Умелые ручки

Разработчик: Комова Е. А. – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр
детского творчества».

Комова, Е. А. Умелые ручки [Текст]: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа / Е. А. Комова/ - Гурьевский муниципальный округ: МБУ
ДО ЦДТ, 2019. - 52 с.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые ручки"
предполагает формирование социально и творчески активную личность учащегося на
основе приобщения к художественному декоративно-прикладному искусству, используя
различные материалы и техники. Программа предназначена для детей с ограниченными
возможностями здоровья.

3

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик…………………………. .3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………… .7
1.2. Цель и задачи программы…………………………………….….. 9
1.3. Содержание программы………………………………………..... 11
1.4. Планируемые результаты………………………………………... 19
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий…… 21
2.1. Календарный учебный график……............................................ 21
2.2. Условия реализации программы………………………………... 21
2.3. Формы аттестации………………………………………………… 22
2.4. Оценочные материалы……………………………………………. 23
2.5. Методическое обеспечение………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………….. 25
Приложение……………………………………………………………… 26

4

Раздел I. Комплекс основных характеристик
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной

направленности

«Умелые

ручки»

разработана

в

соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-

Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(Министерство

образования и науки России Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования»);
-

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ
ДО «Центр детского творчества»;
- Правила персонифицированного финансирования.

5

В последнее время в обществе большое внимание уделяется детяминвалидам, детям с ОВЗ, идет поиск путей решения проблемы: как сделать
так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь.
Необходимо создать такие условия, которые обеспечат его развитие, будут
способствовать приобретению уверенности в себе и успешную социализацию
в обществе. В жизни детей с ограниченными возможностями именно
творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование
личности ребенка и его общественной активности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Умелые ручки» (далее Программа)
способствует развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья
полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию
движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает
усидчивость, и аккуратность.
Направленность Программы – художественная.
Уровень освоения Программы: ознакомительный.
Актуальность Программы позволяет разрешить проблему социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе
учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования, возможности освоения ребенком программы на
разных этапах ее реализации.
Педагогическая целесообразность программа «Умелые ручки» для
детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает занятия
творчеством с использованием различного материала: природный и
бросовый материал, бумага, картон, пластилин, солёное тесто, краски что
позволяет детям проявить творческие способности, дать волю фантазии,
получить положительные эмоции, получить удовольствие от выполняемой
деятельности и полученного результата.
6

Программа

предоставляет

возможность

детям

с

ОВЗ

освоить

различные виды декоративно-прикладного творчества в соответствии с
индивидуальными особенностями в развитии. Программа дает возможность
детям с ограниченными возможностями здоровья поверить в себя, в свои
способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает
развитие его художественно-эстетических способностей.
Отличительная

особенность

Программы

является

ее

адаптированность под запросы конкретных детей. Программа ориентирована
на создание условий для развития творчества учащихся, повышение
уверенности

в

себе,

в

своих

силах,

что

позволяет

выстраивать

образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания.
Программа вводит детей в удивительный мир творчества, предусматривает
развитие у учащихся

изобразительных, художественно-конструкторских

способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Практическая значимость программы
На занятиях предполагается использование новых технологий и
нетрадиционных материалов для творчества, что даёт возможность для
создания эксклюзивных изделий и развития у детей креативного мышления и
исследовательских способностей.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальная,
групповая.
Адресат Программы
Программа предназначена для учащихся 5-16 лет. Набор учащихся на
обучение свободный.

7

1.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является формирование у детей с ограниченными
возможностями здоровья социально и творчески активную личность на
основе

приобщения

к

изобразительной,

декоративно-прикладной

деятельности, используя различные материалы и техники.
Задачи:
обучающие:
- создать условия для освоения учащимися первоначальных знаний, умений
по технологиям декоративно - прикладного искусства и изобразительного
искусства;
- создать условия для формирования у учащихся умений применять
полученные знания на практике;
- создать условия для освоения правил техники безопасности;
-познакомить

с

различными

материалами,

инструментами

и

приспособлениями и правилами их использования;
развивающие:
- способствовать развитию личностных качеств у детей с ограниченными
возможностями здоровья: самостоятельность, ответственность, активность,
трудолюбие, аккуратность и др.;
-способствовать развитию практических умений и навыков по созданию
творческих работ с помощью педагога у детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- способствовать формированию умения экспериментировать с материалами
у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- способствовать развитию умения работать с различными инструментами и
материалами декоративно-прикладного творчества и изобразительного
искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья;
воспитательные:
- способствовать формированию чувства уверенности в своих силах,
самостоятельности, аккуратности, трудолюбия.
8

коррекционные:
- способствовать развитию внимания (произвольного, непроизвольного,
устойчивого, переключение внимания);
-

способствовать

развитию

памяти

(кратковременной,

долговременной);
- способствовать развитию зрительных восприятий; развитие слухового
восприятия;
- способствовать развитию тактильного восприятия; коррекция и
развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,
развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
- способствовать развитию развитие личностных качеств учащихся, их
эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости, умения
выражать свои чувства и т.д.).

9

1.2.

Содержание Программы

учебно-тематический план Программы
первый год обучения (72 часа)

1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
2.4

3.1
3.2
3.3
3.4

4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
5,4

6.1
6.2
6.3

Практ
ика

Форма
контроля

Тема занятия

Всего
часов

Теори
я

I. Материаловедение
Введение в образовательную
программу
Материалы и инструменты. Техника
безопасности при работе.
Сочетание различных материалов.
II . Изображаем осень
Знакомство с техникой «Отпечаток
листьев на бумаге»
«Ветка рябины»
«Лесная сказка»
«Парящие листья» создание
композиции
III.Техника «Набрызг»
История возникновения техники
«Набрызг» «Зимние напевы»
Рисование «Разноцветные коты»
Рисование «Звездное небо»
Творческая работа «Грустный
дождик».
IV. Техника изображения
«Рисование мыльными
пузырями»
Техника изображения «Рисование
мыльными пузырями».
«Подводное царство золотой
рыбки».
Творческая работа «Лето».
V.Рисование «По мокрому»
«Морские глубины».
«Какого цвета море?» рисование по
мокрому.
«Акварелька» занятие-игра.
Упражнение «Унылая пора…».

