Азы журналистики

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Азы журналистики»
(модифицированная)
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:
Валюжинич Дарья Александровна,
педагог дополнительного образования;

Гурьевский муниципальный округ
2020

Разработчик:
Валюжинич Дарья Александровна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района;

Валюжинич
Д.А.
Азы
журналистики
[Текст]:
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа /Валюжинич Д.А. –
Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ Гурьевского района, 2020.
– 35 с.

.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы
журналистики» направлена на развитие творческого потенциала
литературных способностей детей для формирования активной жизненной
позиции, социальной и профессиональной ориентации обучающихся
средствами журналистской деятельности.
Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия
в рамках социально-педагогической направленности.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ………….……..…...3
1.1. Пояснительная записка ……………………….…………………………...3
1.2. Цель и задачи программы …….……………………..…..……….……….7
1.3. Содержание программы ……….…………………..……………….………..8
1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….………......13
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..………...….15
2.1. Календарный учебный график ..……………………………...………...…15
2.2. Условия реализации программы ………………………….........................15
2.3. Формы аттестации ……………………………………..………………......17
2.4. Оценочные материалы ..………….…………………………………….......18
2.5. Методические материалы ………………………………..…………….......19
2.6. Список литературы ………………………………………………………...21
Приложения
Приложение 1. «Итоговый тест по Основам журналистики»……..…….…...23
Приложение 2. «Лист оценки эффективности освоения программного
материала»………………………………………………………………………..24
Приложение 3. «Тесты по итогам изучения жанров в журналистике»……29

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азы журналистики» соответствует требованиям действующих нормативных
правовых актов и содержит все необходимые компоненты, предусмотренные
федеральным законодательством:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества»
3

Данная программа является модифицированной и составлена на основе
нескольких

программ:

общеобразовательная

Пшеничный

общеразвивающая

А.Г.,

Дополнительная

программа

и

«Журналистика

газетное дело» - Спб, 2015 г. Еремейченков С.Ю., Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиожурналистика» Новокузнецкий г.о. – 2017 г.
Тематическая направленность программы
Программа

«Азы

журналистики»

социально-гумманитарной

-

направленности, направлена на развитие личности обучающегося как
начинающего

журналиста

самоутверждение

в

–

обществе.

публициста,
В

его

социализацию

пресс-центре

занимаются

и

дети,

увлекающиеся журналистикой и участвующие в создании школьных газет.
Актуальность программы в том, что она соответствует современному
запросу детей и родителей. В настоящее время требуется новый подход к
организации дополнительного образования детей. Предполагается, что
учащийся

должен

одновременно

получать

навыки

теоретической

и

практической направленностей, которые он сможет применять в своей
школе, повседневной жизни и будущей профессии.
Отличительные

особенности

данной

программы

от

уже

существующих прослеживаются в содержании учебного материала, в формах
и

методах

работы,

которые

выбраны

с

учётом

осуществления

дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в
контексте

Концепции

модернизации

российского

образования.

Здесь

закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной
гражданской и социально значимой деятельности.
Новизна программы заключается в использовании современных
образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм
4

организации образовательного процесса: проектная деятельность, групповые
тренинги, ролевые игры и имитационные игры, развитие критического
мышления, проблемное обучение, наставничество старших над младшими,
работа в волонтерских отрядах по реализации социально значимых акций и
проектов, экскурсионная практика, учебно-исследовательская деятельность;
Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся 1014 лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего
школьного возраста.
В возрасте 10-14 лет ведущей деятельностью является общение со
сверстниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит
становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать
свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным
информационным каналом.
Подростковый

возраст

характеризуется

эмоциональной

неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков
зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут
продемонстрировать абсолютно противоположные реакции.
Существенные изменения происходят в развитии познавательных
процессов. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой
для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым,
контролируемым процессом. Они способны управлять своим произвольным
запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в
этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического
запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая
память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно
включается мышление.
5

Форма обучения - очная.
При реализации программы возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
Реализация программы может осуществляться в дистанционном режиме с
применением

информационно-телекоммуникативных

сетей

при

опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога,
согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского
творчества».

Формы

организации

образовательного

процесса

в

дистанционном режиме: e-mail, дистанционное обучение в сети Интернет,
видеоконференции,

on-line

тестирование,

надомное

обучение

с

дистанционной поддержкой, облачные сервисы и т.д.
Срок освоения программы – 1 год. Содержание программы рассчитано
на 144 часа: 44 часа теоретических занятий и 100 часов практической работы.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа, с перерывом
10-15 минут после каждого часа занятий.
Форма организации деятельности учащихся – групповая.
Учебные занятия проходят в совместной работе детей с педагогом, а
также их самостоятельной творческой деятельности, как индивидуальной,
так и коллективной. Место педагога в деятельности по обучению детей
меняется по мере развития интереса и овладения детьми программного
материала.
По уровню освоения данная программа является стартовой, так как
знакомит с основами работы журналистской деятельности.
После обучения по программе «Азы журналистики» учащиеся смогут
определиться, хотят ли они в дальнейшем углубленно изучать журналистское
6

искусство и продолжить обучение по программам базового и продвинутого
уровней.

