Художественная лепка

Управление образования администрации
Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «___» ___________ 20__г.
Протокол № _____

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДТ
___________ В.В. Булатова
от «02» сентября 2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Художественная лепка»

Возраст учащихся: 7-12лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Педагог- организатор;
Бастракова В.А.

Гурьевский муниципальный округ
2020
3

Разработчик: Бастракова Вера Александровна, педагог организатор МБУ ДО
«Центр детского творчества»;

Бастракова Вера Александровна Художественная лепка [Текст]:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
/Бастракова В.А. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. –
40с.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Художественная лепка» направлена на развитие творческих способностей
младших школьников посредством искусства хореографии.
Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия
в рамках художественной направленности.

4

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ………….………...3
1.1. Пояснительная записка ……………………….………………….………...3
1.2.Цель и задачи программы ….……………………..………………………...7
1.3. Содержание программы ……….…………………..……………….…….8
1.4. Содержание учебного плана……………………..……………….……..…12
1.5. Планируемые результаты…………………………………………………20
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий..……….....22
2.1. Календарный учебный график ..……………………………...………....22
2.2. Условия реализации программы …………………………......................23
2.3. Формы аттестации ……………………………………..………………...24
2.4. Оценочные материалы ..………….……………………………………...25
2.5. Методические материалы ………………………………..……………...26
2.6. Список литературы …………………………………………………….….31
Приложение1. «Протокол оценивания творческой работы»………………33
Приложение2. «Анализ качества навыков учащихся»……………….….......34
Приложение3. «Общий табель учета»……………….…………………....….35

5

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
I.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художественная

лепка»

соответствует

требованиям

действующих

нормативных правовых актов и содержит все необходимые компоненты,
предусмотренные федеральным законодательством:
-

Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
-

Государственная программа РФ развитие образования на 2018 –

2025 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. №1642);
-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2025

года (распоряжение Правительства РФ 29.05.2015 №996-р);
-

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от
05.05.2018 г. №298н);
-

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности гражданина России;
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
6

детей»;
-

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №

09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
-

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 №

09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ» (вместе с «Методические рекомендации по
организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»);
«Об

Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области
утверждении

Правил

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей» (от 5.04.2019 №740);
-

Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от

03.07.2013 №86-ОЗ;
-

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района, утверждённым
приказом директора № 24 от 01.09.2016 года.
-

Локальные акты Центра детского творчества: Устав, Учебный

план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике
безопасности.
Тематическая направленность программы
Данная программа имеет художественную направленность.
Актуальность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Художественная лепка» заключается в том,
что

занятия

декоративно-прикладным

искусством

дают

возможность

раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание
созидать, создавать прекрасное своими руками. Приобщение детей к
искусству, развивает способность воспринимать прекрасное в жизни,
7

раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ
мыслей, одухотворяет его. Лепка – доступное занятие для детей, это
увлечение приносит неоценимую пользу, имеет много положительных
моментов,

таких

как:

при лепке

у

ребенка,

получается,

скоординировать работу обеих рук, развивается моторика, восприятие цвета,
формы и фактуры. Получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к
самостоятельному творчеству, в процессе которого значительно развивается
фантазия.Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности,
формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение
понимать прекрасное во всем его многообразии.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Художественная лепка» состоит в том, что в ней охвачены
несколько видов художественной лепки. В структуру программы включено
изучение четырех различных видов лепки (Лепка из соленого теста, папьемаше, пластилинография, лепка из холодного фарфора). Реализация
творческого потенциала учащихся происходит через активное участие в
выставках, конкурсах, и других мероприятиях.
Отличительной
общеобразовательной

особенностью
общеразвивающей

дополнительной

программы

«Художественная

лепка» является то, что она дает возможность учащимся попробовать свои
силы в разных видах декоративной лепки, сочетание традиционных приемов
лепки соленым тестом и папье-маше, пластилинографией и холодным
фарфором, что активизирует

индивидуальную творческую деятельность

учащихся. Программа составлена с учетом возрастных возможностей и
уровня развития детей, поэтому содержание программы может меняться с
учетом индивидуальных способностей учащихся.
Адресатом

