Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Класс ударных инструментов» художественная направленность Возраст учащихся: 7-18 лет Срок реализации: 3 года Разработчик: Лепешкин Алексей Владимирович, педагог дополнительного образования Гурьевский муниципальный округ 2020 Разработчик: Лепешкин Алексей Владимирович, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» Лепешкин Алексей Владимирович «Класс ударных инструментов» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа / Лепешкин Алексей Владимирович. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. – 38 c. В данной программе «Класс ударных инструментов» прописана система обучения (теория и практика) игре на ударных инструментах. Программа адресована педагогам дополнительного образования, преподавателям игры на ударных инструментах. Содержание Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ……………….. 3 1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….…………. 3 1.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………… 10 1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» .……….. 11 1.3.1. Содержание учебного плана обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» начального уровня сложности …………………………….. 11 1.3.2. Содержание учебного плана обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» базового уровня сложности ……………………………….. 18 1.3.3. Содержание учебного плана обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» продвинутого уровня сложности …………………………. 22 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..……….. 29 2.1. Календарный учебный график .……………………………...……….. 29 2.2. Условия реализации программы ………………………….................... 31 2.3. Формы аттестации ……………………………………..………………. 32 2.4. Оценочные материалы .………….……………………………………. 33 2.5. Методические материалы ………………………………..……………. 33 2.6. Список литературы …………………………………..………………... 35 Приложения Приложение 1. Барабанные бои для ротного барабана …. ……………...... 38 3 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Проблема Пояснительная записка использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения в общеобразовательной школе время. Таким образом, деятельность учреждения дополнительного образования должна быть направлена на их культурно-творческий и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Основные идеи программы дополнительного образования, их актуальность и предлагаемая востребованность программы направлена на формирование и развитие творческих и музыкальных способностей обучающихся, на овладение умениями и навыками игры на ударных музыкальных инструментах, способствует воспитанию эстетического вкуса, развитию образного мышления, внимания и памяти, содействует укреплению здоровья и общему физическому развитию обучающихся. Актуальность и целесообразность программы определена тем, что данная программа отзывчивость и ориентирует обучающихся на эмоциональную способствует формированию интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте. Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действий. Чтобы выдержать единый ритм нужно обладать слухом, собранностью и вниманием. Данная программа декларирует доступность обучения игре на барабане всем детям, независимо от их способностей. Это является глубоко демократической установкой педагогики, выражающейся в приобщении к искусству, посредством деятельности в избранной области, всех детей. Эстетическое воспитание, включающее в себя деятельное постижение 4 искусства, становится руководящей тенденцией педагогики. Вскрывая возможности воспитания музыкальных способностей ребенка и приобщая его к музыкальной деятельности, музыкальная педагогика усиливает комплекс потенциальных возможностей ребенка и, тем самым, помогает ему приобщиться к деятельному образу жизни. В зависимости от способностей учащихся педагог вправе определять программные требования для детей различного уровня способностей. И здесь речь идет не только о детях с пониженным восприятием музыки, но и о детях одаренных, с высоким уровнем способностей, имеющих склонности к музыкальной деятельности. Особое внимание при этом уделяется развитию творческих способностей путем совершенствования процесса исполнения и слушания; обучению школьников сочинять и импровизировать. Правильно поставленное инструментальное обучение определяется кругом задач, связанных, прежде всего, с пробуждением глубокого интереса к музыке. Известно, что серьезная заинтересованность в предмете появляется