Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» за 2023 год I. Введение Самообследование Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» (далее Учреждение) было проведено в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении самообследования образовательной организацией», нормативными приказами и письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», внутренними локальными нормативными правовыми актами. При самообследовании анализировались: • структура и система управления; • организация образовательного процесса; • образовательная деятельность Учреждения в целом: соответствие содержания календарно-учебных графиков и дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ, качество организации учебного процесса, реализация и оценка качества программ, воспитательная, организационно-массовая работа с учащимися, методическая работа и т.д.; • кадровое обеспечение образовательного процесса (качественный состав педагогических кадров); • материально-техническая база Учреждения. Самообследование проведено с целью выявления общей картины жизнедеятельности Учреждения, анализа своевременного реагирования на слабые стороны воспитательно-образовательной деятельности. I. Структура и система управления Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ МП от 27.07.2022г. №629), нормативными правовыми актами, действующими в РФ Учреждение самостоятельно в формировании своей структуры. 2 Органами управления Учреждения являются: учредитель Учреждения – Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа, администрация Учреждения: директор, заместитель директора по учебновоспитательной работе, заместитель директора по административнохозяйственной части, заместитель директора по безопасности. Формами самоуправления являются общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, компетенцию которых определяет Устав Учреждения. В целях учета мнения учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся по вопросам управления Учреждением и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, в Учреждении создан и функционирует Управляющий совет. В Учреждении функционирует Методический совет, который в своей деятельности подотчетен Педагогическому совету и заместителю директора. Педагогический состав формируется в соответствии со штатным расписанием. Учреждение работает по согласованному и утвержденному плану деятельности на учебный год. Все мероприятия (Педагогические советы, заседания Методического совета) проводятся в соответствии с утвержденным в Учреждении годовым Планом методической работы. В Учреждении разработаны внутренние локальные акты: - регламентирующие управление образовательным Учреждением на принципах единоначалия и самоуправления; - регламентирующие информационное и документальное обеспечение управления Учреждением для выработки единых требований к участникам образовательного процесса в осуществлении диагностики и контроля; - отслеживающие эффективность работы педагогических работников и создающие условия (нормативные, информационные, стимулирующие) для осуществления профессионально-педагогической деятельности; - регламентирующие стабильное функционирование Учреждения по вопросам укрепления материально-технической базы, ведению делопроизводства. II. Организация образовательного процесса Воспитательно-образовательный процесс в Учреждении представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности. Ключевым моментом в развитии дополнительного образования детей является создание условий для самореализации и саморазвития личности ребенка. 3 Воспитательно-образовательный процесс направлен на достижение детьми высокого уровня в определенном виде деятельности, на поддержку и формирование тех качеств личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, действующими в обществе, на развитие конкретных сторон личности, а также обеспечивают занятость, организованность свободного времени ребенка. Учреждение организует обучение детей в течение всего учебного года. Организация учебных занятий с учащимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий, где указываются учебные группы, время и продолжительность занятий, количество часов в неделю, педагог, проводящий занятие. В основе организации образовательного процесса лежит взаимосвязь и взаимодействие всех структур коллектива: учащихся, родителей, педагогических работников, администрации, технического персонала. Учреждение предоставляет детям образовательные услуги в их свободное время на основе добровольного выбора ими образовательной