Цели и задачи дополнительной общеобразовательной

1.2.

общеразвивающей программы «Азы журналистики»
Цель программы: создание условий для накопления у учащихся
базовых

знаний

и

навыков,

раскрытия

творческих

данных

по

журналистскому творчеству.
Задачи:
Образовательные
 Познакомить учащихся с историй возникновения журналистского
творчества;
 Дать базовые знания о структуре работы СМИ и основных жанрах
журналистики;
 Изучать

способы

оформления

журналистского

текста,

позволяющие создавать, редактировать и верстать печатную
продукцию;
 Научить

навыкам

работы

в

программах

AdobePhotoshop,

PageMaker, AdobeInDesign;
 Обеспечить усвоение знаний об интернет-безопасности, при
разработке онлайн-газет.
Развивающие
 Развивать профессиональные качества в области журналистики:
креативность, ответственность, инициативность и др.;

7

 Создать условия для обеспечения интереса у учащихся к
творчеству известных журналистов.

Воспитательные
 Способствовать
самоорганизации

самостоятельности
у

подростков,

и

способности

формировать

к

навыки

сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной
деятельности.

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Азы журналистики»
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Азы журналистики» отражено в учебно-тематическом плане,
который

определяет

перечень,

трудоемкость,

последовательность

и

распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы
аттестации, учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст.
47, п. 5).

Раздел 1.Введение в
журналистику
Введение в журналистику
История журналистики
Структура СМИ. Редакция газеты.
8

2
6
12

1
2
4

1
4
8

Форма
аттестации

Практика

1.
2.
3.

Название раздела, темы

Теория

№
п/п

Общее
количество
часов

Учебно-тематический план «Азы журналистики»

Устный опрос
Защита моделей
газеты

4.
5.
6.

Итого:
Раздел 2.Личность журналиста
Качества, нужные журналисту
Основы журналистского этикета
Творчество известных
журналистов
Итого:

7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.

Раздел 3. Жанры в
журналистике
Информационные жанры
Аналитические жанры
Художественные жанры
Итого:
Раздел 4. Интернет безопасность
Виртуальный мир
Интернет ловушки
Кибер-безопасность
Итого:
Раздел 5. Оформление
журналистского материала
Особенности оформления
различных материалов
Художественное оформление
материала

15.

Работа над выпуском газеты

16.

Итоговое занятие
Итого:
Итого:

20

7

13

18
8

3
2

15
6

10

6

4

36

11

25

12
12
12
36

4
4
4
12

8
8
8
24

4
4
2
10

4
4
2
10

12

6

Тест по итогам
изучения жанров,
творческие
работы по
каждой теме

6

4

8

16

-

16

2

1

1

42
144

11
44

31
100

Содержание учебно-тематического плана

9

Презентация
журналиста

Деловая игра

12

Раздел 1.Введение в журналистику (20 ч.)
Тема 1. Введение в журналистику (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности.

Устный опрос,
практические
ситуации

Практическая
самостоятельна
я работа
Зачет
творческих
работ
Карта
самооценки

Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии
журналист.
Практика: Игры и тренинги на знакомство, выявления склонности к
деятельности в сфере журналистики. Входная диагностика.
Тема 2. История журналистики (6 часов)
Теория: История российской журналистики. История подростковой
прессы. Гимназические рукописные журналы, газеты. В советский период –
самодеятельные стенгазеты, литературные альманахи. Коммерческие детские
издания – копии западных развлекательных журналов и газет для подростков
и детей. Подростковая пресса – трибуна юных. Свобода слова и цензура.
Краткий юридический словарь журналиста.
Практика: Анализ современной подростковой прессы и печатных
изданий советского периода. Создание коллажей и стенгазеты.
Тема 3. Структура СМИ. Редакция газеты (12 часов)
Теория: Типы и виды изданий. Понятие об «информационной нише».
«Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и их
приложения. Радио-версии. Тележурналы. Виртуальные издания («Газета.ru»,
«Лента. ru», информационные агентства). Модели газет и журналов.
Редакция газеты. Распределение обязанностей в различных типах изданий.
Система отделов, их рабочая направленность.
Практика: Анализ детской и подростковой прессы: «Ровесник», «Все
звезды», «Молоток» и др. Групповая разработка своей модели. Конкурсная
защита моделей газет. Обсуждение достоинств и недостатков. Ролевая игра
«Редакция».
Раздел 2. Личность журналиста (36 ч.)
Тема 4. Качества, нужные журналисту (18 часов)
Значение внимания, памяти, фантазии. Журналист должен запомнить не
только факты, их можно сразу записать или позднее уточнить, но и свое
восприятие происходящего, интересные детали, реплики очевидцев, их
эмоциональное состояние. Способы воссоздания полноты картины
происходившего события. Достоверность информации. Журналист очевидец или участник события. Вербальные и невербальные коммуникации.
Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти,
креативного и критического мышления. Тестирование самооценки,
упражнения на формирования адекватного восприятия «я», умение
налаживать
внутренний
и
внешний
диалоги.
Упражнение
на
командообразование.
Тема 5. Основы журналистского этикета (8 часов)
10