данной

программы

являются

учащиеся

младшего

школьного возраста (7-12 лет). При реализации программы учитываются
возрастные особенности детей, которым адресована программа.
8

Развитие

учащегося

обусловлена

ведущей

познавательной

деятельностью, но во многом все еще определяется игровой деятельностью.
Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них
эмоционально окрашенное отношение.В этом возрасте у детей появляется
стремление выделиться, обратить на себя внимание. Стремление выглядеть и
поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных
изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого
ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое
поведение, целеустремленность, поэтому занятия дают детям возможность
доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.
Форма обучения – очная. Срок освоения программы – один год.
Содержание программы рассчитано на 216 часов:18 часов теории и 198 часов
практических занятий. При реализации программы возможно применение
дистанционных образовательных технологий. Реализация программы может
осуществляться в дистанционном режиме с применениями информационнотелекоммуникационных

сетей

при

опосредованном

(на

расстоянии)

взаимодействий учащихся и педагога согласно Положения в дистанционном
режиме;

t

–

mail

видеоконференции,

;

дистанционное

on-line

тестирование,

обучение

в

сети

Интернет,

интернет-занятия,

надомное

обучение с дистанционной поддержкой, Skape-общение, облачные сервисы,
мессенджеры и т.д.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа, с
перерывом 10 минут после каждого часа занятий.
Форма организации деятельности учащихся - индивидуальногрупповая.
Учебные занятия проходят в совместной работе детей с педагогом, а
также их самостоятельной творческой деятельности, как индивидуальной,
так и коллективной. Место педагога в деятельности по обучению детей
9

меняется по мере развития интереса и овладения детьми программного
материала.
По уровню освоения данная программа является базовой, так как
знакомит с основами различных видов
обучения

по

программе

художественной лепки. После

«Художественная

лепка»

учащиеся

смогут

определиться с конкретным видом декоративно-прикладного творчества и
продолжить обучение по программам стартового и продвинутого уровней.
I.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование творческих и интеллектуальных
способностей детей, через овладение способами создания творческих
лепных работ.
Задачи:
- Научить детей владеть различными техниками работы с лепным
материалом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Способствовать расширению кругозора детей по декоративно прикладному искусству;
- Развивать изобразительные умения в художественной лепкеу детей в
процессеработы и навыки коллективного творчества;
- Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость,
стремление добиваться хорошего результата.

I.3. Содержание программы

10

Содержание

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Художественная лепка» отражено в учебном
плане, который определяет

перечень, трудоемкость, последовательность и

распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы
аттестации учащихся (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).
Учебный план

Количество часов

№
п/п

Название раздела, темы

Формы
аттестации/

Всего Теория

Практика контроля

Раздел 1. Введение в образовательную программу первого года обучения

1

Организационное занятие

2

2

декоративно- 2

2

История возникновения и
2

развития

прикладного творчества
Виды
3

и

жанры

декоративно-прикладного

2

2

Доклад,
сообщение

творчества
Всего по разделу

6

4

2

Раздел 2. Соленое тесто
1

История
соленого теста

развития

2

2

11

2

Формирование

основ

технического

6

2

4

12

2

10

4

2

2

6

2

4

10

2

8

14

4

10

54

16

38

проектирования
3

4

5

6

7

Технология

выполнения

изделий из соленого теста
Технология сушки изделий
из соленого теста
Технология

раскраски

изделий из соленого теста
Индивидуальный
творческий проект
Творческая работа детей.
Выставочная деятельность

Всего по разделу

Конкурс,
выставка

Раздел 3. Папье-маше
1

История развития техники 4

2

Доклад,
сообщение

Технология
2

2

послойной

работы

с

техникой 12

2

10

2

6

«Папье-маше»
Технология
3

работы

с

бумажной массой «Папье- 8
маше»

