Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог» Возраст учащихся: 5 – 7лет Срок реализации: 1 года Разработчик: Бочкарёва Анна Владимировна, Педагог дополнительного образования Гурьевский муниципальный округ 2020 Разработчик: Бочкарёва А.В. Юный эколог: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа / А.В. Бочкарёва. Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2020. – 34 с. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» создает оптимальные условия для расширения кругозора детей об окружающем мире, взаимосвязях предметов и явлений, о здоровом образе жизни, способствует формированию творческих способностей детей, практических навыков, воспитанию эстетических чувств через выполнение собственных творческих проектов. Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в рамках естественнонаучной направленности. Содержание Раздел I. Комплекс основных характеристик программы I.1. Пояснительная записка ……………………….…………….…………. 3 I.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………… 6 I.3. Содержание программы ……….…………………..…………………... 7 I.3.1. Учебный план первого года обучения ………………………………. 7 I.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения ………………. 9 I.3.3. Учебный план второго года обучения ………………………………. 13 I.3.4. Содержание учебного плана второго года обучения ………………. 15 I.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……… 19 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий II.1. Календарный учебный график..……………………………...……….. 20 II.2. Условия реализации программы ………………………….................... 20 II.3. Формы аттестации и контроля ………………………..………………. 21 II.4. Оценочные материалы ..………….……………………………………. 22 II.5. Методические материалы ………………………………..……………. 22 II.6. Список литературы …………………………………..………………... 24 Приложения Приложение 1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог» ………………………………………………… 27 Приложение 2. Мониторинг развития личности учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» ………………………………………………... 33 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы I.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» органично вписывается в систему дополнительного образования детей и реализует естественнонаучную направленность МБУ ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района. Программа «Юный эколог» соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов и содержит все необходимые компоненты, предусмотренные федеральным законодательством: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»); - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества» Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» заключается в том, что обострение экологических проблем в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» является то, чтоу учащихся на занятиях формируются не только предметные экологические знания, но и метапредметные результаты деятельности, так как сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия на основе окружающей ребёнка природы. Адресат программы - дети 4 - 7 лет, данная программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Срок освоения программы – два года, содержание программы в соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 288 часов. Содержание программы представлено следующим образом: первый год обучения - 144 часа, из них 36 часов теории и 108 часов практических занятий. второй год обучения - 144 часов: 38 часов теоретических занятий и 106часа практической работы. Занятия по учебному плану проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в соответствии с СанПиНами. Форма обучения – очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий. Реализация Программы может осуществляться в дистанционном режиме с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога согласно Положения о дистанционном обучении в МБУ ДО «Центр детского творчества». Формы организации образовательного процесса в дистанционном режиме: e-mail; дистанционное обучение в сети Интернет, видеоконференции, on-lineтестирование, интернет-занятия, skype-общение, облачные сервисы, мессенджеры и т.д. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, апробирована в течение нескольких лет. Как показала практика, все дети успешно овладевают теоретическими и практическими основами экологии, проявляют интерес к практической и творческой деятельности, к природе, заботятся о своем здоровье. Дети осознают необходимость взаимодействия и гармоничного сосуществования с природой ближайшего окружения. Дети организуются в учебную группу постоянного состава, согласно требованиям наполняемости групп. Группа формируется из детей, имеющих различные базовые знания и умения, первичные представления о предметах и явлениях окружающей среды. При этом учитываются интересы и увлечения детей, что способствует повышению мотивации. Динамика развития мотивации детей к учебной и творческой деятельности исследуется в начале и в конце года. Обучение по данной программе - это не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь окружающей природе. Поэтому одной из форм проведения занятий является реализация природоохранных акций и мероприятий по охране окружающей среды. Для организации и проведения акций привлекаются активисты детского экологического движения, представители лесничеств, специалисты в области экологии. Значительное место в программе занимает исследовательская работа. Дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, под руководством педагога или самостоятельно проводят простейшие опыты, наблюдения. