Образовательная программа ЦДТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО ЦДТ
_________ В.В.Булатова
« 2» сентября 2020 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центра детского творчества»
на период 2020-2023годы

1

Содержание:
I.

Информационная справка. Общие сведения о МАОУ ДОД «Центр
дополнительного образования детей»
1.1
Пояснительная записка
1.2
Общие сведения об МБУ ДО «Центр детского творчества»
1.3
Концепция Учреждения
1.4
Социальный заказ
1.5.
Деятельность Учреждения
1.5.1 Характеристика
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ Учреждения.
1.5.2 Режим занятий
1.5.3 Сведения об учащихся
1.5.4. Краткая характеристика творческих объединений, их
наполняемость
1.5.5. Результаты обучения учащихся по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам
1.5.6. Мониторинг усвоения программного материала
1.5.7. Участие учащихся в различных мероприятиях, конкурсах,
соревнованиях и т.д.
1.5.8. Характеристика педагогического коллектива
1.5.9. Коллегиальные органы Учреждения
1.5.10 Взаимодействие учреждения с различными учреждениями и
организациями

Основные принципы образовательной политики учреждения
Аналитическое обоснование программы.
Миссия, цели и задачи Учреждения на 2020-2023г.г.
Содержание образовательного процесса
5.1.
Краткие характеристики
дополнительных образовательных
программ.
5.2.
Учебный план
VI. Управление реализацией образовательной программы
6.1.
Организационно-педагогическая деятельность.
II.
III.
IV.
V.

3
3
3
4
6
8
8
8
9
10
11
12
13
13
15
15

17
18
21
22
22
24
37
37

6.2.

Система кадровой подготовки Учреждения

37

6.3.

Материально-финансовое обеспечение выполнения программы

38

Заключение

40

2

I.

Информационная справка

Общие сведения о МБУ ДО «Центр детского творчества»
1.1.Пояснительная записка
В современных условиях социально-экономических изменений, в условиях
модернизации системы образования Российской федерации объективной необходимостью
является

программно-целевой

поход

к

управлению

деятельности

учреждения

дополнительного образования.
Образовательная программа (далее - программа) МБУ ДО ЦДТ (далее Учреждение)
разработана с учетом требований к учреждениям дополнительного образования, к
содержанию дополнительного образования, которые определены в Законе РФ « Об
образовании».
Программа определяет основные направления деятельности Учреждения на период
2020/2023

учебных годов и ориентирована на обновление содержания образования,

повышение его

качества

и

требованиями

модернизации

методического,

кадрового,

результативности
образования,

на

в

соответствии

с современными

совершенствование

материально-технического

обеспечения

программнодеятельности

Учреждения, а также на укрепление его роли и значимости в развитии художественного,
физкультурно-спортивного,

социально-гуманитарного,

технического,

естественнонаучного, туристко - краеведческого образования учащихся Гурьевского
округа.
1.2. Общие сведения об МБУ ДО «Центр детского творчества»
Полное наименование – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр детского творчества».
Сокращенное наименование: МБУ ДО ЦДТ.
Организационно-правовая форма - учреждение.
Тип учреждения – бюджетное.
Тип образовательной организации - образовательное учреждение дополнительного
образования.
Юридический адрес (Место нахождения)
652765, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Фурманова, 2, п. Раздольный
Адреса мест осуществления образовательной деятельности:
652785, Российская Федерация, Кемеровская область, город Гурьевск, ул. Ленина, 105.
652780, Российская Федерация, Кемеровская область, город Гурьевск, ул. Кирова, 41.
652765, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Фурманова, 2, п.Раздольный
652765, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Центральная,3 а, п.Раздольный
3

652790, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Школьная,3, с. Новопестерево
652793, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Пушкина, 9, с. Сосновка
652793, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Кирова, 16, с.Сосновка
652764, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Стахановская ,36, п.Урск
652764, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Молодежная ,4 «А», п.Урск
652774, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Трактовая ,1 «А», село Малая Салаирка
652792, Гурьевский район, Кемеровская обл., ул. Революционная ,43 село Горскино.
1.3 Концепция Учреждения
При разработке образовательной программы учитываются ведущие направления
модернизации образования, к которым относятся:


личностная ориентация содержания образования;



нормализация нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их

физическое и психическое здоровье; повышение удельного веса и качества занятий
физической культурой;


деятельностный

характер

образования,

направленность

содержания

образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов
учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на
получение учащимися опыта этой деятельности;


усиление

воспитательного

потенциала

и

социально-гуманитарной

направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей
гражданского общества и правового демократического государства, становлению
личности ученика;


формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать

усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач;


обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов

образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных
учреждений);


соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития

учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;


обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Решение настоящих задач – обеспечения доступности, качества и эффективности
образования – предполагает определенные изменения.

4

В структуре ключевых компетентностей выпускника Учреждения выделяются
следующие:
 компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников
информации;
 компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение
ролей гражданина, избирателя, потребителя и иных ролей);
 компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение
анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные
возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений; навыки
самоорганизации);
 компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья,
семейного бытия и проч.);
 компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор
путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих
личность).
Таким образом, в качестве главного результата образования рассматривается
готовность и способность молодых людей, нести личную ответственность за собственную
успешную жизнедеятельность и за благополучное, устойчивое развитие общества.
Направления деятельности Учреждения
1. Информационно-методическая деятельность:
-обеспечение

содержания

образования

педагогов

дополнительного

образования

соответствующего профиля;
- координирование взаимодействия с Учреждениями Кемеровской области (Кузбасса) в
сфере

единого

информационного

обеспечения

учреждений

дополнительного

образования многопрофильной направленности и проведения конкурсных и массовых
мероприятий.
2. Учебная деятельность:
-осуществление учебной деятельности Учреждения через функционирование творческих
объединений разных направленностей в соответствии с программами, рассмотренные на
методическом (педагогическом) совете, утвержденные директором Учреждения;
-совершенствование и развитие многообразных видов деятельности с учетом интересов и
творческих возможностей детей и подростков;

5

-создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю
(модифицированных, разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ
качества этих программ;
-совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию творческой
деятельности.
3. Научно-педагогическая деятельность:
-организация научно-педагогических исследований в области развития творческих
способностей детей и подростков в соответствии с выбранным видом творчества;
-организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм массовых
мероприятий, направленных на развитие

творчества, смотров, конкурсов, олимпиад,

конференций, фестивалей;
-экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок,
смотров-конкурсов лучших работ обучающихся педагогов учреждений дополнительного
образования города, выставок-продаж по образцам и пр.).
1.4.Социальный заказ
Социальный заказ, реализуемый

учреждением, складывается из нескольких

составляющих:
- федеральный компонент;
- региональный компонент;
- муниципальный компонент.
Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании в
Российской

Федерации»

в

котором

основным

предназначением

учреждения

дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах
личности, общества и государства». Как основное направление деятельности данная цель
нашла свое отражение в Уставе Учреждения.
Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и
предполагает участие учащихся в областных проектах соревнованиях, выставках и
конкурсах.
Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к
работе учреждения в нашем городе, районе. Это участие в реализации программ по
молодежной политике, программы летней оздоровительной кампании.

6

Характеристика социального окружения,
характер его влияния на образовательное Учреждение
Учреждение

сотрудничает с культурно - досуговыми учреждениями в рамках

пропаганды образовательной деятельности, культурно-массовой досуговой деятельности
детей

в

части

организации

выставок

детского

творчества

художественной

направленности. Учреждение не является единственным доступным (бесплатным)
культурно - досуговым образовательным учреждением дополнительного образования для
учащихся города, что позволяет успешно решать проблемы профилактики асоциального
поведения детей и подростков, а также задачи духовного, нравственного, эстетического и
творческого развития и воспитания подрастающего поколения (кружки и секции на базе
школ). Кроме в городе работают спортивные секции, танцевальные кружки, школа
Искусств (последние на платной основе).

