output (2)

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Нон-стоп»
Возраст учащихся: 13 – 17 лет
Срок реализации: 3 года

Разработчик: Чердакова Татьяна Петровна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории

Гурьевский муниципальный округ
2020 г.

Разработчик: Чердакова Т.П. – педагог дополнительного образования МБУ
ДО «Центр детского творчества»

Чердакова, Т.П. Нон-стоп [Текст]: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа / Чердакова Т.П. - Гурьевский муниципальный
округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. – 35с.

Программа «Нон-стоп» реализуется в художественной направленности, цель
которой - создание условий для формирования, развития и реализации
творческих способностей, обучающихся средствами эстрадного вокала.
Предназначена для детей в возрасте 13-17 лет.
Программа может быть использована педагогами учреждений
дополнительного образования детей.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ………….………. 3
1.1. Пояснительная записка ……………………….………….………………. 3
1.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………….… 10
1.3. Содержание программы ……….…………………..……………………….11
1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……..….21
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..………….....23
2.1. Календарный учебный график ..……………………………...………….23
2.2. Условия реализации программы …………………………..........................23
2.3. Формы аттестации ……………………………………..…………………...24
2.4. Оценочные материалы ..………….………………………………………...25
2.5. Методические материалы ………………………………..………………...26
2.6. Список литературы …………………………………..……………………..28
Приложение 1Индивидуальный лист оценки эффективности освоения
программного материала………………………..............……………………..29
Приложение 2. Итоговый тест №2 основы сольфеджио…………………......30
Приложение 3. Тест на смешанные знания………..…………..……………...33

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
От природы человек наделен особым даром – голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир поэзии и звука.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

художественно-эстетической направленности «Нон-стоп» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно3

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-

Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
-

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества»

1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования
В последние годы я заметила спад интереса к дополнительному образованию
у детей, в связи с их огромной загруженностью и как следствие усталостью.
Данная программа позволяет детям раскрыть свой потенциал, добиться
результатов на конкурсах различного уровня, проявить себя как яркую
личность. На занятиях вокалом, ребенок отдыхает эмоционально, так как
музыка, стимулирует его положительные эмоции, как следствие внутренний
подъем и повышение работоспособности.
новые методики преподавания
Основываясь на своем опыте работы, я пришла к выводу, что распевание, в
его классическом понимании, а именно «разогревании» голоса, не совсем
актуально. Теперь распевание, стало скорее упражнениями, направленными
на решение конкретных задач, а само «разогревание» голоса, возможно и
4

посредством беззвучных упражнений, гимнастики, а так же репертуарных
произведений.
новые педагогические технологии в проведении занятий
В последнее время в вокальной практике стали использоваться новые
технологии и средства при выработке определенных навыков, так как
понимание вокала изменилось, исчезли резкие грани между стилями, как в
произведениях, так и в исполнении соответственно.
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации
программы и т.д.
Диагностикой данной программы является отчетное мероприятие внутри
коллектива, в виде конкурсных выступлений, где каждый участник является
и конкурсантом и членом жюри. Данная форма позволяет взглянуть на свои
достижения и ошибки со стороны, что является более эффективным
способом диагностики творческого роста.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Нон-стоп» задаётся современными тенденциями развития
дополнительного образования детей.
При современных требованиях к образованию, к портфолио, возникла
потребность

в

высоком

индивидуальном

росте.

Данная

программа

обеспечивает профессиональный рост и развитие в сфере вокала, что как
следствие, приводит к результативным участиям в конкурсах различных
уровней.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что
по

прохождению

данного

курса,

ребенок

не

только

вырастит

в

профессиональной сфере, но и разовьется духовно, так как музыка,
обязательно затрагивает эмоциональною сторону личности.
5

Отличительной

особенностьюдополнительной

общеразвивающей

программы

«Нон-стоп»

общеобразовательной

является

предоставление

возможности каждому учащемуся выбирать собственный темп прохождения
учебного материала. Возможно как постепенное изучение программы

с

раннего возраста, так и более сложных уровней в соответствии с возрастом,
при

условии

прохождения

вступительного

содержание программы распределено

прослушивания,

так

как

в соответствии со следующими

уровнями сложности:
«Стартовый уровень» – предполагает изучение программы, использование
и

реализацию

общедоступных

и

универсальных

форм

организации

материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения её
содержания. Данная программа направлена на занятия вокалом с детьми 5 –
7 лет, при наличии у них музыкального слуха,
желания

петь.