области, вида деятельности, направления и профиля программы, времени ее освоения. Предметом деятельности Учреждения является реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (Регистрационный №17561, серия 42Л01 № 0004680 от 30.09.2020г.), обеспечивающей практико-ориентированную среду для познавательного, эстетического и физического развития личности, по следующим направленностям: - художественная; - социально-гуманитарная; - техническая; - физкультурно-спортивная; - туристско-краеведческая; - естественнонаучная. Спектр дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в Учреждении широкий. Программы классифицируются по направленностям, срокам обучения, возрасту учащихся. Программ художественной направленности - 41, социально-гуманитарной направленности - 13, технической направленности - 3, физкультурно-спортивной направленности - 8, естественнонаучной направленности - 5. Предельная недельная учебная нагрузка устанавливается в соответствии с учебным планом, возрастными и психофизическими особенностями обучающихся, нормами СанПиН – 2, 4, 6 или 9 часов в неделю. 4 Единицей измерения учебного времени в Учреждении является академический час, продолжительность которого - 40 минут. Учреждение работает 6 дней в неделю, выходные - воскресенье и праздничные дни. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в зависимости от возраста детей, в соответствии с учебными планами продолжительность учебного часа для учащихся дошкольного возраста – 30 минут, для остальных учащихся – 40 минут. Продолжительность учебного занятия с использованием компьютерной техники для учащихся до 10 лет – 30 минут, для остальных учащихся – 40 минут. После проведения одного часа учебного занятия организуется перерыв длительностью 5-10 минут. Занятия по программам физкультурно-спортивной направленности, туристско-краеведческой направленности, хореографии проводятся без перерывов. III. Образовательная деятельность Учреждения Образовательная деятельность в объединениях Учреждения реализуется в соответствии с утвержденными дополнительными общеразвивающими общеобразовательными программами и календарно-учебными графиками. Содержание программ, формы и методы их реализации соответствуют возрастным и психофизическим особенностям развития детей. По состоянию на 1 января 2023 года в Учреждении открыто 159 учебных групп, в которых обучается 2090 детей: 1082 девочки и 824 мальчика. Контингент учащихся по направленностям распределился следующим образом: художественная – 968 учащихся, социально-гуманитарная – 559 учащихся, техническая – 152 ребенка, физкультурно-спортивная – 291 детей, , естественнонаучная – 120 учащихся. Возрастной состав занимающихся в Учреждении: 5 – 6 лет – 327 учащихся, 7 – 11 лет – 711 учащихся, 11 – 15 лет – 776 детей, 15 – 17 лет – 81 подростка, 18 лет – 3 ребенка В рамках мониторинга результативности работы детских объединений и оказания помощи педагогам дополнительного образования в организации работы было посещено и проанализировано 3 занятия: д/о «Лаборатория творчества», Комова Е.А.; д/о «Сувенир», Приходько З.М.; д/о «Территория детства», Гинзбург Н.А. На основании анализа занятий педагогам была оказана необходимая методическая помощь. Показателем высокого уровня деятельности Учреждения является число участников конкурсного движения. Учащиеся и педагоги активно включены в данную деятельность. За 2023 год 825 учащихся приняли участие в конкурсах различного уровня, в которых победителями и призерами стали 693 человека, 5 из них: муниципальный уровень – 412, областной уровень – 119, всероссийский уровень – 87, международный – 75. 46 педагогов приняли участие в конкурсах профессионального мастерства, 30 педагогических работников стали победителями и призерами данных конкурсов, из них: муниципальный уровень – 13, областной – 9, всероссийский – 12, международный - 14. Организационно-массовая деятельность учреждения выстраивается по двум направлениям: воспитательные мероприятия уровня учреждения для учащихся детских объединений Учреждения и мероприятия муниципального и областного уровня для учащихся и воспитанников образовательных организаций Гурьевского муниципального округа. За 2023 год было реализовано 34 массовых мероприятия: 32 мероприятия муниципального уровня, в которых приняло участие 4055 человек; 2 – областного уровня, количество участников – 520 человек. IV. Кадровое обеспечение образовательного процесса По состоянию на 1 января 2023 года в штат входило 43 работника по основным должностям, из них 29 являются педагогическими работниками: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по безопасности, заместитель директора по административно-хозяйственной части, 3 методиста, 19 педагогов дополнительного образования, 7 педагогов-организаторов, 3 – учебновспомогательный персонал, 7 – обслуживающий персонал. 