Хореографический ансамбль

Управление образования Администрации
Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная
«Хореографический ансамбль»

Возраст учащихся: 13-17 лет
Срок реализации: 2 года
Составители:
Князева Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования;
Шубина Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования.

Гурьевский муниципальный округ
2020
3

Составители:
Князева Ольга Александровна, педагог дополнительного образования МБУ
ДО «Центр детского творчества»;
Шубина Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ
ДО «Центр детского творчества»

Князева О.А, Шубина С.В. Хореографический ансамбль [Текст]:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа /Князева
О.А., Шубина С.В. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО ЦДТ, 2019. –
92 с.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Хореографический ансамбль» направлена на развитие творческих
способностей посредством искусства хореографии. Предназначена для детей,
имеющих соответствующую хореографическую подготовку и проявивших
желание и стремление к дальнейшему постижению искусства танца.
Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в
рамках художественной направленности.
4

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ………….………...3
1.1. Пояснительная записка ……………………….………………….………...3
1.2. Цель и задачи программы …….……………………..…………………......6
1.3. Содержание программы ……….…………………..……………….………8
1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….………….22
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий ..……….......25
2.1. Календарный учебный график ..……………………………...………......25
2.2. Условия реализации программы …………………………........................26
2.3. Формы аттестации ……………………………………..……………….....26
2.4. Оценочные материалы ..………….…………………………………….....27
2.5. Методические материалы ………………………………..…………….....28
2.6. Список литературы ………………………………………………………..31
Приложения
Приложение 1. «Начальная аттестация»………………………………….…33
Приложение 2. «Итоговая диагностика 1 года обучения»……………….….39
Приложение 3. «Вводная диагностика 2 года обучения»……………….…...41
Приложение 4. «Итоговая диагностика 2 года обучения»……………….….45

5

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Хореографический ансамбль» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
«Методические

09-3242

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Кемеровской области, утвержденные
приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от
5.04.2019 №740;
6

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО
«Центр детского творчества» Гурьевского района, утверждённым приказом
директора № 24 от 01.09.2016 года.
Актуальность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Хореографический ансамбль» обусловлена
тем, что в современном обществе дополнительному образованию отводится
одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребѐнка,
удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого
потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей
в свободное время.
Направленность
общеразвивающей

дополнительной
программы

общеобразовательной

«Хореографический

ансамбль»

–

художественная.
Новизна

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Хореографический ансамбль» состоит в том, что она разработана
с учётом специализации хореографического коллектива на исполнении танцев
народов мира.
Педагогическая
целенаправленной

целесообразность

работе

по

расширению

программы
возможностей

состоит

в

творческой

реализации учащихся, соответствующей их духовным и интеллектуальным
потребностям посредством приобщения к миру хореографии.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Хореографический ансамбль» является то, что
она предназначена для детей, имеющих соответствующую хореографическую
подготовку и проявивших желание и стремление к дальнейшему постижению
искусства танца.
Уровень сложности программы – продвинутый. Данный уровень
предполагает, что учащиеся совершенствуют ранее полученные музыкально7

хореографические умения и навыки и применяют их в практической
деятельности.
Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся
13-17 лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей
старшего школьного возраста.
В этот период у детей происходят быстрые количественные изменения
и качественные перестройки в организме. Повышается возбудимость нервной
системы,

нередко

вспыльчивость,

появляется

резкость.

раздражительность,

Отличаясь

повышенной

обидчивость,

чувствительностью,

подростки болезненно воспринимают критику. Следует очень осторожно и
конкретно указывать на недостатки (несовершенство движений, неправильное
понимание

характера

танца

и

т.д.).

Дети

проявляют

подчёркнутую

самостоятельность, острый интерес ко всему окружающему, их активность
приобретает определённую направленность. Занимаясь в хореографическом
коллективе, их больше не удовлетворяют простые задачи. Учащиеся способны
быстрее усваивать танцевальные движения, что позволяет увеличить темп
урока и проводить занятия на более сложном материале.
Срок освоения программы – два года, содержание программы в
соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 432 часа.
Содержание программы представлено следующим образом:
- первый год обучения - 216 часов: 26 часов теоретических занятий и
190 часов практической работы.
- второй год обучения - 216 часов: 26 часов теоретических занятий и 190
часов практической работы.
По учебным планам занятия проводятся 3 раза в неделю по 2
академических часа, с перерывом 10 минут после каждого часа занятий.
Форма обучения – очная.
Форма проведения учебных занятий

8

Основная

форма

организации

занятий

–

групповая.

При

необходимости занятия могут проводиться не только по группам, но и
индивидуально или всем составом объединения.
Группа формируется из детей, имеющих различные базовые знания
и умения. По итогам первичной диагностики в зависимости от физических
данных и уровня специальной подготовки, дети, поступающие в объединение,
могут быть приняты в группы первого и второго годов обучения.
Программой предусмотрены занятия:
 теоретические;
 практические;
 комбинированные.
Чаще всего занятия проходят по комбинированному типу, так как
включают в себя повторение пройденного материала, объяснение нового,
закрепление материала и подведение итогов.
Также они могут проходить в форме:
 сводных репетиций;
 академических или учебных концертов.
Численный состав группы:

1.2.