у учащихся в тех случаях, когда предмет увеличивает сферу их жизненных потребностей, как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практических навыков. Поэтому, преподавание инструментального обучения должно быть нацелено, с одной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой – на формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей. Формированию у детей сознания и понимания социальной значимости и общественно-полезного характера музыкально-творческой деятельности, воспитанию их активными пропагандистами музыкального искусства способствуют обязательные публичные выступления различных школьных мероприятиях, отчетных, учащихся (на праздничных и других концертах, на детских музыкальных фестивалях и конкурсах). В процессе занятий с детьми следует всесторонне выявлять их музыкальные способности, творческие возможности и всемерно развивать их в соответствующем направлении с тем, чтобы помочь учащимся правильно 5 сориентироваться в их дальнейшей самостоятельной музыкально-творческой деятельности. В отношении наиболее талантливых и музыкально одаренных детей, следует ставить вопрос о возможности и целесообразности их дальнейшей профессиональной ориентации в области музыкального искусства и, в случае его положительного решения (с учетом желания самих детей, мнения их родителей и других факторов и обстоятельств), вести соответствующую работу к поступлению в специальные музыкальные учебные заведения. Программа курса обучения в классе ударных инструментов рассчитана на 5-10 лет. Организация занятий в музыкальном классе должна быть согласована и скоординирована с общеобразовательной школой. Регламент занятий музыкального класса определяется тематическим планом, устанавливающим для каждого уровня обучения количество и распределение учебных часов по основным видам работы, исходя из суммарного годового фонда учебного времени, а также сложности и значимости каждого вида работы в учебновоспитательном процессе. Занятия с учащимися в классе классической гитары ведутся индивидуально и в составе группы. В конце каждого года обучения проводятся контрольные занятия. 1.1.1. Направленность образовательной программы 1. Художественная — направлена на развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. 6 1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: новое решение проблем дополнительного образования; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» задаётся современными тенденциями развития дополнительного образования детей. Актуальность базируется на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги. На потенциале образовательного учреждения; Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Класс ударных инструментов» направленности «Художественная» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образования детей»; образовательных организаций дополнительного 7 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации общеобразовательных по проектированию общеразвивающих дополнительных программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»); Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района, утверждённым приказом директора № 24 от 01.09.2016 года. Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» является предоставление возможности каждому учащемуся выбирать собственный темп и объем учебного материала. Так как содержание программы распределено в соответствии со следующими уровнями сложности: «Начальный уровень» – предполагает изучение программы, использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения её содержания. Данный уровень предполагает приобретение учащимися начальных музыкально-теоретических знаний и практических навыков в области нотной грамоты, метроритмической организации звукового материала, основных средств музыкальной выразительности. Приобретение начальных практических навыков игры на музыкальном инструменте (ударных инструментах). «Базовый уровень» – нацеливает на изучение программы, использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках 8 содержательно-тематического направления программы. На данном уровне учащиеся овладевают всеми основными приемами игры на ударных инструментах, совершенствуют музыкально-исполнительские навыки, повышают общий уровень музыкального развития на основе дальнейшего накопления, обогащения и расширения круга музыкальных впечатлений, углубления знаний о музыке, ее особенностях и закономерностях, о жизни и творчестве выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей развивают музыкальные способности и наклонности. «Продвинутый уровень» – предусматривает изучение программы, использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. На данном уровне у учащихся формируется художественное мировоззрение, эстетические взгляды и идеалы на основе дальнейшего углубления знаний об искусстве вообще и музыкальном искусстве в частности. Воспитывается стремление к самостоятельному художественно-музыкальному творчеству, углубляются и расширяются музыкально-теоретические знания в области классической и эстрадной музыки, музыкальных жанров и музыкальных стилей, музыкально-исполнительских средств. Происходит дальнейшее накопление расширяется художественного практика концертно-исполнительского публичных выступлений, репертуара, музыкально- пропагандистской деятельности. Программа «Класс ударных инструментов» предоставляет учащимся возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития и разную степень освоения содержания детьми, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого учащегося. Данная программа разработана для учащихся 7-18 лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей школьного возраста. Форма обучения - очная. 9 При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий. Реализация программы может осуществляться в дистанционном режиме с применением информационно-телекоммуникативных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога, согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского творчества». Формы организации образовательного процесса в дистанционном режиме: e-mail, дистанционное обучение в сети Интернет, видеоконференции, on-line тестирование, надомное обучение с дистанционной поддержкой, облачные сервисы и т.д. Срок освоения программы – три года, содержание программы в соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 216 часов. Из них 9 часов индивидуальной аудиторной работы с педагогом (1 раз в неделю), плюс 1 раз в неделю ансамблевая игра. Содержание программы представлено следующим образом: - первый год обучения - 72 часа, из них 10 часов теории и 62 час практических занятий; - второй год обучения - 72 часа, из них 5 часов теоретических занятий и 67 часов практической работы с педагогом, в том числе в составе ансамбля. - третий год обучения – 72 часа, из них 12 часов теоретических занятий и 60 часов практической работы с педагогом, в том числе в составе ансамбля. Занятия по учебному плану проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. 1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» Цель программы – развитие творческих способностей личности в процессе обучения игре на ударных инструментах и демонстрации дефиле. Задачи: 10 обучающие: 1. Обучить навыкам исполнительской культуры - технике игры на ударных инструментах; 2. Обучить базовым хореографическим элементам, необходимым в дефиле; 3. Изучать основные актёрско-исполнительские навыки. развивающие: 1. Развить музыкальные данные - слух, чувство ритма, музыкальную память и т. д; 2. Развить в учениках потребность постоянного общения с музыкой, через исполнительское искусство; 3. Способствовать развитию в учащихся эмоциональной отзывчивости и любви к окружающему миру; 4. Развитие творческой индивидуальности, работоспособности, самоорганизации. воспитательные: 1. Воспитать устойчивый интерес, любовь к музыкальному искусству; 2. Воспитание сценической культуры; 3. Формирование музицирования. навыка Воспитание совместного чувств творческого коллективизма, ансамблевого ответственности, взаимопомощи и поддержки, терпения и выносливости; 1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» отражено в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы 11 аттестации, учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5). Учебный план программы включает разделы: 1. Теоретический курс. Основы музыкальной грамоты 2. Практический курс. Обучение игре на музыкальном инструменте Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» первый год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ Всего Теори Практ контроля я ика 1 1. Теоретический курс 1.1.1.Музыка для барабана. 2. Практический курс 2.1.1. Знакомство с изучаемым музыкальным инструментом. 2 1 1 Беседа 2 1. Теоретический курс 1.1.2. Музыкальный звук как наименьший элемент музыки. 2. Практический курс 2.1.2. Постановка исполнительского аппарата. 