Хоровое обучение Нон-стоп

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хоровое обучение Нон-стоп»
Возраст учащихся: 5 – 18 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик: Чердакова Татьяна Петровна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории

Гурьевский муниципальный округ
2020 г.

Разработчик: Чердакова Т.П. – педагог дополнительного образования МБУ
ДО «Центр детского творчества»

Чердакова, Т.П. Нон-стоп [Текст]: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа / Чердакова Т.П. - Гурьевский муниципальный
округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. – 40с.

Программа «Нон-стоп» реализуется в художественной направленности, цель
которой - создание условий для формирования, развития и реализации
творческих способностей, обучающихся средствами эстрадного вокала.
Предназначена для детей в возрасте 5-18 лет.
Программа может быть использована педагогами учреждений
дополнительного образования детей.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ………….………. 3
1.1. Пояснительная записка ……………………….………….………………. 3
1.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………….… 12
1.3. Содержание программы ……….…………………..……………………….13
1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……..…..16
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..…………...20
2.1. Календарный учебный график ..……………………………...…………..20
2.2. Условия реализации программы …………………………..........................21
2.3. Формы аттестации ……………………………………..…………………...22
2.4. Оценочные материалы ..………….………………………………………...22
2.5. Методические материалы ………………………………..………………...24
2.6. Список литературы …………………………………..……………………..26
Приложения
Приложение 1. Итоговый тест №1 ……………………………………...........29
Приложение 2. Итоговый тест №2 ………………………………....................30
Приложение 3. Итоговый тест №3……………………………………………38
Приложение 4. Индивидуальный лист оценки эффективности освоения
программного материала………………………………………..……………...39

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
От природы человек наделен особым даром – голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в
себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир поэзии и звука.
Одной из разновидностей вокального исполнительства является хоровое
пение. В данном исполнительском направлении основные базы вокала,
естественно, остаются нетронутыми, но все же индивидуальное и хоровое
исполнительство существенно разнятся.
Дополнительная
художественной

общеобразовательная
направленности

общеразвивающая

«Хоровое

обучение

программа
Нон-стоп»

разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

3

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-

Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
-

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества»
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
1) Новое решение проблем дополнительного образования
В последние годы стал замечен спад интереса к дополнительному
образованию у детей, в связи с их огромной загруженностью и как следствие
усталостью. Данная программа позволяет детям раскрыть свой потенциал,
добиться результатов в хоровом исполнительстве, а именно, научиться
держать партию, овладеть умением работы на сцене, проявить себя как
яркую личность. На занятиях вокалом, ребенок отдыхает эмоционально, так
как музыка, стимулирует

его положительные эмоции, как следствие,

внутренний подъем и повышение работоспособности.
2) Новыеметодикипреподавания
Основываясь на своем опыте работы, мы пришли к выводу, что
распевание, в его классическом понимании, а именно «разогревании» голоса,
4

не совсем актуально.

Теперь распевание, стало скорее упражнениями,

направленными на решение конкретных задач, а само «разогревание» голоса,
возможно и посредством беззвучных упражнений, гимнастики, а также
репертуарных произведений.
3) Новые педагогические технологии в проведении занятий
В последнее время в вокальной практике стали использоваться новые
технологии и средства при выработке определенных навыков, так как
понимание вокала изменилось, исчезли резкие грани между стилями, как в
произведениях, так и в исполнении соответственно.
4) Нововведения в формах диагностики и подведения итогов
реализации программы и т.д.
Диагностикой данной программы является отчетное мероприятие внутри
коллектива

и

учреждения,

а

так

ж

мероприятия

различного

уровня,гдевоспитанники имеют возможность выступить полным составом,
как эстрадная группа. Все выступления фиксируются на видео и в
последствии, педагог совместно с детьми проводит анализ выступления.
Данная форма позволяет взглянуть на свои достижения и ошибки со стороны,
что является более эффективным способом диагностики творческого роста.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Нон-стоп» задаётся современными тенденциями развития
дополнительного образования детей.
При современных требованиях к образованию, к портфолио, возникла
потребность

в

высоком

индивидуальном

росте.

Данная

программа

обеспечивает профессиональный рост и развитие в сфере вокала, даже у
начинающих вокалистов. Работа в коллективе прививает навыки общения,
вокальные основы, основы сольфеджио и так же, развивает эмоциональную
уверенность и стрессоустойчивость, что в дальнейшем позволяет учащимся
так же, заниматься вокалом индивидуально.
5

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем,
что по прохождению данного курса, ребенок не только вырастит в
профессиональной сфере, но и будет развиваться духовно, так как музыка,
обязательно затрагивает эмоциональною сторону личности.
Отличительной

особенностьюдополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Хоровое обучение Нон-стоп» является
предоставление возможности каждому учащемуся выбирать собственный
темп прохождения учебного материала. Программа рассчитана на один год,
но при этом с очень большой возрастной градацией, что подразумевает
различные уровни сложности для разных возрастов, а также многократное
прохождение программы из года в год одним ребенком с усложнением
поставленных индивидуально для него задач. Возможно, как постепенное
изучение программы с раннего возраста, так и более сложных уровней в
соответствии с возрастом, при условии прохождения вступительного
прослушивания, так как содержание программы распределено

в

соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый

уровень»

–

предполагает

изучение

программы,

использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения её содержания. Данный уровень предполагает знание учащимися, в
первую очередь правила певческой установки.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении,
от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При
обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат
голову, корпус, как открывают рот. На этапе формирования вокальнохоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы
вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются
Вокально-хоровые навыки:
-звукообразование;
- освоение навыка чистого интонирования;
6

- освоение навыка «дикция»;
- дыхание;
- освоение метра и ритма в музыке;
- освоение унисона в хоре;
- ансамбль;
- работа на сцене.
«Базовый уровень» нацеливает на изучение программы, использование
и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение

специализированных

обеспечивают

трансляцию

знаний

общей

и

и

языка,

целостной

гарантированно

картины

в

рамках

содержательно-тематического направления программы. На данном уровне
учащиеся овладевают методами:
- звукообразование;
- освоение навыка чистого интонирования;
- освоение навыка «дикция»;
- дыхание;
- освоение метра и ритма в музыке;
- освоение унисона в хоре;
- ансамбль;
- работа на сцене.
- исполнение многоголосья.
«Продвинутый уровень» – предусматривает изучение программы,
использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к
сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в
рамках содержательно-тематического направления программы. На данном
уровне учащиеся имеют представление методах:
-звукообразование;
- освоение навыка чистого интонирования;
- освоение навыка «дикция»;
7

- дыхание;
- освоение метра и ритма в музыке;
- освоение унисона в хоре;
- ансамбль;
- работа на сцене.
-исполнение многоголосья;
-исполнение сольной партии.
Владеют профессиональными терминами и основами сольфеджио и
музыкальной литературы.
Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся с 5 до
18 лет.
Срок реализации программы 1 год. На занятиях по данной программе
воспитанники обучаются хоровому эстрадному вокалу, развивают умения и
навыки многоголосного пения, до 3- х голосов, освоение нового репертуара,
работ в группе.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования
и развития певческого голоса.От 5до 7 лет, дети

поют «правильно» от

природы.Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения.
Вокальноевоспитание

так

же

оказывает

благоприятное

влияние

на

физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие
учащимся, но также упражняет и развивает дыхательную систему, которая
влияет

на

состояние

сердечно-сосудистой,

следовательно,

занимаясь

дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
К 7-8 годам начинается формирование вокальных мышц. Поют они
главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных,
так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них
мал по диапазону (не более одной октавы) и невелик по силе. Разницы в
устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек в этом возрасте не
отмечается. Многие мышцы слабо развиты.
8

В 8-10 лет голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса
свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором
вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой
щели). Диапазон ограничен звуками «ре1» - «ре2». Наиболее удобные звуки –
«ми1» - «ля2». Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача
руководителя - добиваться возможно более ровного звучания гласных на
всех звуках небольшого диапазона;
10-12 лет, пред мутационный период. К 11 годам в голосах детей,
особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с
развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает
звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на
дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 - фа2;
альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим до2.Первые психологические зажимы, в связи с взрослением и осознанием
себя.
После 12-13 лет детский организм вступает в период полового
созревания. Возникают изменения и в голосовом аппарате, изменяется
анатомия гортани, форма ротовой и глоточной полостей. Происходит
мутация – смена голоса, переход детского голоса во взрослый. Признаки
мутации у мальчиков – изменения в звучании голоса, потеря верхних нот и
силы звука, голос срывается, у девочек голоса грубеют, появляется
трескучесть, сип, тембр стирается и прочие проблемы голоса. Мутация
может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Некоторые специалисты считают, что мальчикам в этот период петь
категорически нельзя, однако в данной программе подход к этой проблеме
несколько иной, в зависимости от силы мутации голоса ребенка, его занятия
вокалом будут упрощены, снизится его практическая сторона, но будет

9

больше теоретических часов.

Постепенно нормальный темп работы

восстановится.
Девочки так же должны заниматься с осторожностью и уменьшением
певческой нагрузки. Очень важно во время менструаций соблюдать
голосовой покой или максимально уменьшить нагрузку на голосовой
аппарат. Отсутствие коренной перестройки голосового аппарата у девочек,
оставляет певческие навыки, приобретённые ранее. У мальчиков после
мутации голоса опускаются до октавы вниз, и певческие навыки теряются
полностью, однако теоретическая подготовка поможет максимально быстро
восстановить вокальные навыки.
После прохождения мутации, с подростками занимаются по такой же
вокальной

методике.

