Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Нон-стоп» Возраст учащихся: 8 – 12 лет Срок реализации: 3 года Разработчик: Чердакова Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Гурьевский муниципальный округ 2020 г. Разработчик: Чердакова Т.П. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» Чердакова, Т.П. Нон-стоп [Текст]: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа / Чердакова Т.П. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. – 46 с. Программа «Нон-стоп» реализуется в художественной направленности, цель которой - создание условий для формирования, развития и реализации творческих способностей, обучающихся средствами эстрадного вокала. Предназначена для детей в возрасте 8-12 лет. Программа может быть использована педагогами учреждений дополнительного образования детей. Содержание Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ………….………. 3 1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….……………. 3 1.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………….… 10 1.3. Содержание программы ……….…………………..……………………….11 1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….………….26 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..………….....29 2.1. Календарный учебный график ..……………………………...………….29 2.2. Условия реализации программы …………………………..........................30 2.3. Формы аттестации ……………………………………..…………………...31 2.4. Оценочные материалы ..………….………………………………………...32 2.5. Методические материалы ………………………………..………………...33 2.6. Список литературы …………………………………..……………………..35 Приложение 1. Итоговый тест №1 по Основам музыкальной грамоты………………………………………………………………..............…37 Приложение 2. Итоговый тест №2 по Основам музыкальной грамоты …………………………………………………………………............................41 Приложение 3. Индивидуальный лист оценки эффективности освоения программного материала………………………………………..……………...45 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка От природы человек наделен особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир поэзии и звука. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Нон-стоп» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: -Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно3 эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации общеобразовательных по проектированию общеразвивающих дополнительных программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»); - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества» Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: 1) Новоерешениепроблемдополнительногообразования В последние годы стал замечен спад интереса к дополнительному образованию у детей, в связи с их огромной загруженностью и как следствие усталостью. Данная программа позволяет детям раскрыть свой потенциал, добиться результатов на конкурсах различного уровня, проявить себя как яркую личность. На занятиях вокалом, ребенок отдыхает эмоционально, так как музыка, стимулирует его положительные эмоции, как следствие,внутренний подъем и повышение работоспособности. 2) Новыеметодикипреподавания Основываясь на своем опыте работы, мы пришли к выводу, что распевание, в его классическом понимании, а именно «разогревании» голоса, не совсем актуально. Теперь распевание, стало скорее упражнениями, направленными на решение конкретных задач, а само «разогревание» голоса, возможно и посредством беззвучных упражнений, гимнастики, а также репертуарных произведений. 4 Новые 3) педагогические технологии в проведении занятий В последнее время в вокальной практике стали использоваться новые технологии и средства при выработке определенных навыков, так как понимание вокала изменилось, исчезли резкие грани между стилями, как в произведениях, так и в исполнении соответственно. Нововведения в формах диагностики и подведения 4) итогов реализации программы и т.д. Диагностикой данной программы является отчетноемероприятие внутри коллектива, в виде конкурсных выступлений, где каждый участник является и конкурсантом, и членом жюри. Данная форма позволяет взглянуть на свои достижения и ошибки со стороны, что является более эффективным способом диагностики творческого роста. Актуальность общеразвивающей дополнительной программы «Нон-стоп» общеобразовательной задаётся современными тенденциями развития дополнительного образования детей. При современных требованиях к образованию, к портфолио, возникла потребность в высоком индивидуальном росте. Данная программа обеспечивает профессиональный рост и развитие в сфере вокала, что как следствие, приводит к результативным участиям в конкурсах различных уровней. Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что по прохождению данного курса, ребенок не только вырастит в профессиональной сфере, но и будет развиваться духовно, так как музыка, обязательно затрагивает эмоциональною сторону личности. Отличительной особенностьюдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нон-стоп» 5 является предоставление возможности каждому учащемуся выбирать собственный темп прохождения учебного материала. Возможно, как постепенное изучение программыс раннего возраста, так и более сложных уровней в соответствии с возрастом, при условии прохождения вступительного содержание программы распределено прослушивания, так как в соответствии со следующими уровнями сложности: «Стартовый уровень» – предполагает изучение программы, использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения её содержания. Данный уровень предполагает знание учащимися: - освоение навыка чистого интонирования; - освоение навыка «дикция»; - освоение метра и ритма в музыке. «Базовый уровень» нацеливает на изучение программы, использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. На данном уровне учащиеся овладевают методами: -работы над интонацией; -дикцией; - ритмом и темпом; -работы на сцене. «Продвинутый уровень»– предусматривает изучение программы, использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в 6 рамках содержательно-тематического направления программы. На данном уровне учащиеся имеют представление методах: -работы над интонацией; -дикцией; - ритмом и темпом; -работы на сцене; -работы с нюансами и украшениями; Владеют профессиональными терминами и основами сольфеджио и музыкальной литературы. Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся с 8 до 12 лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста. К 7-8 годам начинается формирование вокальных мышц. Поют они главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону (не более одной октавы) и невелик по силе. Разницы в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек в этом возрасте не отмечается. Многие мышцы слабо развиты. В 8-10 лет голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 - ре2. Наиболее удобные звуки - ми1 - ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона; 7 10-12 лет, пред мутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 - фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим - до2.Первые психологические зажимы, в связи с взрослением и осознанием себя. Отбор воспитанников осуществляются в виде прослушивания, где ребенку предлагается исполнить любую песню, послушать мажорные и минорные трезвучия, последовательности из 5-6 звуков в удобной для ребенка тесситуре. Особое внимание обращается на ощущение ребенком ритма. Важно услышать один или несколько звуков свободно и естественно звучащих. Сила голоса не имеет значения – усиление даст аппаратура. Кроме того, учитываются музыкальность, выразительность и исполнительские задатки ребенка. Так же проводится некоторое собеседование, из 2-3 вопросов на отвлеченную тему, где выявляются некоторые особенности характера вновь поступившего. Продолжительность отборочного процесса не более 7 минут, так как в основном в первую встречу ребенок обычно зажат, застенчив и смущен. Более длительное прослушивание может вызвать обратный эффект и отбить у ребенка желание приходить вновь. После проверки данных свое решение педагог тактично объявляет родителям, в отсутствие ребенка. Запись ребенка на второй и третий год обучения, в силу его возраста, возможна при его прохождении прослушивания. При этом ребенок должен обладать неплохой дикцией и не бояться зрителя, таким образом, он 8 максимально приближается по уровню навыков к выпускникам первого и второго года обучения. Срок освоения программы– три года, содержание программы в соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 324 часа. Содержание программы представлено следующим образом: - первый год обучения - 108 часов, из них 20 часов теории и 88 часов практических занятий. - второй год обучения - 108 часов: 20часов теоретических занятий и 88 часов практической работы. - третий год обучения - 108 часов, из них 20 часов теории, 88 часов практики. Форма обучения- очная При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий. Реализация программы может осуществляться в дистанционном режиме с применением информационно-телекоммуникативных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога, согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского творчества». Формы организации образовательного процесса в дистанционном режиме: e-mail, дистанционное обучение в сети Интернет, видеоконференции,on-line тестирование, надомное обучение с дистанционной поддержкой, облачные сервисы и т.д. Форма организации деятельностиучащихся по данной программе индивидуальная. В основном занятия проводятся в форме игры или репетиции. Занятия по учебному плану первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, с перерывом 10 минут после каждого часа занятий. 9 На занятиях важно следить за правильным звуком, не позволяя ребенку форсировать звучание, интонация может быть не совсем точной, акцент на этом делать не следует, так как плавающий звук, специфика возраста. По учебным планам второго и третьего годов обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, с перерывом 5 минут после каждого часа занятий. 1.2 Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нон-стоп» Цель программы:создание условий для формирования, развития и реализации творческих способностей, учащихся средствами эстрадного вокала. Задачи: - изучать современные вокальные приемы:пение с придыханием, вокальный крик, пение плач, «cry» в вокале, речевая позиция голоса, пение мягкой атакой. - познакомить учащихся с основными понятиямивокального искусства, музыкальными жанрами; - развивать навыки певческого дыхания, вокального слуха учащихся; - способствовать формированиюинтереса учащихся к певческой деятельности и к музыке в целом. 