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Каждое занятие насыщено игровыми моментами, которые способствуют развитию познавательной деятельности детей и создают ситуацию успеха для учащихся. Еще одной отличительной особенностью программы является ведение блока «Школа гномика Здоровячка» в каждый раздел программы – это занятия в форме беседы с элементами театрализации о здоровом образе жизни, которые благотворно влияют на формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему. Формирование культуры поведения детей и экологического сознания осуществляется путем введения в программу экологических сказок.Включение экологической сказки в содержание занятий, позволяет коснуться важных тем в той форме, которая понятна детям младшего школьного возраста. Знакомство с новыми понятиями об окружающем мире, формирование собственного мнения детей по экологической проблеме, подведение итогов занятия, экскурсии, акции, составление рассказов о домашних питомцах способствуют пополнению словарного запаса и развитию речи детей. Программа создает оптимальные условия для расширения кругозора детей об окружающем мире, взаимосвязях предметов и явлений, о здоровом образе жизни. Она также способствует формированию творческих способностей детей, практических навыков (уход за животными и растениями), воспитанию эстетических чувств через выполнение собственных творческих проектов (аппликации, рисунки, поделки из природного материала) и т.д. Особое внимание уделяется пополнению словарного запаса детей, развитию речи, диалоговому общению. При реализации данной программы осуществляется межпредметная связь с общеобразовательными дисциплинами и предметами: история, литература, природоведение, изобразительное искусство. Формы учебных занятий - групповые. Они подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей детей, в соответствии с целью и задачами образовательной программы и направлений деятельности кружка: познавательное направление: экскурсия, фотовыставки, посещение музеев, конкурсы экологических плакатов и рисунков, беседы, викторины, познавательные экологические игры, КВНы, театрализованные постановки; природоохранное направление: акции, экологические игры, изготовление экологических листовок; субботники, здоровьесберегающее направление: экологические игры на местности. Используются следующие педагогические технологии: технология группового обучения, технология интегрированного обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности. I.2. Цели и задачи программы Цель программы: создание организационно-педагогических условий для формирования экологической культуры у детей. Реализации цели способствует решение следующих задач: знакомить с первоначальными экологическими знаниями о предметах и явлениях окружающей среды; формировать умение наблюдать за объектами природы и выполнять логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, выстраивание логических цепей; способствовать расширению кругозора, развитию познавательной активности. - формировать навыки здорового и безопасного образа жизни развивать творческие способности и эстетические чувства учащихся. I.3. Содержание программы Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» отражено в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации, учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5). № п/п I.3.1. Учебный план первого года обучения Формы Название раздела, темы Количество часов аттестации/ Всего Теория Пракконтроля тика Раздел 1. Золотое время (42 часа) 1.1 1.2 1.3 Введение. Будем знакомы! Дом под крышей голубой Времена года. Золотая осень 2 4 8 1 1 2 1 3 6 Анкета Рисунок, игра Аппликация, игра, блицопрос 1.4 Приспособленность животных к зиме 12 4 8 Рисунок, игра, блиц-опрос, КВН 1.5 Перелётные и зимующие птицы 10 3 7 Рисунок, блицопрос 1.6 Школа гномика Здоровячка 4 1 3 Игры, практическая работа, кроссворд 1.7 Итоговое занятие по разделу «Золотое время» 2 - 2 Викторина, загадки, выставка Итого 2.1 42 12 30 Раздел 2. Моя Родина (14 часов) Мой край детства 8 2 6 Викторина, экскурсия, рисунок 2.2 По страницам экологического календаря 4 1 3 Экскурсия, игры, практическая работа 2.3 Школа гномика Здоровячка 2 - 2 Дидактические игры, загадки Итого: 3.1 14 3 11 Раздел 3. Зимние забавы (20 часов) Живое – неживое 4 1 3 3.2 Зимний парк развлечений 8 2 4 Рисунок, дидактические игры, загадки, экскурсия 3.3 Акции и мероприятия, связанные с празднованием Нового 6 2 6 Игры, листовки, мероприятие 2 - 2 Игры 3.4 года Школа гномика Рисунок, дидактические игры 3.5 Здоровячка Итого 20 5 15 Раздел 4. Путешествуем по планете (32 часа) 4.1 Путешествуем по планете 14 5 9 Викторина, поле-чудес, творческое задание 4.2 По страницам 4 1 3 4.3 экологического календаря Школа гномика Практическое задание 4 1 3 Игры 4.4 Здоровячка В подводном царстве 10 3 7 Акция, практическое задание Итого 32 9 23 Раздел 5. Весеннее обострение (36 часов) 5.1 Весеннее обострение 10 3 7 Экскурсия, аппликация, рисунок, игры 5.2 По страницам экологического календаря 10 3 7 Акция, мероприятие, плакат, творческое задание 5.4 Школа гномика 4 1 3 Игры, рисунок 5.5 Здоровячка Красная книга 8 2 6 Игры, рисунок, акция 4 - 4 Выставка, мероприятие 36 144 9 36 27 108 5.6 Итоговое занятие «Наши достижения» Итого Всего I.