Класс гитары

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Класс гитары»
художественная направленность

Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 3 года

Разработчик:
Лепешкин Алексей Владимирович,
педагог дополнительного образования

Гурьевский муниципальный округ
2020

Разработчик: Лепешкин Алексей Владимирович, педагог дополнительного
образования МБУ ДО «Центр детского творчества»

Лепешкин Алексей Владимирович «Класс гитары»[Текст]: Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа / Лепешкин Алексей
Владимирович. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. –
62 с.

В программе «Класс гитары» детально прописана система обучения (теория
и практика) игре на гитаре. Она направлена на развитие творческих
способностей учащихся через овладение навыками игры на гитаре.
Программа
адресована
педагогам
дополнительного
образования,
преподавателям игры на гитаре.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ……………………3
1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….……………...3
1.2. Цель и задачи программы …….……………………..……………………..8
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
продвинутого уровня сложности ……………………………………………….9
1.4 Планируемые результаты…………………………………………………...34
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..…………....38
2.1. Календарный учебный график .……………………………...………….…38
2.2. Условия реализации программы …………………………..........................39
2.3. Формы аттестации ……………………………………..…………………...40
2.4. Оценочные материалы .………….……………………………………..…..40
2.5. Методические материалы ………………………………..……………..….41
2.6. Список литературы …………………………………..………………….….43
Приложения
Приложение 1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Класс гитары»...........45
Приложение 2. Индивидуальная карта учета динамики результатов
обучения……………………………………………………………………….....47

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Класс гитары» соответствует требованиям действующих нормативных
правовых актов и содержит все необходимые компоненты, предусмотренные
федеральным законодательством:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
- Государственная программа РФ развитие образования на 2018 – 2025
гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. №1642);
- Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2025 года
(распоряжение Правительства РФ 29.05.2015 №996-р);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 05.05.2018 г.
№298н);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
3

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 093564

«О

внеурочной

деятельности

и

реализации

дополнительных

общеобразовательных программ» (вместе с «Методические рекомендации по
организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»);
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об
утверждении

Правил

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей» (от 5.04.2019 №740);
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013
№86-ОЗ;
- Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района, утверждённым
приказом директора № 24 от 01.09.2016 года.
- Локальные акты Центра детского творчества: Устав, Учебный план,
Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике
безопасности.
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Класс гитары» - художественная.
Актуальность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Класс гитары»основывается на анализе
детского спроса на дополнительные образовательные услуги.
В настоящее время среди всего многообразия видов деятельности
дополнительного

образования

наибольшей

популярностью

у

детей

подросткового возраста пользуется игра на музыкальном инструменте гитара.
4

Занятия музыкальным искусством, позволяют ребёнку полнее раскрыть
свой природный потенциал, способствуют более успешной личностной и
творческой реализации в разных профессиях и сферах жизни.
Педагогическая
общеобразовательной

целесообразность
программы

дополнительной

заключается

в

создании

особой

развивающей среды для выявления и развития общих и творческих
способностей учащихся, что может способствовать не только ихприобщению
к музыке, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Класс гитары» является предоставление
возможности каждому учащемуся выбирать собственный темп и объем
учебного материала. Так как содержание программы распределено

в

соответствии со следующими уровнями сложности:
«Начальный

уровень»–

предполагает

изучение

программы,

использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения её содержания. Данный уровень предполагает приобретение
учащимися начальных музыкально-теоретических знаний и практических
навыков в области нотной грамоты, метроритмической организации
звукового материала, основных средств музыкальной выразительности.
Приобретение начальных практических навыков игры на музыкальном
инструменте (классической гитаре).
«Базовый

уровень»

–

нацеливает

на

изучение

программы,

использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают

трансляцию

общей

и

целостной

картины

в

рамках

содержательно-тематического направления программы. На данном уровне
учащиеся овладевают всеми основными приемами игры на гитаре,
совершенствуют музыкально-исполнительские навыки, повышают общий
5

уровень музыкального развития на основе дальнейшего накопления,
обогащения и расширения круга музыкальных впечатлений, углубления
знаний о музыке, ее особенностях и закономерностях, о жизни и творчестве
выдающихся

композиторов

и

музыкантов-исполнителей

развивают

музыкальные способности и наклонности.
«Продвинутый уровень»– предусматривает изучение программы,
использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к
сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в
рамках содержательно-тематического направления программы. На данном
уровне

у

учащихся

формируется

художественное

мировоззрение,

эстетические взгляды и идеалы на основе дальнейшего углубления знаний об
искусстве вообще и музыкальном искусстве в частности. Воспитывается
стремление к самостоятельному художественно-музыкальному творчеству,
углубляются и расширяются музыкально-теоретические знания в области
классической и эстрадной музыки, музыкальных жанров и музыкальных
стилей, музыкально-исполнительских средств. Происходит дальнейшее
накопление

художественного

концертно-исполнительского

репертуара

(сольного и ансамблевого), расширяется практика сольных и ансамблевых
публичных выступлений, музыкально-пропагандистской деятельности.
Программа «Класс гитары» предоставляет учащимся возможность
занятий независимо от способностей и уровня общего развития и разную
степень освоения содержания детьми, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого учащегося.
Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся 1113 лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего
школьного возраста.
В этом возрасте у детей появляется желание иметь свою точку зрения,
всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в

6

размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в
непосредственно-чувственном восприятии.
Интенсивное физическое развитие вызывает возрастание энергии,
стремление к подвижности и активной деятельности, к разнообразию дел и
начинаний, а отсутствие необходимого опыта и умения правильно рассчитать
свои силы и возможности часто гасят эту энергию и активность, и приводит к
тому, что, не завершив одного дела, подростки принимаются за другое.
В процессе

воспитания,

естественно,

нужно поддерживать их

стремление к деятельности, приучать к тщательному взвешиванию своих сил
и к проявлению необходимых усилий для завершения начатого дела.
В познавательной деятельности ребята уже не удовлетворяются
внешней описательностью изучаемых явлений и фактов. Они стремятся
вникать в их сущность, глубоко осмысливать заключенные в них причины и
следствия. Поэтому определяющим направлением в обучении является
развитие мышления, сообразительности, логической памяти и творческих
способностей.
Здесь важно умение педагогов развивать потребностно-мотивационную
сферу подростков, широко использовать элементы занимательности учебных
занятий.
Задачей педагогов является помогать ребятам в решении трудно
решаемых проблем, встречающихся трудностей и требует особой чуткости,
тактичности и деликатности.
Организация занятий в музыкальном классе должна быть согласована и
скоординирована с общеобразовательной школой.

Регламент занятий

музыкального класса определяется тематическим планом, устанавливающим
для каждого уровня обучения количество и распределение учебных часов по
основным видам работы, исходя из суммарного годового фонда учебного
времени, а также сложности и значимости каждого вида работы в учебновоспитательном процессе.
7

Занятия

с

учащимися

в классе

классической гитары

ведутся

индивидуально. В конце каждого года обучения проводятся контрольные
занятия.
Форма обучения – очная.
При реализации программы возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
Реализация программы может осуществляться в дистанционном
режиме с применением информационно-телекоммуникативных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога,
согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского
творчества».

Формы

организации

образовательного

процесса

в

дистанционном режиме: e-mail, дистанционное обучение в сети Интернет,
видеоконференции,

on-line

тестирование,

надомное

обучение

с

дистанционной поддержкой, облачные сервисы и т.д.
Срок освоения программы– три года, содержание программы в
соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 288 часов.
Содержание программы представлено следующим образом:
- первый год обучения - 72 часа, из них 11 часов теории и 61 час
практических занятий;
- второй год обучения – 108 часов, из них16 часов теории, 92 часа
практических занятий;
- третий год обучения – 108 часов, из них 21 час теории, 87 часов
практических занятий.
Занятия по учебному плану первого года обучения проводятся 2 раза в
неделю по 1 академическому часу. По учебным планам второго и третьего
года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
При организации занятий и комплектовании групп учитывается возраст
детей.