10 1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нон-стоп» Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нон-стоп» отражено в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации, учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5). Учебный план программы включает разделы: «пение как вид музыкальной деятельности», «формирование детского голоса», «основы музыки», «работа над певческим репертуаром». Учебный план первого года обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теори Практик я а Формы аттестации/ контроля Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности» 1 Вводное организационное, инструктаж, прослушивание занятие: 2 1 1 прослушивание 2 Эстрадное искусство вокальное 3 1 2 упражнения 3 Система голосообразования 3 1 2 упражнения 4 Певческий гигиена Лор- 1 1 - беседа 5 Дыхание 3 1 2 Упражнения голос. 11 Раздел 2. «Формирование детского голоса» 6 Работа звукоизвлечением звукообразованием над 5 и 7 Вокальные импровизации 8 Работа над ритмом, темпом 1 4 Упражнения 3 1 2 упражнения 5 1 4 Упражнения 2 1 1 Упражнения Раздел 3. «Основы музыки» 9 Жанры вокальной музыки Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром» 10 Вокальнаяработа интонационная 5 1 4 тест 11 Сценический образ, 5 сценические движения 1 4 упражнения 12 Работа с микрофоном 5 1 4 Практическая работа 13 Формирование музыкальной 1 культуры 1 - беседа 14 Расширение кругозора 1 - беседа 15 Репетиционная 64 постановочная деятельность 6 58 Отчетное мероприятие Итого: 20 88 музыкального 1 108 12 Содержание учебного плана первого года обучения Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности». (12 часов) Тема 1. Вводное занятие: организационное, инструктаж, прослушивание (2 часа) Теория. Знакомство с содержанием деятельности по программе, введение понятий «музыка», «вокал». Практика. Прослушивание. Определение чистоты интонирования, диапазона, тембра, чувства метроритма. Тема 2. Эстрадное вокальное искусство (3часа) Теория: понятие о вокальном искусстве Практика: упражнения «скачки по интервалам», «скачки и поступенное движение» («Зима»), на выработку легато («лема»). Тема 3. Система голосообразования (3 часа) Теория. Система голосообразования Практика: упражнения: на раскрепощение гортани («собачка»), «зевок», на опору звука («хэй!») Тема 4. Певческий голос. Лор- гигиена (1 час) Теория: Певческий голос, его охрана и здоровье. Тема 5. Дыхание.(3 часа) Теория. Введение понятия дыхания. Понятие певческого дыхания. Объяснение принципа работы и применения различных типов дыхания. Подготовка к упражнениям. Практика. Занятия упражнениями на дыхание.«Свеча», дыхательная гимнастика: «Мельница», «вдох-выдох». Раздел 2. «Формирование детского голоса» (13 часов) Тема 1.Работа над звукоизвлечением и звукообразованием. (5 часов) Теория. Введение понятий «звукоизвлечение» и «звукообразование». определение и подбор необходимых упражнений. 13 Практика. Работа с упражнениями.Становление звука «на опору», работа над дефектами звукообразования и звукоизвлечения, выработка навыков правильного звука – сильное, ровное звучание без толчков, не зажатый, не форсированный звук. Упражнения «хэй!», «кума-кума-до», «крехтелка» Тема 2.Вокальные импровизации (3 часа) Теория: Понятие вокальной импровизации. Практика: упражнения на завершение мелодии«приходим в тонику», «канон». Тема 3.Работа над ритмом,темпом (5 часов) Теория.Введение понятий «темп», «ритм». Объяснение темы. Практика.Работа с упражнениями.Повтор ритма за педагогом, джазовые упражнения по Бобу Столову. Раздел 3. «Основы музыки» (2 часа) Тема 1 Жанры вокальной музыки. Теория.Знакомство с жанрами вокальной музыки. Практика. Определение жанров музыки на различных произведениях. Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром» (81 час) Тема 1. Вокальная-интонационная работа (5 часов) Теория: Построение песни. Мелодическая линия. Музыкальное сопровождение. Практика: Работа над песенным репертуаром. Разбор музыкального текста. Осмысление и работа над текстом. Дикция. Распределение дыхания. Вокальная позиция. Зевок. Чистота интонирования. Освоение средств исполнительской выразительности. 14 Темпоритм. Тембр. Артикуляция. Фразировка. Исполнительские штрихи. Отработка голосоведения. Динамические оттенки. Осмысление музыкального образа. Работа над выразительным исполнением. Пение, а капелла. Тема 2. Сценический образ, сценические движения (5 часов) Теория: Искусство быть исполнителем. Задачи солиста. Практика: Поиск сценического образа. Речевая и эмоциональная выразительность. Подбор танцевальных элементов номера. Тема 3. Работа с микрофоном (5 часов) Теория: Фонограмма. Микрофон. Практика: Работа с микрофоном. Работа под фонограмму. Контроль своего голоса. Тема 4. Формирование музыкальной культуры (1 час) Теория: Формирование музыкальной культуры Тема 5. Расширение музыкального кругозора (1 час) Теория: Музыкальная, сценическая культура исполнителя. Выразительные средства музыкального языка. Современная песня. Законы сцены. ОКС. Тема 6. Репетиционная- постановочная деятельность (64 часа) Практика: Постановка номера. Соединение элементов номера. Отработка номера. Показ номера. 