Ты – представитель своей газеты. Разговор по телефону. Можно ли
забыть имя собеседника, как нужно ли готовиться к встрече с героем своего
будущего материала. Основы этикета. Понятие «объективности» и
«субъективности» в рамках журналистской этики. Мораль и нравственность
в СМИ.
Практика: Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по
телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная
служба» и др.
Тема 6. Творчество известных журналистов (10 часов)
Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и
подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».
Практика: Подготовка презентаций «Журналист, который мне
интересен».
Раздел 3. Жанры в журналистике (36 ч.)
Тема 7. Информационные жанры (12 часов)
Собственно, новость.«Жёсткая» и «мягкая» новость. Лента новостей.
Заметка. «Телеграфный стиль». Источники информации: виды. Правило З-х
подтверждений.
Корреспонденция и обзор. Отчёт как информационный жанр. Понятие
публичного отчёта. Репортаж как жанр. Фоторепортаж. Особенности
жанра.Интервью как жанр.
Тема 8. Аналитические жанры (12 часов)
Особенности жанров. Тематика и проблематика статьи. Заголовок.
Аналитические обозрения как жанр. Полемика как жанр. Эссе как жанр.
Рецензия как жанр. Особенности оценочных эпитетов.
Тема 9. Художественные жанры (12 часов)
Зарисовка как жанр. Очерк как жанр журналистики. Постановка
проблемы. Глобализация мышления. Очерк и эссе: сходство и отличия.
Памфлет и фельетон. Жанровые особенности Юмор и сатира в
журналистике.
Раздел 4. Интернет безопасность (10 ч.)
Тема 10. Виртуальный мир (4 часа)
Теория: положительные и отрицательные стороны интернета. Правила
безопасного общения в интернете.
Тема 11. Интернет – ловушки (4 часа)
Теория: Кибербуллинг.
Тема 12. Кибер-безопасность (2 часа)
11

Теория: правила безопасного использования мольных телефонов и
планшетов.

Раздел 4. Оформление журналистского материала (42 ч.)
Тема 13. Особенности оформления различных материалов (12 часов)
Теория: Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский»
заголовок. Как привлечь внимание читателя заголовком. Типология
заголовков, вариации. Рубрика – смысловая нагрузка и оформительский
элемент. Постоянная рубрика и периодическая. Особенности тематической
страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы – тонкости
настроения перед праздником.
Практика: подготовка праздничного или тематического материала.
Упражнения на подбор заголовка к материалам. Отработка типов заголовков.
Тема 14. Художественное оформление материала (12 часов)
Теория: Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым
заметкам, зарисовкам). Дополнение к материалу или отдельный объект?
Особенности фотографии: четкость, яркость, цвет.
Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может
ли рисунок заменить фотографию? Карикатура.
Практика: Постановочные фотографии к выданным материалам.
Репортажная съемка. Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в
клеточку» и др.
Тема 15. Работа над выпуском газеты (16 часов)
Практика: редактура и корректировка материалов для газеты. Вычитка,
начальное макетирование.
Тема 16. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Анализ выпусков газеты за год. Подведение итогов.
Практика: Карта самооценки. Планы на следующий год, раздача заданий
на лето.

12

1.4 . Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Азы
журналистики».
В итоге освоения программы, учащиеся знают/понимают:
- историю возникновения журналистского искусства
- виды и особенности различных жанров журналистики;
- виды СМИ, их природу и особенности;
- основы информационной безопасности;
- собирать, анализировать, обрабатывать полученную информацию;
развитие памяти, внимания, фантазии;
- самостоятельно выбирать тематику материалов, подбирать источники
информации;
- владеют профессиональными журналистскими навыками, дающими
возможность раскрыть свои способности: креативности, ответственности,
инициативности и др.;
- имеют начальные знания и навыки работы в программах AdobePhotoshop,
PageMaker, AdobeInDesign;
умеют:
- самостоятельно выбирать тематику материалов;
используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- публикации не менее 3-х материалов в различных жанрах в газетах.

По итогу освоения программы учащиеся достигнут следующих результатов личностные:
 уважительно относятся к мнению других, истории и культуре других
народов.
самостоятельны и несут ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.
13

владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умеют находить выходы из спорных ситуаций.
предметные:
умеют создавать тексты разных жанров;
 умеют регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать
события, брать интервью.
метапредметные:
используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами, соблюдают нормы информационной
избирательности, этики и этикета.
умеют извлекать информацию из различных источников, умеют работать с
текстом.
владеют всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи.
умеют слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку.

14

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

259 дней

Даты начала и окончания учебных 15.09.2020г. по 31.05.2021г.
периодов:
Количество учебных недель, дней:

36 недель, 72 дня

Режим работы:

2 раза в неделю по 2 часа

Выходные дни

Суббота, воскресенье

Праздничные дни

Установленные законодательством
Российской Федерации

Продолжительность зимних каникул 10 дней
(даты
начала
и
окончания 01.01.2021г. – 11.01.2021г.
каникулярного периода):
Продолжительность летних каникул

96 дней

(даты
начала
и
окончания 01.06.2020г. – 31.08.2020г.
каникулярного периода):

2.2.