В

этот

период

особенно

важно

учитывать

индивидуальные особенности организма каждого ученика, развитие его
физических данных и состояние психики.
Для новоприбывших в коллектив, отбор осуществляются в виде
прослушивания, где ребенку предлагается исполнить любую песню,
послушать мажорные и минорные трезвучия, последовательности
звуков в удобной

из 5-6

для ребенка тесситуре.

Особое внимание обращается на ощущение ребенком ритма.

Важно

услышать один или несколько звуков свободно и естественно звучащих.
Сила голоса не имеет значения – усиление даст аппаратура. Кроме того,
учитываются музыкальность, выразительность и исполнительские задатки
ребенка. Так же проводится некоторое собеседование, из 2-3 вопросов на
отвлеченную тему, где выявляются некоторые особенности характера вновь
поступившего.
Продолжительность отборочного процесса не более 7 минут, так как в
основном в первую встречу ребенок обычно зажат, застенчив и смущен.
Более длительное прослушивание может вызвать обратный эффект и отбить
у ребенка желание приходить вновь.
10

После проверки данных свое решение педагог тактично объявляет
родителям, в отсутствие ребенка.
Так

же,

в

состав

поиндивидуальной

обучающихся

программе

входят

вокальной

дети,

занимающиеся

студии

«Нон-стоп»,

Воспитанникираспределяются на партии по голосам. Чтобы выявить
характер голоса и определить какую партию исполнять ребёнку в хоре,
необходимо начинать с «распевки», с каждым индивидуально. В ходе
распевания,

определяем

тип

голоса,

его

диапазон,выявляет

качественные(тембровые) характеристики певческого звука.Необходимо
помнить, что в эстрадном пении, деление на типы голосовусловное. Это
обусловлено тем, что эстрадные вокалисты поют внатуральном регистре. У
них

нет

искусственно

использованием

расширенного

головных

высокогоучастка

резонаторов.В

эстрадном

диапазона,
пении

с

голоса

различаются, соответственно своей «массе»,как высокие и низкие, так и на
индивидуальные качества певческого звука.
Срок освоения программы – 1 год, содержание программы в
соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 144 часа.
Содержание программы представлено следующим образом:
- один год обучения - 144 часа, из них 9 часов теории и 135 часов
практических занятий.
Форма обучения – очная.
При реализации программы возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
Реализация программы может осуществляться в дистанционном режиме с
применением

информационно-телекоммуникативных

сетей

при

опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога,
согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского
творчества».

Формы

организации

образовательного

процесса

в

дистанционном режиме: e-mail, дистанционное обучение в сети Интернет,
11

видеоконференции,on-line

тестирование,

надомное

обучение

с

Форма организации образовательного процесса - групповая.

В

дистанционной поддержкой, облачные сервисы и т.д.
основном занятия проводятся в форме репетиции.
Занятия по учебному плану первого года обучения проводятся 4 раза в
неделю по 45 минут. На занятиях важно следить за правильным звуком,
дикцией, ансамблем.
Занятие над произведениями проводится с микрофоном и без, в
зависимости от конкретных поставленных задач.
1.2 Цели и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Хоровое обучение Нон-стоп»
Цель программы:обучение воспитанников хоровому эстрадному вокалу,
формирование навыков многоголосного пения.
Задачи:
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и
восприимчивость, способность к сопереживанию;
-

развивать

образное

и

ассоциативное

мышление,

творческое

воображение, певческий голос;
- обучать вокальному пению по партиям.
-

приобщать

к

музыкальному

искусству

посредством

вокально-

певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов
музыкальной деятельности;
- познакомить воспитанников с понятиями хорового пения: интонация,
образ, жанровое и стилевое многообразие, выразительные средства,
особенностями музыкального языка.
12

- формировать у обучающихся навыки исполнительского мастерства и
художественного вкуса.

1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Хоровое обучение Нон-стоп»
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Хоровое обучение Нон-стоп» отражено в учебном плане,
который определяет

перечень, трудоемкость, последовательность и

распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы
аттестации, учащихся (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).
Учебный

план

программы

включает

разделы:

«пение

как

вид

музыкальной деятельности», «формирование детского голоса», «основы
музыки», «работа над певческим репертуаром».
Учебный план первого года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теори Практик
я
а

Формы
аттестации/
контроля

Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности»
1

Вводное
организационное,
инструктаж,
прослушивание

занятие: 4

2

2

прослушивание

2

Работа
над
дыханием

певческим 7

1

6

упражнения

3

Система голосообразования 8

-

8

упражнения

4

Певческий
гигиена

1

2

Упражнения

голос.