12 работников имеют внутреннее совмещение по должностям педагог дополнительного образования и педагог-организатор. 6 работников являются внешними совместителями: 5 педагогов дополнительного образования, 1 электрик. 3 работника имеют награды регионального уровня, 4 работника имеют Почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, 1 имеет звание «Почетный работник образования РФ» Возрастной состав педагогического коллектива следующий: до 30 лет – 5 педагогов, 30 – 35 лет – 4 работника, 35 - 55 лет – 14 человек, более 55 лет – 6, из них 4 работника являются пенсионерами по возрасту. Стаж педагогических работников: до 5 лет – 3 человека, 5 – 10 лет – 10 педагогов, 10 – 20 лет – 9 человек, свыше 20 лет - 6 работников. Высшее образование имеют 25 педагогов, среднее специальное – 3 педагогов (из них 1 в настоящее время получает высшее образование). 6 Из 29 педагогических работников 25 имеют квалификационную категорию: высшую – 16 педагогов, первую – 9 работников, 3 педагога прошли процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности. 6 педагогов прошли курсы повышения квалификации по специализированным программам более 120 часов. V. Материально-техническая база Учреждения Учреждение располагается в части типового здания на основании договора о безвозмездном пользовании с МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» по адресу: Гурьевский район, поселок Раздольный, ул. Фурманова, д.2. Образовательная деятельность ведется по следующим адресам: - г. Гурьевск, ул. Ленина, 105; - г. Гурьевск, ул. Кирова, 41; - п. Раздольный, ул. Центральная, 3А; - с. Новопестерево ул. Школьная, 3; - с. Сосновка ул. Пушкина, 9; - с. Сосновка ул. Кирова, 16; - п. Урск ул. Стахановская, 36; - п. Урск ул. Молодежная, 4А; - с. Малая Салаирка, ул. Трактовая, 1А; - с. Горскино, ул. Революционная, 43. В Учреждении имеются и оборудованы: кабинет директора, кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной части, методический кабинет, кабинет педагогов-организаторов, учебный кабинет - 9, танцевальный зал - 4, актовый зал - 2, спортивный зал – 1, кабинет звукозаписи - 1, костюмерная – 2, складские помещения - 2. Так же в учебных целях используется футбольное поле и хоккейная коробка в п.Раздольный. Для проведения занятий физкультурно-спортивной направленности используется оборудование и инвентарь организаций и учреждений, на базе которых открыты детские объединения, что определено в договорах о взаимовыгодном сотрудничестве. Занятия художественным и декоративноприкладным творчеством ведутся с использованием материалов, приобретенных за счет средств родителей. В рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» в Учреждении открыто 180 новых учебных мест социально-гуманитарной направленности, 90 мест технической направленности и 90 мест естественнонаучной направленности. Это способствовало оснащению материально-технической базы учреждения 7 современным оборудованием: ноутбуки – 25 шт., многофункциональные устройства (принтеры) – 2 шт., 3Д-принтер, 3Д-ручки – 10 шт., наборы «Лего» для робототехники – 5 шт., интерактивная панель, интерактивная доска и видеопроектор – 4 шт., лазерный тир – 1 шт., цифровая экологическая лаборатория – 1 шт., цифровой микроскоп – 2 шт. VI. Общие выводы Анализ организации воспитательно-образовательной деятельности показал, что в целом структура Учреждения и система управления достаточны и эффективны для обеспечения выполнения функций Учреждения в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Имеющаяся система взаимодействия обеспечивает жизнедеятельность всех участников образовательного процесса и позволяет успешно реализовывать воспитательно-образовательную деятельность в Учреждении. Ведение образовательной деятельности и организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Уставом и лицензией на право осуществления образовательной деятельности. Локальные нормативные правовые акты пролонгированы в соответствии с современными требованиями законодательства. Организация учебного процесса соответствует требованиям действующих нормативных правовых документов. Все педагоги работают на основании утвержденных программ и календарных учебных графиков. Качественный