Эта ситуация является носителем

конкурентности для нашего Учреждения дополнительного образования

в части

наполняемости объединений и посещаемости учащимися: труднее мотивировать детей и
удержать их в объединениях, когда есть такой многочисленный выбор, как предметно созидательной деятельности, так и деятельности, способствующей физическому,
интеллектуальному, культурному и духовному развитию личности. В таких условиях идёт
борьба за стабильность посещения каждого учащегося и сохранность контингента (не
менее 85% по окончании I года обучения и не менее 50% по окончании дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы).
Несмотря на конкурентность с учреждениями культуры установились прочные и
разнообразные творческие контакты, значительно дополняя и обогащая его.
Учреждение

играет немаловажную роль в территориальной образовательной среде

округа.
Исходя из итогов изучения спроса на образовательные услуги, анализа социальнокультурной ситуации, опираясь на интересы учащихся и их родителей,

ведущими

аспектами образовательной деятельности Учреждения стали:
-развитие творческого потенциала учащихся,
- обучение разным технологиям учащихся;
-целенаправленная организация досуга учащихся;
-профессиональное самоопределение выпускников 15-18-ти лет.
Для этого

необходим постоянный поиск новых форм и методов развития

творческих способностей учащихся, обеспечение полноценного и интересного их досуга,
т.е. необходимо обновлять содержание образования. Сегодня
7

МБУ ДО ЦДТ это

многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое организует работу
творческих объединений по интересам, досуговую деятельность.
Также МАУ ДО

ЦДО образовательное, социокультурное Учреждение

играет

немаловажную роль в территориальной образовательной среде района и города в целом.
1.5.Деятельность Учреждения
1.5.1.Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
Учреждения.
Всего дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
Тип программ:
модифицированных
Типовые
Программы, прошедшие через конкурс
Сертифицированные (ПФДО)
Срок реализации программ:
1 год
2 года
3 и более лет
Адаптивные для детей с ограниченными возможностями
Программы для творчески - одаренных учащихся
Количество программ по направленностям:
Художественная
Социально-гуманитарная
Физкультурно-спортивная
Техническая
Туристко - краеведческая

Кол-во
81

%

81
0
2
36

100%
0
2,5%

68
0
13
6
4

84%
0
16%
7%
5%

48
14
13
2
1

59%
17%
16%
3%
1%

1.5.2.Режим занятий
Режим занятий учащихся

устанавливается в расписании учебных занятий.

Учебные занятия для учащихся Учреждения проводятся в свободное от занятий в
общеобразовательных организациях время. Расписание учебных занятий составляется в
начале учебного года с учетом требований СанПиНа. Расписание учебных занятий
утверждается Директором Учреждения. Изменение расписания учебных занятий в течение
года корректируется по заявлению руководителя творческого объединения производится
по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и
оформляется приказом директора Учреждения.
Учебные занятия для учащихся второго и последующих годов обучения
начинаются с первого сентября. Для первого года обучения учебные занятия начинаются с
8

не позднее 15 сентября.Число занятий в неделю и их продолжительность устанавливается
в зависимости от возраста учащихся, направленности объединения и от года обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- для учащихся дошкольного возраста академический час устанавливается: 30 минут.
(Перерыв между учебными занятиями 10-20 минут для отдыха и проветривания
помещений).
- индивидуальные занятия с детьми ограниченных возможностей (инвалидами)
составляют 20 – 30 минут (в зависимости от специфики заболевания и с учетом заявления
родителей (законных представителей);
- для учащихся 7-17 лет академический час равен 40 – 45 минутам занятий. Перерыв
между учебными занятиями 10 минут для отдыха и проветривания помещений;
- для остальных учащихся академический час равен 40-45 минутам. Перерыв между
учебными занятиями 10 минут для отдыха и проветривания помещений.
Учреждение организует работу с учащимися в течение всего учебного года. В
период школьных каникул из-за высвобождения у учащихся свободного времени от
общеобразовательного процесса творческие объединения могут работать по измененному
расписанию учебных занятий с основным или переменным составом, индивидуально.
Работа с учащимися организуется на базе Учреждения, в общеобразовательных
организациях города, в детских домах, школах – интернатах, на концертных площадках с
учетом специфики деятельности объединений. В каникулярное время и в выходные дни
Учреждение может использовать модульный принцип организации образовательного
процесса. Во время летних каникул и в праздничные дни Учреждение образовательный
процесс приостанавливает.
Реализация Программы может осуществляться в дистанционном режиме с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога согласно Положения о дистанционном
обучении в МБУ ДО «Центр детского творчества». Формы организации образовательного
процесса в дистанционном режиме: e-mail; дистанционное обучение в сети Интернет,
видеоконференции, оп-line тестирование, интернет-занятия, надомное обучение с
дистанционной поддержкой, skype-общение, облачные сервисы, мессенджеры и т.д..
1.5.3.Сведения об учащихся
Количественная характеристика учащихся
Анализ образовательной деятельности выявил высокий качественный уровень
образовательного процесса.
9

Процент охвата составил 37 % от общего количества детей города (численность детей от
5-18 лет в Гурьевском округе 5179 человек).
В учреждении занимается 1906 учащихся.
- контингент учащихся дошкольного возраста (3-7 лет) составляет 327-17% от количества
учащихся в учреждении;
- количество учащихся младшего школьного возраста (7-9 лет) составляет 711 человек-37
% от количества учащихся в учреждении;
- количество учащихся среднего школьного возраста (9-14 лет) -776 человек (41 %);
- количество учащихся старшего школьного возраста (14-18 лет -92 человек (5 %);
Количество мальчиков (824 человек) составляет 43% от общего количества учащихся
(1906 человек).
В двух и более творческих объединениях занималось 552 учащихся (28 %).
Количество детей с ограниченными возможностями здоровьями занимающихся в
Учреждении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
(для учащихся ОВЗ): 14 учащихся.
Социальный паспорт
Категория
Количество учащихся в
учреждении
Из них:
Количество детей с
ограниченными возможностями
(дети инвалиды)
Дети из многодетных семей
Дети из малоимущих семей семей
Дети из неблагополучных семей
Дети из детского дома
Дети из семей, где родители –
инвалиды
Оставшие без попечения
родителей (приемные)
Дети, находящиеся под опекой

Количество
1906

% от общего числа

14

0, 7%

110
18
6
0
0

6%
1%
0,3%
0,%
0

11

0,5

11

0,5

1.5.4.Краткая характеристика творческих объединений, их наполняемость
Количество объединений и учащихся по направленностям (всего учащихся в Учреждении 1906)
направленность

Художественная
Физкультурноспортивная
Социальногуманитарная
Техническая
Естественнонаучная

2020/2021
Кол -во творческих
объединений/ количество
учащихся
16/1132
7/251

%

9/403

21

2/34
1/71

2
4

10

59
13

Туристкокраеведческая
Итого за год:

1/15

1

36/1069

1.5.5.Результаты обучения учащихся по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам
Образовательный

процесс

в

учреждениях

осуществляется

в

основном

по модифицированным (адаптированным) программам, которые разработаны на основе
типовых и авторских программ, используются также программы индивидуального
обучения для одаренных учащихся и учащихся ограниченных возможностей здоровья.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, рассматриваются
на заседании педагогического совета, утверждаются директором и отвечают конкретным
образовательным потребностям участников образовательного процесса (педагогов, детей,
родителей), также учитывают кадровый состав, материально-техническое обеспечение
организаций. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
разработаны сроком на 1, 2, 3 и более годов обучения.
Каждая