Лор- 3

13

Раздел 2. «Формирование детского голоса»
5

Работа
звукоизвлечением
звукообразованием

над 8
и

6

Работа над ритмом, темпом

-

8

Упражнения

4

-

4

упражнения

3

1

2

Упражнения

Раздел 3. «Основы музыки»
7

Жанры вокальной музыки

Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром»
8

Вокальнаяработа

интонационная 4

-

4

упражнения

9

Сценический
образ, 5
сценические движения

1

4

упражнения

10

Работа с микрофоном

5

1

4

Практическая работа

11

Формирование музыкальной 1
культуры

1

-

беседа

12

Расширение
кругозора

1

-

беседа

13

Репетиционная
91
постановочная деятельность

-

91

Отчетное
мероприятие

Итого:

9

135

музыкального 1

144

Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности» (22 ч.)
Тема 1. Вводное занятие: организационное, инструктаж, прослушивание
(4 часа)

14

Теория. Знакомство с содержанием деятельности по программе, введение
понятий «музыка», «вокал».
Практика.

Прослушивание.

Определение

чистоты

интонирования,

диапазона, тембра, чувства метроритма.
Тема 2.Работа над певческим дыханием (7 часов)
Теория: понятие «певческое дыхание»
Практика: упражнения «свеча», «мельница», «шарик». Дыхательная
гимнастика по В.В.Емельянову
Тема 3. Система голосообразования
Практика: упражнения: на раскрепощение гортани («собачка»), «зевок»,
на опору звука («хэй!»)
Тема 4. Певческий голос. Лор- гигиена
Теория: Певческий голос, его охрана и здоровье.
Раздел 2. «Формирование детского голоса»
Тема 5.Работа над звукоизвлечением и звукообразованием.
Практика. Работа с упражнениями. Становление звука «на опору»,
работа над дефектами звукообразования и звукоизвлечения, выработка
навыков правильного звука – сильное, ровное звучание без толчков, не
зажатый, не форсированный звук.
Упражнения «хэй!», «кума-кума-до», «крехтелка»
Тема 6. Работа над ритмом, темпом
Практика. Работа с упражнениями. Повтор ритма за педагогом,
джазовые упражнения по Бобу Столову.
Раздел 3. «Основы музыки»
Тема 7. Жанры вокальной музыки.
Теория. Знакомство с жанрами вокальной музыки.
Практика. Определение жанров музыки на различных произведениях.
Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром»
Тема 8. Вокальная-интонационная работа
15

Практика: Работа над песенным репертуаром. Разбор музыкального
текста.
Осмысление и работа над текстом. Дикция. Распределение дыхания.
Вокальная позиция.
Зевок. Чистота интонирования. Освоение средств исполнительской
выразительности.
Темпоритм. Тембр. Артикуляция. Фразировка. Исполнительские штрихи.
Отработка

голосоведения.

Динамические

оттенки.

Осмысление

музыкального образа. Работа над
выразительным исполнением. Пение, а капелла.
Тема 9. Сценический образ, сценические движения
Теория: Искусство быть исполнителем. Задачи солиста.
Практика: Поиск сценического образа. Речевая и эмоциональная
выразительность. Подбор танцевальных элементов номера.
Тема 10. Работа с микрофоном
Теория: Фонограмма. Микрофон.
Практика: Работа с микрофоном. Работа под фонограмму. Контроль
своего голоса.
Тема 11. Формирование музыкальной культуры
Теория: Формирование музыкальной культуры
Тема 12. Расширение музыкального кругозора
Теория:

Музыкальная,

сценическая

культура

исполнителя.

Выразительные средства
музыкального языка. Современная песня. Законы сцены. ОКС.
Тема 13. Репетиционная- постановочная деятельность
Практика:

Постановка

номера.

Отработка номера. Показ номера.

16

Соединение

элементов

номера.

1.4.Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Хоровое обучение Нон-стоп»
В итоге освоения программы на «Стартовом уровне» учащиеся
знают/понимают (предметные результаты):
- основные понятия вокального искусства;
- различные музыкальные жанры.
умеют с помощью педагога: чисто интонировать, петь в ансамбле,
держать унисон, применять основы правильного звукоизвлечения,
(метапредметные результаты)владеют хорошей дикцией, знают и
применяют принципы вокального дыхания, понятием метра и ритма в
музыке.
используют приобретенные знания и умения в повседневной жизни и
художественно-творческой

деятельности.

Таких

как

выступления

на

различных мероприятиях.
приобретают навыки работы на сцене, перед зрителем.
В

итоге

освоения

программы

на

«Базовом

уровне»

учащиеся

знают/понимают (предметные результаты):
- основные понятия вокального искусства;
- различные музыкальные жанры.
умеют: чисто интонировать, правильно извлекать звук, владеют хорошей
дикцией, дыханием, владеют навыками метра и ритма, уверенно держат
хоровой унисон, приобрели навыки многоголосного исполнения. Умеют
работать в ансамбле; с микрофоном.
(личностные результаты) используют приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной
художественно-творческой деятельности.
приобретают: навыки работы на сцене.
В итоге освоения программы на «Продвинутом уровне» учащиеся
17