Занятия

проводятся

в

индивидуальной

форме,

которая

являетсяосновной формой работы. Данная форма работы создает педагогу
8

условиядля внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого
ребенка,обеспечивает дифференцированный подход к обучению. При
реализациитеоретической части программы может быть использована
фронтальнаяформа

работы

(лекционный

тип

занятия

на

основе

мультимедийнойпрезентации).
На итоговых занятиях используется групповая форма работы,когда
учащимся предоставляется возможность самостоятельнопостроить свою
деятельность на основе принципа взаимозаменяемости,ощутить помощь со
стороны друг друга, учесть возможности каждого наконкретном этапе
деятельности.
Дополнительными формами занятий являются:
 изучениеаудио- и видеозаписей;
 выездные

занятия

–

посещение

различных

мероприятий:

концертов,
 концертныевыступления;
Формы занятий: лекция, беседа, практические занятия, занятие-тренаж,
игровая,игра-путешествие.
Все занятия, или их этапы, проводятся с применением технологии
проблемногообучения,

информационно-коммуникационных

технологий,

здоровье сберегающихтехнологий.
Формы подведения итогов реализации программы: участие вшкольных
концертах и мероприятиях, участие в конкурсах различного уровня. Это
наиболее объективная формаподведения итогов. Такая форма работы
позволяет учащимся критическиоценивать не только чужие выступления, но
и свои.
1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Класс гитары»

9

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся через
овладение навыками игры на гитаре.
Задачи:
- изучить основы музыкальной грамоты;
- научить основным приемам игры на шестиструнной гитаре;
-развивать специальные компетенции: музыкальный слух, музыкальная
память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость;
- способствовать формированию художественного вкуса;
- формировать устойчивый интерес к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Класс гитары»
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Класс гитары» отражено в учебном плане, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики,
иных видов учебной деятельности и формы аттестации, учащихся по годам
обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).
Учебный план первого года обучения

№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
Всего Теори Практ
контроля
я
ика

Раздел 1. «Основы музыкальной грамоты».
Раздел 2. «Обучение игре на музыкальном инструменте»
1

1.1.1.

Музыка для гитары.

2

1

1

Беседа

1.2.1. Нотная грамота
2. Обучение игре на музыкальном
10

инструменте.
2.1. Знакомство с изучаемым
музыкальным инструментом.
2

1.1.2. Музыкальный звук как
наименьший элемент музыки.
1.2.2. Счет и тактирование.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте
2.2. Постановка исполнительского
аппарата.

3

1

2

Практическая
работа

3

1.1.3. Строй гитары и правила
настройки инструмента.
1.2.3. Настройка гитары.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.3. Выработка правильного
звукоизвлечения способом
апояндо.

5

1

4

Практическая
работа

4

1.1.4. Музыкальный звукоряд.
Нотная запись.
1.2.1. Нотная грамота
1.1.5. Принцип нахождения звуков
соответствующих нотам на
инструменте.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.4. Освоение начальных
элементов техники левой руки.

7

1

6

Контроль
координации
всех звеньев
исполнительс
кого аппарата

5

1.1.6. Понятие музыкального
метра. Такт как период
метрической структуры. Понятие
затакта.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.5. Уяснение понятия
аппликатуры.

2

1

1

Контроль
соблюдения
аппликатурны
х вариантов
правой
и
левой рук

11

6

1.1.7. Определение длительности
сгруппированных нот.
1.1.8. Основные и производные
ступени музыкального звукоряда.
1.2.4. Названия альтерированных
звуков; нахождение их на грифе
гитары.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.6. Изучение диапазона гитары на
6-струнах в пределах первой
позиции.

21

1

7

1.1.9. Знаки сокращения нотного
письма (аббревиатуры).
1.1.10. Понятие музыкальной
паузы.
1.2.5. Определение длительности
пауз по их графическому
изображению.
1.2.6. Расшифровка знаков
сокращения нотного письма
(аббревиатур).

1

1

8

1.1.11. Двухголосие. Правила
записи голосов в нотах.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.7. Освоение игры двухголосия
на гитаре.

7

1

6

9

1.1.12. Понятие арпеджио.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.8.
Выработка правильного
звукоизвлечения
способом
тирандо.

6

1

5

10

1.1.13. Динамические оттенки
исполнения.
2. Обучение игре на музыкальном

5

1

4

20

Постоянное
отслеживание
соответствия
игры
на
инструменте
нотной
записи

Контрольные
вопросы

Контрольная
точка

12

инструменте.
2.9. Освоение техники исполнения
на гитаре музыкальной фактуры
гомофонного
11

1.1.14. Характер исполнения
музыкального произведения
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.10. Формирование начальных
навыков разбора нотного текста.

5

12

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.11. Изучение и практическое
освоение начальных элементов
исполнительской техники.

4

4

Контрольная
точка
«Начальные
элементы
исполнительс
кой техники»

13

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.12. Приобретение начальных
навыков чтения нот с листа.

4

4

Контрольная
точка
«Чтения
нотного
текста»

Итого:

72

1

11

4

61

Содержание учебного плана первого года обучения
1. Основы музыкальной грамоты
1.1.

Теоретическийкурс

Тема 1.1.1. Музыка для гитары. Возможности гитары: сольное
исполнение, гитара в оркестре, ансамбль гитары и т. д.
Тема 1.1.2. Музыкальный звук как наименьший элемент музыки.
Высота музыкального звука (абсолютная и относительная). Длительность
музыкального звука (абсолютная и относительная), организованность

13

звуковременных соотношений в музыке (начальное понятие ритма и темпа
как важнейших средств музыкальной выразительности).
Тема 1.1.3. Строй гитары и правила настройки инструмента.
Тема

1.1.4.

периодичность

Музыкальный

музыкального

звукоряд.

звукоряда,

понятие

Качественно-звуковая
октавного

деления

музыкального звукоряда, октава как ядро периодической структуры
музыкального звукоряда. Название семи основных ступеней октавы.
Нотная запись, краткие сведения из истории нотации. Современная
система

линейной

нотации.

Устройство

нотного

стана

(нотоносца):

классификация линий нотоносца (основные и добавочные), их количество и
порядок счета. Нота как графическое обозначение музыкального звука.
Элементы нотного знака: головка, штиль, крючок. Запись нот на нотоносце,
словесное определение места расположения ноты на нотоносце.
Тема 1.1.5. Принцип нахождения звуков, соответствующих нотам на
инструменте. Правописание штилей и крючков, правило направления штилей
при одноголосом и двухголосом изложении. Отражение относительной
высоты музыкальных звуков в нотной записи. Отражение относительной
длительности музыкальных звуков в нотной записи: основной закон
соотношения звуковых длительностей в музыке (1:2:4:8:16:32 и т. д.);
графическое изображение нот различных длительностей;

группировка

нотных знаков.
Тема 1.1.6. Понятие музыкального метра: метрическая «доля» как
счетная временная единица в музыке; метрический акцент; периодичность
чередования акцентированных и не акцентированных долей. Простой
двухдольный и трехдольный метр. Музыкальный размер как нотное
обозначение музыкального метра. Такт как период метрической структуры
музыкального произведения, обозначение акцентированной доли такта
тактовой чертой; двойная тактовая черта в середине и в конце музыкального
произведения и ее значение. Понятие затакта.
14

Тема 1.1.7. Определение длительности сгруппированных нот; знаки
увеличения длительности звука (точка справа от нотной головки, лигатура);
Тема 1.1.8. Основные и производные ступени музыкального звукоряда.
Обозначение производных ступеней музыкального звукоряда с помощью
знаков

альтерации.

Знаки

альтерации

(диез,

бемоль,

бекар)

и

их

правописание. Название производных ступеней музыкального звукоряда.
Ключевые и случайные знаки альтерации, отличие их в действии.
Тема 1.1.9. Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры): реприза,
вольта, форма DaCapo, знак повторения такта.
Тема 1.1.10. Понятие музыкальной паузы. Классификация пауз по их
относительной длительности. Обозначение пауз в нотах: графическое
изображение пауз различных длительностей; точка у паузы как знак
увеличения ее длительности.
Тема 1.1.11. Двухголосие. Правила записи голосов в нотах.
Тема 1.1.12. Понятие арпеджио. Апояндо и тирандо – два основных
приема звукоизвлечения на классической гитаре.
Тема

1.1.13.