12

Технология
4

работы

с

8

2

технике 2

2

гофрированным картоном

6

Технология сушки изделий
5

выполненные

в

папье-маше
Технология
6

раскраски

изделий выполненных в 8

2

6

12

2

10

12

2

10

66

16

50

технике «папье-маше»
Индивидуальный
7

8

творческий проект
Творческая работа детей.
Выставочная деятельность

Всего по разделу

Конкурс,
выставка

Раздел 4. Пластилинография
1

История развития техники

2

Технология

работы

4

2

2

8

2

6

8

2

6

Доклад,
сообщение

с

обратной
пластилинографией
Технология
3

работы

многослойной

с

пластилинографией
13

Технология
4

работы

с

мозаичной

8

2

6

8

2

6

10

2

8

Выставочная деятельность 12

2

10

14

44

пластилинографией
Технология
5

работы

с

фактурной
пластилинографией

6

Индивидуальный
творческий проект

Конкурс,
выставка

Творческая работа детей.
7

Всего по разделу

58

Конкурс,
выставка

Раздел 5. Холодный фарфор
1

История развития техники

4

2

2

холодным 8

2

6

2

6

«Холодный фарфор»

Доклад,
сообщение

Элементарные технологии
2

работы

с

фарфором
Основные
3

работы

технологии
с

холодным 8

фарфором
Творческая работа детей.
4

Выставочная деятельность 8

2

6

5

Итоговое занятие

2

2

4

Конкурс,
выставка

14

Всего по разделу

32

10

22

Итого

216

60

156

1.4. Содержание учебного плана
Раздел 1.Введение в образовательную программу первого года
обучения – 6 часов.
Тема 1. Организационное занятие – 2 часа.
Теория.

Знакомство

с

содержанием

деятельности.

Правила

организации рабочего пространства. Техника безопасности при занятиях
рукоделием.

Перечень

необходимых

для

работы

инструментов

и

приспособлений, их назначение. Правила пользования, ухода и хранения
инструментов

и

приспособлений.

Словарь

специальных

терминов,

используемых на занятиях.
Тема 2. История возникновения и развития декоративно-прикладного
творчества – 2 часа.
Теория. Классификация видов и жанров декоративно-прикладного
творчества. Основные вехи истории декоративно-прикладного творчества.
Народные ремесла. Знакомство с работами местных авторов-ремесленников.
Тема 3. Виды и жанры декоративно-прикладного творчества – 2
часа.
Практика. Доклад, сообщение о виде или жанре декоративноприкладного творчества, известных работах мастеров рукоделия.
15

Раздел 2. Соленое тесто-64 часа.
Тема 1. История развития соленого теста – 2 часа.
Теория.Понятие «соленое тесто». История возникновения и развития
промысла,

народная

игрушка

из

глины

(дымковская),керамика

и

керамические изделия (посуда, игрушки, свистульки). Игры, сказки об
изделиях из теста.
Тема 2.Формирование основ технического проектирования – 6 часов.
Теория. Понятие рисунка, эскиза, стилизации, чертежа.
Практика.

Выполнение

рисунка,

эскиза

заданного

изделия;

изображение по образцу, рисунок будущей работы
Тема 3.Технология выполнения изделий из соленого теста -16 часов
Теория. Знакомство с соленым тестом как с основным материалом для
лепки. Способы лепки и использование дополнительных приспособлений.
Практика. Практическое знакомство с соленым тестом, способы
лепки: разминание, раскатывание, прищипывание, приминание, отрывание,
использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички,
пуговицы, проволока, бумага, расческа, ткань). Повтор элементов лепки за
педагогом, изготовление элементарных изделий.
Тема 4.Технология сушки изделий из соленого теста – 4 часа.
Теория. Способы сушки изделий из соленого теста: воздушная,
комбинированная.
Практика. Определение уровня подготовки изделия к следующему
этапу обработки. Техническое выполнение эффекта подрумянивания.
16

Тема 5. Технология раскраски изделий из соленого теста – 10 часов.
Теория. Основные приемы, специфика работы с красками по тесту;
гуашь, акварель, пищевые красители. Цветовой круг, контрастные цвета;
цветовое

сочетание; получение

произвольных цветов (использование

палитры);
Практика. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов.
Использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой). Выполнение
работы по раскраске изделий из теста.
Тема 6. Индивидуальный творческий проект – 12 часов.
Теория.
Подготовка

Художественный

необходимых

замысел.