знают/понимают (предметные результаты):
- основные понятия вокального искусства: дикция, темп, ритм, нюансы,
интонация, украшения;
- различные музыкальные жанры.
умеют:
- обучающиеся владеют основами понятийхорового пения, жанрового и
стилевого многообразия о выразительных средствах;
- развито чувство ритма, темпа, понимания и начального овладения
разными видами певческого дыхания;
- владеют навыками многоголосного исполнения;
- сформированы навыки хорового исполнения, умения слышать другого и
не выделяться, если сам ребёнок не является солистом.
-

петь

с

сопровождением

музыкальных

инструментов/

без

сопровождения.
- использовать различные украшения и нюансы в исполняемых
произведениях.
(личностные результаты) используют: приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для исполнения
произведений на различных мероприятиях.
Сформировано субъективное музыкальное предпочтение и начальное
овладение понятий данных направлений.
Совершенствуется певческий голос, сценическое мастерство, свобода и
импровизация моментов в допустимых пределах на сцене в работе с
микрофоном, звукоизвлечение в художественном образе.
приобретают: опыт работы со зрителем.
(метапредметные результаты) владеют:
18

- современными вокальными приемами;
- навыками певческого дыхания;
- хорошей дикцией,
- имеют повышенный интерес к певческой деятельности и музыки в
целом.
У детей сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий сформировано
умение использовать правила звуковоспроизведения, певческой установки и
эстрадного исполнения, использовать приобретенные навыки в повседневной
жизни.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся
владеют всеми типами учебных действий по реализации программного
материала, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащийся
умеет

пользоваться

специальной

литературой,

справочниками,

универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащийся
умеет

планировать,

координировать

и

совершенствовать

систему

межличностных отношений как в коллективе сверстников, так и во
взаимодействии со взрослыми.

19

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

288 дней

Даты начала и окончания учебных
периодов:
первый год обучения
15.09.2020г. по 31.05.2021г.

Количество учебных недель, дней:
первый год обучения

36 недель, 72 дня

Режим работы:
первый год обучения

2 раза в неделю по 2 часа

Выходные дни
Праздничные дни

Суббота, воскресенье
Установленные законодательством
Российской Федерации

Продолжительность зимних каникул 16 дней
(даты
начала
и
окончания
каникулярного периода):
первый год обучения
31.12.2020г. – 08.01.2021г.

Продолжительность летних каникул 96 дней
(даты
начала
и
окончания
каникулярного периода):
первый год обучения
01.06.2021г. – 31.08.2021г.

20

2.2.

Условия реализации программы.

Успешной реализации программы способствует наличие постоянного
рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и
оборудованием.
Помещение

должно

быть

светлым,

просторным,

хорошо

проветриваемым.
Материально-техническое обеспечение:
1. Актовый зал, оборудованный сценической площадкой, зрительскими
местами,

а

также

звуковоспроизводящим

оснащенный
оборудованием

специальным
–

для

освещением

проведения

и

репетиций,

общестудийных мероприятий и занятий.
2. Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс
со

свободной

серединой,

оборудованный

музыкальным

оснащением

(колонки, музыкальный центр, фортепиано, диски, доска, микшерный пульт,
5 микрофонов, синтезатор «Ямаха», телевизор + караоке)
3. Костюмерная – помещение для переодевания и подготовки к
концертам, костюмы для выступлений
Информационное обеспечение:
- копилка мультимедийных презентаций по темам.
- набор CD дисков с музыкальным репертуаром
Методическое обеспечение:
- методические материалы для проведения теоретических занятий;
- методические разработки занятий;
- копилка творческих достижений воспитанников
- инструкции по охране труда и технике безопасности;
- информационный стенд;
- стенд «Техника безопасности».

21

Кадровое обеспечение:
Педагогдополнительного образования имеет высшее
высшую

квалификационную

дополнительной

категорию,

профессиональной

курсы

программе

ПК

образование,

120

«Теория

часов
и

по

практика

организации деятельности педагога дополнительного образования, педагогаорганизатора»
Формы аттестации

2.3.

Для определения результативности в соответствии с учебным планом и
календарным

учебным

отражающие

достижение

дополнительной

графиком
цели

разработаны

и

выполнения

общеобразовательной

формы
задач

аттестации,

по

освоению

общеразвивающей

программы

«Хоровое обучение Нон-стоп»:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе

«Хоровое обучение Нон-стоп»:готовый репертуар, журнал посещаемости,
портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по
дополнительной
«Хоровое

общеобразовательной

обучение

Нон-стоп»:

общеразвивающей

аналитический

программе

материал

по

итогам

проведения стартовой и итоговой диагностики, аналитическая справка,
демонстрация пройденного репертуара, диагностическая карта, портфолио.
2.4. Оценочные материалы
Разработаны
теоретических
Приложение

тестовые
аспектов

2),

задания

для

программного

материалы

для

проверки

уровня

материала

(Приложение

проведения

стартовой

и

освоения
1,

итоговой

диагностики. (Приложение 3). Для выявления динамики качества усвоения
программного материала каждым ребенком предусматриваются следующие
формы контроля:
22

Стартовый – определения исходных знаний и данных учащихся. Может
проводится в виде собеседования, тестирования, прослушивания.
Текущий – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения этапов работы. Осуществляется педагогом по результатам
выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый – определение объёма и качества полученных учащимися
знаний. может проводится в виде тестирования, прослушивания.
Самооценка и самоконтроль- определение учащимися границ своего
«знания-умения»,

«умения-неумения».