Громкость

музыкального

звука

(абсолютная

и

относительная), организованность громкостных соотношений в музыке
(начальное
музыкальной

понятие

динамики).

выразительности.

Динамика

как

Динамические

важнейшее
оттенки

средство

исполнения

(динамические нюансы), их обозначение в нотах; постоянные и изменяемые
динамические оттенки, их обозначение; условность и относительность
динамических градаций в музыке; динамический акцент и его обозначение в
нотах.
Тема 1.1.14. Характер исполнения музыкального произведения, его
связь с характером и содержанием музыки. Обозначение характера
исполнения музыкального произведения в нотах.
1.2.

Практическийкурс

15

1.2.1. Нотная грамота: определение относительной длительности
музыкальных звуков по графическому написанию нотных знаков (одиночных
и сгруппированных); определение места расположения нот на нотоносце;
называние звуков по их нотному обозначению.
1.2.2. Счет и тактирование в двух-, трех- и четырехдольном
музыкальных размерах (в заданном темпе); ритмические упражнения (со
счетом и тактированием) в двух-, трех- и четырехдольном музыкальных
размерах.
1.2.3. Настройка гитары.
1.2.4. Названия альтерированных звуков; нахождение их на грифе
гитары.
1.2.5.

Определение

длительности

пауз

по

их

графическому

изображению; счет и тактирование пауз.
1.2.6. Расшифровка знаков сокращения нотного письма (аббревиатур).
Раздел 2. Обучение игре на музыкальном инструменте
2.1.

Знакомство

художественными

и

с

изучаемым

техническими

музыкальным

инструментом:

возможностями,

конструкцией,

правилами эксплуатации и хранения.
2.2. Выработка правильной посадки и правильного положения
инструмента во время игры, правильной своевременной постановки
исполнительского аппарата.
2.3. Выработка правильного звукоизвлечения способом апояндо.
2.4. Освоение начальных элементов техники левой руки. Работа над
координацией движений отдельных звеньев исполнительского аппарата.
2.5. Уяснение понятия аппликатуры, ее связи с художественной и
технической сторонами исполнения музыкального произведения, способа ее
обозначения в нотах для гитары.
2.6. Изучение диапазона гитары на 6-струнах в пределах первой
позиции.
16

2.7. Освоение игры двухголосия на гитаре.
2.8. Выработка правильного звукоизвлечения способом тирандо. Игра
арпеджированных аккордов.
2.9. Освоение техники исполнения на гитаре музыкальной фактуры
гомофонного склада на основе соединения двух основных способов
звукоизвлечения – апояндо и тирандо.
2.10. Формирование начальных навыков разбора нотного текста, его
связного воспроизведения на инструменте, разучивания и запоминания.
Выработка рациональной дисциплины.
2.11. Изучение и практическое освоение начальных элементов
исполнительской техники (мелодической и гармонической) и простейших
приемов игры на классической гитаре с использованием соответствующего
инструктивного

материала.

Выработка

методики

осмысленной,

целенаправленной работы над инструктивным материалом как важнейшим и
основным средством приобретения и развития исполнительской техники.
Воспитание творческого элемента в работе над инструктивным материалом.
2.12. Приобретение начальных навыков чтения нот с листа (на этюдах
и

пьесах

простейшей

одноголосной

и

фигурационно-гармонической

фактуры).
Учебный план второго года обучения

№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
Всего Теори Практ
контроля
я
ика

Раздел 1. «Основы музыкальной грамоты».
Раздел 2. «Обучение игре на музыкальном инструменте»
1

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.2.
Тембр музыкального
звука.

3

1

2

Контроль
владения
17

1.2.1.
Освоение
простейших
тембровых возможностей гитары.

тембром

2

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.2. Диапазон и регистры
музыкального звукоряда
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.1. Уяснение позиционного
принципа игры

2

1

1

Постоянное
отслеживание
правильного
звукоизвлече
ния

3

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.3. Музыкальный ритм.
1.2.2.
Дальнейшее
освоение
ритмических рисунков.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.2. Последовательное изучение и
практическое освоение позиций

6

4

2

Игра
под
метроном

4

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.4. Темп.
1.2.3. Перевод и смысловая
расшифровка
иностранной
музыкальной терминологии

7

6

1

Контрольная
работа

5

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.5. Мелизм.
1.2.4. Мелизмы: нахождение
мелизмов в нотной музыкальной
литературе и определение их вида

5

4

1

Контрольные
вопросы

6

1. Основы музыкальной грамоты.
1.2.5. Практика игры в ансамблях
малого состава.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.3. Работа над ощущением и
точной фиксацией позиции

6

1

5

Контроль
фиксации
позиций

18

7

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.4. Изучение новых элементов и
исполнительских
приемов
гармонической и мелодической
техники правой руки.

6

6

Контрольное
занятие

8

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.5. Работа над звуком на основе
совершенствования
техники
звукоизвлечения
(тирандо
и
апояндо).

10

10

Постоянный
контроль за
правильность
ю
звукоизвлече
ния

9

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.6. Развитие исполнительской
техники левой руки: работа над
растяжкой
пальцев;
развитие
аппликатурных навыков, изучение
и
практическое
освоение
важнейшего
аппликатурнотехнического гитарного приема –
баррэ.

6

6

Контрольные
упражнения

10

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.7. Изучение и практическое
освоение
особых
способов
звукоизвлечения и приемов игры
на
классической
гитаре:
техническое легато (восходящее и
нисходящее),
натуральные
флажолеты, вибрато, портаменто,
глиссандо, арпеджиато.

4

4

Контроль
техники
исполнения

11

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.8. Овладение артикуляционноштриховой гитарной техникой
(легато, нон легато, стаккато).

6

6

Контроль
техники
исполнения

12

2. Обучение игре на музыкальном

4

4

Контроль
19

инструменте.
2.9. Развитие и
совершенствование методики
осмысленной, целенаправленной
работы над инструктивным
материалом с постепенным
расширением круга и
усложнением ставящихся в этой
работе задач.

координации
всех звеньев
исполнительс
кого аппарата

13

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.10. Развитие навыков
художественного исполнения
музыкального произведения на
основе расширения круга
используемых музыкальновыразительных исполнительских
средств.

4

4

Контрольные
исполнения

14

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.11. Закрепление навыков чтения
нот с листа (на этюдах и пьесах
двухголосной и фигурационногармонической фактуры).

6

6

Проверка
умения
чтения нот с
листа

15

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.12. Закрепление и дальнейшее
развитие навыков коллективного
исполнительства
на
основе
усложнения ансамблевых форм,
увеличение
количественного
состава участников ансамбля.

34

34

Разносторонн
яя
оценка
ансамблевого
исполнения

Всего:

108

16

92

Содержание учебного плана второго года обучения
Раздел 2. Основы музыкальной грамоты
1.1.

Теоретический курс
20

1.1.1. Тембр музыкального звука, тембровая организация в музыке и ее
музыкально-выразительное значение (начальное понятие инструментовки).
Тембровые особенности строя гитары.
1.1.2. Диапазон и регистры музыкального звукоряда. Суть и смысл
октавного

транспонирования

нотной

записи

для

гитары.

Понятие

равномерно-темперированного строя. Энгармонизм музыкальных звуков.
1.1.3. Ритм как организация временных соотношений музыкальных
звуков. Выразительное значение музыкального ритма. Музыкальный метр
как система организации музыкального ритма.

Выразительное значение

музыкального метра.
1.1.4. Темп как скорость движения (частота пульсации) счетных
временных единиц (метрических долей) в музыкальном произведении.
Значение темпа в музыке, обусловленность темпа характером и содержанием
музыкального произведения.

Условные

градации

темпа

в музыке

(медленный, умеренный, быстрый); обозначение темпа в нотах; наиболее
употребительные

разновидности

и

обозначения

темпа;

обозначение

изменений темпа (замедление, ускорение).
1.1.5. Мелизм как средство музыкальной орнаментики: понятие
мелизмов как устойчивых по форме мелодических украшений в вокальной и
инструментальной музыке; основные виды мелизмов (короткий и долгий
форшлаг, двойной и тройной мордент, группетто, трель); обозначение
мелизмов в нотах и их исполнение; особенности трактовки и использования
мелизмов в профессиональной и народной музыке в различные исторические
периоды развития музыкального искусства; связь мелизматики с искусством
импровизации.