Условия реализации программы.

Успешной реализации программы способствует наличие постоянного
рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и
оборудованием.
Помещение
должно
быть
светлым,
просторным,
хорошо
проветриваемым.
Материально-техническое обеспечение:

IBM PC – совместимыйкомпьютер;


процессор Pentium-II 300 и выше;
15



оперативная память 128 Мб и больше;


видеокарта, поддерживающая 16-битный цвет (65 000
оттенков) и разрешение 800х600 (желательно – 1024x68);


дисплей с диагональю 15 дюймов;



графический планшет Wacombamboo любой модификации;



цифровойфотоаппарат;



сканер;



маркерная доска для планирования проектов;



выход в Интернет (ограниченный доступ);



цветнойпринтер (струйный).



Мультимедийный проектор (с экраном)



Диктофон;



Фильтр-удлинитель (для офиса с заземляющим контактом,

с встроенной защитой от перегрузки и короткого замыкания, с защитой
модемной линии);


Бумага для работы на лазерном принтере;



Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры

и др.
Информационное обеспечение:
 копилка мультимедийных презентаций по темам.
 набор CD дисков с программами.
Программноеобеспечение:
 Операционная система: Windows 7 или Windows 8;
 ГрафическийредакторPage Maker;
 Графическийредактор Adobe InDesign;
 Графическийредактор Adobe Photoshop;
16

 Программа для просмотра рисунков (любая).
Методическое обеспечение:

раздаточный материал по жанровой тематике (художественнопублицистические, аналитические, информационные жанры);

методические материалы с лекциями по теории журналистики;

карточки для проведения занятий по развитию памяти, фантазии
и внимания;

видеолекции по журналистике;

презентационные материалы к занятиям;

подборка печатных изданий.

методические разработки занятий;

копилка творческих достижений воспитанников

инструкции по охране труда и технике безопасности;

информационный стенд;

стенд «Техника безопасности».
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования имеет высшее образование,
первую квалификационную категорию, курсы ПК 120 часов по
дополнительной профессиональной программе «Теория и практика
организации деятельности педагога дополнительного образования, педагогаорганизатора»
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности в соответствии с учебным планом и
календарным учебным графиком разработаны формы аттестации,
отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азы
журналистики»: практическая работа, выполнение и презентация творческого
проекта, защита индивидуального проекта, игра, тестирование, выставка
работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Азы
журналистики»:итоговая работа, журнал посещаемости, материалы
анкетирования и тестирования, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
17

«Азыжурналистики»: аналитический материал по итогам проведения
стартовой и итоговой диагностики, аналитическая справка, демонстрация и
защита творческих работ, диагностическая карта, участие в конкурсных
событиях различного уровня, портфолио.
2.4.

Оценочные материалы

Разработаны материалы для проведения стартовой и итоговой
аттестации (Приложение 1).
Для выявления динамики качества усвоения программного материала
каждым ребенком предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый - определение исходных знаний учащихся. Может
проводится в виде собеседования, тестирования.
- Текущий контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения этапов работы. Осуществляется педагогом
по результатам выполнения учащимися практических заданий.
- Итоговый - определение объема и качества полученных учащимися
знаний. Может проводится в виде творческого проекта, презентации работ,
контрольного тестирования.
- Самооценка и самоконтроль - определение учащимися границ своего
«знания - незнания», «умения - неумения». Осуществляется учащимися
самостоятельно по всем видам контроля.
Для оценки эффективности освоения программного материала
(текущий контроль) используются следующие показатели:
– самостоятельность при выполнении заданий: чем помощь педагога
меньше, тем выше самостоятельность учащихся, и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
– активность учащихся на занятии: активное поведение учащихся на
занятиях, заинтересованность, любопытство обеспечивают положительные
результаты занятий;
– практическое использование полученных результатов: участие
готовых работ в конкурсах, выставках, использование работ в школьных
предметах.
Данные показатели определяются по уровням проявления:
- Высокий уровень – показатель четко выражен;
- Средний уровень – показатель неустойчивый, выражен не в полной
мере;
- Низкий уровень – показатель не выражен или выражен слабо.
18

Уровни проявления показателей определяются педагогом на основе
наблюдений и самостоятельно учащимися. Затем вносятся в индивидуальный
лист оценки эффективности освоения программного материала (Приложение
1).
Разработаны тестовые материалы (Приложение 2) для проверки
уровня освоения программного материала.

2.5.

Методические материалы

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Азы журналистики» осуществляется в очной
форме.
Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой, проектный.
Для повышения мотивации к занятиям применяются методы
воспитания – убеждение, поощрение, стимулирование.
Формы проведения учебных занятий: демонстрация – объяснение,
мультимедийная презентация, мастер-класс, открытое занятие, практическое
занятие, представление, презентация, защита проектов, фестиваль, конкурс.
Педагогические технологии – технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, технология проектной деятельности, технология игровой
деятельности,
коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности.
Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый)
1. Инициация (приветствие)
 Создание эмоционального настроя
2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание)
 Формулирование цели и содержание деятельности занятия
3. Формирование ожиданий учащихся
 Выяснение ожиданий и опасений предстоящей деятельности
4. Теоретическая часть
19

 Объяснение нового материала,
мультимедийная презентация и т.п.