Осуществляется

учащимися

самостоятельно по всем видам контроля.
Для оценки эффективности освоения программного материала (текущий
контроль) используются следующие показатели:
-Самостоятельность при выполнении заданий, чем помощь педагога
меньше, тем выше самостоятельность учащихся, и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий.
-активность учащихся на занятии: активное поведение учащихся на
занятиях, заинтересованность и любопытство обеспечивают положительные
результаты занятий;
-практическое
конкурсах

и

использование

мероприятиях

полученных

различного

результатов:

уровня.

Данные

участие

в

показатели

определяются по уровням проявления:
-высокий уровень-показатель четко выражен;
-средний уровень- показатель не устойчивый, выражен не в полной мере;
-низкий уровень- показатель не выражен или выражен слабо.
Уровни проявления показателей определяются педагогом на основе
наблюдений и самостоятельно учащимися. Затем вносятся в индивидуальный
лист оценки эффективности освоения программного материала (Приложение
3).

23

2.5. Методические материалы
Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Хоровое обучение Нон-стоп» осуществляется
в очной форме. Используются методы обучения: словесный, наглядный,
практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой. Для
повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитанияубеждение, поощрение, стимулирование.
Формы

проведения

учебных

занятий:

демонстрация-объяснение,

мультимедийная презентация, мастер –класс, открытое занятие, практическое
занятие, фестивали и конкурсы.
Педагогические

технологии-

технология

разноуровнего

обучения,

технология развивающего обучения, технология игровой деятельности,
технология творческой деятельности.
Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый)
1.Инициация(приветствие)создание эмоционального настроя
2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание). Формулирование
цели и содержания деятельности занятия.
3. Формирование ожиданий учащихся. Выяснение ожиданий и опасений
предстоящей деятельности.
4.Теоретическая часть. Объяснение материала.
5. Динамическая пауза. Снятие напряжения, усталости.
6. Практическая часть.
7. Подведение итогов. Рефлексия, анализ и оценка занятия.
Дидактические материалы для реализации программы:

24

Тестовые материалы для проверки уровня освоения программного
материала;
Теоретический материал;
Практические задания.

25

2.6 Список литературы
1.

Абт, Ф. Практическая школа пения для сопрано или тенора в

сопровождении фортепиано: учебно-методическое пособие [Текст] / Ф. Абт. СПб.: Лань, 2015. - 144 c.
2.

Априле, Д. Итальянская школа пения. С приложением 36

примеров сольфеджио. Вокализы для тенора и сопрано [Текст]: Учебное
пособие / Д. Априле. - СПб.: Лань, 2015. - 132 c.
3.

Варламов, А.Е. Полная школа пения [Текст]: Учебное пособие /

А.Е. Варламов. - СПб.: Лань, 2012. - 120 c.
4.

Васильева, О.В. Школа пения. Часть 1. – «Семнадцать вокализов»

[Текст] / О.В. Васильева. - М.: РиС, 2015. - 52 c.
5.

Васильева, О.В. Школа пения. Часть 2. – «Пятнадцать вокализов»

[Текст] / О.В. Васильева. - М.: РиС, 2015. - 64 c.
6.

Гей, Ю. Немецкая школа пения [Текст]: Учебное пособие / Ю.

Гей. - СПб.: Лань, 2014. - 328 c.
7.

Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса.

Школа пения для сопрано [Текст]: Учебное пособие / М.И. Глинка. - СПб.:
Лань, 2016. - 72 c.
8.

Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса.

Школа пения для сопрано [Текст]: Учебное пособие / М.И. Глинка. - СПб.:
Планета Музыки, 2012. - 72 c.
9.

Евсеев, Ф.Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов

[Текст]: Учебное пособие / Ф.Е. Евсеев. - СПб.: Лань, 2015. - 80 c.
10.

Ламперти, Д.Б. Практическая школа пения для сопрано или

тенора в сопровождении фортепиано [Текст]: Уч.-методическое пособие /
Д.Б. Ламперти. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 144 c.
11.

Лебедев, Н.Н. Итальянская школа пения. С приложением 36

примеров сольфеджио. Вокализы для тенора и сопрано [Текст]: Учебное
пособие / Н.Н. Лебедев. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 132 c.
26

12.