15 1 14 Постоянное отслеживание правильного звукоизвлече ния 3 1. Теоретический курс 1.1.3. Музыкальный звукоряд 2. Практический курс 2.1.3. Выработка правильного звукоизвлечения. 15 1 14 Контроль координации всех звеньев исполнительс кого аппарата 4 1. Теоретический курс 1.1.4. Музыкальный звукоряд. 2. Практический курс 2.1.4. Нотная грамота. 2 1 1 Контрольные вопросы 12 5 1. Теоретический курс 1.1.5. Особенности записи нот для барабанов. 2. Практический курс 2.1.5. Счет и тактирование. 6 1 5 Контрольное исполнение под метроном 6 1. Теоретический курс 1.1.6. Такт как период метрической структуры. 2. Практический курс 2.1.6. Уяснение понятия аппликатуры. 4 1 3 Постоянное отслеживание соответствия игры на инструменте нотной записи 7 1. Теоретический курс 1.1.7. Понятие музыкальной паузы. 2. Практический курс 2.1.7. Формирование начальных навыков разбора нотного текста 12 1 11 Контрольные вопросы 8 1. Теоретический курс 1.1.8. Понятие музыкального метра. 2. Практический курс 2.1.8. Изучение и практическое освоение начальных элементов исполнительской техники. 12 1 11 Контроль координации всех звеньев исполнительс кого аппарата 9 1. Теоретический курс 1.1.9. Громкость музыкального звука. 1.1.10. Характер исполнения музыкального произведения. 1.1.11. Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры). 2. Практический курс 2.1.9. Расшифровка знаков сокращения нотного письма (аббревиатур). 4 2 2 Контрольные вопросы Всего: 72 10 62 13 Содержание учебного плана первого года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» 1. Теоретический курс 1.1. Основы музыкальной грамоты 1.1.1.Музыка для барабана. Возможности барабана: сольное исполнение, барабан в оркестре, ансамбль барабанов и т. д. 1.1.2. Музыкальный звук как наименьший элемент музыки. Высота музыкального звука (абсолютная и относительная). Правила настройки инструмента. Длительность музыкального звука (абсолютная и относительная), организованность звуковременных соотношений в музыке (начальное понятие ритма и темпа как важнейших средств музыкальной выразительности). 1.1.3. Музыкальный звукоряд. Качественно-звуковая периодичность музыкального звукоряда, понятие октавного деления музыкального звукоряда, октава как ядро периодической структуры музыкального звукоряда. Название семи основных ступеней октавы. 1.1.4. Нотная запись, краткие сведения из истории нотации. Современная система линейной нотации. Устройство нотного стана (нотоносца): классификация линий нотоносца (основные и добавочные), их количество и порядок счета. Нота как графическое обозначение музыкального звука. Элементы нотного знака: головка, штиль, крючок. Правописание штилей и крючков, правило направления штилей при одноголосом и двухголосом изложении. Отражение длительности музыкальных звуков в нотной записи: относительной основной закон соотношения звуковых длительностей в музыке (1:2:4:8:16:32 и т. д.); графическое изображение нот различных длительностей; группировка 14 нотных знаков, определение длительности сгруппированных нот; знаки увеличения длительности звука (точка справа от нотной головки, лигатура); триоль как особый вид деления длительностей. 1.1.5. Особенности записи нот для барабанов. 1.1.6. Такт как период метрической структуры музыкального произведения, обозначение акцентированной доли такта тактовой чертой; двойная тактовая черта в середине и в конце музыкального произведения и ее значение. Понятие затакта. 1.1.7. Понятие музыкальной паузы. Классификация пауз по их относительной длительности. Обозначение пауз в нотах: графическое изображение пауз различных длительностей; точка у паузы как знак увеличения ее длительности. 1.1.8. Понятие музыкального метра: метрическая «доля» как счетная временная единица в музыке; метрический акцент; периодичность чередования акцентированных и не акцентированных долей. Простой двухдольный, четырехдольный и трехдольный метр. Музыкальный размер как нотное обозначение музыкального метра. 1.1.9. Громкость музыкального звука (абсолютная и относительная), организованность громкостных соотношений в музыке (начальное понятие динамики). Динамика выразительности. как важнейшее Динамические оттенки средство музыкальной исполнения (динамические нюансы), их обозначение в нотах; постоянные и изменяемые динамические оттенки, их обозначение; условность и относительность динамических градаций в музыке; динамический акцент и его обозначение в нотах. 1.1.10. Характер исполнения музыкального произведения, его связь с характером и содержанием музыки. Обозначение характера исполнения музыкального произведения в нотах. 