст: электронный.

33

Приложения
Приложение № 1
Диагностические материалы
Начальная аттестация
.
«Моё тело».
Показать на плакате и на себе где
находится:
 позвоночник;
 кисть;
 колено;
 локоть
 стопа.
Тест «Уровень физических данных» (физическое развитие)
1.

Выворотность ног.

Поставить ребенка к станку в I позицию. Попросить глубоко присесть,
отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в
стороны. Обратить внимание: легко или с трудом он это делает.
2.

Подъём стопы.

Попросить ребенка из I позиции выдвинуть ногу в сторону, колено
выпрямить. Осторожными усилиями рук проверить эластичность и гибкость
стопы. При наличии подъёма стопа податливо изгибается, образуя в профиль
месяцеобразную форму.
3.

Балетный шаг.

Ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой. Из I
позиции работающую ногу, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым
подъёмом поднимают в сторону, до той высоты, до какой позволяет это делать
бедро. Норма выше 90 градусов.
34

4.

Гибкость тела.

Ребенка поставить так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты,
руки разведены в стороны. Ребенок перегибается назад до возможного
предела, при этом его обязательно подстраховать, придерживая за руки. При
прогибе вперёд ребёнок должен медленно наклонить корпус, сильно вытянув
позвоночник, стараясь достать животом, грудью и головой ноги и
одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости
корпус обычно свободно наклоняется вперед
5.

Прыжок.

Проверяется

высота

прыжка

в

свободном

положении

ног

с

предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько
раз подряд.
6.

Координация движений.

Попросить ребенка повторить несложную комбинацию из 2-3 движений.
Тест «Уровень творческого развития»
1.Музыкальный слух.
Игра «Повторяй за мной». Попросить ребенка повторить ритмический
рисунок за педагогом. Педагог молча хлопает в ладоши какой-нибудь
ритмический рисунок, ребенок старается воспроизвести этот ритм как можно
точнее, выдерживая все паузы и длительности.
2.Эмоциональность.
Игра

«Попробуй,

повтори».

Предложить

ребенку

рассмотреть

изображение и повторить эмоциональное состояние.
Радость

Недовольство

35

Злость

Грусть

Усталость

36

Оценочный лист учащегося
Начальная диагностика
Ф.И.О.____________________________________________________________
Дата _____________________________________________________________
Задания

Уровень

Примечание

«Моё тело»
Физическое развитие
Выворотность
ног
Подъем стопы
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация
движений
Творческое развитие
Музыкальный
слух
Эмоционально
сть

Итого баллов:___________________________________________________
37

Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):


четко знает названия всех частей тела (позвоночник, кисть, колено,

локоть, стопа);


имеет природную выворотность ног;



подъем

стопы

податливо

изгибается,

образуя

в

профиль

месяцеобразную форму;


балетный шаг выше 90 градусов;



легкий, высокий прыжок с приземлением на полупальцы;



безошибочно выполняет упражнения на координацию;



безошибочно повторяет сложный ритмический рисунок;



без

стеснения

повторяет

эмоции,

может

сказать,

какому

эмоциональному состоянию соответствует выражение мимики.
Хороший уровень (2 балла):


знает названия частей тела,



легко стоит в 1 полувыворотной позиции;



может натянуть стопу;



балетный шаг 70 – 80 градусов;



прыжок с приземлением на полупальцы;



выполняет упражнение на координацию со второй попытки;



с минимальными помарками повторяет ритмический рисунок;



повторяет эмоции, затруднение вызывает 1-2 эмоциональных

состояний;
Удовлетворительный уровень (1 балл):


не знает названия частей тела;



не до конца выпрямляет колени в 1 полувыворотной позиции;



слабая стопа;



балетный шаг ниже 70 градусов;
38



прыжок низкий с приземлением на всю стопу;



выполняет

упражнения

на

координацию

после

нескольких

попыток;


неуверенно повторяет ритмический рисунок, допускает ошибки.



выполнение задания «Попробуй, повтори» вызывает затруднение,

стеснительность.
Оценка начального уровня знаний, умений учащихся
Удовлетворительный уровень – 9-14 баллов.
Хороший уровень –15-22 балл.
Оптимальный уровень – 23-27 баллов.

39

Приложение № 2
Итоговая диагностика
Диагностическая карта группы
№ п/п

Концерт Итого

Фамилия,

Теоретические знания в

Практические умения и

имя

соответствии с учебным

навыки по каждому

но-

учащегося

планом

учебному разделу в

конкурс

соответствии с учебным

ная

планом

деятель
ность

Методика Хореог Музыкал Ритмика Основы
исполнен

рафиче ьная

ия

ская

Гимнаст

и танец классичес ика

грамота

кого
танца

движений термин
ология

1
2
3

Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):
 знает изученный теоретический материал. Может дать логически
выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом;
 Знает хореографическую терминологию, осмысленно и правильно
её использует;
 овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой;
40

 активно участвует в концертах, фестивалях и конкурсах от
городского до международных уровней.
Хороший уровень (2 балла):
 знает теоретический материал, но для полного раскрытия темы
требуются дополнительные вопросы;
 Знает хореографическую терминологию, но редко использует еѐ
при общении;
 объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2;
 участвует в концертах, фестивалях и конкурсах от городского до
международных уровней.
Удовлетворительный уровень (1 балл):
 знает изученный теоретический материал фрагментарно.
Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими
вопросами;
 хореографическую терминологию знает частично;
 овладел 1\2, предусмотренных программой, умений и навыков;
 участвует в концертах, фестивалях и конкурсах городского и
районного уровней.
Оценка уровня знаний, умений учащихся
Удовлетворительный уровень – 7-11 баллов.
Хороший уровень –12-16 баллов.
Оптимальный уровень – 17-21 баллов

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».