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения Раздел 1. Золотое время (42 часа) Тема 1.1. Введение. Будем знакомы! (2 часа) Теория. Знакомство с учащимися. Ознакомление детей с программой, целями и задачами деятельности. Ознакомление с техникой безопасности на практических занятиях, при проведении экскурсий. Практика. Анкета «Мы на экскурсии в парке». Игра «Будем знакомы!». Мероприятие «Посвящение в экологи». Тема 1.2. Дом под крышей голубой (4 часа) Теория. Развитие понимания того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут животные, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды. Формирование и развитие воображения, через рисунок, а также развитие умения передавать впечатления об услышанном через рисунок. Практика. Рисунок «Человек, часть природы». Игра «Молекулы» Тема 1.3. Времена года. Золотая осень (8 часов) Теория. Уточнение и закрепление знаний детей о временах года, об их характерных признаках, о месяцах; познакомить с характерными признаками золотой осени. Сформирование умения склеивать в единую композицию нескольких частей. Практика. Аппликация (объёмная): «Осеннее дерево». Подвижная игра. Блиц-опрос «Осенний переполох» Тема 1.4. Приспособленность животных к зиме (12 часов) Теория. Формирование понятия у детей, что лес – это среда обитания диких животных. Закрепление знаний детей о осенних явлениях в природе. Формирование понятия у детей о приспособленности животных к жизни в лесу, о том, как готовятся к зиме. Знакомство с понятием линька. Практика. Игра «Угадай, кто я?». Рисунок «Скоро зима». Блиц – опрос «Меняем шубку». Игра «Белкины заботы». КВН « Эти забавные животные». Тема 1.5. Перелётные и зимующие птицы (10 часов) Теория. Формирование знаний о перелетных птицах, о зимующих птицах, а так же развитие познавательного интереса у детей. Практика. Блиц – опрос «Перелетки». Игра «На крыле». Рисунок «На юг». Тема 1.6. Школа гномика Здоровячка (4 часа) Теория. Формирование и закрепление спортивных умений и навыков. Формирование знаний о пользе витаминов и их значении для человека. Познакомить с витаминами: А, В, С, D, какой витамин для чего полезен, рассказать о том, что растениям и животным тоже нужны витамины Практика. Спортивные игры. Практическое занятие «Дары осени». Кроссворд «Витамины». Тема 1.7. Итоговое занятие по разделу «Золотое время» (2 часа) Практика. Викторина. Загадки. Выставка. Раздел 2. Моя Родина (14 часов) Тема 2.1. Мой край детства (8 часов) Теория. Познакомить с детей с историей возникновения и развития Гурьевского района и Кемеровской области, растительным и животным миром нашего края. Практика. Викторина. Экскурсия в библиотеку и школу поселка. Рисунки «Наш край». Тема 2.2. По страницам экологического календаря (4 часа) Теория. Познакомить с экологическим календарем и основными значимыми датами календаря. Практика. Экскурсия «12 ноября – Синичкин день» и «30 ноября Международный день домашних животных». Подвижные игры. Викторина «Эти домашние животные». Практическая работа «Мамины заботы». Тема 2.3. Школа гномика Здоровячка (2 часа) Теория. Формирование знаний о болезнях людей, животных и растений. Дать первичные знания о том, как помочь вылечить растения и что служит причиной заболевания. Практика. Дидактическая неприятностей». Загадки. игра «Айболит», «Как избежать Раздел 3. Зимние забавы (20 часов) Тема 3.1. Живое – неживое (4 часа) Теория. Сформировать знания о объектах живой и неживой природы. Учить выделять живое по пяти признакам: растёт, дышит, размножается, двигается, питается; развивать речь и внимание детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Практика. Рисунок «Я путешествую на облаке». Дидактическая игра «Назови живое, неживое». Тема 3.2. Зимний парк развлечений (8 часа) Теория. Формировать знания о зимних явлениях в природе, о жизни животных зимой. Развитие способностей эстетического восприятия действительности и произведений искусства Познакомить с видами зимнего спорта, правилами безопасности на улице, правилами поведения на горке, с самыми распространенными зимними забавами. Практика. Рисунок «Зима пришла». Дидактические игры: «Угадай, чьи следы на снегу». Аппликация «Зимние забавы». Рисование «Любимый вид спорта». Блиц-опрос «Как сберечь здоровье». Аппликация «Зимние забавы». Рисование «Любимый вид спорта». Конкурс «Кто кого слепит?» (лепка из снега). Игра «Золотые ворота», «Угадай, чьи следы на снегу». Тема 3.3. Акции и мероприятия связанные с празднованием Нового года (6 часов) Теория. Уточнить и расширить представление детей о ели, о значении ели в жизни других обитателей леса, для человека. Воспитание бережного отношения к природе. Практика. Изготовление листовок на природоохранную тему «Спасите Елочку!». Игровая ситуация «Незнайка пришёл срубить ёлочку, как мы его отговорим?». Сувенир к Новому году (изготовление ёлочных игрушек, открыток, гирлянд и т. д.). Подготовка и выступление на мероприятии. Тема 3.4. Школа гномика Здоровячка (2 часа) Практика. Дыхательные упражнения. Игры «Заморожу», «Снежный ком». Раздел 4. Путешествуем по планете (32 часа) Тема 4.1. Путешествуем по планете (14 часов) Теория. Познакомить сразнообразным и большим миром на нашей планете. Беседа «Вперед, на Север! Или, на Юг!». Формирование интереса к познавательным фактам о обитателях планеты: «На родине Индейцев», «Япония – родина цветущей сакуры», «А в Африке! А в Африке!». Практика. Викторина «Путешествуем по планете». Поле-чудес «Шар земной». Игры «Поймай кенгуру», «Веселый паровозик», «Море волнуется». Творческое задание «Подарок другу», «Самая, самая…» Тема 