лекция,

интерактивная

лекция,

5. Динамическая пауза
 Снятие напряжения, усталости
6. Практическая часть
 Игра, работа над творческим проектом, конкурс и т.п.
7. Подведение итогов
 Рефлексия, анализ и оценка занятия.
Дидактические материалы для реализации программы:
 Тестовые материалы для проверки уровня освоения программного
материала;
 Методики диагностик;
 Кейсы с теоретическим материалом;
 Практические задания;
 Электронная база графических файлов;

20

2.6 Список используемых источников
1. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С.
Авраамов. - М.: МГУ, 2003. - 264 c. – Текст: непосредственный.
2. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для
студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 c. – Текст:
непосредственный.
3. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.– Текст: непосредственный.
4. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная
концепция: Анализ журналистских текстов / В.В. Богуславская. - М.:
Издательство ЛКИ, 2017. - 280 c.– Текст: непосредственный.
5. Быков, А.Ю. История Зарубежной Журналистики: Учебник Для
Бакалавров / А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов. - Люберцы:
Юрайт, 2015. - 366 c.– Текст: непосредственный.
6. Васильева, Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту
"Журналистика". Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В. Васильева, Н.З.
Киселева, И.В. Голубцова. - М.: МГИМО, 2007. - 98 c.– Текст:
непосредственный.
7. Ким, М. Основы теории журналистики: Учебное пособиеСтандарт
третьего поколения. Для бакалавров / М. Ким. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.–
Текст: непосредственный.
8. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина,
С.С. Распопова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 320 c.– Текст: непосредственный.
9. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник / Г.В.
Лазутина. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 224 c.– Текст: непосредственный.
10. Чиронова, И.И. Английский язык для журналистов: Учебник / И.И.
Чиронова, Е.В. Кузьмина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.– Текст:
непосредственный.
11.
Жанры
журналистики:
шпаргалки.
–
URL:http://refleader.ru/jgemeryfsatyyfs.html (дата обращения 25.12.2019).–
Текст: электронный.
12. Уроки журналистики. – URL:https://4brain.ru/journalism/1.phр(дата
обращения 2.12.2019).– Текст: электронный.
13. Дополнительная
объединения

образовательная

«Журналистика

и

URL:https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe21

программа
газетное

творческого
дело».

–

obrazovanie/library/2016/11/27/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma (дата
обращения 3.11.2019).– Текст: электронный.
Список литературы для учащихся
1. Балахонская, Л. В. PR-текст: структура, содержание, оформление / Л.
В. Балахонская. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 198 с. –
Текст: непосредственный.
2. Живой репортаж /А. Ермилов. – Москва: Эксмо, 2016. – 112 с.
3. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А.
Коханова. – Москва: Академия медиаиндустрии, 2018. – 370 с. – Текст:
непосредственный.
4. Лукина, М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика / М. М. Лукина. –
Москва: Аспект пресс, 2017. – 348 с. – Текст: непосредственный.
5. Машкова, С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С. Г.
Машкова. – Тамбов: ТГТУ, 2017. – 80 с. – Текст: непосредственный.
6. Петрова, О. А. Детская журналистика: Учебно-методическое пособие
для студентов специальности «Журналистика» / О. А. Петрова. – Тюмень:
Издво Тюменского государственного университета, 2016. – 104 с. – Текст:
непосредственный.
7. Универсальный журналист (переиздание) / Рендалл Дэвид; пер. с анг.
Алексея

Порьяза,

под

ред.

Владимира

Харитонова.

–

Москва:

IndependentTraining @ Consultancy, 2017. – 120 с. – Текст: непосредственный.
8. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб.
Пособие / Е. В. Черникова. – 2-е изд., испр. И доп. – Москва: Школа
издательского и медиа бизнеса, 2017. – 414 с. – Текст: непосредственный.

22

Приложение 1
Лист оценки эффективности освоения программного материала
итоговая аттестация
Фамилия, имя учащегося: __________________________________________
Наименование программы: _________________________________________
Год обучения _____________________________________________________

23

Оценка педагога

Показатель
практического
использования

Самооценка

Оценка педагога

Показатель
активности

Самооценка

Оценка педагога

Название
работы

Самооценка

Раздел

Показатель
самостоятельности

Средний уровень

Уровень проявления показателя
эффективности освоения программного
материала
(В – высокий, С – средний, Н – низкий)

Приложение 2
Тест по Основам журналистики
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите один вариант ответа. Запишите его в поле для
ответа.