1-й год обучения – 10 -15 человек;



2-й год обучения – 8 - 12 человек.
Цели и задачи дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Хореографический ансамбль»
Цель:
развитие творческих способностей детей посредством искусства
хореографии.
Задачи:
9

Обучающие:


Совершенствовать знания и умения по классическому и

народно-сценическому танцам;

пластику

совершенствовать
движений,

чувство

способность

ритма,

передавать

музыкальный

слух,

посредством

танца

определенное эмоциональное состояние;


способствовать формированию эстетических, культурных и

нравственных ценностей, посредством обучения искусству хореографии.
Развивающие:
 развивать нравственно-эстетические, духовные и физические
качества личности;
 развивать личность учащегося, способного к творческому
самовыражению через овладение искусством хореографии;
 развивать психофизические качества, способствующие успешной
самореализации.
Воспитательные:
 воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов мира;
 воспитывать культуру общения учащихся;
 воспитывать волевые качества учащихся: целеустремленность,
выдержка, дисциплинированность.

10

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Хореографический ансамбль»

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Хореографический ансамбль» отражено в учебном плане,
который

определяет

перечень,

трудоемкость,

последовательность

и

распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы
аттестации учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47,
п. 5).
Учебный план программы включает разделы: «Вводное занятие»,
«Классический

танец»,

«Народно-сценический

танец»,

«Подготовка

концертных номеров».
Разделы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Хореографический ансамбль»
Вводное занятие
Знакомство с детьми. Беседа о значении хореографии в жизни
людей. Введение в курс обучения данной программы, объяснения правил
поведения и внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности.
Классический танец
Классический танец является фундаментом всей хореографической
подготовки и основой высокой исполнительской культуры, так как эти
упражнения помогают приобретать навыки правильного положения рук, ног,
головы, корпуса, развивают и укрепляют мышцы корпуса тела, вырабатывают
легкие четкие движения.
Народно-сценический танец

11

Занятия

народно-сценическим

танцем

позволяют

учащимся

овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных
народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские
возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Подготовка концертных номеров
Каждый ребёнок, с первых дней обучения хореографии, мечтает о
концертных выступлениях. Выходя на сцену, артист несет с собой людям
целый мир мыслей, образов, чувств. Работа над постановками влияет на
воспитание и развитие самого артиста, на формирование его художественного
вкуса.
Учебный план первого года обучения
Количество часов
№

Наименование
разделов, тем

Всего

Вводное занятие

2

Теори Прак
я

тика

2

-

Формы аттестации/
контроля

Беседа, материалы
анкетирования и
тестирования.

Раздел 1. Классический танец (72 часа)
1.1

Экзерсис у станка

30

6

24

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

1.2

Экзерсис на середине

23

3

зала

20

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

12

1.3

15

Allegro

2

13

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

1.4

Вращения

4

1

3

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

Итого

72

12

60

Раздел 2. Народно-сценический танец (72 часа)
2.1

Экзерсис у станка

26

3

23

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.2

Экзерсис на середине

24

3

21

зала

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.3

Вращения на середине
зала

11

2

9

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.4

Вращения по диагонали
класса

11

2

9

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

Итого

72

10

62

Раздел 3. Подготовка концертных номеров (70 часов)
3.1

Композиционно-

18

2

постановочная работа.

16

Практическая работа,
концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,

13

участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.
3.2

Репетиционная работа

38

-

38

Практическая работа,
концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

3.3

Наработка отдельных

14

-

14

элементов

Практическая работа,
концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

Итого
Итого за год:

70

2

68

216

26

190

Содержание учебного плана первого года обучения
«Вводное занятие».
Теория. Рассказ

педагога

о

программе

обучения,

знакомство

с

родителями, требования к танцевальной форме, обуви, о культуре поведения в
коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике безопасности.

14

.
Раздел 1. «Классический танец».
Теория.
Знакомство

с

достижениями

мировой

и

отечественной

хореографической культуры. Беседа с показом видеоматериала. Терминология
классического танца.
Практика. Постановка корпуса. Позиции рук подготовительная, I, II,III.
Позиции ног I, II, III,IV,V. Положение корпуса epaulement croisee ent efface.
Экзерсис у станка


Demi-plié п I, II, V позиции;



Battement tendu по V позиции с passé par terre;



Battements tendu jeté из V позиции в сторону, вперед и назад;



Rond de jambe par terre en dehor et en dedan;



Battement fondu с plié-relevé на всей стопе на 45º;



Battement frappé на 25º на всей стопе;



Rond de jambe en l’air en dehor et en dedans на 45º на всей стопе;



Battement retiré;



Battement developpe в сторону, вперед и назад;



Petit battement sur le cou-de-pied;



Relevé на полупальцах по V позиции;



Battements revelé lent из V позиции крестом на 45º;



Grand battement из V позиции вперед, в сторону и назад;

Экзерсис на середине зала


Battement tendu в позах croisée и efface;



Battement tendu jetés из V позиции ;
15



Rond de jambe par terre en dehor и en dedan на demi-plié;



Demi-rond de jambe en dehor и en dedan на 45º;



Grand plié по I, II, V позиции в épaulement;



Battement frappé;



Battement fondu;



Port de bras III;



Relevé на полупальцах по I, II, V позиции с вытянутых ног и с

demi-plie;


Pas de bourrée с переменой ног, изучается вначале лицом к станку.

Allegro


Saute по I, II, V позиции;



Petit changement de pied;



Pas echappe;



Pas assemble в сторону;



Sissoune simple;



Pas glissade;



Pas balance.

Вращения


Tour chaines

Раздел 2. «Народно-сценический танец».
Теория.

История

возникновения

и

развития

народного

танца.