4.2. По страницам экологического календаря (4 часа) Теория. Рассмотреть экологический календарь, экологические акции и мероприятия, сравнить с обычным календарем и составить свой. Практика. Составить свой экологический календарь, оформить его. Тема 4.3. Школа гномика Здоровячка (4 часа) Теория. Сформировать у детей навыки личной гигиены. Дать детям сведения о службе «Скорой помощи», познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях, научить первоначальным навыкам ухода за больными. Практика. Дидактические игра «Чем, что лечить?», сюжетно-ролевая игра «Доктор» (прием ведут различные специалисты: лор, окулист, хирург и т. д.), игровые ситуации «Позвоните 03», «Несчастная собачка, она поранила лапу, помоги ей». Тема 4.4. В подводном царстве (10 часов) Теория. Познакомить с водным миром на нашей планете и воспитать бережное отношение и природоохранную позицию в отношении воды. Практика. Просмотр видеофильма «Подводный мир». Акция, посвященная 22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды). Практическое занятие «В подводном царстве». Раздел 5. Весеннее обострение (36 часов) Тема 5.1. Весеннее обострение (10 часа) Теория. Познакомить с весенними изменениями в природе и первыми признаками весны. Практика. Экскурсия в парк «Там, на неведомых дорожках». Аппликация «Бабочки», «Дом для птички». Рисунок «Первый цветок». Игры «Птенцы-гнездо», «Птичий хор». Тема 5.2. По страницам экологического календаря (10 часов) Теория. Познакомить с особенностями освоения космоса людьми, с космическими объектами: солнце, луна, планеты, звезды и т.д. 22 апреля – День Земли. Участие в акции «День подснежника» и «22 апреля – День Земли». Практика. Акции и мероприятия, посвященные дню космонавтики. Загадки. Праздник «Космическое путешествие Незнайки». Практическое занятие «Подарок космонавту». Творческое задание «День подснежника». Выпуск стенгазеты «День Земли». Создание панорамы «Добрые дела» Тема 5.4. Школа гномика Здоровячка (4 часа) Теория. Привить культуру поведения детям, через детские сказки «Наши привычки», «На языке крокодилов» и тд. Практика. Сюжетно-ролевая игра «В автобусе», «В кино», «Разговор по телефону». Рисунок «Воспитанные - не воспитанные». Тема 5.5. Красная книга (8 часов) Теория. Дать представление о том, что такое Красная книга. Растения и животные Гурьевского района и Кемеровской области занесенные в Красную книгу. Практика. Игры «Угадай кто?», «Крокодил». Рисунок «Наш край». Участие в акция «11 мая – Всероссийский день посадки леса». Тема 5.6. Итоговое занятие «Наши достижения» (4 часа) Практика. Выставка. Мероприятие «Веселые каникулы» № п/п I.3.3.Учебный план второго года обучения Название раздела, Количество часов Формы темы аттестации/ Всего Теория Пракконтроля тика Раздел 1. Путешествие по голубой планете (72 часа) 1.1 Введение. «Давайте знакомиться» 2 1 1 1.2 По 10 2 8 страницам Анкета экологического календаря 1.3 Царство Растений 8 2 6 Игра, тест, творческое задание, рисунок 1.4 Царство Животных 8 2 6 Игра, тест, творческое задание, рисунок 1.5 Царство Грибов 6 2 4 Игра, тест, творческое задание, рисунок 1.6 Царство Птиц 8 2 6 Игра, тест, творческое задание, рисунок 1.7 Царство Рыб 8 3 5 Игра, тест, творческое задание, рисунок 1.8 1.8 Царство Насекомые Школа гномика 8 10 2 2 6 8 1.9 Здоровячка Урок – обобщение по разделу «Путешествие по голубой планете» 4 - 4 Итого 72 18 54 2.1 Творческое задание, выставка Раздел 2. Путешествуем по космосу (38 часов) Вперед, к звездам!… 8 2 6 Игра, рисунок 2.2 Живая планета Земля. Стихии Земли. 12 5 7 6 2 4 4 1 3 6 1 5 2 - 2 Игра, творческое задание, рисунок Времена года 2.3 2.4 2.5 2.6 Удивительные явления на нашей планете и в космосе Школа гномика Здоровячка По страницам экологического календаря Урок – обобщение по разделу «Путешествуем по космосу» Итого Игры Творческое задание, выставка 38 11 27 Раздел 3. Кто я? (34 часов) 3.1 Происхождение людей 6 2 4 Игра, творческое задание, рисунок 3.2 3.3 Моя семья Я особенный 4 8 1 3 3 5 Игра, тест, рисунок Игра, тест, творческое задание, рисунок 4 4 1 1 3 3 Игра, рисунок Игра, тест, (Физиология) 3.4 3.5 Моя комната Школа гномика 3.6 Здоровячка По страницам экологического календаря 3.7 Урок – обобщение по разделу «Кто я?» Итого Всего творческое задание 6 1 5 2 - 2 34 144 9 38 25 106 Игра I.3.4. Содержание учебного плана второго года обучения Раздел 1. Путешествие по голубой планете (72 часа) Тема 1.1. Введение. «Давайте знакомиться» (2 часа) Теория. Знакомство с прибывшими учащимися. Ознакомление с планом работы на год. Планирование мероприятий с участием членов объединения. Практика. Анкетирование, техника безопасности. Экскурсия «Давайте знакомиться» по кабинету, школе, пришкольному участку. Игра «Безопасный урок». Тема 1.2. По страницам экологического календаря (10 часов) Теория. Познакомить с экологическим календарем и основными значимыми датами осеннего календаря. Практика. Составление экологического календаря. Акция «4 Октября – Всемирный день защиты животных». Экскурсия «12 ноября – Синичкин день». Мероприятие «30 ноября - Международный день домашних животных». Тема 1.3. Царство Растений (8 часов) Теория. Дать представление о жизни растений и о их видовом разнообразии, о особенностях произрастания и размножения. Дикие и домашние цветы. Правила ухода за комнатными цветами. Практика. Уход за комнатными цветами. Игра «Почему?». Демонстрация и участие в опытах: «Много-мало», «Бережливые растения». Упражнение «Раскрась цветок». Упражнение «Узнай растение по силуэту». Упражнение «Наклей недостающие части». Экскурсия «Удивительные листья». Аппликация «Живые листочки», «Узоры из семян». Игра «Аленький цветочек», «Семечко». Тема 1.4. Царство Животных (8 часов) Теория. Сформировать представление о разнообразии животного мира на нашей Планете, о их умении приспосабливаться, общаться и о способах питания и размножения животных. Рассказать о домашних животных и о об условиях воспитания питомцев. Практика. Упражнение «Узнай животное по силуэту», «Чьи уши?», «Найти на рисунке зверей». Работа над рисунком «Встреча в лесу». Составление пищевых цепочек. Участие в опыте «Влажное дыхание». Конкурс рисунков «Встреча в лесу». Игра «Крокодил». Тема 1.5. Царство Грибов (6 часов) Теория. Дать представление о разнообразии грибов. Научить различать съедобные и несъедобные грибы. Практика. Упражнение «Узнай грибы по силуэту», «Съедобноенесъедобное». Аппликация «В корзинке». Игры «Веселый гриб», «Грибники». Тема 1.6. Царство Птиц (8 часов) Теория. Дать представление о видовом разнообразии птиц и их значении для природы и человека. Познакомить с перелетными и оседлыми птицами, птицами –рекордсменами, редкими птицами, а также особенностями питания и размножения птиц. Практика. Упражнение «Найди на картинке птиц», «Чей клюв?». Участие в опыте «У кого какие клювы?». Экологическая сказка «Каждой пичужки – кормушка». Работа над кормушками для птиц. Составление пищевых цепочек. Тема 1.7. Царство Рыб (8 часов) Теория. Дать представление о многообразии морских, речных рыб и животных, обитающих в воде. Практика. Составление пищевых цепочек. Упражнение «Что на рисунке неверно?». Участие в опыте «Дышат ли рыбы». Игра «Веселый аквариум». Аппликация из пластилина «Золотая рыбка». Викторина «Правда ли это?» Тема 1. 8. Царство Насекомые (8 часов) Теория. Сформировать первичные знания о многообразиинасекомых и их значении для природы и человека. Практика. Викторина «Отгадай загадку». Составление пищевых цепочек. Участие в опыте «Чем нюхает червяк». Игра «Паучок». Упражнение «Найди отличие», «Сложить пазл», «Наклей недостающие части». Конкурс рисунков «Магические превращения». Тема 1.9. Школа гномика Здоровячка (10 часов) Теория. Дать представление о здоровом питании и важности соблюдения режима дня, о зарядке и правильной осанке дошкольника. Практика. Составление режима дня дошкольника.Упражнение «Витаминка», «Вредное-полезное». Спортивная эстафета «Самый ловкий». Викторина «Здоровый я!». Флешмоб «Веселые детки». Игры «Соберем урожай», «Съедобное-несъедобное». Тема 1.9. Урок – обобщение по разделу «Путешествие по голубой планете» (4 часа) Практика. КВН «Путешествие стенгазеты «Царство-государство». по голубой планете». Выпуск Тема 1.8. (1 час) Практика. Выставка творческих работ Раздел 2. Путешествуем по космосу Тема 2.1. Вперед, к звездам!…(8 часов) Теория. Дать представление о солнечной системе: планетах, звездах, кометах, черных дырах. Экологическая сказка «Земля среди звезд – наш единственный дом». Практика. Виртуальная экскурсия «Планета Земля в солнечной системе». Участие в опыте «Вращающаяся Земля», «Живые комочки». Игра «Молекулы», «Космическая экспедиция». Тема 2.2. Живая планета Земля. Стихии Земли. Времена года. (12 часов) Теория. Стихии Земли: вода, воздух, земля, огонь. Вода, ее признаки и свойства. Вода в моем доме. Водные ресурсы в природе. Свойства и образование льда и снега. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Времена года. Природные ритмы. Сезонные ритмы. Практика. Экскурсия на природу. Творческий проект «Вулкан». Рисунок «День рождения на природе». Упражнение «Что неверно?». Тест «Времена года». Игра «Два берега». Тема 2.3.Удивительные явления на нашей планете и в космосе (6 часов) Теория. Рассказать о удивительных явлениях на нашей планете и в космосе, а также сформировать знания о земном притяжении, тени, космическом мусоре, электричестве и его значении, Практика. Участие в опытах «Я фокусник», «Теневой театр», «Увидим электричество». Экологическая сказка «Чебурашка и крокодил гена». Упражнение «Сортировка мусора», «Что на рисунке неверно». Аппликация «Веселые зверюшки из космического мусора». Тема 2.4. Школа гномика Здоровячка (4 часа) Теория. Расширить представление детей о зимних спортивных играх. Практика. Экскурсия «Зимний парк развлечений». Игры «Лапта», «Царь горы». Тема 2.5. По страницам экологического календаря (6 часов) Теория. Познакомить с экологическим календарем и основными значимыми датами зимнего календаря. Практика. Акция «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов», конкурс листовок, посвященных празднованию «11 января - Всемирный день заповедников», выпуск стенгазеты «19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих» Тема 2.6. Урок – обобщение по разделу «Путешествуем по космосу» (2 часа) Практика. КВН «Путешествуем по космосу». Выставка творческих работ по разделу «Путешествуем по космосу». Раздел 3. Кто я? (34 часа) Тема 3.1. Происхождение людей (6 часов) Теория. Происхождение жизни на планете Земля. Происхождение человека. Отличительные признаки человека. Практика. Рисунок «Живой мир». Тестовое задание. Игра «Найди отличия» Тема 3.2. Моя семья (4 часа) Теория. Значение семьи для человека. Роль родителей в нашей жизни. Правила семейного общения. Чувства, связывающие членов семьи. Практика. Упражнение «Что на рисунке неверно?». Рисунок - тест «Кинетический рисунок семьи». Тема 3.3. Я