Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотые руки» Возраст учащихся: 7 - 12 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Бочкарёва Анна Владимировна, педагог дополнительного образования Гурьевский муниципальный округ 2020 Разработчик: Бочкарёва Анна Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» Бочкарёва, А.В. «Золотые руки»: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа / А.В.Бочкарёва Гурьевский муниципальный район: МБУ ДО ЦДТ, 2020. – 38 с. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые руки» направлена на овладение учащимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для быта, формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов декоративно-прикладного творчества. Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в рамках художественной направленности. Содержание Раздел I. Комплекс основных характеристик программы I.1. Пояснительная записка ……………………….…………….…………. I.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………… I.3. Содержание программы ……….…………………..…………………... I.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……… Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий II.1. Календарный учебный график .……………………………...……….. II.2. Условия реализации программы …………………………................... II.3. Формы аттестации …………………………………..………………. II.4. Оценочные материалы ..………….…………………………………. II.5. Методические материалы ………………………………..…………. II.6. Список используемых источников …...…………….………………... Приложения Приложение 1. Протокол оценивания творческой работы ……………… Приложение 2. Анализ качества навыков учащихся …………………….. Приложение 3. Общий табель учета уровня практического освоения программного материала …………………………………………………... 3 7 8 19 22 22 23 24 26 33 35 36 37 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы I.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотые руки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция - развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»); - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества» Программа имеет общекультурный (ознакомительный) уровень. Актуальность дополнительной 3 общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотые руки» задаётся современными тенденциями развития дополнительного образования детей, где одной из наиболее актуальных выделяется проблема развития творческого мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью. Программа «Золотые руки» направлена на создание оптимальных условий для организации детского творчества, так как детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Новизна данной программы состоит в том, что у детей есть возможность обучаться основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе. Поэтому данная программа включает в себя разнообразные виды творческой деятельности, от занятия к занятию вовлекая учащихся в новый увлекательный процесс. Такой технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания декоративного изделия практически из любого материала, что способствует повышению эффективности труда. Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в ходе реализации программы «Золотые руки», каждый ребенок повышает свою социальную значимость, принадлежность к определенной системе культурных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Программа предполагает овладение учащимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для быта. При работе 4 по изготовлению декоративного изделия происходит развитие и тренировка мелкой моторики рук, что положительно отражается на умственном развитии детей. В основу программы «Золотые руки» легла дополнительная образовательная программа «Путь к творчеству» Е.А.Тяговой, являющейся дипломантом конкурса авторских программ педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2004 года (г. Санкт-Петербург). Отличительной общеобразовательной особенностью общеразвивающей является предоставление собственный темп образовательной и дополнительной программы «Золотые руки» возможности каждому учащемуся выбирать объем деятельности учебного материала. напрямую зависит Эффективность от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей детей, поэтому содержание программы «Золотые руки» может мобильно корректироваться с учетом индивидуальных способностей учащихся. Адресатом данной программы являются учащиеся младшего школьного возраста (7-12 лет). В этом возрасте детям свойственны некоторые особенности поведения, такие как эмоциональность, отвлеченность, возбудимость, они не могут долгое время сосредотачиваться на одной деятельности, высокая утомляемость. Младшие школьники могут сосредоточено заниматься одним делом только 10-20 минут, поэтому во время учебного занятия необходимо переключать их на разнообразные виды деятельности, обеспечивать двигательную разрядку. Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. 