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

обеспечена методическими и дидактическими видами продукции: разработками учебных
занятий, игр, бесед, экскурсий, конкурсов, занятий. Имеется так же соответствующая
литература, как рекомендованная учащимся, так и используемую педагогами при
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
С 2020 года

в МБУ «Центр детского творчества»

в рамках реализации

приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», внедряется
система персонифицированного дополнительного образования детей (ПФДО). 36
программ из 81 прошли сертификацию.
Педагогический коллектив продолжает

работу по Персонифицированности

дополнительного образования: учащиеся получили сертификаты более 40%, ведется
работа по сертификации программ: 36 программ (из 81 программы)– входит в реестр
сертифицированных программ. Остальные программы учреждения входят в реестр
значимых программ.
С

2020-2021

учебного

года

реализуется

программа

«Патриот»

в

рамках

федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
С 2020 года прием детей в творческие объединения осуществляется по
сертификатам дополнительного образования. В Учреждении получили сертификаты – 516
учащихся.
11

Сертификат на дополнительное образование детей от 5 до 18 лет, на получение
которого с 2019 года имеет право каждая семья, – это персональная возможность
получить бесплатное дополнительное образование для каждого конкретного ребенка.
Независимо от того, какие кружки или секции ребенок выбирает, в какой организации
(муниципальной, частной) он на них запишется – за его образование заплатит государство
в пределах номинала сертификата. Обновление баланса сертификата будет производиться
ежегодно.
1.5.6.Мониторинг усвоения программного материала
№

направленности

Результаты мониторинга усвоения программного материала(%)
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Художественная

82%

18%

0%

2

Социальногуманитарная

100%

0%

0%

3

Физкультурноспортивная

93%

7%

0%

4

Социально –
гуманитарная

100%

0%

0%

5

Техническая

100%

0%

0%

6

Естественнонаучная

85%

15%

0

93%

7%

0%

В целом по
учреждению:

Итоги реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ отслеживаются по полугодиям или разделам. Учет процентного выполнения
общеобразовательных общеразвивающих программ позволяет отслеживать качественный
уровень освоения программного материала. За первое полугодие 2020/2021 учебного года
средний процент выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ составил 98,7 %. Реализация программы художественной направленности («
Веселая акварель») не выполнено на 1,3 % это связано с увольнением педагога. Часть
учащихся продолжили обучение у другого педагога.
Направленность образовательной деятельности

Процент реализации

Художественная направленность

98,7%

Социально-гуманитарная направленность

100%

Физкультурно-спортивная направленность

100 %

12

Техническая направленность

100 %

Естественно - научная направленность

100 %

Туристко - краеведческая направленность

100 %

Итого (средний % выполнения программ)

99,7%

1.5.7.Участие учащихся в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях и т.д.
Качество образования – это реальные результаты участия учащихся Учреждения во внутри
учреждения, районных, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах,
выставках, соревнованиях.

В 2020/2021 учебном году это послужило хорошей рекламой

деятельности творческих объединений Учреждения в целом, достижений и успехов учащихся,
профессионализма педагогов дополнительного образования.
организации деятельности,

Наиболее ценна такая форма

для детей. Она вносит элемент переживания каждым ребенком

ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укрепления его
личностного и творческого развития, расширения информационного поля.

Уровни

Количество мест

муниципальный

Гран-при-2
1 место-68
2 место-59
3 место-52
Участие-85
ВСЕГО 266
Спец. -дип-2
1 место-40
2 место-15
3 место-26
Участие- 37
ВСЕГО 120
1 место- 18
2 место- 8
3 место- 4
участие -13
43 участника
1 место-102
2 место-12
3 место-11
Участие-0
ВСЕГО 125

областной

всероссийский

международный

Итог
Учащиеся Учреждения
участвовали в 71конкурсах
разных уровней

Гран-при-2
Спец – диплом-2
1 место-228
2 место-94
3 место-93
Участие-135
554

1.5.8.Характеристика педагогического коллектива
Всего педагогических работников – 32:
Педагоги -20
Методисты-2
Педагоги – организаторы -10
13

Совместители: 5
Педагогические работники:
Методисты, педагоги – организаторы:
Должность

количество

2
10

2
4

категория
первая
Без
категории
0
0
3
3

12

6

3

высшая
методист
Педагоги –
организаторы
итого

высшее
2
7

3

образование
Среднее
специальное
0
3

9

3

Педагоги:
№ п\п

Направленность

Количество
педагогических
работников, чел
Всего

Категории

Высшая
категория

I категория

Без категории

1

Художественная

13

8

3

2

2

Физкультурноспортивная
Социальногуманитарная
ИТОГО

3

1

1

1

4

2

2

0

20

11

6

3

3

Педагоги:
№ п\п

Направленность

Образование
Высшее

Среднее специальное

1

Художественная

8

5

2

Физкультурноспортивная
Социальногуманитарная
ИТОГО

2

1

2

2

12

8

3

Сведения о молодых специалистах:
№
п/п
1

ФИО педагога

должность

образование

прочее

Воробьева Екатерина
Евгеньевна

Педагог
дополнительного
образования
(хореография)

Средне
специальное

Получает высшее
образование,
(Беловский
институт (филиал)
федерального
государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
высшего
образования
«Кемеровский
государственный
университет»)

2

Максимова Алена
Константиновна

Педагог организатор

Средне
специальное

3

Травкина Софья

Педагог

Средне

14

Получает высшее

дополнительного
образования
(хореография)

Александровна

специальное

образование,
(Кемеровский
государственный
институт культуры)

1.5.9. Коллегиальные органы Учреждения
В Учреждении определенные полномочия имеют следующие коллегиальные органы:
Совет Учреждения (педагоги, родители, учащихся, руководители Учреждения)Совет управления содействует:
-организации и улучшении деятельности Учреждения;
-организации конкурсов, фестивалей, конференций, олимпиад и других массовых
мероприятий Учреждения;
-совершенствованию программно-методического мероприятия.
Педагогический
административных

совет

-

работников

это

орган

Учреждения,

самоуправления
созданный

в

педагогических
целях

развития

и
и

совершенствования образовательного процесса в Учреждении.
Педагогический совет имеет право:
- обсуждать и принимать план работы учреждения, программы различной
направленности;
-обсуждение и принятие локальных актов Учреждения, а также внесение в них
изменений;
-организовывать и контролировать выполнения Устава Учреждения;
-заслушивать информацию и отчеты различного характера.
- осуществлять экспертную оценку дополнительных образовательных программ,
учебных планов педагогических работников Учреждения;
- принимать участие в анализе деятельности Учреждения;
1.5.10.Взаимодействие учреждения с различными учреждениями и организациями
Учреждение взаимодействует с различными структурами районного социума.
Деятельность учреждения периодически освещается в СМИ. Ведется сбор информации о
наиболее значимых событиях, планах работы, достижениях учащихся.
Формы взаимодействия с семьей и общественностью;
1. С семьёй:
- приглашение и участие родителей в праздничных мероприятиях Учреждения;
- участие родителей в образовательном процессе;
- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов,
психолога.
15

2. Формы взаимодействия с общеобразовательными школами, другими
организациями.
Работа Учреждения со школами продолжается уже на протяжении десятков лет,
сохраняется преемственность.
Взаимодействие - это не только помощь друг другу, но и разумное объединение
специфических возможностей, усилий для организации среды жизнедеятельности ребенка
как фактора, активно влияющего на развитие личности.
Формы взаимодействия:
- организация совместных выставок, проведение экскурсий, проведение интеллектуальнодосуговых мероприятий;
- работа с группами продленного дня: проведение экскурсий, проведение
интеллектуально-досуговых мероприятий;
- с городской библиотекой: организация тематических выставок;
- с отделом культуры: организация и проведение совместных выставок и концертов,
мероприятий;
- с Комитетом по делам молодёжи: подготовка и проведение совместных мероприятий;
- с редакцией газеты «Знаменка»: периодическое издание статей о деятельности
Учреждения;
-с предприятиями города: подготовка и проведение совместных мероприятий.
Взаимодействие Учреждения

с другими образовательными учреждениями в

процессе образовательной и досуговой деятельности реализуется посредством проведения
занятий детей в различных творческих объединениях, которые работают как на базе
нашего учреждения, так и на базе школ города, а также путем участия детей в различных
конкурсах, викторинах, интеллектуально-развивающих, досуговых программах, массовых
мероприятиях, проводимых Учреждением.
Совместная образовательная и досуговая деятельность оценивается высоко обеими
сторонами. Это особенно важно для разрешения проблем занятости детей в отдаленных
микрорайонах, а также в детском доме и школе-интернате.
Формы взаимодействия:
№

Учреждение, организация

Форма взаимодействия

1.