15 Учебный план второго года обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теори Практик я а Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности» 1 Вводное организационное, инструктаж занятие: 2 1 1 2 Эстрадное искусство вокальное 3 1 2 упражнения 3 Система голосообразования 3 1 2 упражнения 4 Певческий гигиена Лор- 1 1 - беседа 5 Работа над дыханием певческим 3 1 2 Упражнения 1 4 Упражнения голос. Раздел 2. «Формирование детского голоса» 6 Работа звукоизвлечением звукообразованием над 5 и 7 Вокальные импровизации 3 1 2 упражнения 8 Работа над ритмом, темпом 5 1 4 Упражнения Раздел 3 «основы музыки» 9 Жанры вокальной музыки 2 1 1 упражнения 10 Работа с базовыми 5 понятиями: музыкальные термины и ноты 1 4 тест 16 Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром» 11 Вокальнаяработа интонационная 5 1 4 упражнения 12 Сценический образ, 5 сценические движения 1 4 упражнения 13 Работа с микрофоном 5 1 4 упражнение 14 Формирование музыкальной 1 культуры 1 - беседа 15 Расширение кругозора 1 - беседа 16 Репетиционная 59 постановочная деятельность 5 54 Отчетное мероприятие Итого: 20 88 музыкального 1 108 Содержание учебного плана второго года обучения Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности». (12 часов) Тема 1. Вводное занятие: организационное, инструктаж, прослушивание (2 часа) Теория. Знакомство с содержанием деятельности по программе, введение понятий «музыка», «вокал». Практика. Прослушивание. Определение чистоты интонирования, диапазона, тембра, чувства метро-ритма. Тема 2. Эстрадное вокальное искусство (3 часа) Теория: понятие о вокальном искусстве Практика: упражнения«на скачки», «лема», «IguessIwaswrong» Тема 3. Система голосообразования (3 часа) Теория. Система голосообразования 17 Практика: упражнения на раскрепощение гортани («собачка»), «зевок», на опору звука («хэй!») Тема 4. Певческий голос. Лор- гигиена (1 час) Теория: Певческий голос, его охрана и здоровье. Тема 5. Работа над певческим дыханием. (3 часа) Теория. Введение понятия дыхания. Понятие певческого дыхания. Объяснение принципа работы и применения различных типов дыхания. Подготовка к упражнениям. Практика. Занятия упражнениями на дыхание. Свеча», дыхательная гимнастика: «Мельница», «вдох-выдох». Раздел 2. «Формирование детского голоса» (13 часов) Тема 1.Работа над звукоизвлечением и звукообразованием. (5 часов) Теория. Введение понятий «звукоизвлечение» и «звукообразование». определение и подбор необходимых упражнений. Практика. Работа с упражнениями.Становление звука «на опору», работа над дефектами звукообразования и звукоизвлечения, выработка навыков правильного звука – сильное, ровное звучание без толчков, не зажатый, не форсированный звук. «хэй!», «кума-кума-до», «крехтелка» Тема 2.Вокальные импровизации (3 часа) Теория: Понятие вокальной импровизации. Практика: упражнения на завершение мелодии «в тонику», «канон», «подстроить подголосок» Тема 3.Работа над ритмом,темпом (5 часов) Теория.Введение понятий «темп», «ритм». Объяснение темы. Практика.Работа с упражнениями.Повтор ритма за педагогом, упражнения Боба Столова. Раздел 3. «Основы музыки» (7 часов) Тема 1.Жанры вокальной музыки.(2 часа) 18 Теория.Знакомство с жанрами вокальной музыки. Практика. Определение жанров музыки на различных произведениях. Тема 2. Работа с базовыми понятиями: музыкальные термины и ноты (5 часов) Теория знакомство с нотным станом, нотами (название нот, история, местонахождение на нотном стане, длительности.)Размер, таблица музыкальных терминов. Практика определение нот на нотном стане, на клавиатуре, в произведениях. Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром» (76 часов) Тема 1. Вокальная-интонационная работа (5 часов) Теория: Построение песни. Мелодическая линия. Музыкальное сопровождение. Практика: Работа над песенным репертуаром. Разбор музыкального текста. Осмысление и работа над текстом. Дикция. Распределение дыхания. Вокальная позиция. Зевок. Чистота интонирования. Освоение средств исполнительской выразительности. Темпоритм. Тембр. Артикуляция. Фразировка. Исполнительские штрихи. Отработка голосоведения. Динамические оттенки. Осмысление музыкального образа. Работа над выразительным исполнением. Пение, а капелла. Тема 2. Сценический образ, сценические движения (5 часов) Теория: Искусство быть исполнителем. Задачи солиста. Практика: Поиск сценического образа. Речевая и эмоциональная выразительность. Подбор танцевальных элементов номера. Тема 3. Работа с микрофоном (5 часов) Теория: Фонограмма. Микрофон. 19 Практика: Работа с микрофоном. Работа под фонограмму. Контроль своего голоса. Тема 4. Формирование музыкальной культуры (1 час) Теория: Формирование музыкальной культуры Тема 5. Расширение музыкального кругозора (1 час) Теория: Музыкальная, сценическая культура исполнителя. Выразительные средства музыкального языка. Современная песня. Законы сцены. ОКС. Тема 6. Репетиционная- постановочная деятельность (76 часов) Практика: Постановка номера. Соединение элементов номера. Отработка номера. Показ номера. Учебный план третьего года обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теори Практик я а Формы аттестации/ контроля Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности» 1 Вводное организационное, инструктаж занятие: 2 1 1 2 Эстрадное искусство вокальное 3 1 2 упражнения 3 Система голосообразования 3 1 2 упражнения 4 Певческий гигиена Лор- 1 1 - беседа 5 Работа над дыханием певческим 3 1 2 Упражнения голос. 