Ни

в

коем

случае

певческого
нельзя

вторгаться

звукообразование, применять методику постановки голоса для
учеников. В эти годы , до 7 лет, дети поют
Занятия

состоят

в

певческим

возможностям

голоса

и
в

взрослых

“правильно” от природы.

подборе репертуара соответственно возрасту и

психологических особенностей

ребёнка.

В

виду

физиологических

и

раннего возраста обучающихся, данная

программа рассчитана на 3 года,

и является подготовительной частью

общего цикла программ вокала "нон-стоп". В этом проявляется ее новизна,
так как в основном занятия вокалом начинаются с детьми от 7 лет, однако я
считаю необходимым спокойное введение ребенка в новый коллектив, и
более длительное знакомство и изучение педагогом вокальных данных
воспитанника.

6

«Базовый уровень» Данная программа направлена на занятия вокалом с
детьми 8 - 12 лет, т.е. рассчитана на возраст детей до полового созревания.
Срок реализации программы 3 года, с возможностью повтора пройденного
материала, в течении последующих лет, для закрепления навыков.
Звукообразование
регистре

до

9-10 лет идёт по

– головном.

Далее

микстовый (смешанный)
который

может

расширяться, голос

типу в одном

постепенно

приобретает

середина

приобретает

диапазона,

силу и новые

голос расширяется вниз по диапазону, у

других вверх. Происходит
у девочек

голос

характер. Крепнет

краски. У одних детей
сопрано

фальцетному

дифференциация

и дисканты

голосов

на высокие

-

у мальчиков, и низкие – альты у

мальчиков и девочек. В период с 8 лет уже возможно обучение ребенка и
применение методики вокала. На первых порах на занятиях продолжается
знакомство с учеником – с вокальными данными и психическим складом
(память, внимание, восприимчивость и т. д.). Начинать
установки
голову

не

естественного

положения

запрокидывать,

не

нужно

с

головы и корпуса при пении -

напрягать

мышцы

лица,

плечи

не

поднимать, не сутулиться и т. д., поза свободная.

«Продвинутый

уровень»–

предусматривает

изучение

программы,

использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к
сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в
рамках содержательно-тематического направления программы
программа направлена на занятия вокалом

Данная

с детьми 13-17 лет. Срок

реализации программы 3 года.
После 12-13 лет детский организм вступает в период полового созревания.
Возникают изменения и в голосовом аппарате, изменяется анатомия гортани,
форма ротовой и глоточной полостей. Происходит мутация – смена голоса,
переход детского голоса во взрослый. Признаки мутации у мальчиков –
7

изменения в звучании голоса, потеря верхних нот и силы звука, голос
срывается, у девочек голоса грубеют, появляется трескучесть, сип, тембр
стирается и прочие проблемы голоса. Мутация может длиться от нескольких
месяцев до нескольких лет.
Некоторые специалисты считают, что мальчикам в этот период петь
категорически нельзя, однако в данной программе подход к этой проблеме
несколько иной, в зависимости от силы мутации голоса ребенка, его занятия
вокалом будут упрощены, снизится его практическая сторона, но будет
больше теоретических часов.

Постепенно нормальный темп работы

восстановится.
Девочки

так же должны

заниматься с осторожностью и уменьшением

певческой нагрузки. Очень важно во время менструаций соблюдать
голосовой покой или максимально уменьшить нагрузку на голосовой
аппарат. Отсутствие коренной перестройки голосового аппарата у девочек,
оставляет певческие навыки приобретённые ранее. У мальчиков после
мутации голоса опускаются до октавы вниз, и певческие навыки теряются
полностью, однако теоретическая подготовка поможет максимально быстро
восстановить вокальные навыки.
После прохождения мутации, с подростками занимаются по такой же
вокальной

методике.

В

этот

период

особенно

важно

учитывать

индивидуальные особенности организма каждого ученика, развитие его
физических данных и состояние психики.

Отбор и прослушивание
Отбор воспитанников осуществляются через прослушивание, где ребенку
предлагается исполнить любую песню, даются послушать мажорные и
минорные

трезвучия,

для ребенка
ритма.

последовательности

тесситуре. Обратите

Важно

услышать

один

внимание
или
8

из

5-6 звуков

в удобной

на ощущение ребенком

несколько

звуков

свободно

и

естественно

звучащих. Сила голоса не имеет значения – усиление даст

аппаратура. Особое внимание обратить на музыкальность, выразительность и
исполнительские задатки ребенка.