КРИПКиПРО

2.

КО ГАОУ ДОД КО
« Областной центр
дополнительного образования
детей»
УО АГМО

· Рецензирование программ;
· курсы повышения квалификации;
- консультации.
· Информационно-методическая помощь;
· методические семинары, конференции, конкурсы и т.д.;
· консультации.
- Нормативно-правовое сопровождение;

16

3.

МБУ ИМЦ в системе дпо
(ПК) ГМР

4.

Образовательные учреждения
района

5.

Дошкольные образовательные
учреждения

6.
7

Учреждения культуры
ГАИ

8

9

Отдел НД Гурьевского района
УНДПР ГУ МЧС России по
КО
СМИ (газета «Знаменка» )

10

Предприятия города

11

Военный комиссариат
Кемеровской области по
городам Белово, Гурьевск,
Беловский район
Клуб воинов
интернационалистов

12

- финансовое обеспечение;
-координирование учебно-воспитательного процесса.
· Информационно-методическая помощь;
- рецензирование программ
· методические семинары, конференции, конкурсы и т.д.;
· консультации;
· курсовая подготовка.
· Реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
· семинары, семинары-практикумы, мастер –
классы, круглые столы и т.д.;
· совместная интегрированная деятельность (акции, мероприятия,
выставки, конкурсы и др.).
· Совместная интегрированная деятельность (акции, мероприятия,
выставки, конкурсы и др.).
· реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
· Совместное проведение культурно-массовых мероприятий
· Реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
-обучение правилам дорожного движения, оформление кабинета
«Безопасность дорожного движения» на базе Учреждения
-совместные акции
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
- пропаганда безопасности дорожного движения
· Реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
· Статьи, заметки о деятельности Учреждения;
· пропаганда дополнительного образования детей.
. культурно - массовые мероприятия;
.укрепление материально-технической базы Учреждения;
. финансирование участия обучающихся в международных и
всероссийских, областных конкурсах.
-конкурсы
-встречи

-конкурсы
-встречи

II.Основные принципы образовательной политики Учреждения
- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание
условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей
ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и
формирование навыков решения практических задач);
- принцип целостности образа мира (осознание ребенком разнообразных связей
между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот
же предмет);

17

- принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного
ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и
формирование разнообразных познавательных интересов);
- принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к
отбору содержания и технологии обучения).
III. Аналитическое обоснование программы
Контингент учащихся
Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди
творческих объединений преобладают дети младшего школьного возраста.
Уменьшение количества детей старшего возраста настораживает, но в то же время у
этих детей, посещающих занятия наблюдается более осознанное отношение к избранному
виду деятельности и стремление к результативности.
Для улучшения ситуации необходимо продумать программу работы с подростками,
где мероприятия необходимо простаивать с учетом возрастных особенностей детей
(желание общаться, чувствовать себя равным среди взрослых и сверстников, стремление к
самостоятельности и т.д.).
Одним из решений является работа с проектами, где ребенок может быть в роли
генератора идеи, участником реализации и увидеть конечный продукт своей деятельности,
кроме того, сам принцип командной работы предполагает субъект - субъектные
отношения между взрослым и ребенком.
Образовательная деятельность
Отслеживая результаты, анализируя программы и отчеты педагогов можно сделать
вывод, что большинство

творческих объединений в Учреждении в образовательном

процессе проходят два уровня развития:
- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как
результат образовательного процесса, итоговый «продукт» учащихся, уровни усвоения
опыта, цели мотивации и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель,
формы и методы работы.
- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего
творческого объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида
деятельности, как формирование суммы определенных умений и навыков.
Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки,
организовать досуг, развлечь. В результате педагог и ребенок получает репродуктивный
продукт (модель по образцу).
18

В последнее время у части педагогов обозначилась тенденция на развитие у
детей познавательных, эвристических способностей, изменилась цель образовательного
процесса – научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого
учащегося. Это говорит о том, что наметился переход на третий уровень – эвристический,
где учащийся вырабатывает субъективно новый продукт. Данная тенденция связана на
наш взгляд с повышением общего уровня педагогической компетенции педагогического
коллектива, который происходит в результате методической работы, разработки
педагогами программ

для одаренных (творческих), для учащихся ограниченных

возможностей здоровья. Результатом стало увеличение числа учащихся, участвующих в
выставках областного и городского уровня, рост призовых мест на областном и городском
уровне, увеличение числа детей, которые продолжают обучение после освоения
программы.
Воспитательная деятельность
Содержание

воспитания.

Учреждением

гарантируется

использование

воспитательного потенциала дополнительных образовательных программ и включение
учащихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным
особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к
системе культурных ценностей;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное,
потребности и умения выражать

себя

в

различных,

доступных

и

наиболее

привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков,
навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Формирование воспитывающей среды:
Учреждение

гарантирует

организацию

жизнедеятельности

детского

и

педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у учащихся
19

знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферу
терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи,
сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху
каждого учащегося.
В соответствии с воспитательными целями:
- формируется информационное пространство образовательного учреждения,
- обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный
процесс;
- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в
детской и подростковой среде;
- открытый характер воспитательной деятельности обеспечивается: контактом с семьей,
участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об
эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовнонравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей;
взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума,
направленного на повышение эффективности воспитательного процесса
Общие выводы по итогам анализа всех позиций:
Сильные стороны деятельности Учреждения:
- доля педагогических работников (из 32 человек), имеющих высшее профессиональное
образование, составляют 66%.
Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, составляет 81 %.
3 педагогических работника получают высшее образование (два молодых специалиста –
педагоги дополнительного образования Травкина С.А. Воробьева Е.Е.; педагог
дополнительного образования - Алябьева Т.В.).
Анализ кадрового потенциала показал, что в Учреждении работают опытные
педагоги с достаточно высоким уровнем профессионализма. Совершенствование
педагогического мастерства осуществляется за счёт курсовой подготовки, участия в
работе областных педагогических мастерских, участи районных мастер-классов, участие в
конкурсах различной направленности, прохождения аттестации.
Педагогические работники

постоянно повышают свою профессиональную

компетентность. В этом учебном году процедуру аттестации по плану прошли 4
педагогических
человека)

работника – по должности педагог дополнительного образования (3

по должности педагог организатор (1 человек) присвоена высшая

квалификационная категория.
20

- стремление к развитию и инновационной деятельности. Каждый год расширяется спектр
образовательных услуг и растёт численность учащихся, посещающих Учреждение.
- наличие команды единомышленников, разделяющих ценности и нормы учреждения,
имеющие опыт преодоления кризисных ситуаций.
Слабые стороны учреждения:
Анализ результатов деятельности обозначил проблемы, на которые следует
обратить внимание:
- несмотря на увеличение призовых мест у многих педагогов присутствует недостаточная
мотивация на результативность деятельности;
- недостаточное финансирование тормозит развитие тех творческих объединений, которые
требуют больших материальных затрат;
-