3
1

1
0,5

2
0,5

1

0,5

0,5

наблюдение

1
5
1

наблюдение

2
0,5

1
3
0,5

1
1
2

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
1,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение

4
1

2
0,5

2
0,5

наблюдение

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение

9

2,5

6,5

наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4
6
2
2

1
3
1
1

3
3
1
1

наблюдение

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

наблюдение
наблюдение

VI.Техника « Тычок жёсткой
кистью»
«Пушистый котёнок».
«Весёлый снеговик» играрисование.
«Зайцы на полянке» составление
композиции.

9

3,5

5,5

1
2

0,5
1

0,5
1

наблюдение
наблюдение

2

1

1

наблюдение

10

наблюдение

наблюдение
наблюдение

6.4

«Ёлочка пушистая нарядная»
творческая работа.
VII.Техника «Рисование ватными
палочками»
«Страна мастеров». Знакомство с
техникой «рисование ватными
палочками.
Солнышко лучистое.
Рукавички для детей.
Подсолнухи.
Цветочная поляна.
Рыбка.
Рисуем подводный мир ватными
палочками.
Создание репродукции
«Волшебница зима околдовала лес»
«Космический пейзаж»

наблюдение

4

1

3

20

4

16

2

1

1

наблюдение

2
2
2
2
2
2

1

2
2
2
2
2
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

1

1

наблюдение

4

1

3

наблюдение

VIII.Техника «Монотипия»
Что такое «Монотипия». Беседа с
элементами игры.
8.2 «Бабочка»
8.3 Рисование «Природа отражается в
воде»
8.4 «Россыпь талантов» выставка
детских работ
IX.Поделки из фольги
9.1 Волшебные цветы
9.2 Гроздь винограда в вазе
9.3 Проверочная работа по разделу
X.Презентация
10.1 Творческая работа
10.2 Проверочная работа за год

4
1

2
0,5

2
0,5

наблюдение

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

наблюдение
наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

6
2
2
2
6
2
2

2
1
1

4
1
1
2
9
3
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

10.3 Итоговая творческая выставка

2

2

наблюдение,
выставка

7.1

7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9

8.1

Всего часов

11

72

1
1

23,5

48,5

наблюдение
наблюдение

Содержание учебно-тематического плана
первый год обучения (72 часа)
Раздел I. Материаловедение (3 часа)
Тема 1.1 Введение в образовательную программу (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами.
Знакомство с творческими работами учащихся. Правила поведения на
занятиях. Тест.
Практическое занятие
Организация

рабочего

места.

Демонстрация

детских

работ.

Выполнение теста на выявление творческих способностей.
Тема 1.2 Материалы и инструменты. Техника безопасности при
работе (1 час)
Материалы и инструменты, их назначение и применение. Виды и
свойства красок. Техника безопасности при работе с материалами и
инструментами. Приемы работы с акварельными красками.
Практическое занятие
Техника безопасности при использование инструментов и материалов
(красок, кистей). Организация рабочего места. Отработка приемов работы с
акварельными красками
Тема 1.3 Сочетание различных материалов (1 час)
Акварель. Карандаши. Бросовый материал.
Практическое занятие
Выполнение творческой работы. Рисунок и аппликация.
Раздел II. Изображаем осень (5 часов)
Тема 2.1 Знакомство с техникой «Отпечаток листьев на бумаге»
(1час)
Техника «Отпечаток». Технология выполнения. Правила нанесения
краски на плоскость.

12

Практическое занятие
Организация рабочего места. Соблюдение техники безопасности при
работе. Отработка приёмов нанесения краски на плоскость. Формирование
умения выполнять отпечаток на лист бумаги.
Тема 2.2 «Ветка рябины» (1 час)
Понятие «Пальчиковая живопись». Просмотр детских работ. Приёмы и
способы изображения веток и элементов деревьев сочетание цветовой гаммы
в работе.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Отработка

приема

"отпечаток"

листьев

на

бумагу

по

образцу.

Прорисовывание ягодок рябины способом «Пальчиковая живопись».
Тема 2.3 «Лесная сказка» (1 час)
Формирование умений подбора цветовых решений.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Нанесение краски на листья «Способом окунания в краску» и создание
изображений – отпечатков по образцу. Отработка умения сочетать цвета.
Тема 2.5 «Парящие листья» (2 часа)
Закрепление техники «Отпечаток листьев». Цветовая гамма и
смешивания красок на плоскости.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Создание композиции. Выполнение самостоятельной творческой работы.
Раздел III. Техника «Набрызг» (4 часа)
Тема 3.1. История возникновения техники «Набрызг» (1час)
Понятие «Набрызг». Знакомство с техникой изображения «Набрызг».
Техника безопасности при работе. Виды материалов и инструментов,
используемых для «набрызга». Просмотр детских работ.
Практическое занятие
13

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение творческой

работы,

используя технику изображения

«Набрызг».
Тема 3.2 Рисование «Разноцветные коты» (1 час)
Отработка умений и навыков рисование техникой «Набрызг». Подбор
цветовой гаммы.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы. Отработка умений и навыков рисование техники
«Набрызг».
Тема 3.3 Рисование «Звездное небо» (1 час)
Просмотр картинок звёздного неба. Холодная и тёплая гамма.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение рисунка в технике «Набрызг». Отработка приёмов в технике
«Набрызг».
Тема 3.4Творческая работа «Грустный дождик» (1 час)
Просмотр детских работ. Понятие «Наложение цвета», «Влияние цвета
на цвет».
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение рисунка « Грустный дождик» в технике «Набрызг».
Раздел

IV.