Знакомство с танцевальными культурами разных народов. Терминология
народно-сценического танца.
Практика.
Экзерсис у станка
16



Пять позиций ног;



Переводы ног из позиции в позицию.



Demi plies, grand plies (полуприседания и полные приседания).



Battements tendus (выведение ноги на носок).



Battements tendus jetes по VI позиции (маленькие броски).



Flic-flac (мазок к себе от себя рабочей ногой).



Rond de jambe par terre (круг ногой по полу).



Маленькое каблучное.



«Верёвочка».



Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).



Grands battements jetes (большие броски).



Releve (подъем на полупальцы).

Экзерсис на середине зала


Русский поклон (поясной с движением правой руки к груди, затем

в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении);


основные положения и движения рук (ладони, сжатые в кулачки,

на талии; руки скрещены на груди; положения рук в парах: держась под руку,
«воротца»; положения рук в круге: держась за руки, «корзиночка»;
подчёркнутые раскрытия и закрытия рук, взмахи с платочком);


русские ходы и элементы русского танца (сценический ход на всей

стопе и на полупальцах; переменный ход с фиксированием в воздухе ног
поочерёдно в точке на 30-450; переменный ход с фиксированием ноги сзади
на носке на полу; переменный ход с plie на опорной ноге и вынесением
работающей ноги на воздух через 1 позицию ног; тройной шаг на
полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол);





«припадание» по 5 позиции вокруг себя и в сторону;



«веревочка» (с полупальцами, с проскальзыванием; «косичка»);
«моталочка»;
17



«гармошечка», «лесенка»; «ёлочка»;



«ковырялочки» (простая в пол; простая с броском ноги на 450 и

отскоком на опорной ноге; на 900 с работой корпуса; с притопами);


дробные выстукивания (простой притоп; двойной притоп; в

чередовании с приседанием и без него; друг с другом, двойными и тройными
хлопками

в

ладоши

(у

мальчиков

с

хлопушкой);

двойная

дробь;

«трилистник»; «трилистник» с двойным притопом; переборы каблучками);


хлопки и хлопушки для мальчиков; одинарные; двойные; тройные;

фиксирующие; скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог);


подготовка к присядкам и присядки (плавное и резкое опускание

вниз по 1 прямой и 1 позициям); «мячик» по 1 прямой и 1 позициям;
подскоки на двух ногах; поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги
вперед; присядки с выносом ноги на каблук; в сторону на 450).
Вращения на середине зала


полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve;



подскоки по той же схеме;



«поджатые» прыжки по той же схеме.

Вращения по диагонали класса:


«блинчики».

Раздел 4. «Подготовка концертных номеров».
Теория. Прослушивание музыкального материала. Объяснение смысла
и идеи танца. Разводка музыкальной композиции. Работа над актёрским
мастерством ребёнка.
Практика.

Композиционно-постановочная

работа.

Репетиционная

работа: отработка номеров или определённых комбинаций. Выработка
синхронности. Наработка отдельных элементов (трюков, вращений, сольных
частей).
18

Учебный план второго года обучения
Количество часов
№

Наименование
разделов, тем

Всего

Вводное занятие

2

Теори Прак
я

тика

2

-

Формы аттестации/
контроля

Беседа, материалы
анкетирования и
тестирования.

Раздел 1. Классический танец (72 часа)
1.1

Экзерсис у станка

30

6

24

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

1.2

Экзерсис на середине

23

3

20

зала

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

1.3

15

Allegro

2

13

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

1.4

Вращения

4

1

3

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

Итого

72

12

60

Раздел 2. Народно-сценический танец (72 часа)
2.1

Экзерсис у станка

26

3

23

Наблюдение, открытое
занятие, практическая

19

работа.
2.2

Экзерсис на середине

24

3

21

зала

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.3

Вращения на середине
зала

11

2

9

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

2.4

Вращения по диагонали
класса

11

2

9

Наблюдение, открытое
занятие, практическая
работа.

Итого

72

10

62

Раздел 3. Подготовка концертных номеров (70 часов)
3.1

Композиционно-

18

2

16

постановочная работа.

Практическая работа,
концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

3.2

Репетиционная работа

38

-

38

Практическая работа,
концертная деятельность,
видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

3.3

Наработка отдельных

14

-

14

Практическая работа,
концертная деятельность,

20

элементов

видео- и фотоматериалы,
участие в фестивалях и
конкурсах различного
уровня.

Итого
Итого за год:

70

2

68

216

26

190

Содержание учебного плана третьего года обучения
«Вводное занятие».
Теория. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в хореографическом классе и на мероприятиях.
Раздел 1. «Классический танец».
Теория.

Изучение

достижений

мировой

и

отечественной

хореографической культуры. Беседа с показом видеоматериала. Терминология
классического танца. Функции того или иного упражнения.
Практика. Постановка корпуса. Позиции рук подготовительная, I, II,
III. Позиции ног I, II, III, IV, V.
Экзерсис у станка
 Demi plie, grand plie по IV позиции;
 Battement tendu из V позиции в сторону, вперед и назад;
 Battements tendu jeté pigue из V позиции в сторону, вперед и назад;
21

 Rond de jambe par terre на en dehors, en dedans на demi plie;
 Battements fondu с pli e – releve;
 Battements double frappe c выходом на plie;
 Battements developpe с окончанием в demi plie.
 Grand battements jete с pointee
 Adagio.
Экзерсис на середине зала
 Изучение I, II,III arabesque носком в пол;
 Battement tendu в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque;
 Battements tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique;
 Rond de jambe par terre en dehors et en dedans;
 Battements fondu;
 Battements frappe во всех направлениях в позах;
 Battements releve lent и battements developpe;
 Grand battements jete с pointee в позах.