20 Раздел 2. «Формирование детского голоса» 6 Работа звукоизвлечением звукообразованием над 5 и 7 Вокальные импровизации 8 Работа над ритмом, темпом 1 4 Упражнения 3 1 2 упражнения 5 1 4 Упражнения Раздел 3 «основы музыки» 9 Жанры вокальной музыки 2 1 1 упражнения 10 Работа с базовыми 5 понятиями: музыкальные термины и ноты 1 4 упражнения 11 Чтение партитур 1 2 Практическая работа 3 Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром» 12 Вокальнаяработа интонационная 5 1 4 упражнения 13 Сценический образ, 5 сценические движения 1 4 упражнения 14 Работа с микрофоном 5 1 4 Практическая работа 15 Формирование музыкальной 1 культуры 1 - беседа 16 Расширение кругозора 1 - беседа 17 Репетиционная 56 постановочная деятельность 4 52 Отчетное мероприятие Итого: 20 88 музыкального 1 108 21 Содержание учебного плана третьегогода обучения Раздел 1. «Пение как вид музыкальной деятельности». (12 часов) Тема 1. Вводное занятие: организационное, инструктаж. (2 часа) Теория. Знакомство с содержанием деятельности по программе, введение понятий «музыка», «вокал». Практика. Прослушивание. Определение чистоты интонирования, диапазона, тембра, чувства метро-ритма. Тема 2. Эстрадное вокальное искусство (3 часа) Теория: понятие о вокальном искусстве Практика: упражнения: «скачки», «Зима», «гамма», «лема», «IguessIwaswrong». Тема 3. Система голосообразования (3 часа) Теория. Система голосообразования Практика: упражнения«IguessIwaswrong», «собачка», «стишок», «зевок». Тема 4. Певческий голос. Лор- гигиена (1 час) Теория: Певческий голос, его охрана и здоровье. Тема 5. Работа над певческим дыханием. (3 часа) Теория. Введение понятия дыхания. Понятие певческого дыхания. Объяснение принципа работы и применения различных типов дыхания. Подготовка к упражнениям. Практика. Занятия упражнениями на дыхание.Дыхательная гимнастика: «вдох –выдох», «мельница», «шарик», «свеча», «фыр-фыр» Раздел 2. «Формирование детского голоса» (13 часов) Тема 1.Работа над звукоизвлечением и звукообразованием. (5 часов) Теория. Введение понятий «звукоизвлечение» и «звукообразование». определение и подбор необходимых упражнений. Практика. Работа с упражнениями.Становление звука «на опору», 22 работа над дефектами звукообразования и звукоизвлечения, выработка навыков правильного звука – сильное, ровное звучание без толчков, не зажатый, не форсированный звук. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от потребностей вокалиста. Тема 2.Вокальные импровизации (3 часа) Теория: Понятие вокальной импровизации. Практика:упражнения на завершение мелодии, «канон», «второй голос», «подголосок». Тема 3.Работа над ритмом,темпом (5 часов) Теория.Введение понятий «темп», «ритм». Объяснение темы. Практика.Работа с упражнениями.Повтор ритма за педагогом, определение сильной доли. Раздел 3. «Основы музыки» (10 часов) Тема 1. Жанры вокальной музыки. (2 часа) Теория.Знакомство с жанрами вокальной музыки. Практика. Определение жанров музыки на различных произведениях. Тема 2. Работа с базовыми понятиями: музыкальные термины и ноты (5 часов) Теория знакомство с нотным станом, нотами (название нот, история, местонахождение на нотном стане, длительности.)Размер, таблица музыкальных терминов. Практика определение нот на нотном стане, на клавиатуре, в произведениях. Тема 3.Чтение партитур (3 часа) Теория овладение навыком чтения индивидуальных и хоровых партитур. Практика-практика чтения хоровых партитур Раздел 4. «Работа над певческим репертуаром» (73 часа) Тема 1. Вокальная-интонационная работа (5 часов) 23 Теория: Построение песни. Мелодическая линия. Музыкальное сопровождение. Практика: Работа над песенным репертуаром. Разбор музыкального текста. Осмысление и работа над текстом. Дикция. Распределение дыхания. Вокальная позиция. Зевок. Чистота интонирования. Освоение средств исполнительской выразительности. Темпоритм. Тембр. Артикуляция. Фразировка. Исполнительские штрихи. Отработка голосоведения. Динамические оттенки. Осмысление музыкального образа. Работа над выразительным исполнением. Пение, а капелла. Тема 2. Сценический образ, сценические движения (5 часов) Теория: Искусство быть исполнителем. Задачи солиста. Практика: Поиск сценического образа. Речевая и эмоциональная выразительность. Подбор танцевальных элементов номера. Тема 3. Работа с микрофоном (5 часов) Теория: Фонограмма. Микрофон. Практика: Работа с микрофоном. Работа под фонограмму. Контроль своего голоса. Тема 4. Формирование музыкальной культуры (1 час) Теория: Формирование музыкальной культуры Тема 5. Расширение музыкального кругозора (1 час) Теория: Музыкальная, сценическая культура исполнителя. Выразительные средства музыкального языка. Современная песня. Законы сцены. ОКС. Тема 6. Репетиционная- постановочная деятельность (56 часов) Практика: Постановка номера. Соединение элементов номера. Отработка номера. Показ номера. 24 1.4.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нон-стоп». В итоге освоения программы на «Стартовом уровне» учащиеся знают/понимают (предметные результаты): - основные понятия вокального искусства; - различные музыкальные жанры. умеют с помощью педагога: чисто интонировать, (метапредметные результаты)владеют хорошей дикцией. используют приобретенные знания и умения в повседневной жизни и художественно-творческой деятельности. Таких как выступления на различных мероприятиях. приобретают навыки работы на сцене,перед зрителем. В итоге освоения программы на «Базовом уровне» учащиеся знают/понимают (предметные результаты): - основные понятия вокального искусства; - различные музыкальные жанры. умеют: чисто интонировать, владеют хорошей дикцией, умеют работать с микрофоном. (личностные результаты) используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной художественно-творческой деятельности. приобретают:навыки работы на сцене. В итоге освоения программы на «Продвинутом уровне» учащиеся знают/понимают (предметные результаты): - основные понятия вокального искусства: дикция, темп, ритм, нюансы, интонация, украшения; - различные музыкальные жанры. 