недостаточно

условий

(кадровых

и

методических,

материально-технического

оснащения) для организации работы с подростками;
- требует дальнейшего развития эффективность форм работы с родителями.
IV. Миссия, цели и задачи Учреждения
Миссия: создание необходимых условий для развития творческого потенциала
детей и подростков посредством оказания дополнительных образовательных услуг
профессиональной педагогической командой.
Основной целью реализации настоящей образовательной программы является
создание условий, обеспечивающих формирование духовно богатой, физически здоровой,
социально активной творческой личности ребенка, способной к саморазвитию и
самовоспитанию
Более подробная постановка цели заключается в следующем:


индивидуально-ориентированный

удовлетворяющего

его

подход

духовно-нравственные,

к

развитию

интеллектуальные,

личности,
физические

потребности;


деятельностный подход, определяющий развитие способностей личности к

самостоятельному

решению

проблем

и

постоянному

самообразованию

через

стимулирование творческой активности;


ценностно-целевой

подход,

предусматривающий

самоопределение

и

адаптацию личности в системе социально-культурных ценностей.
В соответствии с целью основными задачами реализации образовательной
программы являются:


активизация проектной деятельности в рамках методической работы;

21



создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра

образовательных услуг для учащихся старшего подросткового возраста;


развитие системы взаимодействия Учреждения с родителями;



совершенствование системы повышения профессиональной квалификации

педагогических кадров;


расширение

участия

Учреждения

социокультурного

пространства

Гурьевского округа. Установление социального партнёрства с учреждениями культуры и
образования Гурьевского округа и Кемеровской области (Кузбасса).


осуществление

PR-деятельности

через

установление

контактов

со

средствами массовой коммуникации, общественными организациями;


создание условий для введения новых и развития уже существующих видов

деятельности, в том числе и через введение платных дополнительных образовательных
услуг;


развитие и укрепление материально-технической базы Учреждения за счёт

бюджетных и внебюджетных средств:
- обновление

оборудования

для проведения занятий технической направленности,

естественнонаучной направленности, туристко - краеведческой направленности.
- приобретение офисной и ученической мебели;
- приобретение технических средств обучения: ноутбук, мультимедийная техника (экран,
проектор), музыкальный центр, профессиональные микрофоны.
- приобретение компьютерной и оргтехники для педагогического и административного
персонала;
- обновление фонда учебной и методической литературы, программного обеспечения
образовательного процесса;
- создание программы финансово-хозяйственной деятельности.
V. Содержание образовательного процесса
5.1.Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Всего в Учреждении реализуется детей 81 программа по 6 направленностям,
охватывая разные возрастные категории (преимущественно с 5 лет). Все программы
рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются директором Учреждения.
Анализируя программы, можно сделать вывод, что все программы оформлены и сделаны
по единой структуре: пояснительная записка, учебный план, содержание программы,
требования к уровню подготовки выпускников, сведения об авторе, литература,
аннотация. В каждой программе определены
22

срок обучения,

этапы

обучения,

образовательные результаты. Анализ классификации программ позволяет сделать вывод о
том, что наибольшее их количество в художественно-эстетической направленности –
59%.
Всего дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
Тип программ:
модифицированных
Типовые
Программы, прошедшие через конкурс
Сертифицированные (ПФДО)
Срок реализации программ:
1 год
2 года
3 и более лет
Адаптивные для детей с ограниченными возможностями
Программы для творчески - одаренных учащихся
Количество программ по направленностям:
Художественная
Социально-гуманитарная
Физкультурно-спортивная
Техническая
Туристко - краеведческая

Кол-во
81

%

81
0
2
36

100%
0
2,5%

68
0
13
6
4

84%
0
16%
7%
5%

48
14
13
2
1

59%
17%
16%
3%
1%

Проводя анализ образовательных программ по критерию продолжительности их
освоения, можно сделать вывод, что преобладают одногодичные – 68 %.
В содержании деятельности Учреждения выделяются пять основных, тесно
взаимосвязанных направлений: образовательная деятельность; творческая деятельность;
социально-педагогическая деятельность; организационно-массовая деятельность;
методическая деятельность.
Вся деятельность в учреждении дополнительного образования организуется на
основе

вариативных,

гибких,

постоянно

обновляющихся

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ различного уровня и направленности.
В учебный план включены программы с одно-, двух-, трехгодичными годами и более сроками обучения различные по направленностям деятельности, учитывающие возраст
учащихся.
В образовательной деятельности используются разнообразные педагогические
технологии, методы, приемы и формы организации занятий: метод проектной
деятельности, технологии игрового обучения, воспитания, духовной культуры личности,
здоровьесберегающие

технологии,

технологии
23

саморазвития,

личностно-

ориентированного, проблемного обучения и др., групповые теоретические и практические
занятия, индивидуальная работа с учащимися.
Все программы составлены с учетом того, какие знания, умения, навыки получают
учащиеся

в

результате

обучения

в

творческих

объединениях,

направлены

на

практическую творческую деятельность, на развитие учащихся и их способностей. Также
при составлении программ учитывалось то, что итогом работы некоторых творческих
объединений являются концерты, выставки, смотры-конкурсы, фестивали, соревнования.
5.2 Учебный план
Общая характеристика учебного плана
Учебный план Учреждения является нормативным документом, содержание
которого

обеспечивает

предусмотренного

освоение

обучающимися

дополнительными

полного

общеобразовательными

объёма

знаний,

общеразвивающими

программами дополнительного образования.
Учебный план отражает особенности Учреждения разработан с учетом текущих
условий и ежегодно рассматривается педагогическим советом учреждения и утверждается
директором

учреждения.

Принцип

вариативности

учебного

плана

является

основополагающим и предполагает, как свободный выбор вида деятельности, так и
создание условий для успешных действий учащегося в соответствии со способностями.
Вариативность

образования,

предоставляет

учащемуся

выбор

содержания

предмета, форм образования, педагога, формирующего у него такую картину мира,
которая

обеспечивает

ориентацию

личности

в

любых

жизненных

ситуациях,

стимулирующего процесса саморазвития.
Учебный план Учреждения позволяет в ходе образовательного процесса
качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно
учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся, способствует
самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску,
поддержке и развитию творческой деятельности, формированию здорового образа жизни,
а также решает одну из главных задач занятость учащихся во внеурочное время.
Учебный план:
-

удовлетворяет образовательные потребности учащихся;

-

реализует идею интеллектуального, нравственного и творческого развития личности,
адаптированной к жизни в современном обществе;

-

решает образовательные задачи, стоящие перед Учреждением на конкретный период его
деятельности;

-

создает каждому учащемуся условия для самореализации, самоопределения и развития.
24

При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания
дополнительного образования:
- гуманизация, целесообразность, обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой
деятельности учащихся;
- адаптация учащихся к жизни в обществе;
- формирование духовно- нравственной и общей культуры;
- организация содержательного досуга;
- оптимизация объема учебной нагрузки.
Учебный план в части количества учебных групп может корректироваться в
течение учебного года в зависимости от кадрового обеспечения и итогов мониторинга
образовательного процесса. Учебный план соответствует логике дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

дополнительного

образования,

раскрывает поэтапность их реализации в соответствии с установленными сроками,
формами, какими обозначено содержание дополнительными общеобразовательными
общеразвивающими программами.
В соответствии с целью основными задачами реализации Программы являются:
- обеспечить устойчивое поступательное развитие Учреждения на основе возможно
более полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей (их
законных представителей) и взрослых в рамках дополнительного образования;
- организовать образовательный процесс по направленностям полученной Лицензии
и обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ;
-

создать

условия

общеразвивающих

для

программ

реализации
для

индивидуальных

одаренных

детей

и

общеобразовательных,

детей

с ограниченными

возможностями здоровья;
-

создать

условия

(кадровых

и

методических)

для

расширения

спектра

образовательных услуг для учащихся старшего подросткового возраста;
-

обеспечить условия для повышения уровня результативности образовательного

процесса через совершенствование программно-методического сопровождения;
- способствовать сохранению и укрепления здоровья учащихся средствами
образования и здровьесберегающих технологий;
-

способствовать

повышению

профессиональной

компетентности

педагогов

учреждения через различные формы: повышение квалификации, методическую работу,
самообразование, участие в конкурсах;
25

- обеспечить и усовершенствовать материально-техническую базу Учреждения.
- расширить участие Учреждения в развитии социокультурного пространства
Гурьевского

муниципального

округа.