Техника

изображения

«Рисование

мыльными

пузырями» (9 часов)
Тема 4.1 Техника изображения «Рисование мыльными пузырями
(1 час)
Техника рисования мыльными пузырями. Смешивание красок в воде.
Понятие абстракция.
Практическое занятие
14

Организация рабочего места.
Изготовление

мыльного

Техника

раствора.

безопасности

Выполнение

рисунка

при

работе.

в

технике

«Рисование мыльными пузырями».
Тема 4.2 «Подводное царство золотой рыбки» (1 час)
Просмотр детских работ. Отработка умений и навыков рисование
техникой «Рисование мыльными пузырями». Подбор цветовой гаммы.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение рисунка в технике «Рисование мыльными пузырями».
Тема 4.3 Творческая работа «Лето» (4 часа)
Закрепление техники «Рисование мыльными пузырями». Отработка
умений и навыков самостоятельной творческой работы.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение самостоятельной творческой работы «Лето».
Раздел V. Рисование по мокрому (4 часа)
Тема 5.1 «Морские глубины» (2 часа)
Знакомство с техникой по мокрому. Изучение техники работы
акварельными красками. Цветовая гамма и смешивание красок. Понятие
«Цветовое решение».
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы рисование нетрадиционной изобразительной техникой
по мокрому фону акварельными красками.
Тема 5.2 «Какого цвета море?» рисование по мокрому полотну
(2 часа)
Просмотр детских работ выполненные в технике по мокрому.
Применение холодных оттенков в живописи. Отработка смешивание красок.
Практическое занятие
15

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы рисование нетрадиционной изобразительной техникой
по мокрому фону акварельными красками.
Тема 5.3 «Акварелька» - занятие игра (1 час)
Способы нанесения краски на бумагу.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Закрепление умения рисовать нетрадиционной изобразительной техникой
по мокрому фону акварельными красками через игру.
Тема 5.4 Упражнение «Унылая пора…» (1 час)
Способы нанесения краски на бумагу.
Практическое занятие
Выполнение

упражнения

рисование

изобразительной техникой по мокрому

нетрадиционной

фону акварельными красками.

Закрепления умения смешивать на палитре краски. Рисуем осень.
Раздел VI. Техника «Тычок жёсткой кистью» (9 часов)
Тема 6.1 «Пушистый котёнок» (1 час)
Знакомство с понятием «Тычок жёсткой кистью». Знакомство со
способом «Тычок жёсткой кистью».

Просмотр работ детских работ,

выполненных в данной технике.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

техникой «Тычок

рисование

жёсткой

кистью»

нетрадиционной
гуашевыми

изобразительной

красками.

Дорисовка

изображения.
Тема 6.2 «Весёлый снеговик» игра рисование (2 часа)
Просмотр картинок снеговичёк. Прослушивание сказки про снеговика.
Подготовка материала акварельный лист, кисти, белая гуашь.
Практическое занятие
16

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

рисование

нетрадиционной

изобразительной

техникой «Тычок жёсткой кистью» гуашевыми красками.
Тема 6.3 «Зайцы на полянке» составление композиции (2 часа)
Изучения правил композиции. Составление композиции. Цветовое решение
работы.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

рисование

нетрадиционной

изобразительной

техникой «Тычок жёсткой кистью» гуашевыми красками. Применение
приемов рисования жёсткой кистью, работа с гуашью.
Тема 6.4 «Ёлочка пушистая нарядная» (4 часа)
Просмотр презентации «Как правильно рисовать ёлочку». Изучение
последовательное выполнение этапов работы.
Практическое занятие
Выполнения работы. Применение приемов «Тычок жёсткой кистью».
Отработка умений работать с гуашью.
Раздел VII. Техника «Рисование ватными палочками» (20 часов)
Тема 7.1 «Страна мастеров». Знакомство с техникой «рисование
ватными палочками (2 часа)
Технология «Рисование ватными палочками». Просмотр работ детских
работ, выполненных в данной технике.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы нетрадиционной изобразительной техникой рисования
ватными палочками. Выполнение приемов получения точек, линий, и др.
фигур используя ватные палочки.
Тема 7.2 Солнышко лучистое (2 часа)
Последовательность выполнения «Рисование ватными палочками».
17

Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

изобразительной

техникой

«Рисования ватными палочками». Отработка умений и навыков способом
«рисование ватными палочками» используя приемы получения точек, линий,
и др. фигур используя ватные палочки. Рисуем солнышко.
Тема 7.3 Рукавички для детей (2 часа)
Понятие орнамент. Просмотр детских рисунков.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

«Рисования ватными палочками». Отработка

изобразительной

техникой

приемов полученных с

помощью точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки.
Тема 7.4 Подсолнухи (2 часа)
Правила композиции. Цветовая гамма.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

«Рисования ватными палочками». Отработка

изобразительной

техникой

приемов полученных с

помощью точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки.
Тема 7.5 Цветочная поляна (2 часа)
Составление композиции, подборка цветов.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

«Рисования ватными палочками». Отработка

изобразительной

приемов полученных с

помощью точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки.
Тема 7.6 Рыбка (2 часа)
Просмотр иллюстраций с рыбками.
18

техникой

Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

«Рисования ватными палочками». Отработка

изобразительной

техникой

приемов полученных с

помощью точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки.
Тема 7.8 Рисуем подводный мир ватными палочками (2 часа)
Правила составление композиции.
Практическое занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