и количественный показатели реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ за 2023 год стабильны. Учебная, организационно-массовая и методическая работа организованы и проводятся на высоком уровне. Оценка уровня освоения программного материала учащимися подтвердила объективность полученных результатов и достаточный уровень знаний и умений учащихся. Учреждение располагает кадровым потенциалом, способным на должном уровне решать задачи по обучению и воспитанию учащихся. В целях повышения квалификации необходимо продолжать направлять педагогических работников на курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы. Для осуществления образовательной деятельности Учреждение располагает необходимыми учебными помещениями, минимальным комплектом музыкального и светового оборудования. Ощущается нехватка необходимого спортивного инвентаря, музыкальной, фото и видео аппаратуры. 8 Для материально-технического оснащения ведется активная деятельность по привлечению спонсорских средств. Показатели деятельности N п/п 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.6.1 1.6.2 1.6.3 1.6.4 1.7 1.8 1.8.1 1.8.2 1.8.3 1.8.4 1.8.5 1.9 Показатели Образовательная деятельность Общая численность учащихся, в том числе: Детей дошкольного возраста (3-7 лет) Детей младшего школьного возраста (7-11 лет) Детей среднего школьного возраста (11-15 лет) Детей старшего школьного возраста (15-17 лет) Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2 и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе: Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей Дети-мигранты Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Численность/удельный вес численности учащихся- Единица измерения Значение показателя человек человек человек человек человек человек 2090 327 711 776 92 0 человек/% 1018 / 48,7 человек/% 1578 / 75,5 человек/% 0/0 человек/% 0/0 человек/% человек/% 8 / 0,3 37 / 1,8 человек/% человек/% человек/% 0/0 54 / 2,6 86 / 4,1 человек/% 825 / 43,2 человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% 503 / 26,3 124 / 6,5 36 / 1,9 87 / 4,5 75 / 3,9 693 / 36,3 9 1.9.1 1.9.2 1.9.3 1.9.4 1.9.5 1.10 1.10.1 1.10.2 1.10.3 1.10.4 1.10.5 1.11 1.11.1 1.11.2 1.11.3 1.11.4 1.11.5 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.17.1 1.17.2 1.18 победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том числе: Муниципального уровня Регионального уровня Межрегионального уровня Федерального уровня Международного уровня Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Общая численность педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% 412 / 21,6 83 / 4,3 36 / 1,9 87 / 4,5 75 / 3,9 230 / 11 человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% единиц 230 / 11 230 / 11 180 / 8,6 180 / 8,6 180 / 8,6 34 единиц единиц единиц единиц единиц человек человек/% 32 1 0 0 0 29 25 / 86,2 человек/% 21 / 72,4 человек/% 8 / 27,6 человек/% 8 / 27,6 человек/% 21 / 72,4 человек/% человек/% 16 / 55,1 5 / 17,2 10 1.18.1 1.18.2 1.19 1.20 1.21 1.22 1.23 1.23.1 1.23.2 1.24 2. 2.1 2.2 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 2.2.6 2.3 2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.4 педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников, Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую деятельность образовательной организации, в общей численности сотрудников образовательной организации Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной организации: За 3 года За отчетный период Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе: Учебный класс Лаборатория Мастерская Танцевальный класс Спортивный зал Бассейн Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том числе: Актовый зал Концертный зал Игровое помещение Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз человек/% человек/% человек/% 5 / 17,2 5 / 17,2 6 / 20,6 человек/% 6 / 20,6 человек/% 29 / 100 человек/% 4 / 14,2 39 единиц единиц да/нет 32 7 нет единиц 1,3 единиц 3 единиц единиц единиц единиц единиц единиц единиц 9 0 0 4 1 0 1 единиц единиц единиц да/нет 2 0 0 0 11 2.5 2.6 2.6.1 2.6.2 2.6.3 2.6.4 2.6.5 2.7 отдыха Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота Наличие читального зала библиотеки, в том числе: С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки С контролируемой распечаткой бумажных материалов Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Директор МБУ ДО «Центр детского творчества» да/нет нет да/нет да/нет нет нет да/нет да/нет нет нет да/нет нет да/нет нет человек/% 90 / 4,3 В.В. Булатова