1.2.

Практический курс

1.2.1. Освоение простейших тембровых возможностей гитары.

21

1.2.2. Дальнейшее освоение ритмических рисунков на заданной
метрической основе (обязательно играя с метрономом). Расширение
темповых исполнительских возможностей.
1.2.3. Перевод и смысловая расшифровка иностранной музыкальной
терминологии, используемой для обозначения темпа, динамики и характера
исполнения.
1.2.4. Мелизмы: нахождение мелизмов в нотной музыкальной
литературе и определение их вида (форшлаг, мордент, группетто, трель и их
разновидности); нотная запись исполнительской расшифровки мелизмов.
1.2.5. Практика игры в ансамблях малого состава.

Раздел 2. Обучение игре на музыкальном инструменте
2.1. Уяснение позиционного принципа игры на струнных музыкальных
инструментах и цифрового способа обозначения позиции в нотах, изучение
первых позиций грифа шестиструнной гитары.
2.2. Последовательное изучение и практическое освоение позиций
грифа гитары в связи с постепенным расширением звуковысотного
диапазона исполняемых музыкальных произведений.
2.3. Работа над ощущением и точной фиксацией позиции, техникой
смены позиций (в гармоническом и мелодическом движении).
2.4.

Изучение

новых

элементов

и

исполнительских

приемов

гармонической и мелодической техники правой руки.
2.5. Работа над звуком на основе совершенствования техники
звукоизвлечения (тирандо и апояндо).
2.6. Развитие исполнительской техники левой руки: работа над
растяжкой

пальцев;

развитие

аппликатурных

навыков,

изучение

и
22

практическое освоение важнейшего аппликатурно-технического гитарного
приема – баррэ.
2.7.

Изучение

и

практическое

освоение

особых

способов

звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре: техническое легато
(восходящее и нисходящее), натуральные флажолеты, вибрато, портаменто,
глиссандо, арпеджиато.
2.8. Овладение артикуляционно-штриховой гитарной техникой (легато,
нон легато, стаккато).
2.9.

Развитие

и

совершенствование

методики

осмысленной,

целенаправленной работы над инструктивным материалом с постепенным
расширением круга и усложнением ставящихся в этой работе задач.
2.10. Развитие навыков художественного исполнения музыкального
произведения на основе расширения круга используемых музыкальновыразительных исполнительских средств.
2.11. Закрепление навыков чтения нот с листа (на этюдах и пьесах
двухголосной и фигурационно-гармонической фактуры).
2.12. Закрепление и дальнейшее развитие навыков коллективного
исполнительства на основе усложнения ансамблевых форм, увеличение
количественного состава участников ансамбля.
Учебный план третьего года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
Всего Теори Практ
контроля
я
ика

Раздел 1. «Основы музыкальной грамоты».
Раздел 2. «Обучение игре на музыкальном инструменте»
1

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.1. Музыкальный интервал.
1.2.1. Графический анализ грифа
гитары.

6

2

4

Проверочные
задания

23

1.2.2. Музыкальный интервал.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.1. Последовательное изучение и
практическое освоение позиций
грифа гитары.
2

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.2. Лад
1.2.3. Музыкальный лад:
мажорные и минорные
аппликатурные модели;
аппликатурные модели
неоктавных ладов.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.2. Работа над ощущением и
точной фиксацией позиции,
техникой смены позиций

8

4

4

Контроль
смены
позиций

3

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.3. Мажорно-минорная система.
1.1.4. Тональность.
1.2.4. Тональность. Построение
гамм.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.3. Изучение и практическое
освоение
особых
способов
звукоизвлечения и приемов игры
на классической гитаре.

4

2

2

Контрольные
вопросы

4

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.5. Аккорд.
1.2.5. Аккорд: практическое
построение мажорных, минорных,
увеличенных, уменьшенных
трезвучий.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.4. Овладение артикуляционноштриховой гитарной техникой.

4

2

2

Контрольная
работа

24

5

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.6. Септаккорд.
1.2.6. Игра на инструменте
арпеджио септаккордов.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.5. Изучение темброво-звуковых
свойств и возможностей
классической гитары.

4

2

2

Контрольное
занятие

6

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.7. Ладофункциональная и
фоническая (красочная) роль
аккордов в музыке, понятие
гармонии.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.6. Работа над качеством звука.

4

2

2

Контрольное
исполнение

7

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.8. Мелодия.
1.2.7. Мелодия: анализ образного
содержания и характера
инструментальной мелодии.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.7. Развитие свободы
исполнительского аппарата.

6

2

4

Исполнение
контрольных
этюдов

8

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.9. Особые виды ритмического
деления.
1.2.8. Особые виды ритмического
деления: ритмические
упражнения.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.8. Освоение приемов игры
медиатором.

3

1

2

Зачетное
занятие

25

9

1. Основы музыкальной грамоты
1.1.10. Джазовый ритм.
1.2.9. Джазовый ритм: освоение
триольного ощущения.
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.9. Развитие навыков гитарного
аккомпанемента с использованием
накопленных знаний и навыков.

6

2

4

Контрольные
упражнения

10

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.11. Артикуляция
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.10.
Совершенствование
и
развитие
всех
сторон
исполнительской
гитарной
техники.

5

1

4

Контроль
техники
исполнения

11

1. Основы музыкальной грамоты.
1.1.12. Агогика
2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.11. Изучение и практическое
освоение колористических и
изобразительных способов
звукоизвлечения и приемов игры.

5

1

4

Контрольные
вопросы

12

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.12. Закрепление и дальнейшее
совершенствование навыков
художественно-исполнительской
работы.

4

4

Контроль
координации
всех звеньев
исполнительс
кого аппарата

13

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.13. Формирование навыков
самостоятельной работы над
музыкальными произведениями.

4

4

Контрольные
исполнения
самостоятель
но
разобранных
произведений

14

2. Обучение игре на музыкальном

3

3

Проверка
26

инструменте.
2.14. Дальнейшее развитие
навыков чтения нот с листа.
2.15. Приобретение начальных
навыков гитарного
аккомпанемента с использованием
простейших ладофункциональных
соотношений, гармонической
аккордно-фигурационной фактуры
и простейших тональностей.

умения
чтения нот с
листа

15

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.16.
Приобретение
навыков
самостоятельного
переложения
для гитары несложных по фактуре
музыкальных произведений.

6

6

Оценка
заданий
по
самостоятель
ному
переложению

16

2. Обучение игре на музыкальном
инструменте.
2.17. Закрепление и дальнейшее
развитие навыков коллективного
исполнительства.

36

36

Контрольные
исполнения
ансамблевых
пьес

Всего:

108

21

87

Содержание учебного плана третьего года обучения
Раздел 1. Основы музыкальной грамоты
1.3.