1.1.11. Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры): реприза, вольта, форма Da Capo, знак повторения такта. 2. Практический курс 15 2.1. Обучение игре на музыкальном инструменте 2.1.1. Знакомство художественными и с изучаемым техническими музыкальным инструментом: возможностями, конструкцией, правилами эксплуатации и хранения. 2.1.2. Выработка правильной постановки и правильного положения инструмента во время игры, правильной своевременной постановки исполнительского аппарата. 2.1.3. Выработка правильного звукоизвлечения. Работа над координацией движений отдельных звеньев исполнительского аппарата. 2.1.4. Нотная грамота: определение относительной длительности музыкальных звуков по графическому написанию нотных знаков (одиночных и сгруппированных). Определение длительности пауз по их графическому изображению. 2.1.5. Счет и тактирование в двух-, трех- и четырехдольном музыкальных размерах (в заданном темпе); ритмические упражнения (со счетом и тактированием) в двух-, трех- и четырехдольном музыкальных размерах. 2.1.6. Уяснение понятия аппликатуры, ее связи с художественной и технической сторонами исполнения музыкального произведения, способа ее обозначения в нотах для барабана. 2.1.7. Формирование начальных навыков разбора нотного текста, его связного воспроизведения на инструменте, разучивания и запоминания. Выработка рациональной дисциплины. 2.1.8. Изучение и практическое освоение начальных элементов исполнительской техники и простейших приемов игры на барабане с использованием соответствующего инструктивного материала. Выработка методики осмысленной, целенаправленной работы над инструктивным материалом как важнейшим и основным средством приобретения и развития исполнительской техники. Воспитание творческого элемента в работе над инструктивным материалом. 16 2.1.9. Расшифровка знаков сокращения нотного письма (аббревиатур). 2.1.10. Приобретение начальных навыков чтения нот с листа. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов»: учащийся знает возможности барабана, правила настройки инструмента, музыкальный звукоряд, особенности записи нот для барабанов, понятие музыкальной паузы, понятие музыкального метра, динамические оттенки исполнения, знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры); умеет правильно держать инструмент, правильно извлекать звук, определять относительную длительность музыкальных звуков по графическому написанию нотных знаков (одиночных и сгруппированных), определять длительности пауз по их графическому изображению, считать и тактировать в двух-, трех- и четырехдольном музыкальных размерах (в заданном темпе), разбирать несложный нотный текст, читать с листа несложные этюды; использует приобретенные знания для дальнейшего совершенствования навыков игры на ударном инструменте, создания музыкальной культуры в быту. 3.1. Зачетные требования В течение начального периода обучения учащийся осваивает начальные элементов исполнительской техники приемы игры инструктивного на барабане материала. с использованием Вырабатывает практически и простейшие соответствующего навыки осмысленной, целенаправленной работы над инструктивным материалом как важнейшим и основным средством приобретения и развития исполнительской техники. 17 На контрольном занятии после прохождения программы начального уровня учащийся должен исполнить один этюд и одну пьесу в составе ансамбля. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» второй год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ Всего Теори Практ контроля я ика 1 1. Теоретический курс 1.1.1. Тембр музыкального звука. Суть и смысл нотной записи для барабанов. 2. Практический курс 2.1.1. Освоение простейших тембровых возможностей барабана. 10 1 9 Постоянное обращение внимания учащегося на тембр извлекаемого звука 2 1. Теоретический курс 1.1.2. Ритм. Метр. Темп. 2. Практический курс 2.1.2. Дальнейшее освоение ритмических рисунков. 20 4 16 Игра под метроном 3 2. Практический курс 2.1.3. Перевод и смысловая расшифровка иностранной музыкальной терминологии. 2.1.4. Уяснение способа обозначения различных ударных инструментов в нотах. 2 2 Контрольные вопросы 4 2. Практический курс 2.1.5. Изучение новых элементов и исполнительских приемов техники рук. 8 8 Контрольные задания 18 5 2. Практический курс 2.1.6. Работа над звуком на основе совершенствования техники звукоизвлечения. 