материалов

и

Эскиз

будущего

инструментов.

изделия.

Составление

алгоритма работы.
Практика.

Работа

над

индивидуальным

проектом

в

технике

изготовления творческих работ из соленого теста.

Тема 7. Творческая работа детей. Выставочная деятельность – 18 часов.
Теория. Художественный замысел. Общая задумка и эскиз будущего
изделия. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Составление
алгоритма работы.
Практика. Выполнение коллективной работы. Анализ хода работы,
начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием. Подготовка работы на
выставку.

Раздел 3. Папье-маше-70 часов.
17

Тема 1. История развития техники – 4 часа.
Теория.

Знакомство

с

историей

орнамента,

папье-маше

и

особенностями материала, используемые при декорировании работ.
Практика. Знакомство с изделиями из папье-маше, виды папье –
маше.Технологий работы с различными видами бумаги (Картон, писчая
бумага, салфетки)
Тема 2. Технология работы с послойной техникой «папье-маше» –
10часов.
Теория. Знакомство с послойной техникой «паье-маше». Способы
лепки и использование дополнительных приспособлений.
Практика. Знакомство с основными способами послойной техники
«папье-маше». Выполнение работы в данной технике. Изучение техники
снятия форм.
Тема 3. Технология работы с бумажной массой «папье-маше» –
10часов.
Теория. Понятие «бумажная масса». Знакомство с техникой лепки из
бумажной массы. Способы лепки и использование

дополнительных

приспособлений.
Практика. Изготовление эскиза, оклеивание выбранной формы.
Выполнение работы в данной технике. Изучение техники снятия форм.
Тема 4.Технология работы с гофрированным картоном – 10 часов.
Теория. Знакомство с методом склеивания картона под прессом.
Практика. Изготовление эскиза будущей работы. Выполнение работы
в данной технике, грунтовка, ошкуривание.
18

Тема 5. Технология сушки изделий выполненных в технике «папьемаше» – 6 часов.
Теория. Способы сушки изделий выполненных в технике «папьемаше»:

воздушная,

с

помощью

фена

и

тепловых

приборов,

комбинированная.
Практика. Сушка изделий выбранным методом, определение уровня
подготовки изделия к следующему этапу обработки.
Тема 6. Технология раскраски изделий выполненных в технике «папьемаше» – 8 часов.
Теория. Основные приемы работы с красками; гуашь, акварель,
акриловые краски. Цветовое сочетание; получение произвольных цветов
(использование палитры);
Практика. Работа с палитрой, роспись изделия по готовому эскизу,
лакировка готовой работы.
Тема 7. Индивидуальный творческий проект – 12 часов.
Теория.
Подготовка

Художественный

необходимых

замысел.

материалов

и

Эскиз

будущего

инструментов.

изделия.

Составление

алгоритма работы.
Практика. Работа над индивидуальным проектом, изготовления
творческих работ в технике «папье-маше».

Раздел 4.Пластилинография– 48часов.
Тема 1.История развития техники– 4 часа.

19

Теория. Знакомство с народными промыслами, с особенностями
пластилиновой картины и с основными цветами и законами соединения
цвета.
Практика. Элементарные технологии работы с пластилином при
помощи различных технических приемов (придавливания, разглаживания и
примазывания).
Тема 2.Технология работы с обратной пластилинографией–8 часов.
Теория. Понятие «обратная пластилинография» рисование с обратной
стороны основы.
Практика. Изготовление эскиза в цвете будущей работы. Выбор
материала и выполнение работы технике «обратная пластилинография».
Тема3. Технология работы с многослойной пластилинографией –
8часов.
Теория. Понятие «многослойная пластилинография»
Практика. Основы технологий изготовления творческих работ из
пластилина.

Выполнение

работы

технике

«многослойная

пластилинография».
Тема 4. Технология работы с мозаичной пластилинографией– 8 часов.
Теория. Понятие «мозаичная пластилинография»
Практика. Изготовление эскиза в цвете будущей работы. Выбор
материала и выполнение работы технике «мозаичная пластилинография».
Тема 5. Техника работы с фактурной пластилинографией – 8 часов.
Теория. Понятие «фактурная пластилинграфия»
20

Практика. Основы технологий изготовления творческих работ из
пластилина. Выполнение работы технике «фактурная пластилинография».
Тема 6. Индивидуальный творческий проект– 10 часов.
Теория.
Подготовка

Художественный

необходимых

замысел.