Так же проводится

некоторое

собеседование, из 2-3 вопросов на отвлеченную тему, где выявляются
некоторые особенности характера вновь поступившего. Продолжительность
отборочного процесса не более 7 минут, так как в основном в первую
встречу, ребенок обычно

зажат, застенчив и смущен. Более длительное

прослушивание может вызвать обратный эффект и отбить у ребенка желание
приходить вновь.
После проверки данных, свое решение педагог тактично объявляет
родителям в отсутствии ребенка. Поступление в коллектив с 13 и до 18 лет
включительно, возможно, если при прослушивании ребенок справился со
всеми заданиями, т. е. от природы наделен хорошим музыкальным слухом,
ритмом. В таком случае природная одаренность позволит поступившему
максимально быстро приблизить свои навыки вокала к детям уже
обучающихся по данной программе.
Срок освоения программы– три года, содержание программы в
соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 576 часов.
Содержание программы представлено следующим образом:
- первый год обучения - 144 часа, из них 24 часа теории и 120 часов
практических занятий.
- второй год обучения - 216 часов: 36 часа теоретических занятий и 180
часа практической работы.
- третий год обучения - 216 часов, из них 37 часов теории, 179 часов
практики.
Форма обучения – очная.
При реализации программы возможно применение дистанционных
образовательных технологий.

9

Реализация программы может осуществляться в дистанционном
режиме с применением информационно-телекоммуникативных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога,
согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского
творчества».

Формы

организации

образовательного

процесса

в

дистанционном режиме: e-mail, дистанционное обучение в сети Интернет,
видеоконференции,on-line

тестирование,

надомное

обучение

с

дистанционной поддержкой, облачные сервисы и т.д.
Занятия по учебному плану первого года обучения проводятся 2 раза в
неделю по 2 академических часа, с перерывом 10 – 15 минут после каждого
часа занятий.
По учебным планам второго и третьего годов обучения занятия проводятся 3
раза в неделю по 2 академических часа, с перерывом 10 – 15 минут после
каждого часа занятий.
Наполняемость учебной группы по годам обучения: по СанПиНу

от

2.4.4.3172-14 от 04.07.14 номер 41.Вид детской группы- профильная, состав
постоянный. Особенности набора учащихся-конкурсное прослушивание.
1.2 Цели и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Нон-стоп»
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого
интереса к пению через активную музыкально - творческую деятельность,
обучение грамотному вокальному исполнению.
Задачи:
- изучать современные вокальные приемы: пение с придыханием,
вокальный крик, пение плач, «cry» в вокале, речевая позиция голоса, пение
мягкой атакой.
- познакомить учащихся с основными понятиями вокального искусства,
10

музыкальными жанрами;
- развивать навыки певческого дыхания, вокального слуха учащихся;
- способствовать формированию интереса учащихся к певческой
деятельности и к музыке в целом.
-

развить

музыкальность,

музыкальный

слух,

чувства

ритма,

музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию;
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, певческий
голос;
-Выявить особенности воздействия звуков музыки на чувства,
настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с
другими видами искусства и жизнью;
- Познакомить воспитанников с

понятием

«искусство вокала»:

хоровое пение, интонация, жанр, многообразие стиля, выразительные
средства,

особенность музыкального

языка,

фольклора,

классическое

наследие, творчество отечественных и зарубежных композиторов;
- формировать

у обучающихся

художественный вкус.

11

исполнительское

мастерство и

1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Нон-стоп»

Содержание

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Нон-стоп» отражено в учебном плане, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики,
иных видов учебной деятельности и формы аттестации, учащихся по годам
обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).
Учебный план программы включает разделы:
Учебный план первого года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теори Практик
я
а

Формы
аттестации/
контроля

Раздел 1. «Основы вокальной музыки»
1

Вводное
организационное,
инструктаж,
прослушивание

2

Дыхание

занятие: 1

20

-

1

прослушивание

2

18

Упражнения

1

4

Упражнения

Раздел 2. «Практика»
1

Работа
звукоизвлечением
звукообразованием

над 5
и

2

Работа над ритмом, темпом

5

1

4

Упражнения

3

Жанры вокальной музыки

2

1

1

Упражнения

4

Работа над произведениями 69

14

55

Разучивание
программы

12

5

Уроки
мастерства

сценического 5

6

Отчетное мероприятие
Итого часов

1

4

Упражнения

1

-

1

Отчетное
мероприятие

108

20

88

Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. «Основы вокальной музыки». (21 час)
Тема 1. Вводное занятие: организационное, инструктаж, прослушивание (1
час)
Теория. Знакомство с содержанием деятельности по программе, введение
понятий «музыка», «вокал».
Практика.

Прослушивание.