Лобанова, О.Г. Полная школа пения [Текст]: Учебное пособие /

О.Г. Лобанова. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 120 c.
13.

Лыкасова, И.А. Немецкая школа пения [Текст]: Учебное пособие

/ И.А. Лыкасова, В.А. Крыгин и др. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 328 c.
14.

Лысенко, Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса.

Школа пения для сопрано [Текст]: Учебное пособие / Н.П. Лысенко, В.В.
Пак, Л.В. Рогожина и др. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 72 c.
15.

Макарец, Л. Школа пения. Теория и практика для всех голосов

[Текст]: Учебное пособие / Л. Макарец, М. Макарец. - СПб.: Планета
Музыки, 2015. - 80 c.
16.

Маркези, М. Школа пения: Практическое руководство в трех

частях [Текст] / М. Маркези. - М.: Музыка, 2015. - 152 c.
17.

Матвеев, А.Н. Школа пения [Текст]: Учебное пособие / А.Н.

Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 440 c.
18.

Мирзоев, Р.А. Искусство оперного пения. Итальянская вокальная

школа [Текст] / Р.А. Мирзоев, А.Д. Давыдов. - СПб.: Планета Музыки, 2014. 48 c.
19.

Ниссен-Саломан, Г. Школа пения [Текст]: Учебно-методическое

пособие / Г. Ниссен-Саломан. - СПб.: Лань, 2015. - 440 c.
20.

Стеблянко,

А.А.

Искусство

оперного

пения.

Итальянская

вокальная школа. Его Величество Звук [Текст]: Учебное пособие / А.А.
Стеблянко. - СПб.: Лань, 2014. - 48 c.
21.

Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-

игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая:
Учеб.-метод. Пособие: в 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Ч 1.
– 136 с.
22.

Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой

материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: Учеб.метод. Пособие: в 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Ч 2. – 144
27

с.
23.

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей:

Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
24.

Анисимова

Г.И.

Сто

музыкальных

игр

для

развития

дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия
развития, 2007. – 96 с.
25.

Веселые уроки музыки в школе и дома/ Авт.- сост. З.Н. Бугаева. –

М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2002. – 383 с.
26.

Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. – Ярославль: Академия

развития, 2005. – 128 с.
27.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.

Изд. 3-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 155 с.
28.

МалишаваВ.работа

с

вокальным

коллективом. Архангельск, 2012. – 27с.

28

ансамблем

и

творческим

Приложение 1
Дорогой учащийся! Правильно ответь на вопросы, выбрав один из
вариантов ответа
Отметь верное утверждение:
1. Хор - это
а) коллектив музыкантов, совместно исполняющих инструментальное
произведение;
б) коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение;
в) это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют в
сопровождении оркестра.
2. «а капелла» - это
а) Пение без инструментального сопровождения
б) Произведение для симфонического оркестра
в) Быстрый темп в музыке
3. Низкий мужской голос:
а) бас
б) баритон
в) тенор
4. Высокий мужской голос:
а) бас
б) баритон
в) тенор
5. Высокий женский голос:
а) альт
б) меццо сопрано
в) сопрано

29

Приложение 2
Дорогой учащийся! Правильно ответь на вопросы, выбрав один или
несколько вариантов ответа.
Вопрос № 1
Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения
1 Сидя
2 Стоя
3 Лежа
Вопрос № 2
Правильное положение тела во время пения в положении стоя
1 тело «по струнке», шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе,
ноги на ширине плеч
2 спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на
ширине плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не
напряжена
3 сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом
грудь вперед
Вопрос № 3
Правильное положение тела во время пения в положении сидя
1 откинуться на спинку стула, ноги слегка раздвинуты, руки сложены,
шея вытянута, подбородок приподнят
2 не прислоняться к спинкам стульев, ноги под прямым углом к полу,
руки лежат свободно между животом и коленями, голова прямо, шею
не вытягивать, не напрягать
3 корпус слегка наклонен вперед, подбородок опущен, ноги и руки
скрещены
30

Вопрос № 4
Стройголосового аппарата. Отметь нужное
1 Дыхательный аппарат
2 мышцы живота
3 резонаторная область
4 брюшной пресс
5 артикуляционный аппарат
6 гортань и голосовые связки
7 позвоночник
Вопрос № 5
Мимика лица при пении
1 глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены
2 мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах
3 мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка
Вопрос № 6
Положение нижней челюсти и языка при пении
1 челюсть поджата, язык напряжен
2 челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
3 челюсть свободна, язык расслаблен

Вопрос № 7
Насколько громко нужно петь?
1Петь громко, выразительно
31

2 Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука
3 Петь тихо, ласково, беречь голос

Вопрос № 8
Как часто надо заниматься вокалом, чтобы стать звездой?
1 1-2 раза в неделю
2