5 В этот период у детей начинают развиваться социальные эмоции, такие как сопереживание, доверие к людям, чувство ответственности, самолюбие. Происходит формирование самооценки. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство подкрепляется одобрением, похвалой педагога. Важно подчёркивать каждый, даже самый маленький успех учащегося, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят. Форма обучения – очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий. Реализация программы может осуществляться в дистанционном режиме с применением информационно-телекоммуникативных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога, согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского творчества». Формы организации образовательного процесса в дистанционном режиме: e-mail, дистанционное обучение в сети Интернет, видеоконференции,on-line тестирование, надомное обучение с дистанционной поддержкой, облачные сервисы и т.д. Срок освоения программы – один год. Содержание программы рассчитано на 216 часов: 18 часов теории и 198 часов практических занятий. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа, с перерывом 10-15 минут после каждого часа занятий. Форма организации деятельности учащихся - индивидуальногрупповая. Учебные занятия проходят в совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Место педагога в деятельности по обучению детей 6 меняется по мере развития интереса и овладения детьми программного материала. По уровню освоения данная программа является базовой, так как знакомит с основами различных видов декоративно-прикладного творчества. После обучения по программе «Золотые руки» учащиеся смогут определиться с конкретным видом декоративно-прикладного творчества и продолжить обучение по программам стартового и продвинутого уровней. I.2. Цель и задачи программы Цель учащихся программы: в контексте формирование различных видов художественной культуры декоративно-прикладного творчества. Задачи: - знакомить детей с основами декоративно-прикладного творчества через овладение приемами различных техник. - развивать фантазию и воображение детей через поиск и воплощение креативных творческих решений. - воспитывать эстетический вкус путем ознакомления с традициями, историей и культурным наследием народа. 7 I.3. Содержание программы Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотые руки» отражено в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации учащихся (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5). Учебный план № п/п Количество часов Название раздела, темы Формы аттестации/ Всего Теория Практика контроля Раздел 1. Введение в образовательную программу первого года обучения 1 Организационное занятие 2 2 2 2 История возникновения и 2 развития декоративно- прикладного творчества Виды 3 и жанры декоративно-прикладного 2 2 творчества Всего по разделу 6 4 2 Раздел 2. Природный материал 1 Правила сбора и хранения природного материала 6 2 8 4 Доклад, сообщение 2 Элементарные технологии работы с природным 6 6 6 6 6 6 10 10 материалом Основные 3 работы технологии с природным материалом Современные технологии 4 работы с природным материалом 5 Индивидуальный творческий проект Всего по разделу 34 2 Конкурс, выставка 32 Раздел 3. Бумага 1 2 3 4 5 Свойства бумаги 4 Элементарные технологии работы с бумагой Основные технологии работы с бумагой Современные технологии работы с бумагой Индивидуальный творческий проект Всего по разделу 2 2 8 8 8 8 6 6 10 10 36 2 Раздел 4. Ткань 9 34 Доклад, сообщение Конкурс, выставка 1 Свойства ткани 2 Элементарные технологии 6 работы с тканью 3 4 5 Основные технологии работы с тканью Современные технологии работы с тканью Индивидуальный 2 6 6 8 8 8 8 10 творческий проект Всего по разделу 4 38 10 2 Конкурс, выставка 36 Раздел 5. Пластичный материал 1 Свойства пластичного материала 4 2 2 Элементарные технологии 2 работы с пластичным 6 6 6 6 8 8 10 10 материалом Основные 3 работы технологии с пластичным материалом Современные технологии 4 работы с пластичным материалом 5 Индивидуальный творческий проект Всего по разделу 34 2 Конкурс, выставка 32 Раздел 6. Бросовый материал 1 Сортировка и хранение бросового материала 6 2 10 4 Доклад, сообщение Элементарные 2 технологии работы с 6 6 6 6 6 6 10 10 бросовым материалом Основные технологии 3 работы с бросовым материалом Современные технологии 4 работы с бросовым материалом 5 Индивидуальный творческий проект Всего по разделу 34 2 Конкурс, выставка 32 Раздел 7. Обобщение программного материала 1 Сочетание материалов Смешанные 2 различных 4 2 2 Доклад, сообщение технологии художественной 6 6 6 6 4 4 10 10 обработки материалов Современные технологии 3 художественной обработки материалов Инновационные 4 технологии художественной обработки материалов 5 Итоговый творческий проект Конкурс, выставка Презентация 6 Итоговое занятие 4 2 2 творческих работ 11 Всего по разделу ВСЕГО 34 4 30 216 18 198 Содержание учебного плана Раздел 1.