Теоретический курс

1.1.1. Музыкальный интервал как соотношение двух музыкальных
звуков по высоте: основание и вершина интервала; форма изложения
материала (мелодическая и гармоническая), направление мелодического
интервала (восходящее и нисходящее); ступеневая (количественная) и
тоновая (качественная) величина интервала, тон как единица измерения
музыкальных интервалов; простые и составные интервалы; простые
интервалы (в пределах октавы), их ступеневая и тоновая величина, их
название и обозначения; диатонические (чистые, малые и большие) и
27

хроматические (уменьшенные и увеличенные) интервалы; энгармонизм
интервалов; обращение интервалов, его практическое и художественное
использование в музыке; консонантность и диссонантность гармонических
интервалов, художественная трактовка консонансов и диссонансов; интервал
как

один

из

основных

элементов

музыкальной

выразительности,

выразительное значение мелодических (в мелодии) и гармонических (в
гармонии) интервалов в музыке.
1.1.2. Лад как важнейший вид звуковысотной организации в музыке;
определение лада как высотной организации звуков на основе их
взаимосвязи и взаимоподчинения; понятие устойчивости и неустойчивости,
тяготения и разрешения; тоника как главный устойчивый звук лада; звукоряд
лада, ступени лада; понятие диатонического звукоряда; объем звукоряда;
октавные и неоктавные лады; эмоциональная окраска лада (наклонение),
мажор и минор как отражение «света» и «тени» в музыке; понятие ладовых
функций и функциональных отношений; лад как важнейшее средство
музыкальной выразительности; обусловленность лада национальными,
историческими и стилистическими особенностями музыкальной культуры.
1.1.3. Мажорно-минорная система октавных семиступенных ладов
европейской классической музыки; звукоряд и гамма натурального мажора и
натурального минора (интервальное строение); название и обозначение
ступеней мажорного и минорного ладов, главные и побочные ступени лада;
разновидности

мажора

и

минора

(натуральный,

гармонический

и

мелодический лады).
1.1.4. Тональность: определение тональности как высотного положения
лада; мажорные и минорные тональности; названия и обозначения
тональностей; ключевое обозначение тональностей; диезные и бемольные
тональности, энгармонизм тональностей; параллельные и одноименные
тональности; главная и побочная тональности музыкального произведения;

28

эмоциональная выразительность тональностей, соответствие тональности
характеру и содержанию музыкального произведения.
1.1.5. Аккорд: понятие аккорда как самостоятельного звукового
комплекса,

имеющего

определенную

интервальную

структуру

и

воспринимаемого в единстве составляющих его тонов; терцовая структура
аккордов классической европейской музыки; основной вид аккорда и его
обращения; название звуков аккорда (основной тон, или прима, терция,
квинта, нона); типы аккордов и их названия (трезвучия, септакккорды,
нонаккорды). Трезвучие: определение трезвучия; виды трезвучий, их
название и интервальное строение (мажорное, минорное, увеличенное,
уменьшенное), обозначение трезвучий; обращение трезвучий, их названия и
обозначения.
1.1.6. Септаккорд: определение септаккорда; виды септаккордов, их
названия и интервальное строение (малый мажорный, малый минорный,
большой мажорный, большой минорный, малый с уменьшенной квинтой,
уменьшенный и увеличенный септаккорды), обозначение септаккордов;
обращения

септаккордов,

их

названия

и

обозначения.

Нонаккорд:

определение нонаккорда; виды нонаккордов, их названия и интервальное
строение (большой и малый нонаккорд), обозначение нонаккордов. Форма
изложения аккорда: удвоение звуков аккорда; пропуск звуков аккорда;
расположение аккорда (тесное и широкое); мелодическое положение
аккорда; перемещение аккорда; гармоническая форма изложения аккорда,
форма ритмической и гармонической фигурации; методика гармонического
анализа (приведение аккорда к терцовой структуре, определение основного
тона, определение типа и разновидности аккорда, его обращения и названия,
а также обозначения). Энгармонизм аккордов.
1.1.7. Ладофункциональная и фоническая (красочная) роль аккордов в
музыке, понятие гармонии.

29

1.1.8. Мелодия как главное средство музыкальной выразительности,
воплощающее в себе основное идейно-образное содержание музыкального
произведения: определение мелодии как художественно осмысленной
одноголосой последовательности музыкальных звуков, организованных в
логически стройное единое целое на основе их интонационной связи;
мелодия как единство и взаимодействие высотных и временных отношений
музыкальных звуков (ладотональной и метроритмической организации
музыкальных

звуков);

понятие

мелодической

линии

(мелодического

рисунка), важнейшие типы мелодических линий (повторность звука,
опевание звука, заполнение мелодических скачков, восходящее и нисходящее
движение, мелодическая волна), мелодическая вершина; мелодический
интервал как наименьший структурный элемент музыкальной интонации в
мелодии, выразительное значение мелодических интервалов; характерность и
индивидуализированность мелодии; принципы интонационного развития
мелодии (точный и видоизмененный повтор, секвенция, контрастное
сопоставление и др.); кульминация как момент наивысшего напряжения в
развитии мелодии; роль динамики в образно-эмоциональном развитии
мелодии;

особенности

вокальной

и

инструментальной

мелодии;

исторические, национальные, стилевые и жанровые признаки мелодии.
1.1.9. Особые виды ритмического деления основных длительностей
звуков (триоль, квинтоль, секстоль, септоль, новемоль, децимоль); особые
виды ритмического деления длительностей с точкой (дуоль, квартоль);
правописание

нот

в

группах

особого

вида

ритмического

деления

длительностей. Понятие полиритмии как сочетания в одновременности
нескольких ритмических рисунков (в нескольких голосах), не имеющих
общей

наименьшей

ритмической

единицы

измерения

длительности.

Синкопа: ритмическая и динамическая синкопы; понятие ритмической
синкопы как несовпадения метрического и ритмического акцентов, виды
ритмической

синкопы

(междутактовая,

внутритактовая

и
30

внутридолеваясинкопа, синкопа с паузой на сильной доле такта); понятие
динамической синкопы как несовпадения динамического и метрического
акцентов (при периодической динамической акцентировке слабых долей
такта);

художественно-выразительное

значение

синкоп

в

музыке.

Переменные метры и размеры: понятие переменного метра и размера;
разновидности переменного метра и размера; разновидности переменного
метра и размера (периодически-переменный и непериодически-переменный),
нотное

обозначение

переменного

метра.

Понятие

полиметрии

как

одновременного сочетания (в нескольких голосах) различных метров,
характеризующегося несовпадением (по вертикали) в отдельных голосах
метрических акцентов; художественное использование полиметрии в музыке.
1.1.10. Джазовый ритм: триольное ощущение как основа джазового
ритма. Джазовая синкопа. Значение полиритмии и полиметрии в джазе.
Понятие «свинга» как основной особенности выразительности джазового
ритма.
1.1.11.

Артикуляция:

понятие

артикуляции

как

способа

«членораздельного произношения» музыкального материала; слитность и
расчлененность

звуков

музыкальной

ткани

как

важный

фактор

художественной выразительности; основные артикуляционные штрихи
(легато, нон легато, стаккато) и их обозначение в нотной записи; артикуляция
как одно из важнейших средств фразировки; образно-характеризующая
функция артикуляции.
1.1.12.

Агогика

как

важнейшее

средство

музыкальной

выразительности: понятие агогики как небольших отклонений от заданного
среднего темпа в процессе исполнения музыкального произведения; связь
агогики с

метрической

и синтаксической структурой музыкального

произведения; агогический акцент и его обозначение в нотах; агогика как
одно из важнейших средств фразировки; агогика и музыкальный стиль, их
взаимосвязь и взаимообусловленность.
31

1.4.

Практический курс

1.2.1. Графический анализ грифа гитары.
1.2.2. Музыкальный интервал: письменное и устное построение
простых и составных диатонических и хроматических музыкальных
интервалов от основных и производных (альтерированных) ступеней
музыкального звукоряда (в восходящем и нисходящем направлениях);
интервальный анализ примеров из музыкальной литературы. Анализ
расположения интервалов на грифе гитары.
1.2.3. Музыкальный лад: мажорные и минорные аппликатурные
модели; аппликатурные модели неоктавных ладов.
1.2.4.

Тональность:

натурального

минора

построение

во

всех

гамм

натурального

тональностях,

мажора

уяснение

и

принципа

возникновения ключевых знаков альтерации и порядка их написания на
нотоносце; определение тональностей по ключевым знакам альтерации (на
художественных примерах из музыкальной литературы).
1.2.5.

Аккорд: практическое

построение

мажорных,

минорных,

увеличенных, уменьшенных трезвучий от различных ступеней (основных и
альтерированных)

музыкального

звукоряда;

построение

мажорных,

минорных, увеличенных, уменьшенных септаккордов от различных ступеней
(основных и альтерированных) музыкального звукоряда.
1.2.6. Игра на инструменте арпеджио септаккордов всех видов разными
способами с пением нот.
1.2.7.