Allegro
 Temps leve saute по I, II, V позициям с продвижением;
 Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота;
 Pas echappe en tournant на 1/8, 1/4 поворота;
 Pas assemble вперед, назад;
 Sissone simple;
 Pas glissade;
 Pas chasse вперед.
Вращения


Tour chaines

22

Раздел 2. «Народно-сценический танец».
Теория. Дальнейшее изучение танцевальных культур разных народов, с
их бытом и историей. Тематика, лексические особенности исполняемых
народностей. Терминология народно-сценического танца.
Практика.
Экзерсис у станка
 Demi-plies u grand-plies (полуприседания и полные приседания).
 Battements tendus (скольжение стопой по полу).
 Battements tendus jetes (маленькие броски).
 Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
 Flic-flac по V позиции (мазок ногой к себе, от себя).
 Маленькое и большое каблучное.
 «Веревочка».
 Подготовка к battements fondus.
 Developpe.
 Дробные выстукивания.
 Grand battements jetes (большие броски).
 Releve-plies (по I, II, V, VI позициям) лицом к станку.


Port de bras в сочетании с движениями рук и выносом ноги на

каблук вперед и в сторону, на plie, с растяжками лицом к станку.


Для мальчиков: подготовка к присядкам; присядки с выносом ноги

на каблук вперед и в сторону; мячик боком к станку, с выведением ноги
вперед; опускание на колено на расстоянии стопы из первой позиции, и с
шага в сторону накрест опорной ноге; с выходом во вторую позицию
широкую на каблуки.

23

Экзерсис на середине зала


Русский поклон (простой поясной с продвижением; с работой

рукой, с платком (мягко, лирично, резко, бодро));


переводы рук из одного положения в другое (в парах - под

«крендель», накрест, «окошечко»; в рисунках танца - в тройках, в
«цепочках», в линиях и в колоннах; «воротца»; «карусель»; «прочёсы»);


ходы русского танца (переменный ход на полупальцах; шаг-удар

по VI позиции; шаг-мазок каблуком через VI позицию; ход с каблучка с
проведением рабочей ноги у щиколотки на пружинистом полуприседании;
бег по VI позиции с отбрасыванием ног назад; бег с высоким подъемом
колена вперед по VI

позиции; бег с различными ритмическими

акцентами);


припадания (по V позиции в продвижении в сторону, вперед, по

диагонали; с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги);


«веревочка»

(«косыночка»,

простая

«веревочка»;

двойная

«веревочка»; двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук);


«молоточки» (простые; по V позиции);



«моталочка» в сочетании с движениями рук;



все виды «гармошечек» («лесенка»; «ёлочка»);



«ковырялочка» (с отскоком и броском на 600; переводом ноги в

положении носок-каблук; с переступаниями на опорной ноге);


перескоки с ноги на ногу по VI позиции (простые до щиколотки,

до уровня колена; с ударом по VI позиции; с продвижением в сторону);


дробные движения (двойные, тройные притопы; притопы в

продвижении; в чередовании с хлопками;

«трилистник» с притопом;

двойная дробь с притопом; «горошек мелкий»; перескок; «ключ»);


полуприсядки (с выносом ноги на каблук; с выносом ноги вперед,

и ударом рукой по колену; с выходом на каблуки в широкую вторую
позицию; с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад).
24

Вращения на середине зала
 повороты на 900 приемом шаг-retere;


припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а

четвертое в повороте на 900;
 подскоки по той же схеме;
 «поджатые» прыжки по той же схеме.
Вращения по диагонали класса:


поворот на 4 шага - retere на 1800;



«блинчики» .

Раздел 3. «Подготовка концертных номеров».
Теория. Прослушивание музыкального материала. Объяснение смысла
и идеи танца. Разводка музыкальной композиции. Работа над актёрским
мастерством ребёнка.
Практика.


Композиционно-постановочная работа.



Репетиционная работа: отработка номеров или определённых

комбинаций. Выработка синхронности.


Наработка отдельных элементов (трюков, вращений, сольных

частей).

1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Хореографический ансамбль»
Результат

освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Хореографический ансамбль» - развитие
личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
25

формирование

его

готовности

к

саморазвитию

и

непрерывному

самообразованию на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира.
В итоге освоения программы должны быть достигнуты:
Личностные результаты
 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России;
 Формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
 Формирование морально-этических чувств доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях;
 Владение приёмами самоконтроля и взаимоконтроля;
 Проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия
и упорства в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты


Проявление

творческой

инициативы

в

коллективной

деятельности;


Формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её
реализации в процессе познания музыкально-хореографических образов,
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
 Приобретение нравственно-этического опыта взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами.
26

Предметные результаты
В итоге освоения программы учащиеся знают/понимают:


Историю возникновения и развития классического танца;



Историю возникновения и развития народного танца;



Стилистические особенности танцев народов мира;



Хореографическую терминологию;



Основные элементы музыкальной грамоты;

умеют:


Определять стилистику, жанр и форму хореографических

композиций;


Применять

теоретические

Исполнять

учебные

знания

в

исполнительской

практике;


комбинации

и

хореографические

композиции;


Передавать посредством танца определенное эмоциональное

состояние.
приобретают:


Устойчивый интерес к искусству хореографии;



Базовые музыкально-хореографические умения и навыки;



Навыки коллективной творческой деятельности.