Определение

чистоты

интонирования,

диапазона, тембра, чувства метро-ритма.
Тема 2. Дыхание.(20 часов)
Теория.

Введение

понятия

дыхания.

Понятие

Объяснение принципа работы и применения

певческого

дыхания.

различных типов дыхания.

Подготовка к упражнениям.
Практика. Повторение

ранние пройденных упражнений на дыхание,

выработка новых навыков головного, грудного и костообдоминального
(нижне-ребёрного)

дыхания.

Выработка

смешанного

стиля

дыхания,

освоение умения контроля певческого дыхания.
Раздел 2. «Практика» (87 часов)
Тема 1Работа над звукоизвлечением и звукообразованием (5 часов)
Теория. Введение понятий «звукоизвлечение» и «звукообразование».
определение и подбор необходимых упражнений.
Практика. Работа с упражнениями.Становление звука «на опору», работа
13

над дефектами звукообразования и звукоизвлечения, выработка навыков
правильного звука – сильное, ровное звучание без толчков, не зажатый, не
форсированный звук.
Тема 2Работа над ритмом, темпом. (5 часов)
Теория.Введение понятий «темп», «ритм». Объяснение темы.
Практика.Работа с упражнениями.
Тема 3Жанры вокальной музыки. (2 часа)
Теория.Знакомство с жанрами вокальной музыки.
Практика. Определение жанров музыки на различных произведениях.
Тема 4 Работа над произведениями. (69 часов)
Теория подбор репертуара
Практика Разучивание репертуара.Разучивание произведений, работа над
дефектами

звука,

произношения,

темпо-ритмическими

особенностями

произведения. Отработка нюансов произведения, создание образа.
Тема 5 Уроки сценического мастерства (5 часов)
Теория Введение понятия «сценическое мастерство»
Практика работа через упражнения и с репертуаром. Работа с микрофоном,
работа на сцене, ритмика, работа над образным содержанием, воплощение
образа.
Тема 6отчетное мероприятие (1)
Теория эмоциональная подготовка.
Практика :отчетный концерт с исполнением 2-х произведений заданной
сложности.

14

Учебный план второго года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теори Практик
я
а

Формы
аттестации/
контроля

Раздел 1. «Основы вокальной музыки»
1

Вводное
организационное,
инструктаж,
прослушивание

2

Работа
над
дыханием

занятие: 2

1

1

прослушивание

певческим 3

1

2

Упражнения

1

4

Упражнения

Раздел 2. «Практика»
1

Работа
звукоизвлечением
звукообразованием

над 5
и

2

Работа над ритмом, темпом

5

1

4

Упражнения

3

Жанры вокальной музыки

2

1

1

Упражнения

4

Работа над произведениями 80

17

62

Работа с программой

5

Работа
над
интонации,
украшениями.

чистотой 5
нюансами,

1

5

Упражнения

6

Уроки
мастерства

сценического 5

1

4

Упражнения

7

Отчетное мероприятие

1

-

1

Отчетное
мероприятие

Итого часов

108

24

84

15

Раздел 1. «Основы вокальной музыки». (5 часов)
Тема 1. Знакомство, прослушивание, проведение инструктажа техники
безопасности, подбор репертуара. (2 часа)
Теория. Знакомство с содержанием деятельности по программе, введение
понятий «музыка», «вокал».
Практика.

Прослушивание.

Определение

чистоты

интонирования,

диапазона, тембра, чувства метро-ритма.
Тема 2. Дыхание. (3 часа)
Теория.

Введение

понятия

дыхания.

Понятие

Объяснение принципа работы и применения

певческого

дыхания.

различных типов дыхания.

Подготовка к упражнениям.
Практика. Повторение

ранние пройденных упражнений на дыхание,

выработка новых навыков головного, грудного и костообдоминального
(нижне-ребёрного)

дыхания.

Выработка

смешанного

стиля

дыхания,

освоение умения контроля певческого дыхания.
Раздел 2. «Практика» (103 часа)
Тема 1Работа над звукоизвлечением и звукообразованием (5 часов)
Теория. Введение понятий «звукоизвлечение» и «звукообразование».
определение и подбор необходимых упражнений.
Практика. Работа с упражнениями.Становление звука «на опору», работа
над дефектами звукообразования и звукоизвлечения, выработка навыков
правильного звука – сильное, ровное звучание без толчков, не зажатый, не
форсированный звук.
Тема 2Работа над ритмом, темпом.(5 часов)
Теория.Введение понятий «темп», «ритм». Объяснение темы.
Практика.Работа с упражнениями.(2 часа)
Тема 3Жанры вокальной музыки.
16