материалов

и

Эскиз

будущего

инструментов.

изделия.

Составление

алгоритма работы.
Практика. Работа над индивидуальным проектом, изготовления
творческих работ в технике «пластилинография».
Тема 7. Творческая работа детей. Выставочная деятельность – 12 часов.
Теория. Художественный замысел. Общая задумка и эскиз будущего
изделия. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Составление
алгоритма работы.
Практика. Выполнение коллективной работы. Анализ хода работы,
начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием. Подготовка работы на
выставку.

Раздел 7.Холодный фарфор – 28 часов.
Тема 1. История развития техники «холодный фарфор» - 4 часа.
Теория. Понятие «холодный фарфор». История возникновения и
развития промысла.
Практика.

Изготовление

холодного

фарфора,

элементарные

технологии работы с холодным фарфором при помощи различных
технических приемов.

21

Тема 2. Элементарные технологии работы с холодным фарфором– 6
часов.
Теория. Особенности, правила хранения холодного фарфора.
Практика. Элементарные технологии работы с холодным фарфором с
помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и
примазывания).
Тема 3. Основные технологии работы с холодным фарфором – 8
часов.
Теория. Особенности, правила выполнения отдельных деталей из
холодного фарфора
Практика.Основы современных технологий изготовления творческих
работ из холодного фарфора с помощью различных технических приемов
(скатывание, оттягивание,заглаживание)
Тема 4. Творческая работа детей. Выставочная деятельность– 8
часов.
Теория. Художественный замысел. Общая задумка и эскиз будущего
изделия. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Составление
алгоритма работы.
Практика. Выполнение коллективной работы. Анализ хода работы,
начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием. Подготовка работы на
выставку.
Тема 5. Итоговое занятие – 4 часа.
Теория.

Оценка

достижений.

Составление

плана

презентации

творческих проектов.
22

Практика. Презентация творческих проектов. Организация выставки
готовых изделий.

I.5. Планируемые результаты

В

итоге

освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Художественная лепка» учащиеся
знают:
- различные техники работы с лепным материалом;
- виды декоративно-прикладного творчества;
- названия и назначения инструментов и приспособлений
ручного труда;
- правила заготовки и хранения лепного материала;
- основы смешивания цветов и составления различных
оттенков
Основы технологий сушки изделий из соленого теста,
папье-маше, холодного фарфора
-историю возникновения лепки из солёного теста, папьемаше, пластилинографии;
- правила организации рабочего места, безопасности труда и личной
гигиены при обработке различных материалов;
умеют:
- правильно организовать свое рабочее место;
- лепить мелкие предметы и создавать композицию;
- самостоятельно создавать творческие работы;
-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные
навыки напрактике;
23

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными инструментами и материалами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя
знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз);
- применять разные формы лепки; определять

последовательность

действий при выполнении работы;
владеют:
-

правилами

организации

рабочего

пространства,

техники

безопасности;
-

элементами технологий работы с пластилином;

-

элементами технологий работы с соленым тестом;

-

элементами технологий работы с холодным фарфором;

-

элементами технологий работы с бумажной массой, картоном;

-

основными способами художественной обработки различных

материалов.
Личностные:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого
ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать аналитические способности, образное и пространственное
мышление; память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать
общую умелость, моторику рук, глазомер.
Метапредметные результаты:
- умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный
замысел;

24

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с
целью выполнения заданий.
- способность использовать модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач, действовать по плану;
- умение представлять результат собственной деятельности.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
II.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

259 дня

Даты начала и окончания учебного
периода

14.09.2020г. по 31.05.2021г.

Количество учебных недель, дней

36 недель, 72 дня

Режим работы

3 раза в неделю по 2 часа

Выходные дни

Воскресенье

Праздничные дни

Установленные

законодательством

Российской Федерации
Продолжительность зимних каникул 10 дней
(даты

начала

и

окончания 01.01.2021г. – 11.01.2021г.