Мелодия:

анализ

образного

содержания

и

характера

инструментальной мелодии (на художественных примерах из музыкальной
литературы);
особенностей

анализ

ладотональных,

мелодии;

анализ

метроритмических

звуковысотной

линии

и

жанровых

мелодии

и

закономерностей ее интонационного развития (точный и видоизмененный
повтор,

секвенция,

контрастное

сопоставление

и

др.),

определение

кульминаций.
32

1.2.8. Особые виды ритмического деления основных длительностей
музыкальных звуков: ритмические упражнения (со счетом и тактированием)
на особые виды ритмического деления (триоль, квинтоль и др.); запись
нотных групп особого вида ритмического деления. Ритмические упражнения
(двумя руками со счетом вслух) на соединение полиритмических рисунков (в
двухголосии). Упражнения на различные виды ритмических синкоп;
нахождение всех видов синкоп в нотной музыкальной литературе.
Тактирование в переменных размерах.
1.2.9. Джазовый ритм: освоение триольного ощущения в игре
ритмических упражнений. Игра со «свингом» всех ритмических упражнений.
Раздел 2. Обучение игре на музыкальном инструменте
2.1. Последовательное изучение и практическое освоение позиций
грифа гитары в связи с постепенным расширением звуковысотного
диапазона исполняемых музыкальных произведений.
2.2. Работа над ощущением и точной фиксацией позиции, техникой
смены позиций (в гармоническом и мелодическом движении).
2.3.

Изучение

и

практическое

освоение

особых

способов

звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре: техническое легато
(восходящее и нисходящее), натуральные флажолеты, вибрато, портаменто,
глиссандо, арпеджиато.
2.4. Овладение артикуляционно-штриховой гитарной техникой (легато,
нон легато, стаккато).
2.5.

Изучение

темброво-звуковых

свойств

и

возможностей

классической гитары и практическое освоение способов и техники
изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре.
2.6. Работа над качеством звука на основе совершенствования
музыкально-звуковых представлений и технике звукоизвлечения. Уяснение
назначения ногтей (на пальцах правой руки) в современной мировой

33

практике игры на классической гитаре и приобретение навыков их
правильной обработки.
2.7.

Развитие

свободы

исполнительского

аппарата

на

основе

дальнейшего совершенствования исполнительской техники на классической
гитаре.
2.8. Освоение приемов игры медиатором одноголосых мелодий и
аккордов.
2.9. Развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием
накопленных знаний и навыков.
2.10. Совершенствование и развитие всех сторон исполнительской
гитарной

техники,

включая: свободу и

координацию

всех звеньев

исполнительского аппарата, технику звукоизвлечения, качество звука и его
динамику, артикуляционно-штриховую технику, беглость, мелодическую,
гармоническую и полифоническую технику, особые приемы игры, технику
тембрового варьирования и пр.
2.11.

Изучение

и

практическое

освоение

колористических

и

изобразительных способов звукоизвлечения и приемов игры на классической
гитаре: апагадо (пицикатто), тамбора, расгеадо, искусственные и сложные
флажолеты, тремоло.
2.12.

Закрепление

и

дальнейшее

художественно-исполнительской

работы

совершенствование
(над

навыков

музыкальными

произведениями, разнообразными по содержанию, характеру, форме, складу,
фактуре)

на

основе

глубокого,

всестороннего

анализа

изучаемых

музыкальных произведений и комплексного использования всех музыкальновыразительных исполнительских средств.
2.13.

Формирование

навыков

самостоятельной

работы

над

музыкальными произведениями на основе приобретенных знаний и умений в
области анализа музыкальных произведений, исполнительских навыков и
накопленного опыта классной работы над репертуаром.
34

2.14. Дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа.
2.15. Приобретение начальных навыков гитарного аккомпанемента с
использованием
гармонической

простейших

ладофункциональных

аккордно-фигурационной

фактуры

соотношений,
и

простейших

тональностей.
2.16. Приобретение навыков самостоятельного переложения для
гитары несложных по фактуре музыкальных произведений.
2.17. Закрепление и дальнейшее развитие навыков коллективного
исполнительства на основе усложнения ансамблевых форм, на основе
усложнения репертуара и инструментовки, увеличение количественного
состава участников ансамбля.

1.4 Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс гитары»
В

итоге

освоения

программы,

на

«стартовом

уровне»

учащиесязнают/понимают:
- нотную грамоту;
- расположения звуков, соответствующих нотам на грифе гитары в
пределах первой позиции;
- правила тактирования;
-знаки альтерации;
умеет:
- правильно держать инструмент,
- извлекать звуки двумя основными способами (апояндо и тирандо);
- считать и тактировать при игре произведений; играть двухголосные
пьесы; читает с листа несложные нотные тексты;

35

использует

приобретенные

знания

для

дальнейшего

совершенствования навыков игры на гитаре, создания музыкальной культуры
в быту.
Зачетные требования
На протяжении изучения программы на«Стартовом уровне» учащийся
должен изучить: расположение звуков в пределах первой позиции;
хроматическую гамму в 1 позиции; 5 - 6 этюдов на различные виды техники;
20 - 30 пьес различного характера и содержания.
На контрольном занятии после прохождения программы начального
уровня учащийся должен исполнить один этюд и одну пьесу.
В итоге освоения программы, на «базовом уровне» сложности,
учащиесязнают/понимают:
-тембровые особенности строя гитары;
- диапазон и регистры музыкального звукоряда;
- систему организации музыкального ритма; наиболее употребительные
разновидности и обозначения темпа; понятие мелизмов;
умеет:
- использовать различные позиции на грифе гитары при игре
произведений; играть техническое легато (восходящее и нисходящее),
натуральные флажолеты, вибрато, портаменто, глиссандо, арпеджиато;
- играть баррэ;
- самостоятельно разбирать нотный текст, читает с листа;
- играть в ансамблях разных форм;
использует

приобретенные

знания

для

дальнейшего

совершенствования навыков игры на гитаре, создания музыкальной культуры
в быту.
Зачетные требования

36

В рамках «базового уровня» сложности учащийся должен изучить: 7-10
этюдов на различные виды техники; 5 - 10 пьес различного характера и
содержания.
На контрольном занятии в конце года учащийся должен исполнить
один этюд и две разнохарактерные пьесы.
В итоге освоения программы, на «продвинутом уровне» сложности,
учащиеся знают/понимают:
- понятие музыкального интервала;
- определение понятия «лад»;
- понятие «ладовых функций» и «функциональных отношений»;
звукоряды и гаммы мажора и минора (интервальное строение);
- название и обозначение ступеней мажорного и минорного ладов;
- разновидности мажора и минора (натуральный, гармонический и
мелодический лады);
- определение тональности как высотного положения лада;
- мажорные и минорные тональности;
- названия и обозначения тональностей;
- понятие аккорда;
- определение септаккорда, его виды септаккордов, их названия и
интервальное строение;
- понятие мелодической линии (мелодического рисунка); особые виды
ритмического деления; понятие полиритмии; понятие переменного метра и
размера; понятие «свинга» как основной особенности выразительности
джазового ритма;
- понятие артикуляции; понятие агогики.
умеет:
- точно фиксировать позиции;

37

- играть техническое легато (восходящее и нисходящее), натуральные
флажолеты, вибрато, портаменто, глиссандо, арпеджиато;
-

использовать

темброво-звуковых

свойств

и

возможностей

классической гитары;
- играть медиатором одноголосых мелодий и аккордов;
- аккомпанировать на гитаре;
- практически использовать колористических и изобразительных
способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре: апагадо
(пицикатто), тамбора, расгеадо, искусственные и сложные флажолеты,
тремоло; самостоятельно работать над музыкальными произведениями;
- читать ноты с листа; самостоятельно перекладывать для гитары
несложные по фактуре музыкальные произведения;
- играть в различных ансамблях.
использует

приобретенные

знания

для

дальнейшего

совершенствования навыков игры на гитаре, участия в различных фестивалях
и конкурсах, создания музыкальной культуры в быту,
Зачетные требования
«Продвинутый уровень» не имеет определенной границы в обучении,
исполнительское совершенство безгранично. Как правило, в течение года
учащийся осваивает 1-2 этюда на разные виды техники, 2-3 сольных пьесы,
2-3 пьесы в составе ансамбля.
На контрольном занятии в конце учебного года учащийся должен
исполнить один этюд и две разнохарактерные пьесы (в том числе в составе
ансамбля), изученные гаммы, а также незнакомый текст с листа (без
подготовки).
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график
38

Продолжительность учебного года

288 дней

Даты начала и окончания учебных
периодов:
первый год обучения
14.09.2020г. по 15.05.2021г.
второй год обучения
01.09.2021г. по 15.05.2022г.
третий год обучения
01.09.2022г. по 15.05.2023г.
Количество учебных недель, дней:
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения
Режим работы:
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения

36 недель, 72 дня
36 недель, 108 дней
36 недель, 108 дней
2 раза в неделю по 1 часу
3 раза в неделю по 1 часу
3 раза в неделю по 1 часу

Выходные дни
Праздничные дни

Суббота, воскресенье
Установленные законодательством
Российской Федерации

Продолжительность зимних каникул
(даты
начала
и
окончания
каникулярного периода):
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения
Продолжительность летних каникул
(даты
начала
и
окончания
каникулярного периода):
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения

16 дней

2.2.