Теория.Знакомство с жанрами вокальной музыки.
Практика. Определение жанров музыки на различных произведениях.
Тема 4 Работа над произведениями.(80 часов)
Теория подбор репертуара
Практика Разучивание репертуара.Разучивание произведений, работа над
дефектами

звука,

произношения,

темпо-ритмическими

особенностями

произведения. Отработка нюансов произведения, создание образа.
Тема 5Работа над чистотой интонации, нюансами, украшениями. (5 часов)
Теориявведение понятий: интонация, нюанс, украшения
Практика Разучивание упражнений на выработку нюансов для конкретного
произведения. Отработка нюансов произведения, создание образа.
Тема 6 Уроки сценического мастерства (5 часов)
Теория Введение понятия «сценическое мастерство»
Практика работа через упражнения и с репертуаром. Работа с микрофоном,
работа на сцене, ритмика, работа над образным содержанием, воплощение
образа.
Тема 7 отчетное мероприятие (1 час)
Теория эмоциональная подготовка.
Практика :отчетный концерт с исполнением 2-х произведений заданной
сложности.

17

Учебный план третьего года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теори Практик
я
а

Формы
аттестации/
контроля

Раздел 1. «Основы вокальной музыки»
1

Вводное
организационное,
инструктаж,
прослушивание

2

Работа
над
дыханием

занятие: 2

1

1

прослушивание

певческим 3

1

2

Упражнения

1

4

Упражнения

Раздел 2. «Практика»
1

Работа
звукоизвлечением
звукообразованием

над 5
и

2

Работа над ритмом, темпом

5

1

4

Упражнения

3

Жанры вокальной музыки

2

1

1

Упражнения

4

Работа над произведениями 72

15

57

Работа с программой

5

Работа
над
интонации,
украшениями.

чистотой 5
нюансами,

1

4

Упражнения

6

Уроки
мастерства

сценического 5

1

4

Упражнения

7

Работа
с
базовыми 5
понятиями:
музыкальные
термины и ноты

1

4

Упражнения

8

Чтение партитур

3

1

2

Упражнения

9

Отчетное мероприятие

1

-

1

Упражнения

18

Итого часов

108

24

84

Раздел 1. «Основы вокальной музыки». (5 часов)
Тема 1. Знакомство, прослушивание, проведение инструктажа техники
безопасности, подбор репертуара. (2 часа)
Теория. Знакомство с содержанием деятельности по программе, введение
понятий «музыка», «вокал».
Практика.

Прослушивание.

Определение

чистоты

интонирования,

диапазона, тембра, чувства метро-ритма.
Тема 2. Дыхание. (3 часа)
Теория.

Введение

понятия

дыхания.

Понятие

Объяснение принципа работы и применения

певческого

дыхания.

различных типов дыхания.

Подготовка к упражнениям.
Практика. Повторение

ранние пройденных упражнений на дыхание,

выработка новых навыков головного, грудного и костообдоминального
(нижне-ребёрного)

дыхания.

Выработка

смешанного

стиля

дыхания,

освоение умения контроля певческого дыхания.
Раздел 2. «Практика» (103 часа)
Тема 1Работа над звукоизвлечением и звукообразованием (5 часов)
Теория. Введение понятий «звукоизвлечение» и «звукообразование».
определение и подбор необходимых упражнений.
Практика. Работа с упражнениями.Становление звука «на опору», работа
над дефектами звукообразования и звукоизвлечения, выработка навыков
правильного звука – сильное, ровное звучание без толчков, не зажатый, не
форсированный звук.
Тема 2Работа над ритмом, темпом. (5 часов)
Теория.Введение понятий «темп», «ритм». Объяснение темы.
Практика.Работа с упражнениями.
19

Тема 3Жанры вокальной музыки. (2 часа)
Теория.Знакомство с жанрами вокальной музыки.
Практика. Определение жанров музыки на различных произведениях.
Тема 4 Работа над произведениями. (72 часа)
Теория подбор репертуара
Практика Разучивание репертуара.Разучивание произведений, работа над
дефектами