25 умеют: - самостоятельно работать над разучиванием вокального произведения; - демонстрировать подвижностью голоса; -чисто интонировать; - держаться на сцене; - работать с микрофоном; - петь с сопровождением музыкальных инструментов/ без сопровождения. - создавать художественный образ вокального произведения, - использовать различные украшения и нюансы в исполняемых произведениях. (личностные результаты) используют: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исполнения произведений на различных мероприятиях и конкурсах. Сформировано субъективное музыкальное предпочтение и начальное овладение понятий данных направлений. Совершенствуется певческий голос, сценическое мастерство, свобода и импровизация моментов в допустимых пределах на сцене в работе с микрофоном, звукоизвлечение в художественном образе. приобретают: опыт работы со зрителем, а также чтения партитур. (метапредметные результаты) владеют: - современными вокальными приемами; - навыками певческого дыхания; - хорошей дикцией, - имеют повышенный интерес к певческой деятельности и музыки в целом. 26 У детей сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В сфере личностных универсальных учебных действий сформировано умение использовать основы нотной грамоты, правила звуковоспроизведения, певческой установки и эстрадного исполнения, использовать приобретенные навыки в повседневной жизни. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся владеют всеми типами учебных действий по реализации программного материала, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащийся умеет пользоваться специальной литературой, справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащийся умеет планировать, координировать и совершенствовать систему межличностных отношений как в коллективе сверстников, так и во взаимодействии со взрослыми. 27 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Продолжительность учебного года 288 дней Даты начала и окончания учебных периодов: первый год обучения 15.09.2020г. по 31.05.2021г. второй год обучения 01.09.2021г. по 31.05.2022г. третий год обучения 01.09.2022г. по 31.05.2023г. Количество учебных недель, дней: первый год обучения второй год обучения третий год обучения Режим работы: первый год обучения второй год обучения третий год обучения 36 недель, 72 дня 36 недель, 108 дней 36 недель, 108 дней 2 раза в неделю по 2 часа 3 раза в неделю по 2 часа 3 раза в неделю по 2 часа Выходные дни Праздничные дни Суббота, воскресенье Установленные законодательством Российской Федерации Продолжительность зимних каникул (даты начала и окончания каникулярного периода): первый год обучения второй год обучения третий год обучения 16 дней Продолжительность летних каникул (даты начала и окончания каникулярного периода): первый год обучения второй год обучения третий год обучения 96 дней 31.12.2020г. – 08.01.2021г. 31.12.2021г. – 10.01.2022г. 30.12.2022г. – 09.01.2023г. 01.06.2021г. – 31.08.2021г. 01.06.2022г. – 31.08.2022г. 01.06.2023г. – 31.08.2023г. 28 2.2. Условия реализации программы. Успешной реализации программы способствует наличие постоянного рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и оборудованием. Помещение должно быть светлым, просторным, хорошо проветриваемым. Материально-техническое обеспечение: 1. Актовый зал, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения репетиций, общестудийных мероприятий и занятий. 2. Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой, оборудованный музыкальным оснащением (колонки, музыкальный центр, фортепиано, диски, доска, микшерный пульт, 5 микрофонов, синтезатор «Ямаха», телевизор + караоке) 3. Костюмерная – помещение для переодевания и подготовки к концертам, костюмы для выступлений Информационное обеспечение: - копилка мультимедийных презентаций по темам. - набор CD дисков с музыкальным репертуаром Методическое обеспечение: - методические материалы для проведения теоретических занятий; - методические разработки занятий; - копилка творческих достижений воспитанников - инструкции по охране труда и технике безопасности; - информационный стенд; - стенд «Техника безопасности». 29 Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования имеет высшее образование, первую квалификационную категорию, курсы ПК 120 часов по дополнительной профессиональной программе «Теория и практика организации деятельности педагога дополнительного образования, педагога-организатора» Формы аттестации 2.3. Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным отражающие достижение графиком цели разработаны и формы выполнения задач аттестации, по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нонстоп»: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Нонстоп»:готовый репертуар, журнал посещаемости, портфолио. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Нон-стоп»: аналитический материал по итогам проведения стартовой и итоговой диагностики, аналитическая справка, демонстрация пройденного репертуара,диагностическая карта, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио. 2.4. Разработаны Оценочные материалы тестовые задания для проверки уровня освоениятеоретических аспектовпрограммного материала(Приложение 1, Приложение 2),материалы для проведения стартовой и итоговой диагностики, а такжерейтинг участия в конкурсных событиях различного уровня(Приложение 3). Для выявления динамики качества усвоения 30 программного материала каждым ребенком предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый - определения исходных учащихся.