31.12.2020г. – 10.01.2021г.
31.12.2021г. – 09.01.2022г.
31.12.2022г. – 09.01.2023г.
96 дней

01.06.2020г. – 31.08.2021г.
01.06.2021г. – 31.08.2022г.
01.06.2022г. – 31.08.2023г.

Условия реализации программы.

39

Успешной реализации программы способствует наличие постоянного
рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и
оборудованием.
Помещение
должно
быть
светлым,
просторным,
хорошо
проветриваемым.
Материально-техническое обеспечение:
 IBM PC – совместимыйкомпьютер.
 Гитары классические разного размера – 4 шт.
 Бас-гитары – 2шт.
 Перкуссионныеинструменты.
 Метрономы: 2электронных, одинпрограммный.
Методическое обеспечение:
 Методическая литература;
 Школы с аудиоприложениями;
 Видеошколы.
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования имеет высшее образование,
первую квалификационную категорию, курсы ПК 120 часов по
дополнительной профессиональной программе «Теория и практика
организации деятельности педагога дополнительного образования, педагогаорганизатора»
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности в соответствии с учебным планом и
календарным учебным графиком разработаны формы аттестации,
отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс
гитары»:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Класс
гитары»:педагогическое наблюдение за каждым учащимся, журнал
посещаемости, индивидуальные календарно-тематические планы, материалы
тестирования, контрольные занятия, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Класс
гитары»:документирование
прохождения
индивидуальных
40

календарно-тематических планов, демонстрация творческих работ, участие в
конкурсных событиях различного уровня, портфолио.
2.4.

Оценочные материалы

Для определения уровня освоения программного материала
разработанмониторинг результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Класс гитары»
(Приложение 1)
Мониторинг осуществляется по следующим параметрам: теоретическая
подготовка, владение специальной терминологией, практическая подготовка,
общеучебные умения и навыки учащихся. Оцениваемые параметры
представлены несколькими критериями. Степень выраженности критериев
оценивается по уровням проявления. Оценка вносится в индивидуальную
карту учета динамики результатов обучения (Приложение 2).
Уровни определяются педагогом на основе данных, полученных путем
педагогического наблюдения, контрольных опросов, анализа выполненных
работ и т.п.
В течении учебного года оцениваются теоретические знания,
практические работы учащихся. При обработке результатов выставляется
знак + напротив показателя уровня знаний – низкий, средний высокий.
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию
курса, владеет определенными понятиями, конкретными знаниями и
умениями.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса,
оперирует специальными терминами, не использует их в полной мере, имеет
отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать
инструмент.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает
отдельные определения, имеет слабые технические навыки.
Уровень прохождения программы определяется по сумме баллов:
от 7 до 29 – низкий уровень;
от 30 до 74 – средний уровень;
от 75 до 95 – высокий уровень.

41

2.5. Методические материалы
Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Класс Гитары» осуществляется в очной
форме.
Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объясеительно-иллюстративный, игровой.
Для повышения мотивации к занятиям применяются методы
воспитания: поощрение, стимулирование.
Выбор формы организации образовательного процесса зависит от
содержания
и
реализации
системно-деятельностного
подхода:
индивидуальная и групповая.
Формы проведения учебных занятий: демонстрация-объяснение,
практическое занятие, концерт, фестиваль, конкурс.
Педагогические
технологии:
технология
развивающего
обучения,технология разноуровневого обучения, технология игровой
деятельности, технология коллективной творческой деятельности.
Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый)
1. Инициация (приветствие)
 Создание эмоционального настроя
2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание)
 Формулирование цели и содержание деятельности занятия
3. Формирование ожиданий учащихся
 Выяснение ожиданий и опасений предстоящей деятельности
4. Теоретическая часть
 Объяснение нового материала,
мультимедийная презентация и т.п.

лекция,

интерактивная

лекция,

5. Динамическая пауза
 Снятие напряжения, усталости
6. Практическая часть
 Игра, работа над творческим проектом, конкурс и т.п.
42

7. Подведение итогов
 Рефлексия, анализ и оценка занятия.
Дидактические материалы для реализации программы:раздаточные
материалы, задания, упражнения.

43

2.6. Список литературы
1. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.
Агафошин. - М.: «Музыка», 2015. – 206 с. – Текст: непосредственный.
2. Вахромеев, В. Элементарная теория музыки / В. Вахромеев. - М.:
«Музгиз», 2014. – 158 с.– Текст: непосредственный.
3. Иванов-Крамской, А.В. Школа игры на шестиструнной гитаре / А.В.
Иванов-Крамской. – М.: «Капиар», 2015. – 249 с.– Текст: непосредственный.
4. Каркасси, М.А. Школа игры на шестиструнной гитаре / М.А.
Каркасии. – М.: Армир, 2015. – 302 с.– Текст: непосредственный.
5. Кузнецов, Н. Техника игры на шестиструнной гитаре / Н. Кузнецов. –
Киев.: Сокол,2017. – 215 с.– Текст: непосредственный.
6. Ларичев, Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е.
Ларичев. – М.: Колос, 2015. – 193 с.– Текст: непосредственный.
7. Максименко В. Графическое оформление нотного текста для гитары
/ В. Максименко. – М.: «Советский композитор», 2016. – 127 с.– Текст:
непосредственный.
8. Марышев. С. Стань виртуозом:пособие для начинающих гитаристов
/С.

Марышев.

–

Новосибирск: Книжица,

2014.

– 116 с.–

Текст:

непосредственный.
9. Музыка. Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 2015. - 396 с.– Текст:
непосредственный.
10. Пухоль. Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль М.:
Советский композитор, 2014. – 186 с.– Текст: непосредственный.
11. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре. По методу Ф.
Тарреги / П. Роч. – М., 2016. – 208 с.– Текст: непосредственный.
12. Специальный класс шестиструнной гитары:программа для детских
и вечерних музыкальных школ. М., 2016. – 48 с.– Текст: непосредственный.
44

13. «Обучение игре на гитаре»: авторский блог. –
URL:https://guitaredu.blogspot.com/ (дата обращения: 06.05.2019).– Текст:
электронный.
14.

Ноты

для

гитары:

школы,

методики.

–

URL:

http://www.guitguid.com (дата обращения: 06.05.2019).– Текст: электронный.
15.

Ноты

для

гитары:программа

обучения.

–URL:

http://www.guitguid.com (дата обращения: 06.05.2019).– Текст: электронный.
16. Искусство игры на классической гитаре: школы, методики/Дункан
Ч. –URL: http://www.guitguid.com (дата обращения: 06.05.2019).– Текст:
электронный.