каникулярного периода)
Продолжительность летних каникул
(даты

начала

и

96 дней

окончания 01.06.2021г. – 31.08.2021г.

каникулярного периода)

25

II.2. Условия реализации программы
Успешной

реализации

программы

«Художественная

лепка»

способствует наличие постоянного рабочего помещения (кабинета) со всеми
необходимыми материалами и оборудованием.
Помещение

должно

быть

светлым,

просторным,

хорошо

проветриваемым.
Материально-техническое обеспечение:
-

Инструменты и приспособления для ручного труда: ножницы,

стеки, резаки, краски (гуашь, акварель, акриловые краски) клей ПВА, клей
бумажный, термоклей, фен;
-

Пластичный материал: пластилин, масса для лепки, холодный

фарфор;
-

Различные виды бумаги: офисная бумага, цветная бумага, картон,

гофрированный картон, бумажные салфетки;
- Рамки для оформления работ;
-

Стеллажи для выставочных работ;

-

Аптечка оказания первой медицинской помощи.

Информационное обеспечение:
-

Мультимедийные средства обучения: компьютер, проектор,

экран, колонки;
-

Принтер, сканер;

-

Фотоаппарат, штатив.

Кадровое обеспечение:
С

программным

материалом

учащихся

знакомит

педагог

дополнительного образования декоративно-прикладной направленности.

26

Для реализации данной программы не требуется обязательного
участия узких специалистов.

II.3. Формы аттестации
Для определения результативности в соответствии с учебным планом
и календарным

учебным

графиком

разработаны

формы аттестации,

отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению программы
«Художественная лепка»:
Формы

отслеживания

и

фиксации

образовательных

результатов:готовая работа, журнал посещаемости, портфолио учащегося.
Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов: выставка творческих работ, участие в конкурсах, участие в
мероприятиях, акциях, доклады, сообщения по темам программы.
Формы подведения итогов реализации программы: выставка
творческих работ учащихся, участие в конкурсах детского творчества
различного уровня, презентация творческих проектов.

II.4. Оценочные материалы
Оценка качества освоения программы «Художественная лепка»
осуществляется индивидуально в течение всего учебного года после
изучения каждого раздела программы, когда учащиеся выполняют элемент
либо целое декоративное изделие, выполненное в изучаемой технике.
Творческие

работы

учащихся

оцениваются

по

следующим

параметрам:
27

1.

Внешний вид работы;

2.

Соответствие заявленной тематике;

3.

Соблюдение технологии выполнения работы;

4.

Степень самостоятельности при выполнении работы;

5.

Проявление творческой инициативы, креативность;

6.

Понимание практического назначения работы;

7.

Участие (планирование участия) данной работы в конкурсах,

фестиваля х, выставках;
8.

Общественное мнение (мнение родителей, учащихся, педагогов).

По каждому параметру педагог выставляет баллы от 1 до 5, которые
вносятся в Протокол оценивания творческой работы (Приложение 1). Все
баллы суммируются, выводится общий балл.
Для определения уровня освоения программного материала по
разделу педагог руководствуется следующим ключом:
8 – 16 баллов – низкий уровень;
17 – 32 балла – средний уровень;
33 – 40 – высокий уровень.
Педагог ведет учет уровня знаний каждого учащегося по разделам
программы, внося информацию в общий бланк анализа качества обучения
(Приложение 2)
Итоговый контроль происходит путем сведения уровней качества
навыков, учащихся по всем разделам программы в Общий табель учета
уровня практического освоения программного материала. (Приложение 3).
Для формирования навыка адекватной самооценки педагог предлагает
учащимся самостоятельно оценивать собственные работы по тем же
параметрам. Сравнение между учащимися не допускается, динамика
28

развития

практических

навыков

учитывается

только

относительно

достижений самого ребенка.
Неотъемлемой
программного

частью

материала

оценки

является

результативности
выставка

освоения

работ

учащихся.