Продолжить

взаимодействие

социального

партнёрства с учреждениями культуры и образования города Гурьевского округа и
Кемеровской области.
- осуществлять деятельность через установление контактов со средствами массовой
коммуникации, общественными организациями;
- обновить фонд учебной и методической литературы, программного обеспечения
образовательного процесса.
Педагоги

Учреждения

к

дополнительным

общеобразовательным

общеразвивающим программам применяют творческий подход. Программы определяют
приоритетные ценности и цели, особенности содержания определенного уровня и
направленности,

организации

коллектива,

учебно-методического

обеспечения

образовательного процесса.
При

формировании

учебного

плана

Учреждения

на

2021/2023

года

основополагающими явились документы:
- Федеральный закон N 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г.;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №196
г. « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Постановления

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно

–

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организациях дополнительного образования детей» от 04.07.2014 №41;
-

Распоряжения

Правительства

РФ

«Об

утверждении

Концепции

развития

дополнительного образования детей» от 04.09.2014 №1726-р;
- Устав МБУДО «Центр детского творчества»;
- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности в
Учреждении.
Учебный
целостность

план отражает особенности Учреждения, закрепляет

образовательной

деятельности,

интересы

учащихся,

их

системную
родителей,

востребованность учреждения в социуме. Образовательная деятельность является
основным видом деятельности учащихся, одним из компонентов общего развития
учащихся. Целостный взгляд на цель, содержание, организацию познавательного
процесса,

на

работу

педагогического

коллектива
26

(использование

современных

педагогических технологий) позволяет выделить основные приоритеты деятельности,
наметить главные ориентиры дальнейшего развития, вести поиск и выработку стратегии
дополнительного образования с учетом реалий современной жизни. Цель обучения:
создание оптимальных условий раскрытия и развития творческих способностей учащихся,
получение детьми и подростками знаний в разных областях культуры и искусства,
формирование социокультурного пространства, обеспечивающего социальное развитие
личности

учащихся,

подготовку к

полноценному и

эффективному участию

в

общественной жизни в условиях информационного общества.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Обеспечить выполнение муниципального задания в части образовательной
деятельности;
2. Организовать образовательный процесс по 6 направленностям:
 социально-гуманитарная,
- естественнонаучная,
 туристско-краеведческая,
 техническая,
 физкультурно-спортивная,
 художественная;
3. Обеспечить безопасность учебно-воспитательного процесса с учетом основных
требований и норм, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования;
4. Обеспечить организацию и проведение организационно-массовых и конкурсных
мероприятий разного уровня;
5. Создать условия успешной реализации индивидуальных образовательных
потребностей каждого учащегося за счет расширения спектра образовательных услуг;
6. Создать условия повышения профессиональной квалификации педагогических
кадров через создание условий для развития мотивации к научной, учебно-методической,
педагогической и исполнительской деятельности; развитие творческих способностей
педагогов;
7. Создать условия активного участия творческих объединений, коллективов МБУ
ДО ЦДТ в городских, региональных, всероссийских и международных культурных
проектах, конкурсах и фестивалях.
При организации дополнительного образования детей следует опираться на
следующие приоритетные принципы:
1. свободный выбор учащимися видов и сфер деятельности;
27

2. ориентация на личностные интересы, потребности, способности учащихся;
3. возможность свободного самоопределения и самореализации учащихся;
4. единство обучения, воспитания, развития;
Перечень

документов,

регламентирующих

деятельность

образовательного

учреждения дополнительного образования:
1. Учебный план.
2.

Должностные

инструкции

педагога

дополнительного

образования,

концертмейстера.
3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, принятые
на заседании педагогического совета, утвержденные директором Учреждения.
4. Расписания занятий.
5. Журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Нормируемая часть рабочего времени педагогических работников, ведущих
педагогическую работу, определяется в академических часах и включает учебные занятия
и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для
учащихся. Перерывы включают: организационные моменты, динамические паузы,
физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, проветривание
помещения, а так же в эти интервалы времени педагог выполняет следующие
обязанности: встречает и провожает учащихся, информирует и организовывает выездные
мероприятия,

согласно

утвержденному

учебно-тематическому

плану.

Проводит

консультации с родителями, доносит до них информацию о совместных мероприятиях.
Учебный план дополнительного образования детей – документ, регламентирующий
организацию образовательного процесса в Учреждении.
Учебный план учреждения ориентирован на 36 -40 учебных недель в год.
Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного
года директором Учреждения с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха
учащихся. Перенос занятий или изменение расписания производится только при
согласовании с администрацией и оформляется документально. В период школьных
каникул занятий могут производиться по специальному расписанию. Выполнение
учебного плана контролируется ежемесячно по журналам, по выполнению календарноучебных графиков Программ педагогов по направлениям деятельности.
Учебный план отражает шесть направленностей:
Техническая

направленность.

Программы

предусматривают

овладение

элементарной грамотностью в области информатики, физики, математики, электроники,
освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами
28

программ, знакомят с моделированием, конструированием. Позволяют развивать
творческое мышление, получать конкретные результаты своего труда.
Художественная направленность. Программы ориентированы на развитие общей и
этнической культуры учащихся, их художественных способностей в избранных видах
искусства и служат средством организации свободного времени, формируют процесс
творческого самовыражения. Занятия проходят в разнообразных формах: участие и
подготовка праздников, выставок, презентаций и др. Дополнительное художественное
образование условно подразделяется: музыкальное творчество, хореография, театральное
искусство, изо и декоративно-прикладное творчество, и т.д.. Программы рассчитаны на
организацию огромного количества видов деятельности: обучение работе с природными
материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол
или бутафории, занятия по вокалу, хореографии и т.д.
Физкультурно-спортивная направленность. Программы, реализуемые в данной
направленности, имеют своей целью укрепление физического здоровья учащихся,
формирование у них здорового образа жизни, способствуют гармоничному физическому
развитию,

разносторонней

физической

подготовленности,

совершенствованию

спортивного мастерства.
Туристско-краеведческая направленность. Программы направлены на реализацию
в данной направленности регионального компонента в условиях дополнительного
образования. Они направлены на формирование у учащихся чувства патриотизма,
национального самосознания, любви к малой родине. Через изучение истории и
этнографии родного края приобщают учащихся к азам научно исследовательской работы.
Социально-гуманитарная направленность.
Задачи этой направленности: помочь ребенку определиться с будущей профессией
и создать условия его роста как личности, привить нормы морали, общечеловеческие
ценности; дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества; научить
взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем
изменения; развить у учащихся социальные способности и одаренность; познакомить
учащихся