1. Журналистика – это…
А. Наука о журналистах
Б. Область научно - практической деятельности
В. Вид деятельности по подготовке и доведению до потребителя информации.
Г. Сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.
Ответ:______________

2. Журналист – это…
А. Человек, который пишет статьи в газету.
Б. Лицо, которое доводит до потребителя информацию.
В. Человек, который является посредником между читателем и информацией.
Г. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и
материалов для редакции средства массовой информации.
Ответ:______________

3. Основные методы получения информации
А. Опрос, наблюдение, интервью.
Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.
В. Наблюдение, работа с документами.
Г. Опрос, интервью, методы исследования аудитории.
Ответ:______________

4. Основные жанры школьной газеты.
А. Информационные заметки, интервью, репортажи.
Б. Статьи, заметки, очерки, репортажи.
В. Информационные заметки, интервью, статьи.
Г. Статьи, информационные заметки, репортажи.
Ответ:______________

24

5. Лид – это…
А. Маленький рассказ.
Б. Первый абзац публикации.
В. Метод сбора информации.
Г. Последний абзац публикации.
Ответ:______________

6. Желтая пресса – это…
А. Газета желтого цвета
Б. Газета, информация в которой основана на слухах и сплетнях.
В. Самая качественная пресса.
Г. Пресса для домохозяек.
Ответ:______________

7. Закон о СМИ регулирует
А. Отношения между изданиями и массовой аудиторией.
Б. Отношения между журналистами.
В. Отношения между разными СМИ.
Г. Отношения между журналистом и читателем газеты.
Ответ:______________

8. Этические нормы и кодексы журналистского поведения.
А. Это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде моральные
предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.
Б. Это свод законов и правил поведения журналиста, закрепленные законом.
В. Это международный закон о журналистах.
Г. Это необязательное соблюдение норм.
Ответ:______________

9. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был разработан
А. В 1984 году
Б. В 1894 году
В. В 1991 году
Г. В 2004 году
Ответ:______________
25

10. К основным методам исследования аудитории относится:
А. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование.
Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.
В. Наблюдение, опрос, работа с документами.
Г. Наблюдение, тестирование, работа с документами.
Ответ:______________

11. Форма диалога присутствует в журналистском жанре:
А. интервью
Б. отчета
В. заметки
Ответ:______________

12. К исследовательско — образным жанрам журналистики относится:
А. памфлет
Б. эссе
В. статья
Ответ:______________

13. Пергамент как материал для письма был изобретен в:
А. Азии
Б. Африке
В. Европе
Ответ:______________

14. Бумага попала в Европу через Японию и арабские страны в:
А. 8 веке
Б. 14 веке
В. 10 веке
Ответ:______________

15. День свободной прессы в РФ отмечается:
А. 22 января
Б. 13 января
26

В. 3 января
Ответ:______________

16. Главная цель журналистского труда состоит в:
А. передаче информации
Б. создании журналистского текста
В. сборе информации
Ответ:______________

17. Информационное сообщение о событии или мероприятии — это:
А. очерк
Б. отчет
В. эссе
Ответ:______________

18. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для:
А. репортажа
Б. корреспонденции
В. фельетона
Ответ:______________

19. Анкетирование как способ получения информации используется в жанре:
А. рецензии
Б. отчета
В. репортажа
Ответ:______________

20. Одна из главных целей журналистского труда:
А. интенсификация
Б. коммуникация
В. Репрезентация
Ответ:______________

27

Внимательно прочитайте вопрос. Ниже, в поле для ответа, напишите свой вариант ответа.
Ответов может быть несколько.
1. Перечислите виды Средств массовой информации, которые вы знаете:
Ответ:_______________________________________________________________________________

2. Назовите основные качества журналиста
Ответ:_______________________________________________________________________________

3. Какой стиль речи употребляется при выступлении перед аудиторией?
Ответ:_______________________________________________________________________________

4. Какие бывают виды анкет по числу респондентов?
Ответ:_______________________________________________________________________________

5. Какое бывает анкетирование по типу контактов?
Ответ:_______________________________________________________________________________

6. Переведите на русский publicrelations.
Ответ:_______________________________________________________________________________

7. Нужна ли нам жёлтая пресса? И почему. Ниже в поле для ответов, запишите своё мнение по
данному вопросу.
Ответ:_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

8. Каким вы видите СМИ в будущем?
Ответ:_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

28

Приложение 3
Тесты по итогам изучения жанров
Тема 1: Репортаж.
1. Как называется материал, в котором читателям дается наглядное представление о
том, или ином событии через непосредственное восприятие журналиста очевидца
или действующего лица?
А.Интервью. Б. Репортаж. В. Очерк.
2.Какие элементы жанров журналист может включить в репортаж?
А. Элемент отчета.
Б. Элемент беседы, интервью.
В. Зарисовки.
Г. Прямую речь.
Д. Красочное отступление.
Е. Картинное описание какого-нибудь эпизода.
Ж. Характеристику персонажей.
З. Литературный образ, исторические параллели.
3. От чьего лица ведется рассказ в репортажах?
А. От автора, который присутствовал на событии.
Б. От автора, который был участником события.
В. От человека, который рассказывал автору о событиях.
4. Как строится повествование репортажа?
А. Автор называет себя «я», «мы».
Б. Автор придумывает вымышленное имя.
5. Какие виды репортажей вам известны?
6. Найди соответствие:
А. Материал, повествующий о какомнибудь общественно-значимом событии,
произошедшем недавно. Это событие должно быть описано оперативно, иначе новость
потеряет значение. Событие, в котором автор является участником или свидетелем ,
проходит помимо его воли. Журналисту приходится излагать события в хронологическом
порядке, ибо перестановка фактов может нарушить их логический ход, что будет
являться нарушением истины.
Б. Автор идет не от событий, а от темы, которую выбрал автор по своей инициативе; он
избирает объект, направляется туда, участвует в событиях, собирает материал, наблюдая.
29