Введение в образовательную программу первого года обучения – 6 часов. Тема 1. Организационное занятие – 2 часа. Теория. Знакомство с содержанием деятельности. Правила организации рабочего пространства. Техника безопасности при занятиях рукоделием. Перечень необходимых для работы инструментов и приспособлений, их назначение. Правила пользования, ухода и хранения инструментов и приспособлений. Словарь специальных терминов, используемых на занятиях. Тема 2. История возникновения и развития декоративно-прикладного творчества – 2 часа. Теория. Классификация видов и жанров декоративно-прикладного творчества. Основные вехи истории декоративно-прикладного творчества. Народные ремесла. Знакомство с работами местных авторов-ремесленников. Тема 3. Виды и жанры декоративно-прикладного творчества – 2 часа. Практика. Доклад, сообщение о виде или жанре декоративноприкладного творчества, известных работах мастеров рукоделия. Раздел 2.Природный материал – 34часа. Тема 1. Правила сбора и хранения природного материала– 6 часов. Теория. Понятие «природный материал». Условия, которые необходимо соблюдать при сборе природного материала. Правила хранения природного материала. Практика. Сбор листьев, травы, коры, веток, мха, шишек, семян и т.п. Подготовка к работе яичной скорлупы, крупы. Окрашивание песка, соли, манной крупы в различные цвета. 12 Тема 2. Элементарные технологии работы с природным материалом – 6 часов. Практика. Начальные сведения о композиции. Знакомство с основами технологий: аппликация из природного материала, штамповка листьями. Выполнение отдельных элементов в данных техниках. Тема 3. Основные технологии работы с природным материалом – 6 часов. Практика. Знакомство с основами технологий художественной обработки природного материала: флорийская мозаика, мозаика из яичной скорлупы, объемные композиции. Выполнение коллективной работыв данных техниках. Тема 4. Современные технологии работы с природным материалом – 6 часов. Практика. Знакомство с основами технологий художественной обработки природного материала: терра, насыпание. Выполнение образцов творческих работ в данных техниках. Тема 5. Индивидуальный творческий проект – 10 часов. Теория. Подготовка Художественный необходимых замысел. материалов и Эскиз будущего инструментов. изделия. Составление алгоритма работы Практика. Работа над индивидуальным проектом в техниках художественной обработки природного материала. Раздел 3. Бумага – 36 часов. Тема 1. Свойства бумаги – 4 часа. Теория. Бумага как материал для творчества. Виды бумаги. Первоначальные сведения о свойствах бумаги. Практика. Исследование свойств бумаги. Физические опыты с использованием бумаги, картона. Тема 2. Элементарные технологии работы с бумагой – 8 часов. 13 Практика. Элементы технологий работы с различными видами бумаги: оригами, квилинг, торцевание. Выполнение отдельных элементовв данных техниках. Тема 3. Основные технологии работы с бумагой – 8 часов. Практика. Знакомство с основными элементами технологий художественной обработки разных видов бумаги: вытыканка, бумажный тоннель, модульное оригами, кусудама, картонажная графика. Выполнение коллективной работы в данных техниках. Тема 4. Современные технологии работы с бумагой – 6 часов. Практика. Знакомство с основными элементами технологий художественной обработки бумаги, картона, кальки: декупаж, тиснение, пергамано. Выполнение образцов творческих работ в данных техниках. Тема 5. Индивидуальный творческий проект – 10 часов. Теория. Подготовка Художественный необходимых замысел. материалов и Эскиз будущего инструментов. изделия. Составление алгоритма работы Практика. Работа над индивидуальным проектом в техниках художественной обработки различных видов бумаги. Раздел 4. Ткань – 38 часов. Тема 1. Свойства ткани – 6 часов. Теория. Ткань как материал для творчества. Виды ткани. Первоначальные сведения о свойствах ткани. Практика. Исследование свойств различных видов ткани. Раскрой ткани. Основные виды стежков. Тема 2. Элементарные технологии работы с тканью – 6 часов. Практика. Правила работы с тканью. Элементарные технологии изготовления творческих работ из ткани и ниток: лоскутное шитье, изонить. Выполнение отдельных элементов в данных техниках. Тема 3. Основные технологии работы с тканью – 8 часов. 14 Практика. Знакомство с основными элементами технологий изготовления творческих работ из ткани, меха, ниток, тесьмы: мягкая игрушка, ганутель. Выполнение коллективной работы в данных техниках. Тема 4. Современные технологии работы с тканью – 8 часов. Практика. Основы современных технологий изготовления творческих работ из ткани, ниток, лент: ткачество, фильдцевание, цумами канзаши, батик. Выполнение образцов творческих работ в данных техниках. Тема 5. Индивидуальный творческий проект – 10 часов. Теория. Подготовка Художественный необходимых замысел. материалов и Эскиз будущего инструментов. изделия. Составление алгоритма работы Практика. Работа над индивидуальным проектом в техниках изготовления творческих работ из ткани, меха, ниток, тесьмы, лент. Раздел 5.