«Рисования ватными палочками». Отработка

изобразительной

техникой

приемов полученных с

помощью точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки.
Тема 7.9 Создание репродукции «Волшебница зима околдовала
лес» (2 часа)
Прослушивание сказки «Зимний лес». Составление композиции
карандашом.
Практическое занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

«Рисования ватными палочками». Отработка

изобразительной

техникой

приемов полученных с

помощью точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки.
Тема 7.8 «Космический пейзаж» (4 часа)
Беседа про космос. Просмотр презентации про космос. Понятие
пейзаж.
Практическое занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение

работы

нетрадиционной

«Рисования ватными палочками». Отработка

изобразительной

приемов полученных с

помощью точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки.
19

техникой

Раздел VIII. Техника «Монотипия» (4 часа)
Тема 8.1 Что такое - «Монотипия»? (1 час)
Понятие «Монотипия». Знакомство о творчестве некоторых
зарубежных и советских художников, которые работали в технике
«Монотипия». Рассказ об основных направлениях монотипии.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы в технике «Монотипия».
Тема 8.2 «Бабочка» (1 час)
Способы нанесения краски, материалы и инструменты, необходимые
при работе. Просмотр детских рисунков, выполненных в данной технике.
Последовательность выполнения.
Практическое занятие
Выполнение работы в технике «Монотипия». Закрепления умения
завершать рисунок недостающими элементами, способом по выбору (тычок,
рисование кистью и др.)
Тема 8.3 Рисование «Природа отражается в воде» (1 час)
Способы нанесения красок.
Практическое занятие
Выполнение работы в технике «Монотипия».
Тема 8.4 «Россыпь талантов» выставка детских работ (1 час)
Презентация детских работ в технике «Монотипия». Оформление
выставки. Подведение итогов.
Раздел IX. Поделки из фольги (6 часов)
Тема 9.1 Волшебные цветы (2 часа)
Технология выполнения поделок из фольги. Способы и приёмы
работы из материала фольга. Материалы и инструменты.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы из фольги.
20

Тема 9.2 Гроздь винограда в вазе (2 часа)
Отработка приёмов работы с фольги.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы из фольги.
Тема 9.3 Проверочная работа по разделу (2 часа)
Выполнение итоговой проверочной работы по опрос – карте «Поделки из
фольги»
Раздел X. Презентация (6 часов)
Тема 10.1 Творческая работа (2 часа)
Правила выполнения творческой работы.
Практическое занятие
Выполнение работы по выбору
Тема 10.2 Проверочная работа за год (2 часа)
Практическое занятие
Выполнение итоговой проверочной работы за год по тесту «Умелые
ручки».
Тема10.3 Итоговая творческая выставка (2 часа)
Понятие «Творческая выставка». Способы оформления выставки.
Отбор творческих работ для выставки.
Практическое занятие
Оформление творческой выставки. Презентация выставки.

21

Учебно-тематический план Программы
второй год обучения (72 часа)
№

1.1
1.2
1.3

2.1

2.2

2.3
2.4
2.5
2.6

2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16

3.1

3.2
3.3
3.4

Название темы

Всего
часов

Теория

I. Материаловедение
Вводное занятие
Инструменты и материалы
Техника безопасности
Итоговая проверочная работа
по разделу
«Материаловедение»
II.Лепка из пластилина
Вводное
занятие.
«Путешествие
в
Пластилинию»
Плоскостное
изображение.
«Подарки осени»
Плоскостное изображение
«Гусеница»
Плоскостное
изображение
«Ёжик»
Плоскостное
изображение
«Рыбка»
Плоскостное
изображение
«Натюрморт
из
чайной
посуды»
Рельефное
изображение
«Курочка с цыплёнком»
Знакомство с симметрией.
Аппликация «Бабочки»
Божьи коровки на ромашке
Лепная картина. «Цветы для
мамы»
Панно «Ромашки»
Панно «Подсолнухи»
Рамочка для фотографий
Цветочное панно
Индивидуальная творческая
работа
Итоговая проверочная работа
по разделу «Лепка из
пластилина»
III.Тестопластика
История лепки из соленого
теста.

3
1
1

1
0,5
0,5

Сувениры
Веселый зоопарк
Древний замок

1

Практика

Форма
Контроля

2
0,5
0,5
1

46
1

8
0,5

38
0,5

2

0,5

1,5

наблюдение

2

0,5

1,5

наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

4

0,5

3,5

наблюдение

4

0,5

3,5

наблюдение

4

0,5

3,5

наблюдение

4
4

0,5
0,5

3,5
3,5

наблюдение
наблюдение

4
4
4
6
4

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

3,5
3,5
3,5
5,5
3,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

23
1

7
0,5

16
0,5

наблюдение

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение

22

наблюдение

3.5
3.6
3.7
3.8

Сказочный персонаж
Корзина с ягодой
Пейзаж
Мой аквариум

2
2
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

3.9
3.10

Веселые клоуны.
Просмотр работ,
выполненных в технике
«Тестопластика».
Индивидуальная творческая
работа
Итоговая творческая работа за
год
Подготовка
к
итоговой
выставке
Итого за год

3
1

0,5
0,5

2,5
0,5

наблюдение
наблюдение

2

0,5

1,5

наблюдение

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

72

16

56

3.11
3.12
3.13

23

наблюдение
Выставка

Содержание учебно-тематического плана
второй год обучения
Раздел I. Материаловедение (3 часа)
Тема 1.1 Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с программой, её целями, задачами.
Правила поведения на занятиях.
Практические занятия
Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Просмотр
слайдовых презентаций «Введение в образовательную программу».
Тема 1.2 Инструменты и материалы. Техника безопасности (1 час)
Материалы и инструменты, их назначение и применение.
Практические занятия
Техника безопасности при использование инструментов и материалов
(стеки, кисти, краски, солёное тесто, пластилин). Просмотр слайдовой
презентации

«Техника

безопасности».