Непосредственное участие в организации и проведении выставки принимают
самих детей, способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств,
эмпатии, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив
единомышленников.

II.5. Методические материалы

Для эффективной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Художественная лепка» разработан учебнометодический комплекс:
- Дидактические игры для развития познавательной активности
младших школьников;
- Сборник игр для проведения динамических пауз;
- Методики диагностики креативности;
-

Сборник

мультимедийных

презентаций

с

пошаговыми

инструкциями по выполнению различных видов творческих работ;
- Сборник инструкционных карт с пошаговыми инструкциями по
выполнению различных видов творческих работ;
- Сборник видеоуроков по истории и развитию декоративноприкладного творчества;
29

- Сборник видеоэкскурсий по музеям мира;
- Альбомы работ известных художников, скульпторов, модельеров,
мастеров-ремесленноков;
- Сборник положений о конкурсах, выставках, фестивалях детского
творчества различного уровня.
Основные способы организации работы с учащимися:
- Групповая работа – все учащиеся работают над одной проблемой,
вместе выполняя какие-либо действия или наблюдая за одним из
обучающихся, который дает пояснения и комментарии своим действиям
(упражнения по актерскому мастерству, культуре речи, тренинг, защита
социального проекта, мозговой штурм и другое);
-

Индивидуальная

работа

–

каждый

учащийся

работает

по

определенной проблеме, конкретному заданию, поручению (подготовка
доклада,

сообщения,

индивидуальный

проект,

занятие

–

конкурс,

тестирование, анкетирование, выступление и другое);
- Индивидуально-групповая – наиболее часто используемая форма
организации образовательной деятельности, при которой учащиеся получают
индивидуальные задания, от исполнения которых зависит общий результат
(исследовательская деятельность, час вопросов и ответов, деловая и ролевая
игра, социальное проектирование и другое).
Методы организации образовательной деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
30

- практический (упражнения, лабораторные работы и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 6
человек)
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами,
последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
- парный - организация работы по парам (малые группы по 2
человека);

31

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение
поставленной творческой задачи.
Предлагаемые формы занятий:
- Лекция – педагог предлагает учащимся готовый теоретический
материал;
- Практическая работа – применение полученных теоретических
знаний на практике;
- Мастерская – совместная работа всех учащихся и педагога,
связанных общей целью, художественными предпочтениями, творческим
смыслом и т.п.
- Экскурсия – поездка, поход с целью изучения окружающей природы,
достопримечательностей, экспозиции музеев и т.д.
-

Исследовательская

(индивидуально

или

группой)

работа

–

работают

учащиеся
над

самостоятельно

конкретным

вопросом,

проблемой;
- Семинар - учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты,
выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под
руководством преподавателя;
- Занятие-конкурс – между учащимися или мини-группами учащихся
проводится конкурс, в ходе которого они должны решить какую-либо
учебную проблему, по окончании конкурса определяется победитель;
- Защита проектов - учащиеся анализируют процесс по реализации
конкретного проекта, знакомят с его результатами;
- Выставка – учащиеся организуют собрание каких-либо экспонатов
(творческих работ) для всеобщего обозрения.
32

Основные

технологии

декоративно-прикладного

творчества,

используемые в ходе образовательной деятельности:
Папье-маше (Жеванная бумага) – легко поддающаяся формовке масса,
получаемая из смеси волокнистых материалов с клеящими веществами;
Пластилинография – создание лепных картин с изображением более
или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной
поверхности
Тестопластика – изготовление поделок из соленого теста;
Холодный фарфор – художественная лепка из специальной смеси,
которая при застывании приобретает твердость;

II.6.Список используемых источников
1. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина[Текст] /И.О. Шкицкая Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с.
2. Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли; книга для занятий с
детьми[Текст] / И. А. Лыкова - М.: «Карапуз-дидактика», 2005.- 34с.
3. Лыкова И. А. Лепим игрушки [Текст] / И. А. Лыкова - М.: «Карапуздидактика», 2005.- 34с.
4. Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста[Текст] / А.В. Фирсова.- М.:
Айрис-пресс, 2008.-32.
5. Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки своими руками.
[Текст] / М.А. Антипова - М.: Рипол классик 2009.-240.,с.
33

6. Андреева М.П. Искусство: Детская энциклопедия [Текст]/М.П.
Андреева – М.: Педагогика, 1992. – 256с.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 1983. – 54с.
8.