Пластичный материал – 34 часа. Тема 1. Свойства пластичного материала – 4 часа. Теория. Первоначальные сведения о свойствах пластичных материалов. Пластилин как материал для творчества. Соленое тесто. Правила работы с пластилином, соленым тестом. Практика. Изготовление теста для лепки. Окрашивание соленого теста. Тема 2. Элементарные технологии работы с пластичным материалом – 6 часов. Практика. Основы технологий изготовления творческих работ из пластилина и соленого теста: пластилинография, тестопластика. Выполнение отдельных элементов в данных техниках. Тема 3. Основные технологии работы с пластичным материалом – 6 часов. Практика. Основы технологий изготовления творческих работ из пластилина и соленого теста: лепка объемных фигур, соляная техника. Выполнение коллективной работы в данных техниках. 15 Тема 4. Современные технологии работы с пластичным материалом – 8 часов. Практика. Правила работы с массой для лепки, пластикой. Основы современных технологий лепки объемных фигур: мокуме гане, холодный фарфор. Выполнение образцов творческих работ в данных техниках. Тема 5. Индивидуальный творческий проект – 10 часов. Теория. Подготовка Художественный необходимых замысел. материалов и Эскиз будущего инструментов. изделия. Составление алгоритма работы Практика. Работа над индивидуальным проектом в техниках изготовления творческих работ из пластилина, соленого теста, массы для лепки, пластики. Раздел 6. Бросовый материал – 34часа. Тема 1. Сортировка и хранение бросового материала – 6 часов. Теория. Бросовый материал как материал для творчества. Правила сортировки и хранения бросового материала. Практика. Сбор материала для выполнения творческих работ. Подготовка материала к работе. Сортировка бросового материала. Тема 2. Элементарные технологии работы с бросовым материалом – 6 часов. Практика. Техника изготовления творческих работ из бросового материала: рисование карандашной стружкой, мозаика из керамических и стеклянных осколков. Выполнение отдельных элементов в данных техниках. Тема 3. Основные технологии работы с бросовым материалом – 6 часов. Практика. Основы технологий изготовления творческих работ из бросового материала: пластиковые бутылки, крышки, жестяные банки, упаковки тетропак. Выполнение коллективной работы в данных техниках. 16 Тема 4. Современные технологии работы с бросовым материалом – 6 часов. Практика. Основы технологий изготовления творческих работ из бросового материала: пенопласт, проволока, пробка. Выполнение образцов творческих работ в данных техниках. Тема 5. Индивидуальный творческий проект – 10 часов. Теория. Подготовка Художественный необходимых замысел. материалов и Эскиз будущего инструментов. изделия. Составление алгоритма работы. Практика. Работа над индивидуальным проектом в техниках изготовления творческих работ из бросового материала. Раздел 7.Обобщение программного материала – 34 часа. Тема 1. Сочетание различных материалов – 4 часа. Теория. Способы сочетания разных материалов в рукоделии. Необходимые условия для работы с различными по своим свойствам материалами. Практика. Выполнение образцов творческих работ с использованием сочетаний различных материалов и технологий художественной обработки. Тема 2. Смешанные технологии художественной обработки материалов – 6 часов. Практика. Знакомство с основами смешанных технологий рукоделия: коллаж, моделирование, мозаика. Использование элементов декора в работе: бусины, бисер, ленты, бахрома, тесьма и т.п. Выполнение коллективной творческой работы в смешанной технике. Тема 3. Современныетехнологии художественной обработки материалов – 6 часов. Практика. Нетрадиционные сочетания материалов в рукоделии. Знакомство с основными элементами современных технологий: пейп-арт, гильоширование, изготовление оригинальных свечей, мыла.Выполнение коллективной творческой работы в данных техниках. 17 Тема 4. Инновационные технологии художественной обработки материалов – 4 часа. Практика. Экспериментальная работа на основе изученных свойств материалов для рукоделия. Физические опыты с различными материалами. Тема 5. Итоговый творческий проект –10 часов. Теория. Подготовка Художественный необходимых замысел. материалов и Эскиз будущего инструментов. изделия. Составление алгоритма работы. Практика. Работа над индивидуальным проектом в любой из технологий художественной обработки материалов. Тема 6. Итоговое занятие – 4 часа. Теория. Оценка достижений. Организация выставки готовых изделий. Составление плана презентации творческих проектов. Практика. Презентация творческих проектов. 