2-3 часа ежедневно

3

ежедневно, до усталости голоса

Вопрос № 9
Что необходимо певцу?
1 хороший слух
2 хороший нюх
3 хорошее зрение
4 хороший аппетит
Вопрос № 10
Как правильно брать вдох перед началом пения?
1 Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку
2 Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать
3 Набрать немного воздуха, подняв плечи
Вопрос № 11
Назовите наиболее оптимальный вид дыхания
1 грудобрюшное (диафрагменное)
2

грудное

3

Ключичное

4 брюшное
32

Вопрос № 12
Самый распространенный жанр в вокале
1 романс
2 серенада
3 песня
4 вокализ
5 баллада
6 колыбельная
7 марш
Вопрос № 13
Скорость исполнения в музыке - это...
1 темп
2 ритм
3 метр
4 размер
5 такт
6 доля
7 синкопа
Вопрос № 14
Окраска звука - это...
1 палитра
2 радуга
3 тембр
4 аккорд
5 лад
6 партитура
7 ординатура
Вопрос № 15
Сила звучания в музыке - это
33

1 высота звука
2 диапазон
3 динамика
4 громкость
5 мощность
6 величие
7 агогика
Вопрос № 16
Чередование различных музыкальных длительностей и акцентов - это...
1 темп
2 тембр
3 акцент
4 ритм
5 метр
6 сантиметр
7 доля
Вопрос № 17
Высокий женский голос
1 сопрано
2 альт
3 меццо-сопрано
4 контральто
5 пикколо
6 колибри
7 пиццикато
Вопрос № 18
Убери лишнее слово
1 бас
34

2 альт
3 баритон
4 сопрано
5 контробас
6 дискант
7 тенор
Вопрос № 19
Вокализ - это...
1 пение без слов
2 пение без сопровождения
3пение под оркестр
4 пение под гитару
5пение без нот
6 пение под язык
7 вид частушки
Вопрос № 20
Прибор для определения высоты звука
1 метроном
2 барометр
3 амперметр
4 камертон
5 сантиметр
6 вольтметр
7 термометр

35

Вопрос № 21
Ясное, отчетливое правильное произношение, манера выговаривать слова это..
1 дикция
2 артикуляция
3 модерация
4 декламация
5 фальсификация
6 модификация
7 рекриация
Вопрос № 22
Участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента,
характеризующийся единым тембром - это...
1 тесситура
2 диапазон
3 регистр
4 тональность
5 размер
6 лад
7 отрезок
Вопрос № 23
Резонирование голоса в носовой и придаточной полостях, т.е. в верхней
части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях,
маскарадах
36

1 хроматизм
2 вокализ
3 карнавальная маска
4 гнусавость
5 вокальная маска
6 обертонное пение
Вопрос № 24
Вокальная маска - это...
1 накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением
человеческого лица, головы животного или мифического существа
2 скульптурное изображение лица человека или головы животного
3 накладка специального назначения на лицо или часть лица,
предохраняющая носителя от вредного воздействия чего-либо
4 приспособление для военной маскировки
5 слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для
лечения, ухода за кожей
6 человек в накладной маске или маскарадном костюме
7 пение с полным использованием верхних (головных) резонаторов в
высокой певческой позиции

37

Приложение 3
Дорогой учащийся! Правильно ответь на вопросы, выбрав один из
вариантов ответа
ТЕСТ
1. Народную музыку написал (ли)
а) народ
б) автор
в) да, все вместе думали
2. Вокализ – это…
а) пение группой
б) пение без слов
в) пение со словами
3. Хор – это…
а) инструментальный коллектив
б) коллектив исполнителей
в) коллектив музыкантов
4. Романс – это…
а) пьеса с музыкальным сопровождением
б) пьеса для голоса с инструментальным сопровождением
в) песня
5. Серенада –
а) песня, исполненная для возлюбленной, вечерняя песня
б) ария в опере
в) хоровое вокальное произведение

38

Приложение 4
Индивидуальный лист оценки эффективности освоения программного
материала

Фамилия, имя ребенка___________________________________
Возраст_________________________________________________
Название детского объединения___________________________
Дата начала наблюдения__________________________________
Сроки диагностики
Показатели

Первый год обучения
Начало уч.
Конец уч.
года
года

Теоретическая подготовка
1. Теоретические знания;
2.Владение специальной
терминологией;
Практическая подготовка
1.практические умения и навыки
предусмотренные программой;
2.владение специальным оборудованием
и оснащением;
3. творческие навыки;
Предметные достижения
воспитанников
1. На уровне детского объединения;
2. На уровне центра детского
творчества;
Итого :
Исследование проводится в начале и конце учебного года , затем
сравнивается и анализируется.
Оценка степени выраженности качества образования:
Низкий уровень-1 балл;
Средний уровень-2 балла;
Высокий уровень- 3 балла;
39

Таким образом, уровень качества образования по программе определяется по
общему количеству набранных баллов;
7-11 баллов-низкий;
12-14баллов-средний;
15-21 балл– высокий уровень

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».