Выготский,

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте[Текст]/Л.С. Выготский – М.: Просвещение,1967. – 66с.
9. Глушакова, И.А.

Сделай сам [Текст]/ И.А. Глушкова – М.:

Издательство АСТ, 1999. – 37с.
10. Гусакова, А. М. Рукоделие в начальных классах: [Текст]/А.М.
Гусакова. – М.: Просвещение, 1985 -145с.
11. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству [Текст]/ Н.В.
Дубровская – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002. – 46с.
12. Зилина, Н.В. Шедевры из соленого теста [Текст]/ Н.В. Зилина. -М.:
ООО ТД «Издатель Мир книги», 2009. - 192с.
13. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования
[Текст]/ В.Н. Иванченко. – Ростов «Учитель», 2007. – 70с.
14.

Кайгородцева,

М.В.

Методическая

работа

в

системе

дополнительного образования [Текст]/ М.В. Кайгородцева. – Волгоград:
Учитель, 2008. – 94с.
15. Петрова, И.А., Яременко Е.О. Программы общеобразовательных
учреждений [Текст]/ И.А. Петрова, Е.О. Яременко. – М.: Просвещение, 2001.
– 87с.
16. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса [Текст]/
Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 45с.
34

Приложения

Приложение 1
Протокол оценивания творческой работы

Раздел __________________________________________
Ф.И. учащегося __________________________________

№
п/п

Параметры оценивания

Балл
35

1

Внешний вид работы

2

Соответствие заявленной тематике

3

Соблюдение технологии выполнения работы

4

Степень самостоятельности при выполнении работы

5

Проявление творческой инициативы, креативность

6

Понимание практического назначения работы

7

Участие (планирование участия) данной работы в конкурсах,
фестивалях, выставках

8

Общественное мнение (мнение родителей, учащихся, педагогов)

Общий балл
Уровень
(В – высокий, С – средний, Н – низкий)

Приложение 2
Анализ качества навыков учащихся

Раздел _______________________________________

№
п/п

Уровень качества освоения
Ф.И. учащегося

программного материала
(В – высокий, С – средний, Н – низкий)

1

Иванова Мария

В

2

Петров Михаил

С

…
36

Вывод:
Высокий уровень качества освоения программного материала по
разделу _________________________ показали (количество) учащихся, что
составляет (количество учащихся, показавших высокий уровень, к общему
количеству учащихся) %,
Средний уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество
учащихся, показавших средний уровень, к общему количеству учащихся) %,
Низкий уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество
учащихся, показавших низкий уровень, к общему количеству учащихся) %.
Таким образом, качество освоения программного материала по
данному разделу – (количество учащихся, показавших высокий и средний
уровень, к общему количеству учащихся) %.

Приложение 3
Общий табель учета
уровня практического освоения программного материала

№

Ф.И.

Разделы программы

Средний

37

показатель

Холодный фарфор

Пластилинография

Папье-маше

Соленое тесто

программу

образовательную

в
Введение

п/п учащегося

Уровень освоения
(В – высокий, С – средний, Н – низкий)
1

Иванова

В

С

В

В

В

В

Мария

В
(выводится по
большему
количеству
оценок)

2

Петров

В

С

С

С

В

Михаил

В

В
(при

равном

количестве
оценок
предпочтение
отдается
более высокой
оценке)
…

Вывод:
Высокий

уровень

качества

освоения

программного

материала

показали (количество) учащихся, что составляет (количество учащихся,
38

показавших высокий уровень, к общему количеству учащихся) %,
Средний уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество
учащихся, показавших средний уровень, к общему количеству учащихся) %,
Низкий уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество
учащихся, показавших низкий уровень, к общему количеству учащихся) %.
Таким

образом,

качество

освоения

программного

материала

составляет – (количество учащихся, показавших высокий и средний уровень,
к общему количеству учащихся) %

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».