27

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

288 дней

Даты начала и окончания учебных
периодов:
первый год обучения

15.09.2020г. по 31.05.2021г.

второй год обучения

01.09.2021г. по 31.05.2022г.

Количество учебных недель, дней:
первый год обучения

36 недель, 108 дней

второй год обучения

36 недель, 108 дней

Режим работы:
первый год обучения

3 раза в неделю по 2 часа

второй год обучения

3 раза в неделю по 2 часа

Выходные дни

Воскресенье

Праздничные дни

Установленные

законодательством

Российской Федерации
Продолжительность зимних каникул 16 дней
(даты

начала

и

окончания

каникулярного периода):
первый год обучения

31.12.2020г. – 08.01.2021г.

второй год обучения

31.12.2021г. – 08.01.2022г.

Продолжительность летних каникул

96 дней

(даты

начала

и

окончания

каникулярного периода):
первый год обучения

01.06.2021г. – 31.08.2022г.

второй год обучения

01.06.2022г. – 31.08.2023г.
28

2.2.

Условия реализации программы.

Рабочие помещения: кабинет хореографии, оснащённый специальным
напольным покрытием, балетными станками и зеркалами; костюмерная;
раздевалки для учащихся (мальчики и девочки отдельно).
Материально-техническое

обеспечение:

ноутбук

«Samaung»;

аккордеон «Вельтмайстер»; музыкальный центр «Soni».
Информационное обеспечение: набор DVD дисков «Русские народные
танцы», «Волшебный мир балета», аудиопособие на уроках теоретического
цикла.
Программное обеспечение: операционная система: Windows 7
Методическое

обеспечение:

учебные

и

методические

пособия;

материалы интернет-сайтов; иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и
фотографии).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования имеет
высшее образование, первую квалификационную категорию, курсы ПК 120
часов по дополнительной профессиональной программе «Теория и практика
организации деятельности педагога дополнительного образования, педагогаорганизатора».

2.3.

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе

«Хореографический ансамбль»: наблюдение, беседа, журнал посещаемости,
материалы анкетирования и тестирования, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
29

«Хореографический ансамбль» открытое занятие, концертная деятельность,
творческий отчет коллектива, видео- и фотоматериалы, выступления перед
родителями, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Метапредметные

результаты

(личностные,

регулятивные,

познавательные, коммуникативные) отслеживаются на протяжении всего
обучения через наблюдение за детьми в разных моментах жизнедеятельности:
экскурсии, игры, общение, творческая работа, творческие задания и т.д.

2.4.

Оценочные материалы

Для выявления динамики качества усвоения программного материала
каждым ребенком предусматриваются следующие формы педагогического
контроля:
Начальная аттестация - диагностика стартовых возможностей ребёнка
при приёме в объединение. В ходе тестирования детей определяется уровень
природных физических данных, музыкальности, ритмичности, воображения и
уровень подготовки.
Вводная аттестация – в начале 2 года обучения (проходит в виде
тестирования).

Даёт

представление

об

уровне

общего

музыкально-

ритмического развития, степени интереса к искусству хореографии, уровне
мышечной памяти и эмоционально-творческого потенциала ребенка, развитии
кругозора детей и их творческих способностей.
Итоговая аттестация – в конце учебного года (проходит в виде
открытого занятия, отчётного концерта коллектива, отслеживания результатов
концертно-конкурсной деятельности). Это определение уровня освоения
учащимися программы по каждому учебному разделу и отслеживание
динамики индивидуального развития.
Результаты начальной аттестации оформляются в оценочном листе
учащегося. (Приложение 1)
30

Результаты итоговой аттестации 1 года обучения оформляются в
диагностической карте группы. (Приложение 2)
Результаты вводной аттестации 2 года обучения оформляются в
оценочном листе учащегося. (Приложение 3)
Результаты итоговой аттестации 2 года обучения оформляются в
диагностической карте группы. (Приложение 4)

2.5.

Методические материалы

Предполагаемые методы и приемы организации образовательного
процесса:
1. По способу организации занятия:
- словесные – устное объяснений элементов, беседа, диалог, опрос;
- наглядные – показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение) педагогом комбинаций;
- практические – выполнение упражнений учащимися.
2. По уровню деятельности детей:
-

объяснительно-иллюстративные

–

восприятие

и

усвоение

информации;
-

репродуктивные

–

воспроизведение

полученных

знаний

освоенных способов деятельности.
3. По форме организации деятельности учащихся:
- фронтальные, индивидуально-фронтальные, индивидуальные;
- коллективные, коллективно-групповые, групповые, в парах.
Используемые дидактические материалы:
- Учебные и методические пособия;
- Материалы интернет-сайтов;
- Иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и фотографии).