с

правовыми

нормами

государства

и

формирования патриотизма и

почтительного уважения к ветеранам и их заслугам до развития управленческих
способностей.
Естественно - научная направленность
Программы естественно - научной направленности дополнительного образования
нацелены на решение следующих задач: сформировать у учащихся научную картину
окружающего мира; развить познавательную активность в сфере естественных наук;
29

вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и
взаимодействия

с

другими

элементами

окружающей

среды;

на

практике

продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану;
экологическое воспитание.
Занятия проводятся по Программам как в одновозрастных, так и разновозрастных
группах. При формировании групп учитываются возрастные особенности учащихся. При
организации занятий, исходя из специфики предметного содержания Программы,
педагоги могут использовать электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии. Реализуя Программы, педагогический коллектив решает образовательные,
развивающие и воспитательные задачи.
Учебным планом предусмотрены также индивидуальные занятия для одаренных,
творческих учащихся и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

30

Образовательные
области

Творческое
Объединение
Сувенир

Декоративно –
прикладное
творчество

Декоративно –
прикладное
творчество

Лоскуток к
лоскутку

Волшебный
клубок

Учебный предметный план МБУ ДО « Центр детского творчества»
на 2020-2021 учебный год
Программы
Года обучения
Количество учебных часов
в неделю
в год на
группу

Количество учебных групп

«Сувенир»
(7-14 лет)

1
2
3

4
6
6

144
216
216

3
2
2

« Моделирование и
конструирование
одежды»
(10-14 лет)
« Лоскуток к лоскутку»
(7-8лет)
«Лоскуток к лоскутку»
для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
(7-17 лет)

1
2
3

4
6
6

144
216
216

7 групп
1
1
1

1

4

144

1

Индивидуальные
занятия ДОВЗ

2

72

6 учащихся

« Вязание крючком»
(10-14 лет)

1
2
3
Индивидуальные
занятия ДОВЗ

4
6
6
2

144
216
216
72

5 групп
1
1
2
2 учащихся

1
1

2
4

72
144

1
2

« Вязание крючком»
Для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
(7-14 лет)
« Петелька за петелькой»
(7-10 лет)

8 групп

31

Изобразительное
творчество,
декоративноприкладное
творчество

Декоративноприкладное
творчество
Театральное
искусство
Театральное
искусство

« Русские самоцветы»
(7-14 лет)
Русские
самоцветы

« Русские самоцветы»
Для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
(7-14 лет)
«Мир кукол»
(7 -14 лет)

Мастерская
кукол

Декоративноприкладное
творчество

«Маленький актер»
(4-6 лет)
«Маленький актер +»
(6-7 лет)
«Мир кукол»
Для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
«Умелые ручки»
(7-15 лет)

Изобразительное
искусство,
декоративноприкладное
искусство

Техническое
творчество

«Волшебные ладошки»
(5-7 лет)
Умелые ручки

«Волшебные ладошки»
Для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
(7-18 лет)
«Легоконструирование»
(5-7 лет)

1
2
3
Индивидуальные
занятия ДОВЗ

4
6
6
2

144
216
216
72

1
2
1
1 учащийся

1
2
3
1

6
2

216
72

5 групп
2
4

1
2
3
Индивидуальные
занятия ДОВЗ

2
2

72
72

1
1 учащийся

1
2
3
1
2
3
Индивидуальные
занятия ДОВЗ

6
2
2
2

216
72
72
72

7 групп
2
3
3
4 учащихся

1
2

2
-

72
-

2
-

32

1
1
2
1
2
3
1
2
3
1

2
4
2
6
6
-

72
144
72
216
216
-

11 групп
5
1
1
1
1
-

«Основы хореографии»

1

4

144

9 групп
1

«Хореографическое
искусство»

1
2
3
1
2
1

6
9
6
9
6

216
324
216
324
216

1
1
1
1
1

1
2
1
2

6
6
9

216
216
324

« Танцевальная
шкатулка»

1
2
3

4
4
6

144
216
216

«Веселая акварель»
(4-7 лет)

1
1
2

2
4
4

72
144
144

« Хоровое обучение»
(12-18 лет)

1

4

144

«Азбука танца»
(4-7 лет)
Хореография

Максимум

«Первые шаги в
искусство танца»
(7-10 лет)
«Искусство танца»
(10-14 лет)
«Искусство танца +»
(14 -17 лет)

Хореография

Затейники

«Хореографическое
мастерство»
«Хореографический
ансамбль»
«Основы хореографии»
Хореография

Калейдоскоп
«Хореографическое
искусство»

Хореография

Мьюзит

Изобразительное
искусство
Музыка
Нон - стоп

33

6 групп
1
1
3
5 групп
1
4
1
6 групп
3
3
1
7 групп
1

«Нон-стоп»

Индивидуальные
занятия

3

108

12 учащихся

Декоративноприкладное
искусство
Социализация
Социализация

Долина
творчества

« Долина творчества»

1

4

144

2 группы
1

МедиаСтарт
Отряд вожатых
МИКС

«МедиаСтарт»
«Школа вожатого»
(14-18 лет)

1
1

4
4

144
144

1
1

Декоративноприкладное
искусство

Мир детства

« Художественная лепка»

1

6

216

3 группы
2

« Класс гитары»

3

108

6 учащихся

«Класс ударных
инструментов»

Индивидуальные
занятия
Индивидуальные
занятия

2

72

9 учащихся

Золотые руки

«Золотые руки»
(7-10 лет)

1
2

6
-

216

2 группы
2

Экомир

«Юный эколог»

1
2
1

4
4

144
144

Музыка

Декоративноприкладное
искусство
Экология

Бенефис

«Театральная азбука»
(5-7 лет)

1
1
1

2
3
4

72
108
144

Патриот

«Юные пожарные»
(10-17 лет)

1
2
3

4
9

144
324

2
1
5 групп
1
1
1
3 группы
1
3

«Увлекательный
английский – первые
шаги»

1
2
3

4
-

144
-

4
-

«Экомир»
Театральное
искусство

ОБЖ

Филология

Клуб любителей
английского

34

языка

Социализация

1
2
3
1
2
3

6
6

216
216

«Развивай-ка»
(4-7 лет)

1
1
2

6
4
6

216
144
216

« Школа начинающего
ведущего»

1
2

6
6

216
216

« Светофор»
(10-14 лет)
« Юный воин»
(14-18 лет)
« Юный пешеход»
(7-11 лет)

1

6

216

2
6
12 групп
2
1
1
4 группы
1
1
2 группы
1

1

6

216

1

1

4

144

2

Инфоеды
Творческий
чемоданчик

«Азы журналистики»
« Основы компьютерной
графики»

1
Индивидуальные
занятия

4
2

144
72

4 группы
1
4 учащихся

1

6

216

5 групп
1

Настольный
теннис

« Первые шаги игры в
настольный теннис»
(7-18 лет)
«Техника и тактика игры
в настольный теннис»
(7 -18 лет)
«Настольный теннис +»
(7-18 лет)

2
2

6
9

216
324

1
1

3
3

6
9

216
324

«Подвижные игры»
(10-14 лет)

1
2

6
9

216
324

1
1
5 групп
1
1

Развивай-ка

Социализация
ОБЖ

Социализация
Информационные
технологии

ОФП

(7-10 лет)
«Увлекательный
английский»
(10-14 лет)
«Увлекательный
английский +»
(14-17 лет)

Патриот

«Сокол»

35

ОФП

Подвижные
игры

«Подвижные игры»

1

6

216

2

ОФП

Здоровячек

« Здоровячек»
(5-7 лет)

1

4

144

4 группы
3

ОФП

Баскетбол

« Баскетбол»

3
4

9
9

324
324

« Волейбол»
(10-14 лет)

3

9

324

3 группы
1
1
2 группы
1

ОФП

ОФП
(14-17 лет)

3

9

324

1 группа
1

Экология

Экомир

« Экомир»
(7-10 лет)

1

4

144

1 группа
2

Экология

Краеведы

«Краеведение»
(7-10 лет)

1

4

144

2 группы
1

ОФП
ОФП

1 группа
146 групп
1906 учащихся в
Учреждении

По комплектованию 765 час.
Вакансия
433 час.
Всего
1198 час.