звука,

произношения,

темпо-ритмическими

особенностями

произведения. Отработка нюансов произведения, создание образа.
Тема 5Работа над чистотой интонации, нюансами, украшениями. (5 часов)
Теориявведение понятий: интонация, нюанс, украшения
Практика Разучивание упражнений на выработку нюансов для конкретного
произведения. Отработка нюансов произведения, создание образа.
Тема 6 Уроки сценического мастерства (5 часов)
Теория Введение понятия «сценическое мастерство»
Практика работа через упражнения и с репертуаром. Работа с микрофоном,
работа на сцене, ритмика, работа над образным содержанием, воплощение
образа.
Тема 7 Работа с базовыми понятиями: музыкальные термины и ноты (5
часов)
Теория знакомство с нотным станом, нотами (название нот, история,
местонахождение на нотном стане, длительности.)Размер, таблица
музыкальных терминов.
Практика определение нот на нотном стане, на клавиатуре, в
произведениях.
Тема 8Чтение партитур (3 часа)
Теория овладение навыком чтения индивидуальных и хоровых партитур.
Практика практика чтения хоровых партитур
Тема 9 Отчетное мероприятие (1 час)
Теория эмоциональная подготовка.
Практика: отчетный концерт с исполнением 2-х произведений заданной
20

сложности.
1.4.Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Нон-стоп».
В итоге освоения программы на учащиеся знают/понимают:
Что такое вокальные произведения. В чем отличие инструментальной и
вокальной музыки.Имеет представление о звуко-высотном соотношении, о
сценическом поведении и музыкальном образе.

владеют:
- у воспитанников сформировано чувство сопереживания; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения.
владеет

понятиями

об

искусстве

вокала,

жанровом

и

стилевом

многообразии, о выразительных средствах.
- совершенствуется чувства ритма, темпа, понимание и овладение разными
видами певческого дыхания.
- владеют чистой интонацией, заметное улучшение в овладение различными
видами музыкальных украшений.
Сформировано субъективное музыкальное предпочтение и начальное
овладение понятиями данных направлений.
Используют
приобретенные
повседневной

знания
жизни

и

для:

умения

в

исполнения

практической
произведений

деятельности
на

и

различных

мероприятиях и конкурсах.
- сформированы музыкальные предпочтения и начальное овладение данных
направлений.
- улучшение певческого голоса (если ломка завершена), а может быть иначе
(у некоторых она длится до 21 года), то голос является «поставленным».
21

- заметное улучшение сценического мастерства, появление свободы и
импровизационных моментов в допустимых приделах на сцене в работе с
микрофоном, звукоизвлечении и художественном образе.
У обучающихся сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий сформировано
умение

использовать

основы

нотной

грамоты,

правила

звуковоспроизведения, певческой установки и эстрадного исполнения,
использовать приобретенные навыки в повседневной жизни.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся
владеют всеми типами учебных действий по реализации программного
материала, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся
умеет

пользоваться

специальной

литературой,

справочниками,

универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации.
В

сфере

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

обучающийся умеет планировать, координировать и совершенствовать
систему межличностных отношений как в коллективе сверстников, так и во
взаимодействии со взрослыми.

22

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

288 дней

Даты начала и окончания учебных
периодов:
первый год обучения
15.09.2020г. по 31.05.2021г.
второй год обучения
01.09.2021г. по 31.05.2022г.
третий год обучения
01.09.2022г. по 31.05.2023г.
Количество учебных недель, дней:
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения
Режим работы:
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения
Выходные дни
Праздничные дни

36 недель, 72 дня
36 недель, 108 дней
36 недель, 108 дней
2 раза в неделю по 2 часа
3 раза в неделю по 2 часа
3 раза в неделю по 2 часа
Суббота, воскресенье
Установленные законодательством
Российской Федерации

2.2.

Условия реализации программы.

Успешной реализации программы способствует наличие постоянного
рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и
оборудованием.
Помещение

должно

быть

светлым,

просторным,

хорошо

проветриваемым.
Материально-техническое обеспечение:

1.

Актовый

зал,

оборудованный
23

сценической

площадкой,

зрительскими местами, а также оснащенный специальным освещением и
звуковоспроизводящим

оборудованием

–

для

проведения

репетиций,

общестудийных мероприятий и занятий.
2.

Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый

класс со свободной серединой, оборудованный музыкальным оснащением (
колонки, музыкальный центр, фортепиано, диски, доска, микшерный пульт, 5
микрофонов, синтезатор «Ямаха», телевизор + караоке )
3.

Костюмерная – помещение для переодевания и подготовки к

концертам, костюмы для выступлений
Информационное обеспечение:
копилка мультимедийных презентаций по темам.
Методическое обеспечение:
методические материалы для проведения теоретических занятий;
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования имеет высшее образование,
первую

квалификационную

дополнительной

категорию,

профессиональной

курсы

программе

ПК

120

«Теория

часов
и

по

практика

организации деятельности педагога дополнительного образования, педагогаорганизатора»

2.3.