В этом случае не обязательно придерживаться хронологии. Журналист пишет репортаж
так, как ему
В. Выдвигается проблема, осмысливается, анализируются собранные материалы. С их
помощью журналист обращает внимание читателей на тот или иной вопрос, требующий
дальнейшего обсуждения и решения.
1) Тематический репортаж.
2) Постановочный репортаж
3) Событийный репортаж
7. Найди правильный ответ:
А. В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и
художественность.
Б. Автор не может в репортаже делиться своими наблюдениями, переживаниями,
приводить подробности, чтобы не навязывать своего мнения читателю. В. Чертой
репортажа является динамично развивающееся действие.
ОТВЕТЫ: 1 Б. 2 – все. 3 – А, Б. 4 – А. 5 – событийный, тематический,
постановочный.
6. 1) – Б; 2) –В; 3) – А. 7. –А, В.
Тема 2. Хроника. Информация. Отчёт. Заметка
1. Как называются небольшие, порой однофразные сообщения, не имеющие своего
заголовка?
А. Хроника. Б. Корреспонденция. В. Заметка.
2. Какие названия рубрик подходят к хронике, а какие к информации?
А. Хроника.
Б. Информация.
1) «Только факты» «День за днём» «Новости»
2) «Коротко о разном» «Отовсюду» «Лента времени» и т.д.
3. Найди соответствие:
1) Расширенная информация
2) Короткая информация
А. 10 – 30 строк, имеет свой заголовок. Это хроника с подробностями. Такое изложение
даёт яркое представление о случившемся событии.
Б. 40 50 строк, заголовки, подзаголовки. Излагает события более широко, с
многочисленными подробностями. Имеет возможность дать в тексте историческую
справку, привести сравнение, характеристику людей, принимавших участие в событии,
описать местный колорит (кратко), начать описание вступлением и завершить концовкой.
4. Какой жанр публицистики освещает такие события, как слёт, встреча, выставка,
митинг, соревнование, праздники и т.д.?
30

А. Заметка. Б. Комментарий. В. Отчёт.
5. Найди соответствие:
1) Общий отчёт
2) Тематический отчёт
3) Отчёт с комментариями
А. Не только сообщается о событии, но и комментируется, оценивается событие,
делаются выводы
Б. Сообщение о событии с изложением фактов в хронологическом порядке, без
комментариев
В. Описание проходившего события выборочно, то есть только некоторые вопросы темы,
нужные журналисту
6. Как называется письмо читателя с ответом или комментарием редакции,
специалиста?
А. Заметка. Б. Комментарий. В. Отчёт.
ОТВЕТЫ: 1. –А.
А

2. А2); Б 1).

3. А –2); Б 1).

4 В.

5. 1) Б; 2) –В; 3) –А.

6. –

Тема 3: Интервью
1. Как называется беседа, предназначенная для опубликования в прессе или
передаче по радио?
А. Интервью. Б. Репортаж. В. Очерк.
2. Какие существуют требования к интервью?
А. Указать, с кем ведётся беседа (фамилия, имя, отчество, профессия, должность).
Б. Указать с кем ведётся беседа (фамилия, имя, отчество, должность, семейное положение,
год рождения и т.д).
В. Указать, что является целью беседы, темой.
Г. Общее изложение мнения этих людей по вопросам, избегая деталей.
Д. Сообщаются подробности, новости.
Е. Сообщается, как получено (в личной беседе, по телефону).
3. Каковы особенности интервью?
А. В нём ведётся изложение фактов от имени человека, которого интервьюируют, а не от
имени журналиста.
Б. В нём ведётся изложение фактов от имени журналиста.
4. Что должен знать и уметь журналист при подготовке к интервью?
31

А. Ориентироваться в теме.
Б. Задавать интересные вопросы.
В. Избегать вопросов, требующих односложных ответов.
Г. Отражать интересы читателей.
Д. Наводить на нужные журналисту ответы.
Е. Готовиться заранее, продумывать вопросы.
Ж. Заранее показать вопросы собеседнику.
З. Если собеседник не ответил на вопрос, вернуться к этой теме позднее в другой форме.
И. Не задавать два вопроса сразу.
5. Как оформляется интервью?
А. Интервью предполагает предварительное описание для введения читателя в курс дела.
Б. Журналист не должен комментировать интервью, чтобы не искажать смысл ответов
собеседника.
В. Журналист обязательно должен сделать свой вывод, чтобы последнее слово осталось за
ним.
6. Найди соответствие:
Виды интервью 1) Интервью монологи 2) Интервью диалоги 3) Коллективное интервью
4) Анкета 5) Интервью зарисовка
Определение
А. Мнение нескольких людей
Б. Журналист не только задаёт вопросы, он высказывает своё мнение по поводу темы или
вопросов беседы, рассказывает об обстановке во время беседы, комментирует её,
сообщает о своём впечатлении об ответах, воссоздаёт в какойто мере облик своего
собеседника
В. Вопросы ответы
Г. Один вопрос подробный ответ
Д. Массовый вид интервью, полученные ответы анализируются, и делаются выводы
ОТВЕТЫ: 1.А. 2. А, В, Д, Е. 3. А. 4. – все. 5. –А. 6. 1) –Г; 2) –В; 3) – А; 4) –Д; 5) –Б.