особенный (Физиология) (8 часов) Теория. Части тела человека. Осанка человека и от чего она зависит. Познакомить с органами чувств и их значением. Значение здорового образа жизни. Личная гигиена. Необходимость соблюдения режима дня детей. Практика. Составление режима дня. Упражнение «Как нужно чистить зубы», «Готовим одежду к школе». Собрать пазлы. Игра «Угадай кто я?». Организация шумового оркестра. Тема 3.4. Моя комната (4 часа) Теория. Дом, где я живу. Мои обязанности. Домашние питомцы. Моя экологическая комната. Практика. Рисунок «Мой любимец». Составление карты обязанностей. Творческое задание – сказка «Я дома». Игра – тест «Школа зверей». Тема 3.5. Школа гномика Здоровячка (4 часа) Теория. Сформировать знания о правилах дорожного движения и правилах поведения детей на улице. Практика. Праздник здоровья «7 апреля – Всемирный день охраны здоровья». Игра «Безопасное колесо». игра «Поле чудес». Тема 3.6. По страницам экологического календаря (6 часов) Теория. Познакомить с экологическим календарем и основными значимыми датами весеннего календаря. Практика. Акции и мероприятия, посвященные дню космонавтики. Конкурс листовок «День подснежника». Выпуск стенгазеты «День Земли». Создание панорамы «Добрые дела». Акция «Посади дерево». Тема 3.7. Урок – обобщение по разделу «Кто я?» (2 часа) Практика. КВН «Знатоки». Выставка творческих работ. I.4.Планируемые результаты В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» учащиеся знают: - о разнообразии растительного и животного мира; - о разнообразии экосистем своей местности; - о смене времен года; - основные экологические термины и понятия; здоровья; пути защиты и охраны окружающего мира, своего об условиях и особенностях ухода за растениями и животными; умеют: выражать свои мысли, участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы; - наблюдать за объектами живой и неживой природы; применять полученные знания при работе с комнатными растениями, при общении с живыми существами; - применять навыки самоорганизации, личной гигиены; - применять правила поведения в местных экосистемах; - работать с природным материалом; - фантазировать и изображать художественно окружающий мир. В ходе обучения по данной программе получат развитие следующие личностные качества учащихся: природе; - доброта, отзывчивость и внимание к окружающим людям, потребность в заботе с домашними питомцами; культура взаимопомощи; общения, чувства коллективизма - усердие, терпение, трудолюбие, самоорганизация; - бережное отношение к природе и родному краю; творческие мышление). способности (воображение, и творческое Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий II.1. Календарный учебный график Продолжительность учебного года 288 дней Даты начала и окончания учебных периодов: первый год обучения второй год обучения Количество учебных недель, дней: первый год обучения второй год обучения 01.09.2020г. по 31.05.2021г. 01.09.2021г. по 31.05.2022г. 36 недель, 72 дня 36 недель, 72 дня Режим работы: первый год обучения второй год обучения 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа суббота, воскресенье; праздничные дни, установленные законодательством РФ Выходные дни Продолжительность зимних каникул (даты начала и 8 дней окончания каникулярного периода): первый год обучения второй год обучения Продолжительность летних каникул (даты начала и 31.01.2020г. – 08.01.2021г. 31.12.2021г. – 08.01.2022г. 92 дня окончания каникулярного периода): 01.06.2021г. – 31.08.2021г. первый год обучения второй год обучения 01.06.2022г. – 31.08.2022г. II.2. Условия реализации программы Успешной реализации программы способствует наличие постоянного рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и оборудованием. Помещение проветриваемым. должно быть светлым, просторным, хорошо Материально-техническое обеспечение: компьютер; - проектор; - СD диски с фильмами о природе; - фотоаппарат; канцелярские принадлежности (картон, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски и т. д.); инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т.д.); - природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.) Методическое обеспечение: методические материалы для проведения теоретических занятий; - методические разработки занятий; дидактический инструктивные материал (карты, схемы, таблицы, карточки и т.д.); рабочих раздаточный материал (тесты, карточки-задания, листы тетрадей и т.д.); - упражнения, инструктивные карточки; наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, репродукции, образцы природных материалов, гербарии т.д.); - копилка творческих достижений, учащихся; - инструкции по охране труда и технике безопасности; - информационный стенд для учащихся и родителей; - стенд «Техника безопасности». Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, высшую или первую квалификационную категорию. II.3. Формы аттестации и контроля Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнение задач по освоению дополнительной образовательной программы «Юный эколог»: экологические игры, викторины, упражнения, тесты, мини-выставки, экологические акции и природоохранные мероприятия, опыты и исследовательская деятельность, практическая и творческая работа. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной образовательной программе «Юный эколог»:журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, портфолио достижений, творческие работы учащихся. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной образовательной программе «Юный эколог»: аналитические материалы по итогам проведения стартовой и итоговой диагностики, аналитические справки, диагностические карты, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио. II.4. Оценочные материалы Для оценки эффективности освоения учащимися программного материала разработан мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог» (Приложение 1) Мониторинг осуществляется по следующим параметрам: теоретическая подготовка, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки учащихся. Оцениваемые параметры представлены несколькими критериями. Степень выраженности критериев оценивается по уровням проявления: минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). Уровни проявления определяются педагогом на основе данных, полученных путем педагогического наблюдения, тестирования, контрольных опросов, собеседований, анализа выполненных работ и т.п. Для выявления динамики качества усвоения программного материала каждым ребенком предусматривается проведение стартового, промежуточного и итогового мониторингового исследования. Отслеживание и фиксирование результатов личностного развития учащихся осуществляется через проведение мониторинга развития личности учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» (Приложение 2) Метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) отслеживаются на протяжении всего обучения по данной программе через наблюдение за детьми в разных моментах жизнедеятельности: экскурсии, игры, общение, практическая работа, творческие задания и т.д. II.5. Методические материалы Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог» осуществляется в очной форме. Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой, проектный. Для повышения мотивации к занятиям применяются воспитания – убеждение, поощрение, стимулирование. методы Выбор формы организации образовательного процесса зависит от содержания и реализации системно-деятельностного подхода: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Формы проведения учебных занятий: демонстрация – объяснение, мультимедийная презентация, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация, защита проектов, фестиваль, конкурс. Педагогические технологии – технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология интегрированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии. Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый) 1. Инициация (приветствие) Создание эмоционального настроя 2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание) Формулирование цели и содержание деятельности занятия 3. Формирование ожиданий учащихся Выяснение ожиданий и опасений предстоящей деятельности 4. Теоретическая часть Объяснение нового материала, лекция, интерактивная лекция, мультимедийная презентация и т.п. 5. Динамическая пауза Снятие напряжения, усталости 6. Практическая часть Игра, работа над творческим проектом, конкурс и т.п. 7. Подведение итогов Рефлексия, анализ и оценка занятия. Дидактические материалы для реализации программы: Тестовые программного материалы для материала; Методики диагностик; Практические задания. проверки уровня освоения II.6. Список литературы 1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р): [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (Дата обращения: 11.03.2016). 2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761: [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (Дата обращения: 11.03.2016). 3. Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения: [Электронный ресурс] // Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. / Московский институт открытого образования. М., 2011-2016. URL:http://www.mos- cons.ru/file.php/1/2009/dop obrazov/ builova_stand_dop.htm #_ftnref2#_ftnref2 (Дата обращения: 15.02.2016). 4. Попова, И.Н. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / И.Н. Попова, С.С. Славин. – М.: Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2015. – 27с. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/37192.html/?utm_campaign=hotdocs_day9 &utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=552612214&yclid=642 9041264731101714 (Дата обращения: 11.03.2016). 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155088/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 / (Датаобращения: 18.09.2016). 7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (Датаобращения: 18.09.2016). Приложения Приложение 1 Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог» Показатели по дг от ов I. ка Те ор ет ич ес ка я 1. Теоретические знан ия по разделам учебного плана программы Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требова ниям Степень выраженности Минимальный Средний Максимальный уровень уровень уровень (1 балл) (5 баллов) (10 баллов) Ребенок Объем Учащийся освоил овладел менее усвоенных практически весь знаний объем знаний, чем 1/2 объема знаний составляет более предусмотренных программой 1/2 Методы диагностик Наблюдение, тестирование, контрольные задания 2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Ребенокизбегае т употреблять специальные термины Ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их Контрольный опрос, собеседование, наблюдение содержанием го то II. вк П а ра кт ич ес ка я по д 1.