31

и

При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими
принципами:
- нагрузку увеличивать постепенно;
- чередовать упражнения быстрые и медленные;
- темп исполнения

упражнений должен быть медленным с

последующим ускорением;
- важно следить за дыханием и самочувствием учащихся.
Основные методы работы педагога на занятии – показ движений
и объяснение методики исполнения с акцентом на наиболее важных
моментах и основных понятиях. Методы показа и объяснения варьируются.
При этом главная задача – активизировать мышление и творческие
способности учащихся в процессе напряженной физической работы по
овладению танцевальными навыками.
Особое внимание следует уделять правильной постановке
корпуса, рук, головы, овладению навыками координации движений,
которые предполагают согласованность работы всех частей тела, развитию
физических профессиональных данных учащихся.
Движения, танцевальные связки и композиции осваиваются
постепенно: сначала в медленном темпе, удобном для выработки внимания,
памяти, эластичности мышц ног т. д., затем – с ускорением. Новые
элементы изучаются в чистом виде, затем комбинируются в различных
сочетаниях.
На
движениям

начальных этапах обучения
отводится

большая

часть

различным

урока,

танцевальным

впоследствии

время

исполнения сокращается за счет ускорения темпа и соединения отдельных
движений в комбинации.
Реализация программы подразумевает участие учащихся в
разнообразных концертах (учебных, отчетных, родительских собранияхконцертах), фестивалях и конкурсах. Подобные мероприятия способствуют
32

приобщению детей и родителей к культурной форме проведения
досугового времени, духовно сближают их и формируют новые интересы
семьи. Конкурсы позволяют детям быстрее продвигаться в художественном
и техническом развитии, становясь мощным средством мотивации к
занятиям хореографией.
В целях повышения профессионального и творческого опыта
рекомендуется посещение открытых уроков в других учебных заведениях,
мастер-классов, творческих фестивалей, концертов профессиональных
хореографических коллективов, спектаклей театров оперы и балета,
творческих встреч с мастерами хореографического искусства.

33

2.6.

1.

Список литературы

Андреева, Ю. «Танцетерапия» [Текст] / Ю. Андреева. - М.; Диля,

2015. – 256 с.
2.

Базарова, Н., Мей В. Азбука классического танца [Текст]: Учебно-

методическое пособие. 2-е изд. / Н. Базарова. - Л.: Искусство, 1983. – 207 с.
3.

Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]: Методические

указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических
коллективов, балетных школ и студий / Т. Барышникова. - СПб.: «Люкси»
«Респекс», – 2014. – 256 с,
4.

Бочкарёва, Н. И. Ритмика и хореография [Текст]: учебно-

методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий,
ДМШ, школ искусств / Н.И. Бочкарёва. - Кемерово: Кемеровск.гос. академия
культуры и искусств, 2000. – 101 с.
5.

Володина, О.В. Самоучитель клубных танцев [Текст] / О.В.

Володина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 155 с.
6.

Григорьева, И.В. Лабиринты танца [Текст] / И.В. Григорьева. –

СПб.: «Феникс», 2016. – 134 с.
7.

Пуртова, Т. В. и др. Учите детей танцевать [Текст]: Учебное

пособие / Т.В. Пуртова. – М.: Владос, 2013. – 256 с.
8.

Слуцкая, С.Л. «Танцевальная мозаика» [Текст] / С.Л. Слуцкая. -

М.: Линка – Пресс, 2016. – 269 с.
9.

Холл, Джим. Уроки танцев: лучшая методика обучения танцам

[Текст] / Джим Холл; [пер. с англ. Т. В. Сидориной]. – М.: АСТ : Астрель,
2016. – 409 с.
10.

Факторы, которые учитываются при отборе детей для

занятий хореографией: [Электронный ресурс] // Балет Progect. СПб., 20112019. http://balletpro.narod.ru/school.html (Дата обращения 28.04.2019).

34

Приложения

35

Приложение № 1
Диагностические материалы 1 года обучения
Начальная аттестация
Учащимся предлагается выполнить ряд тестовых упражнений.
Тест «Уровень физических данных»
1.Выворотность ног.
Выполнить упражнение «Лягушка». Упражнение исполняется, лежа на
спине с подтягиванием стоп к ягодицам и последующим раскрытием бедер в
стороны.
2.Подъём стопы.
И.п.: сидя, ноги вместе стопы натягиваются и сокращаются по VI
позиции вместе, поочередно, с круговыми вращениями (руки на поясе, спина
прямая).
3.Балетный шаг.
Ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой. Из I
позиции работающую ногу, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым
подъёмом, поднимают в сторону, до той высоты, до какой позволяет это
делать бедро.
4.Гибкость тела.
Ребенка поставить так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты,
руки разведены в стороны. Ребенок перегибается назад до возможного
предела, при этом его обязательно подстраховать, придерживая за руки. При
прогибе вперёд ребёнок должен медленно наклонить корпус, сильно вытянув
позвоночник, стараясь достать животом, грудью и головой ноги и
одновременно обхватить руками щиколотки ног.
5. Прыжок.
Выполнить 16 сотте.
36

6.Координация движений.
Повторить предложенную танцевальную комбинацию.
Тест «Уровень творческого развития»
Музыкальный слух.
-

Прохлопать, а затем протопать определенный ритмический

рисунок (каждому учащемуся педагог задает разный ритмический
рисунок).
-

Прослушать

отрывки

музыкальных

произведений.

Определить соответствие музыки и названия. Объяснить свое мнение.
-

Протанцевать прослушанную музыку.
Тест «Уровень подготовки»

1.

«Установи соответствие».

Предложить ребенку установить соответствие между словами и
картинками:
Подготовительное положение рук,1позиция, 2позиция, 3 позиция

1 позиция ног 2позиция ног

3 позиция ног

37

2.

«Определи

музыкальный

жанр».

Дай

характеристику

музыкальному произведению.
3.