36

VI. Управление реализацией образовательной программы
6.1.Организационно-педагогическая деятельность.
Необходимо совершенствование организационно-управленческого компонента
образовательной деятельности:
- переход с режима прямого контроля на режим совместного аналитического
исследования;
- планирование работы по следующей схеме: потребности – планирование –
реализация - результат;
- повышение роли педагогического совета в определении целей, задач и путей
решения;
- совершенствование видов управленческой деятельности и их взаимосвязи;
Управление Учреждением осуществляется на основании следующих нормативных
документов: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение об учреждении
дополнительного образования детей», «Конвенция о правах ребенка», Устав учреждения,
Правила внутреннего трудового распорядка, Должностные инструкции, Образовательная
программа учреждения, Положение о педагогическом Совете, коллективный договор.
Работа с кадрами осуществляется согласно четкому распределению должностных
обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками работников
дополнительного образования. Совместно с педагогами формируется учебный план, в
соответствии с которым распределяется учебная нагрузка.
Организационно-педагогическая деятельность основана на работе с педагогами
дополнительного образования по решению следующих задач:
- перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности.
- обеспечение качественного образовательного процесса;
- повышение профессионального мастерства педагога;
- развитие творческого потенциала педагога;
-

формирование

нового

педагогического

мышления

через

самоанализ,

рефлексивную.
- практическое внедрение форм диагностики в работу.
6.2. Система кадровой подготовки Учреждения
В Учреждении
через:

повышения квалификации педагогических работников проходит

Педагогические советы, консультации (групповые, индивидуальные), совещания

прохождение процедуры аттестации, семинары, конференции, мастер – классы, курсы
повышения квалификации.
37

К каждому педагогу нужен индивидуальный подход. Обучение, помощь молодым
специалистам, в основном, происходит через оказание индивидуальных консультаций
методистом и более опытными педагогами.
С другой стороны, молодые педагоги, не имеющие опыта легче принимают
изменения, происходящие как во внутренней среде, так и во внешней, организационную
культуру учреждения, ее ценности, нормы. Инновационные процессы в среде молодых
педагогов внедряются легче.
В тоже время педагоги, имеющие большой педагогический

опыт могут

организовывать множество видов деятельности на занятиях, разнообразить систему учёта
знаний через частный контроль, тесты, собеседования, взаимоконтроль. Могут легко
находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Аттестация педагогических работников проходит на высоком уровне. Причинами
являются:
- оказание методической поддержки аттестующимся педагогам;
- приток молодых специалистов;
- педагогический коллектив Учреждения стал играть заметную роль в педагогической
среде, педагоги стали чувствовать себя уверенней среди педагогического сообщества,
повысилась самооценка.
6.3.Материально-финансовое обеспечение выполнения программы
Учреждение является муниципальным учреждением и финансируется из местного
бюджета. Помимо бюджетного финансирования для формирования материальнотехнической базы задействуются следующие источники:
- спонсорская помощь (приобретение оборудования, инструментов, расходных
материалов);
-

добровольные

родительские

пожертвования

(приобретение

расходных

материалов, инструментов);
- средства, полученные от продажи детских изделий на выставках-продажах
(развитие МТБ творческих объединений).
В целом, можно констатировать следующие позитивные изменения в комплектовании
и

создании МТБ Учреждения. Обновление материально-технического состояния

происходит в плановом порядке.
1. Постепенно ликвидируется разрыв между современным уровнем жизни и оснащением
образовательного процесса (информатизация, приобретение оборудования, мебели,
инструментов и т.д.);
38

2. Обновление и пополнение МТБ не является однонаправленным, а осуществляется в
соответствии с различными видами деятельности;
3. Управленческий персонал в соответствии со статусом юридического лица и
компетенцией научился решать большую часть хозяйственных и правовых вопросов, что
упрощает технологический процесс комплектования МТБ.
Материально-техническая база

Учреждения комплектуется,

обновляется и

пополняется по нескольким направлениям:
-

приобретение игрового оборудования;

-

приобретение спортивного оборудования;

-

поставка компьютерной и оргтехники;

-

обновление оборудования кабинетов;

- прочие приобретения, необходимые для функционирования учреждений
МТБ соответствует целям и задачам учреждения, определенным в уставе.
Соответствует правилам пожарной безопасности. Оба здания оборудованы охраннопожарной сигнализацией, оборудованы кнопками тревожной сигнализации. В учреждении
есть уголки для учащихся с правилами пожарной безопасности. Ведутся журналы
инструктажей для сотрудников, проводятся инструктажи с детьми

с фиксацией в

журналах учета занятий.
МТБ соответствует санитарным нормам и правилам по устройству и содержанию
образовательных учреждений и соответствует правилам техники безопасности.
Важной чертой функционирования Учреждения является её бесплатность и
общедоступность.
В Учреждении имеются и оборудованы: кабинет директора,

методический

кабинет, кабинет педагогов – организаторов, учебные кабинеты художественной
направленности (кабинеты ДПИ, 2 хореографических кабинета), учебные кабинеты
социально-гуманитарной направленности, физкультурно-спортивной направленности
(спортивный зал, футбольное поле), костюмерная, склад.
Также занятия ведутся на базе образовательных организаций района: на
Раздольниниской территории, Новопестеревской территории, Сосновской территории,
Урской территории, Маласалаирской территории, Горскинской территории.
Условия для досуговой деятельности: в течение года организуются мероприятия
различной направленности для детей и взрослых в холе на втором этаже в здании ЦДТ
города Гурьевска.
Хореографические коллективы, различные мероприятия обеспечены комплектами
сценических костюмов. Постоянно пополняется сценический реквизит.
39

Обеспечение безопасности: кнопка экстренного вызова связи.
В рамках обеспечения комплексной безопасности были обновлены стенды «Уголок
пожарной безопасности», «Информационный стенд».
Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – имеется
паспорт доступности в соответствии с ним, педагоги реализуют программы также с
обучающимися с ОВЗ. Вход в Учреждение, тамбур имеет достаточную ширину.
Ежегодно к началу учебного года делается текущий ремонт всех внутренних
помещений силами обслуживающего персонала и педагогов.
Заключение
Определив цели и задачи на период 2021/2023гг. проведем краткий анализ
перспектив реализации данной образовательной программы:
- активизация проектной деятельности в рамках системы методической работы,
создание и реализация проектов в учебно-воспитательном процессе ЦДОД;
- расширение спектра образовательных услуг для учащихся старшего подросткового
возраста;
- эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия Учреждения с
родителями;
- усовершенствованная

система

повышения профессиональной квалификации

педагогических кадров;
- расширение участия Учреждения

в развитии социокультурного пространства

Гурьевского округа. Установление социального партнёрства с учреждениями культуры и
образования Гурьевского округа и Кемеровской области;
- увеличение количества учащихся, получивших качественные образовательные
услуги;
- возможность увеличения заработной платы за счет увеличения количества часов;
- создание условий для введения платных услуг;
- расширение и установление контактов со средствами массовой коммуникации и
общественными организациями;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждния.
При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски:
1. риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых,
временных;
2. риск сопротивления части сотрудников изменениям в процессе инноваций;
3. недостаточная квалификация (знаний и умений) у педагогов; риск несоответствия
предлагаемых образовательных услуг социальному заказу.
40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».