10 10 Постоянный контроль качества звука 6 2. Практический курс 2.1.7. Развитие исполнительской техники рук. 10 10 Контроль исполнительс кой техники 7 2. Практический курс 2.1.8. Развитие и совершенствование методики осмысленной, целенаправленной работы над инструктивным материалом с постепенным расширением круга и усложнением ставящихся в этой работе задач. 5 5 Беседа 8 2. Практический курс 2.1.9. Развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения 5 5 Аудио, видео записи исполнения с дальнейшим совместным анализом 9 2. Практический курс 2.1.10. Закрепление чтения нот с листа. 2 2 Контроль соответствия исполнения нотной записи Всего: навыков 72 5 67 19 Содержание учебного плана второго года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов» 1. Теоретический курс 1.1. Основы музыкальной грамоты 1.1.1. Тембр музыкального звука, тембровая организация в музыке и ее музыкально-выразительное значение (начальное понятие инструментовки). Тембровые особенности ударных инструментов. Диапазон и регистры музыкального звукоряда. Суть и смысл нотной записи для барабанов. 1.1.2. Ритм как организация временных соотношений музыкальных звуков. Выразительное значение музыкального ритма. Музыкальный метр как система организации музыкального ритма. Выразительное значение музыкального метра. Темп как скорость движения (частота пульсации) счетных единиц временных (метрических долей) в музыкальном произведении. Значение темпа в музыке, обусловленность темпа характером и содержанием музыкального произведения. Условные градации темпа в музыке (медленный, умеренный, быстрый); обозначение темпа в нотах; наиболее употребительные разновидности и обозначения темпа; обозначение изменений темпа (замедление, ускорение). 2. Практический курс 2.1. Обучение игре на музыкальном инструменте 2.1.1. Освоение простейших тембровых возможностей барабана. 2.1.2. Дальнейшее освоение ритмических рисунков на заданной метрической основе (обязательно играя с метрономом). Расширение темповых исполнительских возможностей. 20 2.1.3. Перевод и смысловая расшифровка иностранной музыкальной терминологии, используемой для обозначения темпа, динамики и характера исполнения. 2.1.4. Уяснение способа обозначения различных ударных инструментов в нотах. 2.1.5. Изучение новых элементов и исполнительских приемов техники рук. 2.1.6. Работа над звуком на основе совершенствования техники звукоизвлечения. 2.1.7. Развитие исполнительской техники рук. 2.1.8. Развитие и совершенствование методики осмысленной, целенаправленной работы над инструктивным материалом с постепенным расширением круга и усложнением ставящихся в этой работе задач. 2.1.9. Развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга используемых музыкальновыразительных исполнительских средств. 2.1.10. Закрепление навыков чтения нот с листа. 3. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс гитары» базового уровня сложности: учащийся знает тембровые особенности ударных инструментов, суть и смысл нотной записи для барабанов, значение темпа в музыке, обозначение темпа в нотах; умеет использовать простейшие тембровые возможности барабана, расшифровывать иностранную музыкальную терминологию, используемую для обозначения темпа, динамики и характера исполнения, читать ноты с листа; использует приобретенные знания для дальнейшего совершенствования навыков игры на ударном инструменте, развития 21 навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга используемых музыкально-выразительных исполнительских средств, создания музыкальной культуры в быту. 3.1. Зачетные требования В течение учебного года учащийся должен изучить: игру различных длительностей в темпе до 80 ударов в минуту под метроном; 7-10 этюдов. 22 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Продолжительность учебного года 288 дней Даты начала и окончания учебных периодов: первый год обучения 01.09.2020г. по 15.05.2021г. второй год обучения 01.09.2021г. по 15.05.2022г. третий год обучения 01.09.2022г. по 15.05.2023г. Количество учебных недель, дней: первый год обучения второй год обучения третий год обучения 36 недель, 72 дня 36 недель, 72 дня 36 недель, 72 дня Режим работы: первый год обучения второй год обучения третий год обучения 2 раза в неделю по 1 часу 2 раза в неделю по 1 часу 2 раза в неделю по 1 часу Выходные дни Праздничные дни Суббота, воскресенье Установленные законодательством Российской Федерации Продолжительность зимних каникул (даты начала и окончания каникулярного периода): первый год обучения второй год обучения третий