Организация

рабочего

места.

Соблюдение техники безопасности. Отработка приёмов и способов лепки.
Отработка умений работы стекой (нарезание, нанесение рисунка, вырезание).
Тема

1.3

Итоговая

проверочная

работа

по

разделу

«Материаловедение» (1 час)
Последовательность выполнения проверочной работы. Вопросы.
Практическое занятие
Выполнение итоговой проверочной работы. Ответы на вопросы.
Раздел II. Лепка из пластилина (46 часов)
Тема 2.1 Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию» (1 час)
Понятие «Лепка». Виды лепки. История лепки. Объёмные и
плоскостные

композиции.

Просмотр

Пластилинию». Техника безопасности.
Практическое занятие.

24

презентации

«Путешествие

в

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с
пластилином и стеками. Отработка приёмов работы с пластилином. Работа
стеками.
Тема 2.2 Плоскостное изображение «Подарки осени» (2 часа)
Понятие «Пластилиновая живопись». Технология
живописи.

Технология

последовательного

пластилиновой

выполнения

изделий

из

пластилина. Просмотр картинок с изображением осень. Зарисовка эскиза
работы. Техника безопасности.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы.
Тема 2.3 Плоскостное изображение «Гусеница» (2 часа)
Понятие

«Плоскостное

изображение».

Понятие

«Пропорция».

Технология последовательной лепки плоского изображения. Просмотр
детских работ.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе
Отработка умений в работе с пластилином. Растирание пальцами пластилин
по контуру, изображённому на картоне.
Тема 2.4 Плоскостное изображение «Ёжик» (2 часа)
Технология последовательной лепки плоского изображения. Просмотр
детских работ.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе
Отработка умений в работе с пластилином. Растирание пальцами пластилин
по контуру, изображённому на картоне.
Тема 2.5 Плоскостное изображение «Рыбка» (2 часа)
Технология последовательной лепки плоского изображения. Просмотр
детских работ.
25

Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе
Отработка умений в работе с пластилином. Растирание пальцами пластилин
по контуру, изображённому на картоне.
Тема 2.6 Плоскостное изображение «Натюрморт из чайной посуды»
(4 часа)
Технология последовательной лепки плоского изображения. Просмотр
детских работ.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе
Отработка умений в работе с пластилином. Растирание пальцами пластилин
по контуру, изображённому на картоне.
Тема 2.7 Рельефное изображение «Курочка с цыплёнком» (4 часа)
Понятие «Рельеф». Технология последовательной лепки рельефного
изображения.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе
Отработка умений в работе с пластилином. Работа с формами.
Тема 2.8 Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» (4 часа)
Понятие «Симметрия». Технология смешивание пластилина.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе
Отработка умений в работе с пластилином. Работа с формами.
Тема 2.9 Божьи коровки на ромашке (4 часа)
Лепная картина. Правила композиции. Составление эскиза.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Отработка умений в работе с пластилином. Работа с формами.
Тема 2.10 Лепная картина. «Цветы для мамы» (4 часа)
26

Приёмы и способы выполнения лепной картины. Понятие «Колорит»,
«Цветовой спектр», «Гамма». Основные приёмы и способы лепки из
пластилина. Виды и способы выполнения пластилиновой живописи. Правила
и способы оформления готовой работы. Просмотр детских работ.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе. Работа
с инструкционными картами.
Тема 2.11 Панно «Ромашки» (4 часа)
Просмотр детских работ. Пластилиновая живопись.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Обучение правил смешивание пластилина в работе. Отработка приёмов
работы с пластилином.
Тема 2.12 Панно «Подсолнухи» (4 часа)
Технология последовательного выполнения цветка подсолнух из
пластилина.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе. Работа
с инструкционными

картами. Отработка приема изготовления цветка

подсолнух.
Тема 2.13. Рамочка для фотографий (4 часа)
История рамки для фотографий. Просмотр презентации.
Практические занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Отработка изготовления элементов (жгут, косичка). Выполнение работы
украшения изделия узорами.
Тема 2.14 Цветочное панно (6 часов)
Технология последовательной лепки сложных элементов. Технология
лепки.
27

Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы применение технике лепки жгутики; соединение частей,
прижимания их.
Тема 2.15 Индивидуальная творческая работа (4 часа)
Правила выполнения индивидуальной творческой работы.
Практические занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе
Выполнение работы изготовление изделия. Отработка приёмов соединение
деталей.
Тема 2.16 Итоговая проверочная работа по разделу «Лепка из
пластилина» (1 час)
Закрепления знания по разделу. Последовательность выполнение
работы.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе. Выполнение
итоговой проверочной работы по разделу «Лепка из пластилина»,
самостоятельное выполнение простых элементов из пластилина.
Раздел 3. Тестопластика (23 часа)
Тема 3.1 История лепки из солёного теста (1 час)
Этапы работы с солёным тестом: замес, окрашивание, сушка. Понятие
«Тестопластика». История лепки из солёного теста. Виды лепки. Материалы
и

инструменты.

Способы

изготовления

солёного

теста.

Правила

просушивание изделий из солёного теста. Просмотр детских работ.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнения работы лепка мелких деталей.
Тема 3.2 Сувениры (2 часа)
Виды сувениров. История возникновения сувениров.
28

Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе. Выполнение
работы

изготовление

сувенира

из

цветного

теста.

Декорирование,

оформление изделия.
Тема 3.3 Веселый зоопарк (2 часа)
Просмотр фотографий с изображением зверей.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Технология последовательного выполнения изделий, из солёного теста
соблюдая пропорции. Работа стеками.
Тема 3.4 Древний замок (2часа)
Демонстрация готовых работ из солёного теста. Присмотр фотографии
изделий. Технология заведения теста с правильными пропорциями и
способами

добавок

(клей,

крахмал).