Тема 4: Корреспонденция
Статья. 1. Каковы цели корреспонденции?
А. Проанализировать факт или группу фактов, какое то явление из политической,
экономической или культурной жизни.
Б. Оперативно и чётко описать факт из жизни.
32

В. Обратиться к какой либо определённой группе людей, от которых зависит решение
данного вопроса.
2. Как называется материал, который освещает факты и явления общественной
жизни, теоретически и практически обобщая и научно анализируя их?
А. Репортаж. Б. Очерк. В. Статья.
3. Каковы задачи статьи?
А. Осмыслить не локальную ситуацию, а явления или группу явлений, выводы большого
масштаба.
Б. Проанализировать факт или группу фактов, какое – то явление из политической,
экономической или культурной жизни.
4. По каким принципам строится корреспонденция и статья? Найдите соответствие:
Статья 1) От частного к общему (локальная ситуация)
Корреспонденция 2) От общего к частному
А. Здесь развиваются теоретические проблемы; описывается политика, вскрываются
недостатки
Б. Описываются не только факты, раскрывается их сущность, внутренний смысл,
подробности с места, картинка событий, характеристика персонажей
5. Требования к статье:
А. Материал должен носить дискуссионный характер.
Б. Материал должен давать пищу для размышлений.
В. В материале не должен присутствовать творческий стиль.
Г. В материале должна присутствовать убедительность ( с помощью примеров, фактов,
иллюстраций).
Д. В материале не должна присутствовать критика.
Е. Материал должен обличать недостатки, но не волновать читателя.
Ж. Материал должен содержать выводы, оценки, рекомендации.
З. Нельзя использовать литературные приёмы, элементы зарисовки, очерка, диалога и т.д.
И. В материале должны присутствовать логика аргументации, точность
словоупотребления, целеустремлённость, доходчивость.
ОТВЕТЫ: 1. А, Б.
Ж, И

2. В.

3. А. 4. статья 2) –А; корреспонденция 1) –Б. 5. А, Б, Г,
Тема 5: Очерк

1. Как называется малая форма художественной литературы, рассказ, построенный
на фактическом материале, а не на вымысле?
А. Репортаж. Б. Очерк. В. Статья.
33

2. По каким законам жанра пишется публицистический очерк?
А. Очеркист даёт оценку событиям и фактам, исследуя вопрос в нужном ему ракурсе, по
определённому плану.
Б. Очерк призван дать образное представление о людях, показать явления. Его герои –
живые люди, события в нём воспроизводятся документально.
3. Что общего между очерком и рассказом?
А. Очерк ведёт повествование без приукрашивания фактов и событий, ему
противопоказана выдумка, «домысливание».
Б. Очерк роднит с рассказом описание природы и героев, использование различных
средств, помогающих придать изложению художественную выразительность.
4. Найдите соответствие определений и этапов очерка:
1) Экспозиция 2) Завязка 3) Кульминация 4) Концовка
А. Начало действия
Б. Развязка (итоги, результаты)
В. Введение читателя в курс событий, характеристика действующих лиц, описание героев
или условий, в которых будут разворачиваться события
Г. Наивысшее напряжение ( события, само действие)
5. Каковы требования к написанию очерка?
А. Очерк – это образное и рельефное развитие темы.
Б. Язык очерка образен, меток, отточен, используются эпитеты, метафоры, меткие
сравнения, народные поговорки, живая речь героев.
В. Очерк не обязательно строить так, чтобы в нём раскрывались смысл и значение
явления.
6. Найдите соответствие:
1) Сюжетный очерк 2) Описательный очерк
А. Событийный
Б. Проблемный
В. Портретный
Г. Путевой
а) В таких очерках внимание читателей сосредоточено на решении злободневных
вопросов
б) Наблюдение фактов и явлений во время поездки. В путевых заметках повествование
ведётся в чисто информационном плане, а в путевом очерке автор приводит не только
факты, но и анализирует их, раскрывает сущность, рассуждает по их поводу.

34

в) Посвящается событию, явлению. Он пишется красочно, эмоционально, необходимо
подробно передать в нём картину события, которая даёт повод для интересных
сопоставлений, размышлений, обобщений.
г) О человеке, герое, его черты живо описываются (только положительный персонаж).
Обобщённые образы героев, фамилии их могут быть изменены, а также названия мест.
ОТВЕТЫ: 1. – Б.
2. – А, Б. 3. – Б.
6. 1) – Ба; 1) – Вг; 2) – Ав; 2) – Гб.

4. 1) – В; 2) – А; 3) – Г; 4) – Б.

35

5. – А, Б.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».