Практическиеумен ия и навыки, предусмотр енные программой Соответствие практических умений и навыков программным требова ниям Ребенок овладел Ребенок Объем овладел менее усвоенных практически 1/2 умений и всеми умениями предусмотренн навыков и навыками, ых умений и составляет более предусмотренным навыков и программой 1/2 Контрольные задания, наблюдение 2.Владение специальным оборудованием и оснащением 3.Творческие навыки Отсутствие затруднений в использовании специа льного оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий Учащийся Учащийся испытывает работает с серьезные оборудованием с помощью затруднения педагога при работе с оборудованием Ребенок выполняет лишь простейшие практические задания педагога Ребенок выполняет в основном задания на основе образца Учащийся работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей Контрольные Ребенок выполняет практические задания с элементами творчества Творческие задания, наблюдение задания, наблюдение ум 1. Самостоятельность в ен Учебноинтеллектуальные подборе и анализе ия умения литературы и на вы ки че бн ые III у . О Самостоятельность в б пользовании щ компьютерными е источниками информации Учащийся работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей Контрольные Ребенок Ребенок Ребенок испытывает работает работает серьезные компьютерными компьютерными источниками источниками затруднения информации информации с при работе с помощью компьютерным самостоятельно, и источниками педагога или не испытывает информации родителей особых трудностей Контрольные задания, наблюдение Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога Ребенок работает с литературой с помощью педагога или родителей задания, наблюдение Самостоятельность в учебноисследовательской работе 2. Адекватность Учебнокоммуникативные восприятия умения информации, идущей от педагога Учащийся Учащийся работает над испытывает серьезные исследованием затруднения с помощью при работе над педагога или исследованием, Ребенок работает над исследованием самостоятельно, наблюдение не испытывает особых нуждается в постоянной помощи и контроле педагога родителей трудностей Учащийся воспринимает информацию после неоднократног Ребенок воспринимает информацию после повторного изложения некоторых фактов Ребенок адекватно воспринимает новую информацию, соотносит новые знания с уже имеющимися о повторения, испытывает затруднения в соотнесении полученных знаний с уже Анализ исследовательск ой работы, Наблюдение, тестирование, контрольные задания имеющимися Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации Учащийся излагает информацию по готовому плану, пользуясь подсказками педагога Ребенок излагает информацию с помощью наводящих вопросов педагога Ребенок свободно излагает информацию, добавляет собственные впечатления и опыт Наблюдение, контрольные задания Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств 3. Способность Учебноорганизационные самостоятельно умения и навыки готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Учащийся испытывает затруднения в ведении дискуссии, предпочитает соглашаться с оппонентами Ребенок готовит рабочее место только под контролем педагога Ребенок овладел менее 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, Учащийся вступает в дискуссию, но испытывает затруднения при отстаивании собственной позиции Ребенок готовит рабочее место, обращаясь к педагогу с уточнениями Объем усвоенных навыков составляет более 1/2 Учащийся логично простраивает выступление, предъявляет доказательства собственной позиции Наблюдение, собеседование, анализ исследовательск Учащийся самостоятельно готовит рабочее место в зависимости от содержания предстоящей деятельности Наблюдение Ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой Наблюдение, тестирование, контрольные задания ой работы предусмотренн ых программой Аккуратность и ответственность в работе Ребенок работает под контролем педагога или других учащихся Ребенку требуется контроль при переходе от одного вида деятельности к другому Ребенок самостоятельно контролирует выполнение работы, предлагает помощь отстающим учащимся Наблюдение, контрольные задания Приложение 2 Мониторинг развития личности учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» Степень выраженности Показатели во ле вы I. еО ка -рг че ан ст из ва ац ио нн о Критерии 1 Терпение Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 2.Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям Минимальный уровень (1 балл) Терпения хватает меньше, чем на 1/2 занятия Волевые усилия ребенка побуждаются извне Средний уровень (5 баллов) Терпения хватает больше, чем на 1/2 занятия Волевые усилия ребенка побуждаются иногда самим ребенком Максимальный уровень Методы диагностик (10 баллов) Терпения хватает на все занятие Тестирование, наблюдение Волевые усилия ребенка побуждаются всегда самим ребенком Тестирование, наблюдение 3. Самоконтроль Умение контролироливать свои поступки (приводить к должному II. О ри ен ка та че ци ст он ва н ые результату свои действия) 1. Способность оценивать Самооценк себя адекватно реальным достижениям а 2. Интерес к занятиям Осознанное участие ребенка в освоении программы Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне Самооценка завышенная или заниженная Интерес к занятиям продиктован ребенку извне Ребенок периодически контролирует себя сам Самооценка несколько заниженная или завышенная Интерес периодически поддерживается самим ребенком Учащийся постоянно контролирует себя сам Самооценка адекватная Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно Наблюдение Тестирование, наблюдение Наблюдение