Хранения

солёного

теста.

Последовательность выполнения лепки из окрашенного теста. Зарисовка
эскиза замка.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Выполнение деталей для замка из солёного теста. Сборка деталей мокрой
кистью и накладыванием на основу.
Тема 3.5 Сказочный персонаж (2 часа)
Последовательность

выполнения

лепки

сказочных

персонажей

(медведь, лиса, дед и др.). Технология окрашивание теста. Зарисовка эскиза
сказочных персонажей по замыслу.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с
инструментами (ножницы, стеки), правила работы. Отработка умения
выполнять детали из солёного теста (сказочные персонажи). Сборка деталей,
способом смачивания деталей мокрой кистью и накладывания на основу.
Выполнение окрашивания персонажей (гуашь, акварельные краски).
29

Тема 3.6 Корзина с ягодой (2 часа)
Технология выполнение лепки ягод, лепестков, цветов из окрашенного
теста. Способы сушки.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Выполнение
приёма плетёных изделий, имитация плетения. Работа с инструкционной
картой.
Тема 3.7 Пейзаж (2 часа)
Понятие « Пейзаж». Просмотр репродукций художников. Технология
лепки пейзажа.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Выполнение
деталей для пейзажа деревья камни, звери и т.д. Сборка деталей, способом
смачивания деталей мокрой кистью и накладыванием на основу.
Тема 3.8 Мой аквариум (2 часа)
Приемы лепки мелких деталей, использование шаблонов и трафаретов
в работе с тестом.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Выполнение панно из
солёного теста.
Тема 3.9 Весёлые клоуны (2 часа)
Приемы и технология выполнения работы. Правила

соединение

деталей.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Выполнение
работы из солёного теста.
Тема

3.10

Просмотр

работ

«Тестопластика» (1 час)
Презентация творческих работ.
30

выполненных

в

технике

Практическое занятие
Обсуждение.
Тема 3.11 Индивидуальная творческая работа. (2 часа)
Итоговая творческая работа по разделу «Тестопластика», с помощью
педагога.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Зарисовка эскиза.
Выполнение творческой работы по «Тестопластике».
Тема 3.12 Итоговая творческая работа за год (1 час)
Последовательность выполнения проверочной работы.
Практические занятия
Выполнения

итоговой

творческой

работы

из

пластилина.

Самостоятельное выполнение простых элементов из солёного теста.
Тема 3.13 Подготовка к итоговой выставке (1 час)
Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Правило
оформления выставки. Отбор творческих работ. Обсуждение «Чему
научились за год».

31

Учебно-тематический план Программы
третий год обучения (72 часа)
№

1.1
1.2
1.3

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Название темы

Всего
часов

Теория

I. Материаловедение
Введение
Инструменты и материалы.
Техника безопасности

3
1
1

1
0,5
0,5

Итоговая проверочная работа по
разделу «Материаловедение»
II.
Поделки из бумаги и
картона
Бумагопластика
Карнавальная маска
Записная книжка
Мозаики из обрывных кусочков
Поздравительная открытка.
Объемное панно из цветной
бумаги.
Моделирование
и
конструирование объёмных и
плоскостных игрушек из картона.
Индивидуальная
творческая
работа.
Пасхальные яйца.
Аппликации из «ладошек».
Птицы из «ладошек»
Панно «Лебеди»
Рыбешки - «ладошки»
Торцевание.

1

«Нарциссы»
Итоговая творческая работа по
разделу «Поделки из бумаги и
картона»
III. Модульные оригами
Модульное оригами. Просмотр
работ в этой технике.
Базовые элементы модульного
оригами.
«Пчелка»
«Ваза»
Итоговая творческая работа по
разделу «Модульное оригами»
Итоговая творческая работа за

2
0,5
0,5
1

Тест. Опрос.

52

7,5

44,5

1
2
4
4
2
4

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
1,5
3,5
3,5

6

0,5

4

0,5

3,5

наблюдение

4
4
4
4
4
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

3,5
3,5
3,5
3,5
3,5
2,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
4

0,5
0,5

1,5
3,5

наблюдение
Итоговая
творческая
работа

17
1

2,5
0,5

14,5
0,5

наблюдение

2

0,5

1,5

наблюдение

4
4
2

0,5
0,5
0,5

3,5
3,5
1,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

наблюдение

2
32

Практика Форма
Контроля

3,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

3.7

год
Подготовка к итоговой выставке

2

Итого за год

72

33

2

11

61

Итоговая
творческая
работа

Содержание учебно-тематического плана
третий год обучения
Раздел I. Материаловедение (3 часа)
Тема 1.1 Введение (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами.
Знакомство с творческими работами учащихся. Правила поведения на
занятиях. Тест.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Демонстрация

детских работ. Выполнение

теста на выявление творческих способностей.
Тема 1.2 Инструменты и материалы. Техника безопасности (1 час)
Материалы и инструменты, их назначение и применение. Техника
безопасности при работе с материалами и инструментами. Бумага её виды и
свойства. Изготовление бумаги. Способы обработки бумаги. Понятие
плоскостная и объёмная аппликация. Способы сгибание бумаги.
Практическое занятие
Техника безопасности при использование инструментов и материалов
(ножницы, клей). Организация рабочего места. Отработка технологических
приемов работы с бумагой.
Тема

1.3

Итоговая

проверочная

работа

по

разделу

«Материаловедение» (1 час)
Вопросы. Презентация.
Практическое занятие
Ответы на вопросы.
Раздел II. Поделки из бумаги и картона (52 часа)
Тема 2.1 Бумагопластика (1 час)
История

возникновение

техники

«Бумагопластика».