год обучения 11 дней Продолжительность летних каникул (даты начала и окончания каникулярного периода): первый год обучения второй год обучения третий год обучения 96 дней 31.12.2020г. – 10.01.2021г. 31.12.2021г. – 09.01.2022г. 31.12.2022г. – 09.01.2023г. 01.06.2020г. – 31.08.2021г. 01.06.2021г. – 31.08.2022г. 01.06.2022г. – 31.08.2023г. 23 2.2. Условия реализации программы. Успешной реализации программы способствует наличие постоянного рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и оборудованием. Помещение должно быть светлым, просторным, проветриваемым. Материально-техническое обеспечение: IBM PC – совместимый компьютер. Барабаны малые Барабаны альт Барабан тенор Барабан большой Тарелки Бонги Маракасы Агого Румба Кахон Думбек Пэды Электронная ударная установка Барабанные палочки Метрономы: 2 электронных, один программный. Информационное обеспечение: Учебная литература; Методическое обеспечение: Методическая литература; Школы с аудиоприложениями; хорошо 24 Видеошколы. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования имеет высшее образование, первую квалификационную дополнительной категорию, профессиональной курсы ПК программе 120 «Теория часов и по практика организации деятельности педагога дополнительного образования, педагогаорганизатора» 2.3. Формы аттестации Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным отражающие достижение графиком цели и разработаны выполнения формы задач аттестации, по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Класс ударных инструментов»: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Класс ударных инструментов»: педагогическое наблюдение за каждым учащимся, журнал посещаемости, индивидуальные календарно-тематические планы, материалы тестирования, контрольные занятия, портфолио. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Класс ударных индивидуальных инструментов»: документирование календарно-тематических планов, прохождения демонстрация творческих работ, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио. 2.4. Оценочные материалы Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов включает в себя набор упражнений, этюдов и пьес на разные виды барабанной техники, ранжированных по разным уровням сложности, позволяющих объективно оценить уровень знания теории музыки и владения инструментом. 25 2.5. Методические материалы 1. Андреев Е. “Ударные инструменты современного симфонического оркестра”.- Киев,1990. 2. Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра. – М., 1972. – С.164-211. 3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, Кн. 1,2. 2-е изд. – Л.,1971 – 312 с. Головко С. “К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах”. - Москва.,1989. 4. Барсова И. Предисловие // Ударные инструменты в современном оркестре. – М.: Сов. Композитор, 1982. – С. 3-5. Денисов Э. “Ударные инструменты в современном оркестре”.- М., 1982. 5. Бауэр Т. Психическое развитие ребенка. М.: Прогресс, 1979. – 319 с. 6. Биберган В. “К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки” - Москва.,1990.Дмитриев Г. ”Ударные инструменты: трактовка и современное состояние “. - М.,1980. 7. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997 8. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Задачи и упражнения по детской психологии». - М.: Изд. «Просвещение». 1991 г. 9. Гарбузов Н. Музыкант, исследователь, педагог: Сб. статей. – М.: Музыка, 1980. – 303с. 10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993 11. Денисов Э.В. Ударные инструменты в современном оркестре. – М., 1982. – 256 с. 12. Зиневич В., Борин В. ”Курс игры на ударных инструментах” - П.,1980. 13. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982. 14. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век, 2004 12. Ковалевский М. “ Аппликатурные приёмы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле”. – М.,1980. 26 13. Лучинина О., Винокурова Е. Практическая психология для музыкантов. Учебно-методическое пособие. Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории. – 2008 14. Макиевский С. “Техника игры на ударной установке”. – Киев.,1990. 15. Парамонов В. “Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре”. – М., 1984 16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997. 17. Подуровский В, Н. Суслова. Психологическая коррекция музыкальнопедагогической деятельности. М., 2001 18. Попова Т.В. «О музыкальных жанрах». – М.:. Изд. «Знамя», 1981 г. 19. Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. М., 2003 16. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985. 17. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М., 1994 18. Stick Control For The Snare Drummer by George Lawrence Ston, 19. Drum Methods - Joe Morello – MasterStudy, 20. Standard 26 American Drum Rudiments (N.A.R.D) (с видеопримерами), 21. Rick Kvistad - Accent Studies and Etudes for Percussion, 22. Paul Capazzoli - Around The Drums With Open Rolls, 23. Paul Capazzoli - Around The Drums With Triplets, 24. Afro-Cuban Grooves for Bass & Drums - By Lincoln Goines & Robby Ameen, 25. Alan Dworsky & Betsy Sansby - Secrets of the Hand - Soloing Strategies for Hand Drummers , 26. Chuck Kerrigan - Rap Beats On The Drum Set, 27. Cristiano Micalizzi - Enciclopedia Dei Ritmi - Drum & Bass 28. Gavin Harrison - Rhytmic Illusions и т. д… 27 2.6. Список литературы 1. Андреев Е. “Ударные инструменты современного симфонического оркестра”.- Киев,1990. 2. Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра. – М., 1972. – С.164-211. 3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, Кн. 1,2. 2-е изд. – Л.,1971 – 312 с. Головко С. “К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах”. - Москва.,1989. 4. Барсова И. Предисловие // Ударные инструменты в современном оркестре. – М.: Сов. Композитор, 1982. – С. 3-5. Денисов Э. “Ударные инструменты в современном оркестре”.- М., 1982. 5. Бауэр Т. Психическое развитие ребенка. М.: Прогресс, 1979. – 319 с. 6. Биберган В. “К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки” - Москва.,1990.Дмитриев Г. ”Ударные инструменты: трактовка и современное состояние “. - М.,1980. 7. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997 8. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Задачи и упражнения по детской психологии». - М.: Изд. «Просвещение». 1991 г. 9. Гарбузов Н. Музыкант, исследователь, педагог: Сб. статей. – М.: Музыка, 1980. – 303с. 10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993 11. Денисов Э.В. Ударные инструменты в современном оркестре. – М., 1982. – 256 с. 12. Зиневич В., Борин В. ”Курс игры на ударных инструментах” - П.,1980. 13. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982. 14. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век, 2004 12. Ковалевский М. “ Аппликатурные приёмы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле”. – М.,1980. 28 13. Лучинина О., Винокурова Е. Практическая психология для музыкантов. Учебно-методическое пособие. Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории. – 2008 14. Макиевский С. “Техника игры на ударной установке”. – Киев.,1990. 15. Парамонов В. “Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре”. – М., 1984 16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997. 17. Подуровский В, Н. Суслова. Психологическая коррекция музыкальнопедагогической деятельности. М., 2001 18. Попова Т.В. «О музыкальных жанрах». – М.:. Изд. «Знамя», 1981 г. 19. Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. М., 2003 16. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985. 17. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М., 1994 18. Stick Control For The Snare Drummer by George Lawrence Ston, 19. Drum Methods - Joe Morello – MasterStudy, 20. Standard 26 American Drum Rudiments (N.A.R.D) (с видеопримерами), 21. Rick Kvistad - Accent Studies and Etudes for Percussion, 22. Paul Capazzoli - Around The Drums With Open Rolls, 23. Paul Capazzoli - Around The Drums With Triplets, 24. Afro-Cuban Grooves for Bass & Drums - By Lincoln Goines & Robby Ameen, 25. Alan Dworsky & Betsy Sansby - Secrets of the Hand - Soloing Strategies for Hand Drummers , 26. Chuck Kerrigan - Rap Beats On The Drum Set, 27. Cristiano Micalizzi - Enciclopedia Dei Ritmi - Drum & Bass 28. Gavin Harrison - Rhytmic Illusions и т. д… Список рекомендуемой детям литературы 1. Бахман Б. «Рудиментальная неделя», сборник этюдов по рудиментальной технике. 29 2. Бахман Б. «Бас лоджик», школа игры на бас-барабане. 3. Джефф Куин «Играем палочкми», школа игры на маршевом барабане. 4. Джефф Куинн Школа для малого барабана. 5. Ритмические упражнения. Сост. Т. Егорова и В. Штейман. М., 1970. 6. Сборник базовых упражнений для маршевого оркестра «Cavalers 2008» 1-4 часть. 7. Сборник этюдов для малого барабана «Drum Fuzz». 8. Скот Джонсон «Паркинг Лот». Сборник этюдов для маршевого оркестра. 9. Хрестоматия для ударных инструментов. Сост. Т. Егорова и В. Штейман. М., 1973. 30 Приложения