Выполнить у станка упражнения:

 Releve;
 Demi plié;
 Battement tendu по V позиции;


Battements tendu jeté из V позиции;



Battements revelé lent из V позиции крестом на 45º;



Grand battement из V позиции вперед, в сторону и назад;

Оценочный лист
Вводная диагностика 1 года обучения
Ф.И.О.____________________________________________________________
Дата _____________________________________________________________
Уровень
Физическое развитие
Выворотность ног
Подъем стопы
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация движений
Творческое развитие
Музыкальный слух
38

Примечание

Эмоциональность
Воображение
Уровень освоения программы
Постановка корпуса
(позиции рук, ног)
Музыкальная грамота
Экзерсис у станка

Итого баллов_____________________________________________

Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):


при выполнении «Лягушки» колени свободно прилегают к полу;



подъем стопы изгибается, образуя месяцеобразную форму;



балетный шаг выше 90 градусов;



корпус свободно наклоняется назад, при наклоне вперед ребенок

касается животом, грудью и головой своих ног, одновременно может
обхватить руками щиколотки ног;


16 соте выполняет методически верно, прыжок легкий, высокий;



точно исполняет ритмический рисунок;



легко определяет соответствие музыки и ее названия. С желанием

принимает предложение протанцевать музыку, передает ее тему в движениях;


в заданиях освоения программы– 0 ошибок.

Хороший уровень (2 балла):


при выполнении «Лягушки» колени прилегают к полу при помощи

педагога;

39



подъем стопы натянут, в сокращенном состоянии угол составляет



балетный шаг 70 – 80 градусов;



при наклоне корпуса назад правильно держит плечи, руки, при

90%;

наклоне вперед ребенок касается головой своих ног, одновременно может
поставить ладони на пол.


16 соте выполняет методически верно, но прыжок не достаточно

легкий и высокий.


точно исполняет ритмический рисунок хлопками, не с первого

раза правильно отбивает ритм ногами.


легко определяет соответствие музыки и ее названия. В

объяснении необходима подсказка. Соглашается протанцевать музыку, но не
очень уверенно, движения однообразны;


в заданиях по освоению программы допускает 1-2 ошибки.

Удовлетворительный уровень (1 балл):


при выполнении «Лягушки» колени не касаются пола;



подъем стопы слабо натянут, в сокращенном состоянии угол

составляет более 90%;


балетный шаг ниже 70 градусов;



при наклоне корпуса назад теряет равновесие, падает, при наклоне

вперед ребенок может поставить ладони на пол, но не выпрямляет колени;


допускает ошибки при выполнении соте, прыжок тяжелый, не

высокий;


допускает ошибки в ритмическом рисунке;



определяет соответствие музыки и ее названия с помощью

подсказок. В объяснении так же пользуется подсказками;


в заданиях по освоению программы более 2 ошибок.
Оценка уровня знаний и умений учащихся
40

Оптимальный уровень: 38-52 балла.
Хороший уровень: 23-37 баллов.
Удовлетворительный уровень: 14-22 балла.

41

Приложение № 2

Итоговая диагностика 1 года обучения
Диагностическая карта группы
№ п/п Фамилия,

Теоретические знания в

Практические умения и

Концер Итого

имя

соответствии с учебным

навыки по каждому

тно-

учащегос

планом

учебному разделу в

конкур

соответствии с учебным

сная

планом

деятель

я

ность
Методика Хореог Музыкаль

Классическ

Народно-

исполнени рафиче

ий танец

сценический

я

ская

ная
грамота

танец

движений термин
ология

1
2
3

Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):
 знает изученный теоретический материал. Может дать логически
выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом;
 знает хореографическую терминологию, осмысленно и правильно
её использует;

42

 овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой;
 активно участвует в концертах, фестивалях и конкурсах от
городского до международного уровней.
Хороший уровень (2 балла):
 знает теоретический материал, но для полного раскрытия темы
требуются дополнительные вопросы;
 знает хореографическую терминологию, но редко использует еѐ
при общении;
 объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2;
 участвует в концертах, фестивалях и конкурсах от городского до
международного уровней.
Удовлетворительный уровень (1 балл):
 знает изученный теоретический материал фрагментарно.
Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими
вопросами;
 хореографическую терминологию знает частично;
 овладел 1\2, предусмотренных программой, умений и навыков;
 участвует в концертах, фестивалях и конкурсах городского и
районного уровней.
Оценка уровня знаний, умений учащихся
Удовлетворительный уровень – 7-11 баллов.
Хороший уровень –12-16 баллов.
Оптимальный уровень – 17-21 баллов.

43

Приложение №3
Диагностические материалы 2 года обучения
Вводная диагностика 2 года обучения
Учащимся предлагается выполнить ряд тестовых упражнений.
Тест «Уровень физических данных»
1.Выворотность ног.
Выполнить упражнение «Лягушка». Лежа
на животе, бедра отводятся, колени сгибаются,
стопы касаются друг друга подошвенной частью.
Спину максимально прогнуть назад.
2.Подъём стопы.
И.п.: сидя, ноги вместе стопы натягиваются и сокращаются

по VI

позиции вместе, поочередно, с круговыми вращениями (руки на поясе).
3.Балетный шаг.
Лежа на животе, ноги фиксируют I позицию.
Поднять ногу вверх – в сторону, притянуть ее рукой к
себе и вернуть в исходное положение.
4.Гибкость тела.
И.п.: сидя, ноги вместе. Выполняется «складка» - наклоны корпуса к
ногам. Колени максимально вытянуты (с натянутыми и сокращенными
стопами по VI п.).
И.п.: сидя, ноги разведены в стороны. Поочередные наклоны корпуса к
правой, левой ноге и прямо (стопы натянуты и сокращены).
5. Прыжок.
Выполнить 16 соте и 16 прыжков с поджатыми назад ногами.
44

6.Координация движений.
Повторить предложенную комбинацию.
Тест «Уровень творческого развития»
Музыкальный слух.
- Определить ;лад
- определить музыкальный размер;
- проанализировать музыкальное произведение;
- передать хлопками ритмический рисунок.
Игра

«Несуществующее

животное».