«Бумагопластика». Способы сгибание бумаги скручивание.
Практическое занятие
34

Понятие

Организация

рабочего

места.

Техника

безопасности.

Отработка

технологических приёмов работы с бумагой.
Тема 2.2 Карнавальная маска (4 часа)
Рассказ « История происхождение карнавальной маски». Знакомство с
разнообразием материала, его свойствами Техника безопасности.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Выполнение
работы

изготовление

карнавальной

маски

из

цветного

картона.

Декорирование изделия из цветной бумаги.
Тема 2.3 Записная книжка (4 часа)
Понятие

«Бумажная

аппликация».

Демонстрация

готовых

выполненных записных книжек в технике аппликации. Последовательность
выполнения работы.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Отработка
технологических приёмов работы симметрическое вырезание из листьев
бумаги, сложенных пополам, изображений фигур.
Тема 2.4 Мозаики из обрывных кусочков (2 часа)
Понятие «Мозаика». История возникновения мозаики. Приёмы работы
в технике «Мозаика». Просмотр презентации «Творения великих художников
в технике «Мозаика».
Практические занятия
Организация

рабочего

технологических приёмов в

места.

Техника

безопасности.

Отработка

изготовление картины, используя обрывные

кусочки цветной бумаги, приклеивания в технике мозаика.
Тема 2.5 Поздравительная открытка (4 часа)
Истории открытки. Просмотр открыток.

35

Практическое занятие
Организация

рабочего

места.

Техника

безопасности.

Последовательность выполнения изготовления элементов из цветной бумаги.
Способы соединения деталей с помощью клея карандаша.
Тема 2.6 Объёмное панно из цветной бумаги (4 часа)
Виды гофрированной бумаги, ее использование в работе. Показ
детских

работ.

Способы

и

приемы

склеивания

и

скручивания.

Последовательность выполнения работы. Знакомство с техникой объемной
аппликации.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Подготовка
необходимых материалов для работы: цветная двусторонняя бумага,
гофрированная бумага, проволока, ножницы, клей. Последовательность
выполнения работы. Создание опоры цветов, вырезание листьев и основы
цветов. Склеивание и скручивание цветов различных видов. Составление
композиции.
Тема

2.7

Моделирование

и

конструирование

объёмных

и

плоскостных игрушек из картона (4 часа)
Технология изготовления объёмных и плоскостных игрушек из картона
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе (ножницы,
клей). Изготовление основы для игрушки. Декорирование игрушки.
Тема 2.8 Индивидуальная творческая работа (2 часа)
Знакомство с изготовлением новогодних игрушек из бумаги и картона.
Использование щелевого соединения, ажурного вырезания. Создание
объёмных изделий из одинаковых деталей путём склеивания.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Изготовление игрушек
путем

склеивания

одинаковых

деталей
36

(гирлянда,

шары),

игрушки

изготовленные щелевым соединением (фонарики, цыплёнок), ажурные
игрушки (снежинки, ёлочка).
Тема 2.9 Пасхальные яйца (4 часа)
Изучение истории праздника Пасха. Просмотр презентации пасхальные
яйца.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Изготовление
пасхального яйца из цветной бумаги. Декорирование изделия объёмными
цветочками из бумаги.
Тема 2.10 Аппликации из ладошек (4 часа)
Просмотр детских работ в технике аппликация из ладошек.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности.

Отработка

приёмов работы с бумагой.
Тема 2.11 Птицы из «ладошек» (4 часа)
Изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Подготовка
заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию.
Тема 2.12 Рыбешки - «ладошки» (4 часа)
Просмотр картинок с рыбками.
Практические занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности. Изготовление
различных рыбешек по выбору.
Тема 2.13 Торцевание (3 часа)
Понятие «Торцевание». Технология работы в технике «Торцевание».
Просмотр работ в этой технике «Торцевание».
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Отработка
приемов работы с бумагой.
37

Тема 2.14 «Нарциссы» (2 часа)
Последовательность выполнения объёмной аппликации.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Изготовление
аппликации.
Тема 2.15

Итоговая творческая работа по разделу «Поделки из

бумаги и картона» (4 часа)
Последовательность выполнения проверочной работы.
Практические занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности. Выполнение
итоговой проверочной работы по опрос – карте «Поделки из бумаги и
картона.
Раздел III. Модульные оригами (17 часов)
Тема 3.1

Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике

(1 час)
Вводное занятие. История развития оригами. Правила пользования
материалами и инструментами. Изучение терминов, принятые в оригами.
Понятие «базовые формы».
Практические занятия
Организация рабочего места. Техника безопасности. Отработка
приёмов выполнения базовой формы «Треугольник».
Тема 3.2 «Пчелка» (4 часа)
Демонстрация готовых изделий – игрушек. Беседа о насекомых.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности Выполнение
работы изготовление модульных пчёлок. Отработка приёмов складывание
изделий на

основе данных базовых форм.

работы в панно.
Тема 3.3 «Ваза» (4 часа)
38

Оформление коллективной

Изготовление объемной работы. Отработка приёмов складывания и
соединения.
Практическое занятие
Организация рабочего места. Техника безопасности. Закрепление
навыка изготовления объемной работы.
Тема 3.4 Индивидуальная творческая работа
Выполнение индивидуальных работ по теме «Модульное оригами».
Практическое занятие
Организация рабочего места Соблюдение техники безопасности с
инструментами

(ножницы,

клей).