18 I.4. Планируемые результаты В итоге освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотые руки» учащиеся знают: - виды и жанры декоративно-прикладного творчества; - название и назначение материалов, инструментов и приспособлений; - основные виды элементов композиции, цветового сочетания; - основные свойства бумаги, ткани, пластичных материалов; - влияние свойств различных материалов на ход работы; - правила заготовки и хранения природного, бросового материала; - основы технологий работы с природным материалом; - основы технологий работы с различными видами бумаги, картоном, калькой; - основы технологий работы с тканью, мехом, тесьмой, нитками, лентами с использованием декоративных материалов; - основы технологий работы с бросовым материалом; - основы технологий работы с пластилином, соленым тестом, пластиком; - основы смешанных технологий декоративно-прикладного творчества; - правила техники безопасности; умеют: - организовывать рабочее пространство в зависимости от вида деятельности; - использовать по назначению инструменты и приспособления ручного труда; - учитывать свойства материалов при различных условиях труда; 19 - соблюдать последовательность действий при выполнении творческой работы; - выполнять творческие работы согласно технологии; - контролировать и анализировать правильность выполнения работы; - работать группами над творческим проектом; - планировать и выполнять индивидуальный творческий проект; владеют: - правилами организации рабочего пространства, техники безопасности; - элементами технологий работы с бумагой, картоном, калькой; - элементами технологий работы с тканью, мехом, тесьмой, нитками, поролоном; - элементами технологий работы с бросовым материалом; - элементами технологий работы с природным материалом; - элементами технологий работы с пластилином, соленым тестом, пластиком; - навыками выполнения работы в смешанной технологии; - основными способами художественной обработки различных материалов. Личностные результаты: - повышение интереса к декоративно-прикладному творчеству; - стремление к творческой самореализации; - развитие коммуникативных способностей, навыков работы в коллективе. Метапредметные результаты: - способность наблюдать и анализировать; - способность использовать модели, схемы для решения познавательных и творческих задач, действовать по плану; - умение представлять результат собственной деятельности; 20 - умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой деятельности. 21 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий II.1. Календарный учебный график Продолжительность учебного года 259 дней Даты начала и окончания учебного периода 14.09.2020г. по 31.05.2021г. Количество учебных недель, дней 36 недель, 108 дней Режим работы 3 раза в неделю по 2 часа Выходные дни Воскресенье Праздничные дни Установленные законодательством Российской Федерации Продолжительность зимних каникул 10 дней (даты начала и окончания 01.01.2021г. – 11.01.2021г. каникулярного периода) Продолжительность летних каникул (даты начала и 96 дней окончания 01.06.2021г. – 31.08.2021г. каникулярного периода) II.2. Условия реализации программы Успешной реализации программы «Золотые руки» способствует наличие постоянного рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и оборудованием. Помещение должно быть светлым, просторным, хорошо проветриваемым. Материально-техническое обеспечение: - Инструменты и приспособления для ручного труда: ножницы, линейки, иглы швейные, шило, грувер, пассатижи, круглогубцы, карандаши, мел, гуашь, клей ПВА, клей бумажный, термоклей, утюг; 22 - Природный материал: листья, цветы, шишки, ветки, ракушки, камни, галька, песок, крупы, соль, семена, яичная скорлупа; - Текстильный материал: ткань различной фактуры, мех, кожа, ленты, тесьма, синтепон, нитки; - Пластичный материал: пластилин, масса для лепки, пластика; - Бросовый материал: пластиковые бутылки, крышки, упаковка тетропак, жестяные банки, пробки, проволока, пенопласт; - Различные виды бумаги: офисная бумага, цветная бумага, картон, калька, фольга, бумажные салфетки; - Декоративные элементы: пуговицы, бусины, пайетки, бисер, бахрома; - Рамки для оформления работ; - Стеллажи для выставления работ; - Аптечка оказания первой медицинской помощи. Информационное обеспечение: - Мультимедийные средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки; - Принтер, сканер (МФУ); - Фотоаппарат, штатиф. Кадровое обеспечение: С программным материалом учащихся знакомит педагог дополнительного образования декоративно-прикладной направленности. Для реализации данной программы не требуется обязательного участия узких специалистов. II.3. Формы аттестации Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком 23 разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению программы «Золотые руки»: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:готовая работа, журнал посещаемости, портфолио учащегося. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка творческих работ, участие в конкурсах, участие в мероприятиях, акциях, доклады, сообщения по темам программы. Формы подведения итогов реализации программы: выставка творческих работ учащихся, участие в конкурсах детского творчества различного уровня, презентация творческих проектов. II.4. Оценочные материалы Оценка качества освоения программы «Золотые руки» осуществляется индивидуально в течение всего учебного года после изучения каждого раздела программы, когда учащиеся выполняют элемент либо целое декоративное изделие, выполненное в изучаемой технике. Творческие работы учащихся оцениваются по следующим параметрам: 1. Внешний вид работы; 2. Соответствие заявленной тематике; 3. Соблюдение технологии выполнения работы; 4. Степень самостоятельности при выполнении работы; 5. Проявление творческой инициативы, креативность; 6. Понимание практического назначения работы; 7. Участие (планирование участия) данной работы в конкурсах, фестиваля х, выставках; 8. Общественное мнение (мнение родителей, учащихся, педагогов). 24 По каждому параметру педагог выставляет баллы от 1 до 5, которые вносятся в Протокол оценивания творческой работы (Приложение 1). Все баллы суммируются, выводится общий балл. Для определения уровня освоения программного материала по разделу педагог руководствуется следующим ключом: 8 – 16 баллов – низкий уровень; 17 – 32 балла – средний уровень; 33 – 40 – высокий уровень. Педагог ведет учет уровня знаний каждого учащегося по разделам программы, внося информацию в общий бланк анализа качества обучения (Приложение 2) Итоговый контроль происходит путем сведения уровней качества навыков, учащихся по всем разделам программы в Общий табель учета уровня практического освоения программного материала. (Приложение 3). Для формирования навыка адекватной самооценки педагог предлагает учащимся самостоятельно оценивать собственные работы по тем же параметрам. Сравнение между учащимися не допускается, динамика развития практических навыков учитывается только относительно достижений самого ребенка. Неотъемлемой программного частью материала оценки является результативности выставка работ освоения учащихся. Непосредственное участие в организации и проведении выставки принимают самих детей, способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, эмпатии, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив единомышленников. 25 II.5. Методические материалы Для эффективной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотые руки» разработан учебно- методический комплекс: - Дидактические игры для развития познавательной активности младших школьников; - Сборник игр для проведения динамических пауз; - Методики диагностики креативности; - Сборник мультимедийных презентаций с пошаговыми инструкциями по выполнению различных видов творческих работ; - Сборник инструкционных карт с пошаговыми инструкциями по выполнению различных видов творческих работ; - Сборник видеоуроков по истории и развитию декоративноприкладного творчества; - Сборник видеоэкскурсий по музеям мира; - Альбомы работ известных художников, скульпторов, модельеров, мастеров-ремесленноков; - Сборник положений о конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества различного уровня. Основные способы организации работы с учащимися: - Групповая работа – все учащиеся работают над одной проблемой, вместе выполняя какие-либо действия или наблюдая за одним из обучающихся, который дает пояснения и комментарии своим действиям (упражнения по актерскому мастерству, культуре речи, тренинг, защита социального проекта, мозговой штурм и другое); - Индивидуальная работа – каждый учащийся работает по определенной проблеме, конкретному заданию, поручению (подготовка доклада, сообщения, индивидуальный проект, тестирование, анкетирование, выступление и другое); 26 занятие – конкурс, - Индивидуально-групповая – наиболее часто используемая форма организации образовательной деятельности, при которой учащиеся получают индивидуальные задания, от исполнения которых зависит общий результат (исследовательская деятельность, час вопросов и ответов, деловая и ролевая игра, социальное проектирование и другое). Методы организации образовательной деятельности: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа и т.д.) - наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.) - практический (упражнения, лабораторные работы и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся: - фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; - коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; - индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 6 человек) - коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение 27 - парный - организация работы по парам (малые группы по 2 человека); - индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение поставленной творческой задачи. Предлагаемые формы занятий: - Лекция – педагог предлагает учащимся готовый теоретический материал; - Практическая работа – применение полученных теоретических знаний на практике; - Мастерская – совместная работа всех учащихся и педагога, связанных общей целью, художественными предпочтениями, творческим смыслом и т.п. - Экскурсия – поездка, поход с целью изучения окружающей природы, достопримечательностей, экспозиции музеев и т.