Инструкция:

Сейчас

мы

превратимся в несуществующих животных. Закройте глаза. Придумайте
каждый своё несуществующее животное, изобразите, какая у него рожица.
Покажите друг другу. Теперь придумайте, какие могут быть ноги у вашего
животного, подвигайтесь. Какие могут быть руки (лапы) у вашего животного,
подвигайте руками. Соединим движения рук и ног, подвигаемся. Теперь
добавим рожицу. Продолжаем двигаться по залу. Придумайте, какой звук
может издавать ваше животное. Пообщайтесь друг с другом. Молодцы.
Анализ: Как ты справился с заданиями? Легко ли тебе было
фантазировать? Удалось ли тебе пообщаться с другими «животными»?
«Уровень освоения программы»
Разгадай кроссворд.
Ответьте правильно на вопросы 1 – 8, и вы легко найдете ответ на вопрос №9

9.

1.
2.
3.
45

4.

6.
7.

8.

Вопросы и ответы
По горизонтали:
1. Один из простых прыжков, такое же название имеет блюдо в
кулинарии. (Сотэ)
2.Plie на русском языке обозначает…… (Приседание)
3. Фамилия известной балерины с именем – Майя. (Плисецкая)
4. Медленная часть танца. (Адажио)
5. «Большой» - по французски. (Гранд)
6. Промежуток, расстояние в фигурах и рисунках танца. (Интервал)
7. Комплекс упражнений для разогрева. (Разминка)
8. Одно из основных свойств музыкального звука, результат
продолжительности колебания. (Длительность)
По вертикали:
9. Искусство танца (Хореография)
Оценочный лист
Вводная диагностика 3 года обучения
Ф.И.О._____________________________________________________________
Дата ______________________________________________________________
46

Уровень

Примечание

Физическое развитие
Выворотность ног
Подъем стопы
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация движений
Творческое развитие
Музыкальный слух
Эмоциональность
Воображение
Уровень освоения программы
Кроссворд

Итого баллов_____________________________________________________

Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):


Ярко выраженная динамика физического развития и максимальное

использование своих физических данных для учащихся с оптимальным
уровнем;


прыжок с поджатыми назад ногами легкий, высокий; пятки

каждый раз касаются ягодиц;


справляется со всеми заданиями на координацию;



дает полные и правильные ответы по музыкальной грамоте;

47



творческое

задание

исполняет

легко,

музыкально

верно,

импровизирует, фантазирует, оригинален в исполнении, эмоционален;


разгадал весь кроссворд без ошибок.

Хороший уровень (2 балла):


наблюдается положительная динамика физического развития;



прыжок с поджатыми назад ногами выполняет правильно, но не

более 10 раз;


справляется с 2 заданиями на координацию;



одно из заданий по музыкальной грамоте вызывает затруднение;



выполняя творческое задание, не окончательно вживается в образ;



импровизирует, фантазирует, отталкиваясь от чьей-то идеи;



в кроссворде допущена 1 ошибка;

Удовлетворительный уровень (1 балл):


динамика физического развития невысокая;



прыжок с поджатыми назад ногами тяжелый, низкий,

приземляется на всю стопу;


справляется с 1 заданием на координацию;



допускает ошибки в заданиях по музыкальной грамоте;



творческое задание вызывает затруднение, малоэмоционален;



В кроссворде допущено более 1 ошибки.
Оценка уровня знаний, умений учащихся

Оптимальный уровень: более 28 баллов
Хороший уровень: 17-27 баллов
Удовлетворительный уровень: до 16 баллов

48

Приложение №4
Итоговая диагностика 3 года обучения
Диагностическая карта группы
№

Фамилия,

Теоретические знания в

Практические

Конце

п/п

имя

соответствии с учебным

умения и

ртно-

учащегося

планом

навыки по

конку

каждому

рсная

учебному

деятел

разделу в

ьность

Итого

соответствии с
учебным
планом
Метод

Хореог

Музык

Класси

Народн

ика

рафиче

альная

ческий

о-

исполн

ская

грамот

танец

сценич

ения

термин

а

движен ология

еский
танец

ий

1
2
3

Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):
 знает изученный теоретический материал. Может дать логически
выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом;

49

 знает хореографическую терминологию, осмысленно и правильно
её использует;
 овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой;
 активно участвует в концертах, фестивалях и конкурсах от
городского до международного уровней.
Хороший уровень (2 балла):
 знает теоретический материал, но для полного раскрытия темы
требуются дополнительные вопросы;
 знает хореографическую терминологию, но редко использует еѐ
при общении;
 объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2;
 участвует в концертах, фестивалях и конкурсах от городского до
международного уровней.
Удовлетворительный уровень (1 балл):
 знает изученный теоретический материал фрагментарно.
Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими
вопросами;
 хореографическую терминологию знает частично;
 овладел 1\2, предусмотренных программой, умений и навыков;
 участвует в концертах, фестивалях и конкурсах городского и
районного уровней.
Оценка уровня знаний, умений учащихся
Удовлетворительный уровень – 6-10 баллов.
Хороший уровень – 11-15 баллов.
Оптимальный уровень – 16-18 баллов.

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».