45

Приложение 1
Мониторинг результатов обученияпо дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Класс гитары»
Степень выраженности
Показатели

1.
Теоретические зн
ания по разделам
учебного плана
программы
2. Владение
специальной
терминологией

Минимальный
Максимальный
Средний уровень
уровень
уровень
(2 балла)
(1 балл)
(3 балла)
I. Теоретическая подготовка
Соответствие
Ребенок овладел Объем усвоенных Учащийся освоил
теоретических
менее чем 1/2
знаний составляет практически весь
знаний ребенка
объема знаний
более 1/2
объем знаний,
программным требов
предусмотренных
аниям
программой
Критерии

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Ребенокизбегает
употреблять
специальные
термины

Ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой

Специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием

Формы
контроля

Наблюдение,
тестирование,
контрольные
задания

Контрольный
опрос,
собеседование,
наблюдение

II. Практическая подготовка
3

1.Практическиеум
ения и
навыки, предусмо
тренные
программой
2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

3.Творческие
навыки

Соответствие
Ребенок овладел Объем усвоенных Ребенок овладел
практических
менее 1/2
умений и навыков
практически
умений и навыков
предусмотренных составляет более всеми умениями
программным требов умений и навыков
1/2
и навыками,
аниям
предусмотренным
и программой
Отсутствие
Учащийся
Учащийся
Учащийся
затруднений в
испытывает
работает с
работает с
использовании специ
серьезные
оборудованием с
оборудованием
ального
затруднения при
помощью
самостоятельно,
оборудования и
работе с
педагога
не испытывает
оснащения
оборудованием
особых
трудностей
Креативность в
Ребенок
Ребенок
Ребенок
выполнении
выполняет лишь
выполняет в
выполняет
практических
простейшие
основном задания
практические
заданий
практические
на основе образца
задания с
задания педагога
элементами
творчества

Контрольные
задания,
наблюдение,
практическая
работа
Контрольные
задания,
наблюдение,
практическая
работа

Творческие
задания,
наблюдение,
практическая
работа

4

Приложение 2
Индивидуальная картаучета динамики результатов обучения
Индивидуальная карта оценки учебно-познавательных компетенций учащихся первого года обучения
Фамилия, имя ребенка_______________________________________
Возраст___________________________________________________
Название детского объединения_______________________________
№
1

Показатели
Теоретическая
подготовка учащегося:
1. Теоретические знания:
а)нотная грамота;

Форма контроля

Уровень знаний
низкий средний высокий

Баллы

1.

б) расположение звуков,
соответствующих нотам на
грифе гитары в пределах
первой позиции;

Контроль правильного чтения нотного
текста
Беседа

в) правила тактирования;

Беседа

г) знаки альтерации

Наблюдение

5

1.2.Владение специальной
терминологией:

Контрольные вопросы

апояндо, аппликатура,
музыкальная пауза, арпеджио,
тирандо.
Практическая
подготовка ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой:
а) умение правильно держать
инструмент;
б) навыки извлечения звука
двумя основными способами
(апояндо и тирандо);
в) умение считать и
тактировать при игре
произведений;
2.

2

г) умение играть двухголосные
пьесы

Наблюдение
Практическая работа

Наблюдение

Итоговая контрольная работа

Итого
6

В течении учебного года оцениваются практические работы учащихся, теоретические знания. При обработке
результатов выставляется знак + напротив показателя уровня знаний – низкий, средний высокий.
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями,
конкретными знаниями и умениями.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не
использует их в полной мере, имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать
инструмент.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения, имеет слабые
технические навыки.
Уровень прохождения программы определяется по сумме баллов:
от 7 до 29 – низкий уровень;
от 30 до 74 – средний уровень;
от 75 до 95 – высокий уровень.

7

Индивидуальная карта оценки учебно-познавательных компетенций учащихся второго года обучения
Фамилия, имя ребенка_______________________________________
Возраст___________________________________________________
Название детского объединения_______________________________
Дата начала наблюдения_____________________________________
№
1

Показатели

Форма контроля

Уровень знаний
низкий средний высокий

Баллы

Теоретическая
подготовка учащегося:
2. Теоретические знания:
2.

а) тембровые особенности
строя гитары;

Наблюдение

б) диапазон и регистры
музыкального звукоряда;

Контрольный опрос

в) система организации
музыкального ритма;

Контрольный опрос

г) разновидности и
обозначения темпа;

наблюдение

8

2

1.2.Владение специальной Контрольное задание
терминологией:
Тембр, диапазон, регистр,
ритм, темп, мелизм, вибрато,
портаменто, глиссандо,
арпеджиато.
Наблюдение
2. Практическая
подготовка ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой:
а) использование различных
позиций на грифе гитары при
игре произведений;
б) умение играть техническое Практическая работа
легато

(восходящее

нисходящее),

и

натуральные

флажолеты,

вибрато,

портаменто,

глиссандо,

арпеджиато;
9

Наблюдение
в) умение играть баррэ;
Наблюдение
г)

навыки

самостоятельного

разбора нотного текста,
Контрольное задание
д) чтение нот с листа;
е) игра в ансамблях разных Концерт, конкурс
форм
Итого
В течении учебного года оцениваются практические работы учащихся, теоретические знания. При обработке
результатов выставляется знак + напротив показателя уровня знаний – низкий, средний высокий.
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями,
конкретными знаниями и умениями.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не
использует их в полной мере, имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать
инструмент.

10

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения, имеет слабые
технические навыки.
Уровень прохождения программы определяется по сумме баллов:
от 7 до 29 – низкий уровень;
от 30 до 74 – средний уровень;
от 75 до 95 – высокий уровень.

Индивидуальная карта оценки учебно-познавательных компетенций учащихся третьего года обучения
Фамилия, имя ребенка_______________________________________
Возраст___________________________________________________
Название детского объединения_______________________________
Дата начала наблюдения_____________________________________
№

Показатели

Форма контроля

Уровень знаний
низкий средний высокий

Баллы

Теоретическая
подготовка учащегося:
1.1.Теоретические знания:
1.

1

а) звукоряды и гаммы Наблюдение
мажора

и

минора

(интервальное строение);
11

Контрольный опрос
б)

название

ступеней

и

обозначение

мажорного

и

минорного ладов;
в) разновидности мажора и Контрольные задания
минора

(натуральный,

гармонический и мелодический
лады);
г) определение тональности как Наблюдение
высотного положения лада;
д)

мажорные

и

минорные Наблюдение

тональности;
е)

названия

и

обозначения Устный опрос

тональностей;

12

ж)

виды

названия

септаккордов,
и

их наблюдение

интервальное

строение;
з) особые виды ритмического Контрольный опрос
деления; понятие полиритмии;
понятие

переменного

метра

иразмера; понятие «свинга» как
основной
выразительности

особенности
джазового

ритма;

13

1.2.Владение специальной Контрольный опрос
терминологии:
определение

понятия

«лад»,

«ладовых

функций»

и

«функциональных
отношений»;

агогика,

артикуляция,

мелодичная

линия (рисунок), тональность,
аккорд, септаккорд.

2. Практическая
подготовка ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой:
3.

2

а) умение точно фиксировать Наблюдение
позиции;
14

б) умение играть техническое Практическая работа
легато

(восходящее

нисходящее),

и

натуральные

флажолеты,

вибрато,

портаменто,

глиссандо,

арпеджиато;
в)

использование

звуковых
возможностей

темброво- Наблюдение

свойств

и

классической

гитары;
г) навыки игры медиатором Контрольное задание
одноголосых

мелодий

и

аккордов;
д) умение аккомпанировать на Практическая работа
гитаре;

15

е)

умение

практически Наблюдение

использовать колористических
и изобразительных способов
звукоизвлечения

и

приемов

игры на классической гитаре:
апагадо (пицикатто), тамбора,
расгеадо,

искусственные

и

сложные флажолеты, тремоло;
ж) умение самостоятельно

Контрольное задание

работать над музыкальными
произведениями;
з)

чтение

нот

с

листа; Наблюдение

самостоятельно
перекладывание
несложных

для
по

гитары
фактуре

музыкальных произведений;
и) игра в различных ансамблях. Концерт, конкурс
Итого
16

В течении учебного года оцениваются практические работы учащихся, теоретические знания. При обработке
результатов выставляется знак + напротив показателя уровня знаний – низкий, средний высокий.
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями,
конкретными знаниями и умениями.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует их
в полной мере, имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструмент.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения, имеет слабые технические
навыки.
Уровень прохождения программы определяется по сумме баллов:
от 7 до 29 – низкий уровень;
от 30 до 74 – средний уровень;
от 75 до 95 – высокий уровень.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».