Формы аттестации

Для определения результативности в соответствии с учебным планом и
календарным

учебным

отражающие

достижение

графиком
цели

разработаны

и

выполнения

формы
задач

по

аттестации,
освоению

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нонстоп»:

24

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Нонстоп»:готовый репертуар, журнал посещаемости, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Нон-стоп»: аналитический материал по итогам проведения стартовой и
итоговой диагностики, аналитическая справка, демонстрация пройденного
репертуара,диагностическая

карта,

участие

в

конкурсных

событиях

различного уровня, портфолио.
2.4.
Разработаны

Оценочные материалы

тестовые

задания

для

проверки

уровня

освоенияпрограммного материала, материалы для проведения стартовой и
итоговой диагностики, рейтинг участия в конкурсных событиях различного
уровня.

Для

материала

выявления

каждым

динамики

ребенком

качества

усвоения

предусматриваются

программного

следующие

формы

контроля:
Стартовый-определения исходных знаний и данных учащихся. Может
проводится в виде собеседования, тестирования, прослушивания.
Текущий-

контроль

за

правильностью,

полнотой

и

последовательностью выполнения этапов работы. Осуществляется педагогом
по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый- определение объёма и качества полученных учащимися
знаний. может проводится в виде тестирования, прослушивания.
Самооценка и самоконтроль- определение учащимися границ своего
«знания-умения»,

«умения-неумения».

Осуществляется

учащимися

самостоятельно по всем видам контроля.
Для

оценки

эффективности

освоения

программного

(текущий контроль) используются следующие показатели:

25

материала

-Самостоятельность при выполнении заданий, чем помощь педагога
меньше, тем выше самостоятельность учащихся, и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий.
-активность учащихся на занятии: активное поведение учащихся на
занятиях, заинтересованность и любопытство обеспечивают положительные
результаты занятий;
-практическое использование полученных результатов: участие в
конкурсах

и

мероприятиях

различного

уровня.

Данные

показатели

определяются по уровням проявления:
-высокий уровень-показатель четко выражен;
-средний уровень- показатель не устойчивый, выражен не в полной
мере;
-низкий уровень- показатель не выражен или выражен слабо.
Уровни проявления показателей определяются педагогом на основе
наблюдений и самостоятельно учащимися. Затем вносятся в индивидуальный
лист

оценки

эффективности

освоения

программного

материала

(приложение1).

2.5.

Методические материалы

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Нон-стоп» осуществляется в очной форме.
Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой. Для повышения
мотивации к занятиям применяются методы воспитания-убеждение,
поощрение, стимулирование.
Формы

проведения

мультимедийная

учебных

презентация,

занятий:
мастер

–класс,

практическое занятие, фестивали и конкурсы.
26

демонстрация-объяснение,
открытое

занятие,

Педагогические

технологии-

технология

разноуровнего

обучения,

технология развивающего обучения, технология игровой деятельности,
технология творческой деятельности.
Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый)
1.Инициация(приветствие)создание эмоционального настроя
2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание). Формулирование
цели и содержания деятельности занятия.
3. Формирование ожиданий учащихся. Выяснение ожиданий и опасений
предстоящей деятельности.
4.Теоретическая часть. Объяснение материала.
5. Динамическая пауза. Снятие напряжения, усталости.
6. Практическая часть.
7. Подведение итогов. Рефлексия, анализ и оценка занятия.
Дидактические материалы для реализации программы:
Тестовые материалы для проверки уровня освоения программного
материала;
Теоретический материал;
Практические задания. (приложение 2), (приложение 3).

27

Список литературы
1.

Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой

материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: Учеб.метод. Пособие: в 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Ч 1. – 136
с.
2.

Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой

материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: Учеб.метод. Пособие: в 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Ч 2. – 144
с.
3.

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб.

Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников.

4.

Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2007.
– 96 с.
5.

Веселые уроки музыки в школе и дома/ Авт.- сост. З.Н. Бугаева. – М.:

ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2002. – 383 с.
6.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Для детей младшего возраста. –

М.: Издательство «Музыка», 1986. – 112 с.
7.

Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. – Ярославль: Академия

развития, 2005. – 128 с.
8.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Изд.

3-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 155 с.
9.Малишава В. Практическая школа эстрадного пения. Архангельск, 2011.37с.