д. - Исследовательская (индивидуально или группой) работа – работают учащиеся над самостоятельно конкретным вопросом, проблемой; - Семинар - учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя; - Занятие-конкурс – между учащимися или мини-группами учащихся проводится конкурс, в ходе которого они должны решить какую-либо учебную проблему, по окончании конкурса определяется победитель; - Защита проектов - учащиеся анализируют процесс по реализации конкретного проекта, знакомят с его результатами; - Выставка – учащиеся организуют собрание каких-либо экспонатов (творческих работ) для всеобщего обозрения. Основные технологии декоративно-прикладного используемые в ходе образовательной деятельности: 28 творчества, Айрис фолдинг (Радужное складывание) – техника складывания бумаги для изготовления эффектных открыток или украшения альбомов; Аппликация (Прикладывание) – способ работы с цветными кусочками различных материалов; Ассамбляж – техника визуального искусства, использующая объемные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина; Батик – ручная роспись по ткани; Бумажный туннель – оригинальная техника создания трехмерных открыток; Вытыканка – искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или черной бумаги; Ганутель – эксклюзивное мальтийское рукоделие, где используется тонкая спиральная проволока и нитки для обмотки деталей, а также бусины или бисер; Гильоширование – художественная обработка ткани с помощью выжигателя; Граттаж (Царапание) – рисунок выделяется путем процарапывания острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью или гуашью; Декупаж – техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов; Изонить (Нитяная графика) – графическое изображение, особым образом выполненное нитками на твердом основании; Кардмейкинг – изготовление тематических открыток; Картонажная графика – техника изготовления изделий из упаковочного гофрированного картона; Квиллинг (Птичье перо) – искусство бумагокручения; Киригами – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели; 29 Коллаж – творческий жанр, когда произведение создается из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте; Кусудама (Лекарственный шар) – бумажная шарообразная модель, которая обычно формируется сшиванием или склеиванием квадратного листа бумаги; Лепка – придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов; Моделирование – создание модели из разнообразного материала, которая достоверно близка к оригиналу; Мозаика – способ создания изображения из маленьких элементов природного или бросового материала; Мокуме Гане – создание причудливых орнаментов путем складывания разноцветных листов пластичного материала; Насыпание – искусство создания картин из сыпучего материала на плоскости или в прозрачных сосудах; Оригами (Сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги без использования ножниц и клея; Оригами модульное – создание объемных фигур из множества треугольных модулей оригами путем вкладывания их друг в друга; Папье-маше (Жеванная бумага) – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов с клеящими веществами; Пейп-арт (Бумажное искусство) – выполнение арт-объектов из бумажных жгутиков с использованием элементов из других материалов; Пергамано – вид тиснения с использованием пергаментной бумаги или вощенной кальки; Пластилинография – создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности; 30 Пэчворк (Квилтинг, Лоскутное шитье) – техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в рисунок или орнамент; Рисование карандашными стружками – создание картин из карандашной стужки; Скрапбукинг – вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении тематических фотоальбомов; Соляная техника – техника изготовления фигурок, где для создания особой фактуры изделию при лепке используются крупинки соли или сахара, а после высыхания смываются теплой водой; Темари – создание традиционных вышитых японских шаров; Терра – коллажная техника с использованием различных материалов, где большое значение отводится фактуре, характеру поверхности, способу обработки материалов; Тестопластика – изготовление поделок из соленого теста; Тиснение (Эмбросинг) – механическое выдавливание, создающее изображение на бумаге, картоне, полимерном материале, фольге, коже, бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа; Ткачество – производство из пряжи, ткани и текстиля; Торцевание – вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной или креповой бумаги; Фильдцевание – валяние шерсти; Флорийская мозаика – создание картин с использованием только клея и кусочков различных листьев и травинок; Холодный фарфор – художественная лепка из специальной смеси, которая при застывании приобретает твердость; Цумами Канзаши – в основе техники лежит оригами, только складывают не бумагу, а квадратики ткани; 31 Штампование – создание рисунка из отпечатков листьев или других штампов. 32 II.6.Список используемых источников 1. Андреева М.П. Искусство: Детская энциклопедия [Текст]/М.