Закрепление

умения

изготавливать

объёмные фигурки в технике «Модульное оригами».
Тема 3.5

Итоговая творческая работа по разделу

«Модульное

оригами» (4 часа)
Последовательность выполнения проверочной работы.
Практическое занятие
Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами
(ножницы, клей). Выполнение итоговой проверочной работы по тесту
«Модульное оригами».
Тема 3.6 Итоговая творческая работа за год (1 час)
Объяснение правил выполнения работы.
Практическое занятие
Выполнение итоговой проверочной работы за год.
Тема 3.7 Подготовка к итоговой выставке (1 час)
Оформление выставки. Презентация выставки.

39

1.4. Планируемые результаты
Главный показатель результата: творческая реабилитация – это
повышение уровня духовного и интеллектуального развития, укрепление
здоровья ребенка с ОВЗ, овладение ими необходимыми умениями, навыками
по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в
собственной полноценности и социальной значимости.
Как правило, учащиеся будут:
знать:
- представления: о свойствах и возможностях бумаги, картона, природного
материала, других подручных средств как материала для художественного
творчества;
- основы в области композиции, формообразования;
- основные виды работ из пластилина, теста, бумаги;
научатся
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления
поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать,
осуществлять самоконтроль);
- выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
приобретут:
-

умения

самостоятельно

использовать

полученные

знания

для

самостоятельной работы по декоративному прикладному и изобразительному
творчеству.

40

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года:
Начало учебного года –

01.09.

Начало учебных занятий –

не позднее 15.09. г.

Продолжительность учебного года – 36 недель
Количество Праздни
недель
чные
образовате
дни
льного
процесса

2 полугодие

Года
обуче
ния

1 полугодие

2. Календарь занятий
Количест
во
недель
образоват
ельного
процесса
21неделя

1 год Не
обуче поздн
ния
ее
15.09
-31.12

15 недель

Ноябрь:
04

09.0131.05

2 год 01.09
обуче -31.12
ния

15 недель

Ноябрь:
04

09.0131.05

21неделя

3и
01.09
более -31.12
год
обуче
ния

15 недель

Ноябрь:
04

09.0131.05

21неделя

Праздни Летние
чные
канику
дни
лы

Всего
в год

Январь:
01,02,03,
04,05,06,
07,08
Февраль
: 23
Март: 08
Май: 01,
09
Январь:
01,02,03,
04,05,06,
07,08
Февраль
: 23
Март: 08
Май: 01,
09
Январь:
01,02,03,
04,05,06,
07,08
Февраль
: 23
Март: 08
Май: 01,
09

01.0631.08

36
недель

01.0631.08

36
недель

01.0631.08

36
недель

Продолжительность академического часа индивидуальных занятий –
20-40 минут в зависимости от заболевания. После каждого академического
часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут.
41

2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной Программы созданы следующие
условия:
Кадровые условия реализации Программы:
Педагог

дополнительного

образования,

реализующий

данную

Программу, владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
- имеет средне специальное или высшее педагогическое образование,
квалификацию (по диплому) – педагог дополнительного образования или
учитель обслуживающего труда;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.
Материально-техническое обеспечение
- Материальные:

пособиями,

кабинет,

мебелью.

специально

Магнитная

оборудованный

доска.

Тематические

наглядными
картинки.

Демонстрационные материалы.
- Наглядно-плоскостные:

инструкционные

карты

наглядные
плакаты,

фонд

методические
работ

учащихся,

пособия,
настенные

иллюстрации.
- Демонстрационные: демонстрационные модели.
- Электронные

образовательные

ресурсы:

сетевые

образовательные

ресурсы;
- Аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

фонотека.
42

2.3. Формы аттестации/контроля
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода
реализации Программы: наблюдение, конкурс, выставка, опрос. Важным
показателем эффективности реализации программы являются выставки
творческих работ учащихся, участие в конкурсах, фестивалях, выставках.
Для большинства учащихся основным результатом является произведение
собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый
в ходе освоения Программы. При этом успехи, достижения детей с
ограниченными возможностями здоровья сравниваются не с каким-то
стандартом, а с исходными возможностями.
2.4. Оценочные материалы
Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение,
вопросы.
2.5. Методическое обеспечение
Содержание,

методы

и

приемы

обучения

данной

Программы

направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать
субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности
путем организации познавательной деятельности.
Программа обучения составлена так, чтобы учащиеся не слишком
утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими
и не слишком трудными.
Основной формой организации работы по программе является –
занятие. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей
заинтересованности

учащимся

предлагаются

дидактические

игры

и

упражнения на внимание, сообразительность.
Инструктаж

по

технике

безопасности

проводится на каждом занятии.

43

при

проведении

работ

Формы организации занятий по Программе:
Работа по Программе с детьми с ОВЗ, наиболее приемлемым и
целесообразным
учащимися.

является

Когда

индивидуальный

учащиеся

получат

метод

взаимодействия

определенную

физическую

с
и

психологическую подготовку, можно переходить к включению учащегося в
групповые занятия.

44

Список литературы
1. Артамонова, Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для
дочек: Секреты-самоделки. [Текст] / Е. В. Артамонова – М.: Изд –

во

«ЭКСМО-Пресс», 2013. – 64 с.
2. Борисова, А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных
аксессуаров для вашего дома. [Текст] / А. В. Борисова - М.: РИПОЛ классик,
2011.-320 с.
3. Кузьмина, М. А. Азбука плетения. Второе издание [Текст] / М. А. Кузьмина
– М.: Легпромбытиздат, 2014. – 320 с.: ил.
4. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А. А.

Фатеева. – Изд-во

Ярославль: Академия развития, 2014. – 96 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Грушина, Л. В. Живые игрушки: книга для занятий с детьми [Текст] / Л. В.,
Грушина, – М.: Изд-во Смоленск: «Карапуз – Дидактика», 2015. – 39 с.
2. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А. А., Фатеева. – М.: Изд-во
Ярославль: Академия развития, 2014. – 96 с.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».