28

Приложение 1
Индивидуальный лист оценки эффективности освоения программного
материала
Фамилия, имя ребенка___________________________________
Возраст_________________________________________________
Название детского объединения___________________________
Дата начала наблюдения__________________________________
Сроки диагностики
Показатели
Теоретическая подготовка
1. Теоретические знания;
2.Владение специальной терминологией;
Практическая подготовка
1.практические умения и навыки
предусмотренные программой;
2.владение специальным оборудованием и
оснащением;
3. творческие навыки;

1 год обучения
Начало уч. года

Конец уч. года

Предметные достижения воспитанников
1. На уровне детского объединения;
2. На уровне центра детского творчества;
3. На уровне муниципальных, областных,
всероссийских и международных конкурсов
Итого :

Исследование проводится в начале и конце каждого года обучения, затем
сравнивается и анализируется.
Оценка степени выраженности качества образования:
Низкий уровень-1 балл;
Средний уровень-2 балла;
Высокий уровень- 3 балла;
Таким образом, уровень качества образования по программе определяется по
общему количеству набранных баллов;
7-11 баллов-низкий;
12-14 баллов-средний;
15-21 балл– высокий уровень
29

Приложение 2
Тест «Основы сольфеджио»
Ответь на вопросы, отметив верное решение.
1. Длительность, равная двум восьмым, называется:
а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. Ноты скрипичного ключа записываются в:
а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
3. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму
4. Неустойчивые ступени в До-мажоре:
а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля
5. Штрих нон легато обозначает
а) связно
б) не связно
30

в) отрывисто
г) подчёркнуто
6. Половинная нота состоит из:
а) одной четверти и двух восьмых
б) двух четвертей и одной восьмой
в) трёх четвертей
г) пяти восьмых
7. Размер две четверти указывает, что в такте
а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
8. Ноты басового ключа записываются в:
а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре
в) среднем и высоком регистре
г) нижнем регистре
9. Четыре шестнадцатых и две восьмых составляют в целом
а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
10. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму
11. Меццо-форте значит
31

а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо

32

Приложение 3






тест на смешанные знания.
Ответь на вопросы, отметив верное в поле для ответа
1. Музыкальный спектакль, герои которого танцуют - это...
опера
балет
бал
концерт
Ответ:

2. Как называется последовательный ряд звуков?





звукоряд
регистр
лад
аккомпанемент
Ответ:

3. Руководитель хора или оркестра это:





руководитель
дирижёр
композитор
режиссер
Ответ:

4. Сколько нот в звукоряде:





6
8
7
9
Ответ:
33

5. Выберите фамилию композитора - автора балета «Щелкунчик»:





П. И. Чайковский
М. И. Глинка
Г. В. Свиридов
Н. А. Римский-Корсаков
Ответ:
6. Что такое мелодия?





набор звуков или нот, записанных на бумаге
последовательность, звуков, ритма, позволяющих узнать музыку.
последовательность нот
Ответ:

7. Тембр - это:








окраска звучания голоса или инструмента
скорость исполнения музыкального произведения
плавное исполнение музыкальных звуков
Ответ:

8. Как называется знак "Р" ? Что он означает?
тихо, "пиано"
медленно, "пиано"
нежно, "пиано"
Ответ:

9. Слова "хор" и "хоровод" родственные. Почему?





оба слова обозначают действие солистов
оба слова обозначают одновременное действие большого количества людей
- пение или танец.
оба слова обозначают действия, связанные с обрядами
Ответ:
34

10. Хоровод - это:





народный праздник
народный спектакль
народный костюм
народный танец
Ответ:
11. Что такое аккомпанемент?






сопровождение оркестром сольной партии певца или певицы
сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром
сольной партии певца или инструмента
сопровождение музыкой танцев детей
Ответ:
12. Кто является автором (композитором) оперы "Садко"?





Николай Римский-Корсаков
Сергей Прокофьев
Петр Чайковский
Ответ:

13. Балет - это:





музыкальный спектакль, где артисты поют
музыкальный спектакль, где артисты танцуют
музыкальный спектакль, где артисты разговаривают
музыкальный спектакль, где артисты рисуют
Ответ:
14. Сколько основных ступеней в музыке?





5
6
7
Правильный ответ:
35

36

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы …………….…

3

1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….………….

3

1.2. Цель и задачи программы …….……………………..…………………

7

1.3. Содержание программы ……….…………………..…………………...

8

1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….………

30

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..………..

34

2.1. Календарный учебный график ..……………………………...………..

34

2.2. Условия реализации программы …………………………....................

35

2.3. Формы аттестации ……………………………………..……………….

36

2.4. Оценочные материалы ..………….…………………………………….

36

2.5. Методические материалы ………………………………..…………….

37

2.6. Список литературы …………………………………..………………...

39

Приложения
Приложение 1. Название
…………………………………………………………………...

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».