П. Андреева – М.: Педагогика, 1992. – 256с. 2. Афонькин, С.Ю. Оригами и аппликация [Текст]/С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева, В.П. Пудова. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. – 35с. 3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 1983. – 54с. 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст]/Л.С. Выготский – М.: Просвещение,1967. – 66с. 5. Глушакова, И.А. Сделай сам [Текст]/ И.А. Глушкова – М.: Издательство АСТ, 1999. – 37с. 6. Гусакова, А. М. Рукоделие в начальных классах: [Текст]/А.М. Гусакова. – М.: Просвещение, 1985 -145с. 7. Дараева, Ю.А. Лоскутное шитье [Текст]/ Ю.А. Дараева.- М.:Этерна, 2008.- 224с. 8. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству [Текст]/ Н.В. Дубровская – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002. – 46с. 9. Зилина, Н.В. Шедевры из соленого теста [Текст]/ Н.В. Зилина. - М.: ООО ТД «Издатель Мир книги», 2009. - 192с. 10. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования [Текст]/ В.Н. Иванченко. – Ростов «Учитель», 2007. – 70с. 11. Кайгородцева, М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования [Текст]/ М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 94с. 12. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: [Текст]/Г.И. Перевертень. - М.: Кишинев, 1985. - 112с. 13. Петрова, И.А., Яременко Е.О. Программы общеобразовательных учреждений [Текст]/ И.А. Петрова, Е.О. Яременко. – М.: Просвещение, 2001. – 87с. 33 14. Соколова, С.В. Оригами [Текст]/ И.М. Петрова – СанктПетербург: Детство-Пресс, 2002. – 70с. 15. Столярова, А.М. Вязаные игрушки: [Текст]/ А.М. Столярова. М.: ООО ТД «Издатель Мир книги», 2011. - 96с. 16. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса [Текст]/ Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 45с. 17. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников: [Текст]/ И.В. Тюфанова – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002. – 50с. 18. Фименко, Ф.П. Поделки из природных материалов [Текст]/Ф.П. Фименко. - М.: Просвещение, 1998. – 220с. 19. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст]/ А.С. Хворостов. - М.: Просвещение, 1981. - 166с. 20. Черныш, И. Удивительная бумага [Текст]/ И. Черныш. – М.: АСТ – Пресс, 1998. – 62с. 34 Приложения Приложение 1 Протокол оценивания творческой работы Раздел __________________________________________ Ф.И. учащегося __________________________________ № п/п Параметры оценивания 1 Внешний вид работы 2 Соответствие заявленной тематике 3 Соблюдение технологии выполнения работы 4 Степень самостоятельности при выполнении работы 5 Проявление творческой инициативы, креативность 6 Понимание практического назначения работы 7 Участие (планирование участия) данной работы в конкурсах, фестивалях, выставках 8 Общественное мнение (мнение родителей, учащихся, педагогов) Общий балл Уровень (В – высокий, С – средний, Н – низкий) 35 Балл Приложение 2 Анализ качества навыков учащихся Раздел _______________________________________ № п/п Уровень качества освоения Ф.И. учащегося программного материала (В – высокий, С – средний, Н – низкий) 1 Иванова Мария В 2 Петров Михаил С … Вывод: Высокий уровень качества освоения программного материала по разделу _________________________ показали (количество) учащихся, что составляет (количество учащихся, показавших высокий уровень, к общему количеству учащихся) %, Средний уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество учащихся, показавших средний уровень, к общему количеству учащихся) %, Низкий уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество учащихся, показавших низкий уровень, к общему количеству учащихся) %. Таким образом, качество освоения программного материала по данному разделу – (количество учащихся, показавших высокий и средний уровень, к общему количеству учащихся) %. 36 Приложение 3 Общий табель учета уровня практического освоения программного материала материала Обобщение программного Бросовый материал учащегося Пластичный материал п/п Ткань Ф.И. Бумага № Природный материал Разделы программы Средний показатель Уровень освоения (В – высокий, С – средний, Н – низкий) 1 Иванова В С В В В В Мария В по (выводится большему количеству оценок) 2 Петров В С С С В Михаил В В (при равном количестве оценок предпочтение отдается более высокой оценке) … Вывод: Высокий уровень качества освоения программного материала показали (количество) учащихся, что составляет (количество учащихся, показавших высокий уровень, к общему количеству учащихся) %, Средний уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество 37 учащихся, показавших средний уровень, к общему количеству учащихся) %, Низкий уровень - (количество) учащихся, что составляет (количество учащихся, показавших низкий уровень, к общему количеству учащихся) %. Таким образом, качество освоения программного материала составляет – (количество учащихся, показавших высокий и средний уровень, к общему количеству учащихся) % 38