Можетпроводится знаний и данных в виде собеседования,тестирования,прослушивания. Текущий - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения этапов работы.Осуществляется педагогом по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый - определение объёма и качества полученных учащимися знаний может проводится в виде тестирования, прослушивания. Самооценка и самоконтроль- определение учащимися границ своего «знания-умения», «умения-неумения». Осуществляется учащимися самостоятельно по всем видам контроля. Для оценки эффективности освоения программного материала (текущий контроль)используются следующие показатели: -Самостоятельность при выполнении заданий,чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учащихся, и,следовательно,выше развивающий эффект занятий. -активность учащихся на занятии:активное поведение учащихся на занятиях, заинтересованность и любопытство обеспечивают положительные результаты занятий; -практическое использование полученных результатов: участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Данные показатели определяются по уровням проявления: -высокий уровень-показатель четко выражен; -средний уровень- показатель не устойчивый,выражен не в полной мере; -низкий уровень- показатель не выражен или выражен слабо. 31 Уровни проявления показателейопределяются педагогом на основе наблюдений и самостоятельно учащимися.Затемвносятся в индивидуальный листоценки эффективности освоения программного материала (Приложение 3). Методические материалы 2.5. Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Нон-стоп» осуществляется в очной форме. Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой. Для повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитания-убеждение, поощрение, стимулирование. Формы проведения учебных занятий: демонстрация-объяснение, мультимедийная презентация, мастер –класс, открытое занятие, практическое занятие, фестивали и конкурсы. Педагогические технологии- технология разноуровнего обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология творческой деятельности. Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый) 1.Инициация(приветствие)создание эмоционального настроя 2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание). Формулирование цели и содержания деятельности занятия. 3. Формирование ожиданий учащихся. Выяснение ожиданий и опасений предстоящей деятельности. 4.Теоретическая часть. Объяснение материала. 5. Динамическая пауза. Снятие напряжения, усталости. 32 6. Практическая часть. 7. Подведение итогов. Рефлексия, анализ и оценка занятия. Дидактические материалы для реализации программы: Тестовые материалы для проверки уровня освоения программного материала; Теоретический материал; Практические задания. 33 2.6 Список литературы 1. Абт, Ф. Практическая школа пения для сопрано или тенора в сопровождении фортепиано: учебно-методическое пособие [Текст] / Ф. Абт. СПб.: Лань, 2015. - 144 c. 2. Априле, Д. Итальянская школа пения. С приложением 36 примеров сольфеджио. Вокализы для тенора и сопрано [Текст]: Учебное пособие / Д. Априле. - СПб.: Лань, 2015. - 132 c. 3. Варламов, А.Е. Полная школа пения [Текст]: Учебное пособие / А.Е. Варламов. - СПб.: Лань, 2012. - 120 c. 4. Васильева, О.В. Школа пения. Часть 1. – «Семнадцать вокализов» [Текст] / О.В. Васильева. - М.: РиС, 2015. - 52 c. 5. Васильева, О.В. Школа пения. Часть 2. – «Пятнадцать вокализов» [Текст] / О.В. Васильева. - М.: РиС, 2015. - 64 c. 6. Гей, Ю. Немецкая школа пения [Текст]: Учебное пособие / Ю. Гей. - СПб.: Лань, 2014. - 328 c. 7. Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано [Текст]: Учебное пособие / М.И. Глинка. - СПб.: Лань, 2016. - 72 c. 8. Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано [Текст]: Учебное пособие / М.И. Глинка. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 72 c. 9. Евсеев, Ф.Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов [Текст]: Учебное пособие / Ф.Е. Евсеев. - СПб.: Лань, 2015. - 80 c. 10. Ламперти, Д.Б. Практическая школа пения для сопрано или тенора в сопровождении фортепиано [Текст]: Уч.-методическое пособие / Д.Б. Ламперти. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 144 c. 34 11. Лебедев, Н.Н. Итальянская школа пения. С приложением 36 примеров сольфеджио. Вокализы для тенора и сопрано [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Лебедев. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 132 c. 12. Лобанова, О.Г. Полная школа пения [Текст]: Учебное пособие / О.Г. Лобанова. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 120 c. 13. Лыкасова, И.А. Немецкая школа пения [Текст]: Учебное пособие / И.А. Лыкасова, В.А. Крыгин и др. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 328 c. 14. Лысенко, Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано [Текст]: Учебное пособие / Н.П. Лысенко, В.В. Пак, Л.В. Рогожина и др. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 72 c. 15. Макарец, Л. Школа пения. Теория и практика для всех голосов [Текст]: Учебное пособие / Л. Макарец, М. Макарец. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 80 c. 16. Маркези, М. Школа пения: Практическое руководство в трех частях [Текст] / М. Маркези. - М.: Музыка, 2015. - 152 c. 17. Матвеев, А.Н. Школа пения [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 440 c. 18. Мирзоев, Р.А. Искусство оперного пения. Итальянская вокальная школа [Текст] / Р.А. Мирзоев, А.Д. Давыдов. - СПб.: Планета Музыки, 2014. 48 c. 19. Ниссен-Саломан, Г. Школа пения [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г. Ниссен-Саломан. - СПб.: Лань, 2015. - 440 c. 20. Стеблянко, А.А. Искусство оперного пения. Итальянская вокальная школа. Его Величество Звук [Текст]: Учебное пособие / А.А. Стеблянко. - СПб.: Лань, 2014. - 48 c. 35 Приложение 1 Итоговый тест №1 по Основам музыкальной грамоты Внимательно прочитайте вопрос. Выберите один правильный вариант ответа. Запишите свой вариант в поле для ответа. 1. Длительность, равная двум восьмым, называется: а) половинная б) четверть в) целая г) восьмая Ответ:_______________ 2. Ноты скрипичного ключа записываются в: а) верхнем регистре б) в среднем регистре в) в среднем и верхнем регистрах г) в нижнем регистре Ответ:_______________ 3. Бемоль понижает звук на: а) тон б) дитон в) полутон г) приму 36 Ответ:_______________ 4. Неустойчивые ступени в До-мажоре: а) си, ре, фа б) до, ми, соль в) си, ре, фа, ля г) си, фа, ля Ответ:_______________ 5. Штрих нон легато обозначает… а) связно б) не связно в) отрывисто г) подчёркнуто Ответ:_______________ 6. Половинная нота состоит из: а) одной четверти и двух восьмых б) двух четвертей и одной восьмой в) трёх четвертей г) пяти восьмых Ответ:_______________ 7. Размер две четверти указывает, что в такте… 37 а) две восьмых и четверть б) четверть и восьмая в) половинная и восьмая г) целая нота Ответ:_______________ 8. Ноты басового ключа записываются в: а) среднем и нижнем регистре б) среднем регистре в) среднем и высоком регистре г) нижнем регистре Ответ:_______________ 9. Четыре шестнадцатых и две восьмых составляют в целом.. а) одну четверть б) одну целую в) одну восьмую г) одну половинную Ответ:_______________ 10. Диез повышает звук на: а) секунду б) тон 38 в) полутон г) приму Ответ:_______________ 11. Меццо-форте значит а) громко б) не очень громко в) тихо г) не очень тихо Ответ:_______________ 39 Приложение 2 Итоговый тест №2 по Основам музыкальной грамоты Внимательно прочитайте вопрос. Выберите один правильный вариант ответа. Запишите свой вариант в поле для ответа. 1. Музыкальный спектакль, герои которого танцуют - это... опера балет бал концерт Ответ: 2. Как называется последовательный ряд звуков? звукоряд регистр лад аккомпанемент Ответ: 3. Руководитель хора или оркестра это: руководитель дирижёр композитор режиссер Ответ: 40 4. Сколько нот в звукоряде: 6 8 7 9 Ответ: 5. Выберите фамилию композитора - автора балета «Щелкунчик»: П. И. Чайковский М. И. Глинка Г. В. Свиридов Н. А. Римский-Корсаков Ответ: 6. Что такое мелодия? набор звуков или нот, записанных на бумаге последовательность, звуков, ритма, позволяющих узнать музыку. последовательность нот Ответ: 7. Тембр - это: окраска звучания голоса или инструмента скорость исполнения музыкального произведения плавное исполнение музыкальных звуков Ответ: 41 8. Как называется знак "Р" ? Что он означает? тихо, "пиано" медленно, "пиано" нежно, "пиано" Ответ: 9. Слова "хор" и "хоровод" родственные. Почему? оба слова обозначают действие солистов оба слова обозначают одновременное действие большого количества людей - пение или танец. оба слова обозначают действия, связанные с обрядами Ответ: 10. Хоровод - это: народный праздник народный спектакль народный костюм народный танец Ответ: 11. Что такое аккомпанемент? сопровождение оркестром сольной партии певца или певицы сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии певца или инструмента сопровождение музыкой танцев детей 42 Ответ: 12. Кто является автором (композитором) оперы "Садко"? Николай Римский-Корсаков Сергей Прокофьев Петр Чайковский Ответ: 13. Балет - это: музыкальный спектакль, где артисты поют музыкальный спектакль, где артисты танцуют музыкальный спектакль, где артисты разговаривают музыкальный спектакль, где артисты рисуют Ответ: 14. Сколько основных ступеней в музыке? 5 6 7 43 Приложение 3 Индивидуальный лист оценки эффективности освоения программного материала Фамилия, имя ребенка___________________________________ Возраст_________________________________________________ Название детского объединения___________________________ Дата начала наблюдения__________________________________ Сроки диагностики Показатели Первый год обучения Начало уч. Конец уч. года года Теоретическая подготовка 1. Теоретические знания; 2.Владение специальной терминологией; Практическая подготовка 1.практические умения и навыки предусмотренные программой; 2.владение специальным оборудованием и оснащением; 3. творческие навыки; Предметные достижения воспитанников 1. На уровне детского объединения; 2. На уровне центра детского творчества; Итого : Исследование проводится в начале и конце учебного года , затем сравнивается и анализируется. Оценка степени выраженности качества образования: Низкий уровень-1 балл; Средний уровень-2 балла; Высокий уровень- 3 балла; 44 Таким образом, уровень качества образования по программе определяется по общему количеству набранных баллов; 7-11 баллов-низкий; 12-14 баллов-средний; 15-21 балл– высокий уровень 45